8 класс Вероятность и статистика

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА"
Рабочая программа по учебному курсу "Вероятность и статистика" для обучающихся 8 классов
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому
образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также
целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе
учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской
Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно
стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе
математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной
необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой
общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши
дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере
экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким
образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются
фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от
простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для
развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание
принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация
разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна
повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять
расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами
геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц,
диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер
случайных событий.
Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более
важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных
навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека
естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и
синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических
умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений,
способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым
развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании
алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам,
совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной
деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны
мышления.
Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и
информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические
средства для выражения суждений и наглядного их представления.
Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство
с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий

от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для
решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой
вклад в формирование общей культуры человека.
Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию
красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению
идеи симметрии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В современном цифровом мире вероятность и статистика при обретают всё большую значимость,
как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому
человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая
подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения
образования и для успешной профессиональной карьеры. Каждый человек постоянно принимает
решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях
недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное
и статистическое мышление.
Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную
грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и
критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать
вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие
вероятностные расчёты. Знакомство с основными принципами сбора, анализа и представления
данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным
интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа
вариантов, в том числе, в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт
математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых
технологий. Помимо этого, при изучении статистики и вероятности обогащаются представления
учащихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли
статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного
мышления.
В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и
статистика» основной школы выделены следующие содержательно-методические
линии:«Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы
комбинаторики»;«Введение в теорию графов».
Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для
формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации,
представленной в таблицах, на диаграммах и графиках до сбора, представления и анализа данных с
использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными,
обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и
критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и
оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы. Интуитивное представление о
случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей
основой для изучения теории вероятностей. Большое значение здесь имеют практические задания, в
частности опыты с классическими вероятностными моделями.
Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении курса
обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных
экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами
позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В курс входят начальные представления о

случайных величинах и их числовых характеристиках. Также в рамках этого курса осуществляется
знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами,
рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других
математических курсах и учебных предметах.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 8 классе изучается курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление
данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в
теорию графов». На изучение данного курса отводит 1 учебный час в неделю, всего 34 учебных часа в
год.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА"
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Множество, элемент множества,
подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства
операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения.
Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений,
при решении задач.
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов.
Диаграмма рассеивания.
Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с
равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и
практически достоверными событиями в природе, обществе и науке.
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между
числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов.
Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий.
Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило
умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на
нахождение вероятностей с по мощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного курса «Вероятность и статистика» должно обеспечивать достижение на уровне
основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика»
характеризуются:
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением
к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих
достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о
математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского
общества (выборы, опросы и пр.);
готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением
достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности,
осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как
сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации;
овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира;
овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового
образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
— готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей

компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
— способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать
и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Вероятность и
статистика»характеризуются овладением универсальными познавательными действиями,
универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.
1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных
процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических,
исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий,
отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать
существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
— воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и
отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
— выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных,
наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
— делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
— разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить
самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию,
приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;
— выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы,
фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное,
формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов
между собой;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого

наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и
обобщений;
— прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его
развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
— выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения
задачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
— выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно.
2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных
навыков обучающихся.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения;
ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать
пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
— в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой
задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в
корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
— представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории.
Сотрудничество:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
учебных математических задач;
— принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы,
распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать
мнения нескольких людей;
— участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и
др.);
— выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным
участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и
жизненных навыков личности.
Самоорганизация:

самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и
корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
— владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в
деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
— оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять
причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому
опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» в 8 классе характеризуются
следующими умениями.
— Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм,
графиков; представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
— Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер
рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).
— Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам
измерений и наблюдений.
— Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных
событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями.
— Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера,
числовая прямая.
— Оперировать понятиями: множество, подмножество; выполнять операции над множествами:
объединение, пересечение, дополнение; перечислять элементы множеств; применять свойства
множеств.
— Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания
процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и
курсов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Повторение курса 7 класса
1.1. Представление данных.

0.5

0

0

09.01.2023 Повторять изученное и выстраивать систему знаний;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

1.2. Описательная статистика.

0.5

0

0

13.01.2023 Повторять изученное и выстраивать систему знаний;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

1.3. Случайная изменчивость.

0.5

0

0

16.01.2023 Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных
характеристик;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

1.4. Средние числового набора.

0.5

0

0

18.01.2023 Повторять изученное и выстраивать систему знаний;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

1.5. Случайные события.

0.5

0

0

20.01.2023 Решать задачи на представление группированных данных и описание
случайной изменчивости;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

1.6. Вероятности и частоты.

0.5

0

0

23.01.2023 Решать задачи на определение частоты случайных событий, обсуждение
примеров случайных событий, маловероятных и практически достоверных
случайных событий, их роли в природе и жизни человека;

Диктант;

https://resh.edu.ru/

1.7. Классические модели теории вероятностей:
монета и игральная кость

1

0

0

25.01.2023 Решать задачи на определение частоты случайных событий, обсуждение
примеров случайных событий, маловероятных и практически достоверных
случайных событий, их роли в природе и жизни человека;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

4

Раздел 2. Описательная статистика. Рассеивание данных
2.1. Отклонения.

1

0

0

27.01.2023 Осваивать понятия: дисперсия и стандартное отклонение, использовать эти
характеристики для описания рассеивания данных;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

2.2. Дисперсия числового набора.

1

0

0

30.01.2023 Выдвигать гипотезы об отсутствии или наличии связи по диаграммам
рассеивания;

Тестирование;

https://resh.edu.ru/

2.3. Стандартное отклонение числового набора.

1

0

0

01.02.2023 Строить диаграммы рассеивания по имеющимся данным, в том числе с
помощью компьютера;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

2.4. Диаграммы рассеивания

1

0

0

03.02.2023 Строить диаграммы рассеивания по имеющимся данным, в том числе с
помощью компьютера;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

4

0

0

06.02.2023 Осваивать понятия: множество, элемент множества, подмножество;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

Раздел 3. Множества
3.1. Множество, подмножество.

1

3.2. Операции над множествами: объединение,
пересечение, дополнение.

1

0

0

10.02.2023 Выполнять операции над множествами: объединение, пересечение,
дополнение;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

3.3. Свойства операций над множествами:
переместительное, сочетательное,
распределительное, включения.

1

0

0

13.02.2023 Использовать свойства: переместительное, сочетательное, распределительное,
включения;

Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru/

3.4. Графическое представление множеств.

1

0

0

15.02.2023 Использовать графическое представление множеств при описании реальных
процессов и явлений, при решении задач из других учебных предметов и
курсов;

Диктант;

https://resh.edu.ru/

Итого по разделу:

4

Раздел 4. Вероятность случайного события
4.1. Элементарные события.

1

0

0

17.02.2023 Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие как
совокупность благоприятствующих элементарных событий, равновозможные
элементарные события;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

4.2. Случайные события.

0.5

0

0

20.02.2023 Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие как
совокупность благоприятствующих элементарных событий, равновозможные
элементарные события;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

4.3. Благоприятствующие элементарные события.

1

0

0

24.02.2023 Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие как
совокупность благоприятствующих элементарных событий, равновозможные
элементарные события;

Тестирование;

https://resh.edu.ru/

4.4. Вероятности событий.

1

1

0

27.02.2023 Решать задачи на вычисление вероятностей событий по вероятностям
элементарных событий случайного опыта;

Контрольная
работа;

https://resh.edu.ru/

4.5. Опыты с равновозможными элементарными
событиями.

0.5

0

0

03.03.2023 Решать задачи на вычисление вероятностей событий в опытах с
равновозможными элементарными событиями, в том числе с помощью
компьютера;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

4.6. Случайный выбор.

1

0

0

06.03.2023 Проводить и изучать опыты с равновозможными элементарными событиями
(с использованием монет, игральных костей, других моделей) в ходе
практической работы;

Тестирование;

https://resh.edu.ru/

4.7. Практическая работа «Опыты с равновозможными
элементарными событиями»

1

0

1

10.03.2023 Проводить и изучать опыты с равновозможными элементарными событиями
(с использованием монет, игральных костей, других моделей) в ходе
практической работы;

Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/

Итого по разделу:

6

Раздел 5. Введение в теорию графов
5.1. Дерево.

1

0

0

13.03.2023 Осваивать понятия: дерево как граф без цикла, висячая вершина (лист), ветвь
дерева, путь в дереве, диаметр дерева;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

5.2. Свойства дерева: единственность пути,
существование висячей вершины, связь между
числом вершин и числом рёбер.

1

0

0

15.03.2023

Тестирование;

https://resh.edu.ru/

5.3. Правило умножения.

2

0

0

17.03.2023 Решать задачи на поиск и перечисление путей в дереве, определение числа
20.03.2023 вершин или рёбер в дереве, обход бинарного дерева, в том числе с
применением правила умножения;

Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru/

Итого по разделу:

4

Изучать свойства дерева: существование висячей вершины, единственность
пути между двумя вершинами, связь между числом вершин и числом рёбер;

Раздел 6. Случайные события
6.1. Противоположное событие.

1

0

0

22.03.2023 Осваивать понятия: взаимно противоположные события, операции над
событиями, объединение и пересечение событий, диаграмма Эйлера
(Эйлера—Венна), совместные и несовместные события;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

6.2. Диаграмма Эйлера.

0.5

0

0

24.03.2023 Осваивать понятия: взаимно противоположные события, операции над
событиями, объединение и пересечение событий, диаграмма Эйлера
(Эйлера—Венна), совместные и несовместные события;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

6.3. Объединение и пересечение событий.

0.5

0

0

03.04.2023 Изучать теоремы о вероятности объединения двух событий (формулы
сложения вероятностей);

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

6.4. Несовместные события.

1

0

0

05.04.2023 Изучать свойства (определения) независимых событий;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

6.5. Формула сложения вероятностей.

0.5

0

0

07.04.2023 Решать задачи, в том числе текстовые задачи на определение вероятностей
объединения и пересечения событий с помощью числовой прямой, диаграмм
Эйлера, формулы сложения вероятностей;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

6.6. Правило умножения вероятностей.

0.5

0

0

10.04.2023 Осваивать понятия: правило умножения вероятностей, условная вероятность,
независимые события дерево случайного опыта;

Тестирование;

https://resh.edu.ru/

6.7. Условная вероятность.

1

0

0

14.04.2023 Осваивать понятия: правило умножения вероятностей, условная вероятность,
независимые события дерево случайного опыта;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

6.8. Независимые события.

1

0

0

17.04.2023 Изучать свойства (определения) независимых событий;

Диктант;

https://resh.edu.ru/

6.9. Представление случайного эксперимента в виде
дерева.

2

1

0

21.04.2023 Решать задачи на поиск вероятностей, в том числе условных, с
24.04.2023 использованием дерева случайного опыта;

Контрольная
работа;

https://resh.edu.ru/

Итого по разделу:

8

Раздел 7. Обобщение, контроль
7.1. Представление данных.

0.5

0

0

28.04.2023 Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных
характеристик;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

7.2. Описательная статистика.

0.5

0

0

05.05.2023 Повторять изученное и выстраивать систему знаний;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

7.3. Графы.

1

0

0

08.05.2023 Решать задачи с применением графов;

Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru/

7.4. Вероятность случайного события.

1

1

0

12.05.2023 Решать задачи на нахождение вероятности случайного события по
вероятностям элементарных событий, в том числе в опытах с
равновозможными элементарными событиями;

Контрольная
работа;

https://resh.edu.ru/

7.5. Элементы комбинаторики.

1

0

0

15.05.2023 Решать задачи на нахождение вероятностей объединения и пересечения
событий, в том числе независимых, с использованием графических
представлений и дерева случайного опыта;
Решать задачи на перечисление комбинаций (числа перестановок, числа
сочетаний), на нахождение вероятностей событий с применением
комбинаторики, в том числе с использованием треугольника Паскаля;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

Итого по разделу:

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

1.

Представление данных.

1

0

0

09.01.2023 Устный
опрос;

2.

Описательная статистика.

1

0

0

13.01.2023 Устный
опрос;

3.

Случайная изменчивость.

1

0

0

16.01.2023 Устный
опрос;

4.

Средние числового набора.

1

0

0

18.01.2023 Устный
опрос;

5.

Случайные события.

1

0

0

20.01.2023 Устный
опрос;

6.

Вероятности и частоты.

1

0

0

23.01.2023 Диктант;

7.

Классические модели теории 1
вероятностей: монета и
игральная кость

0

0

25.01.2023 Устный
опрос;

8.

Отклонения.

1

0

0

27.01.2023 Устный
опрос;

9.

Дисперсия числового
набора.

1

0

0

30.01.2023 Тестирование;

10. Стандартное отклонение
числового набора.

1

0

0

01.02.2023 Устный
опрос;

11. Диаграммы рассеивания

1

0

0

03.02.2023 Устный
опрос;

12. Множество, подмножество.

1

0

0

06.02.2023 Устный
опрос;

13. Операции над множествами: 1
объединение, пересечение,
дополнение.

0

0

10.02.2023 Устный
опрос;

14. Свойства операций над
множествами:
переместительное,
сочетательное,
распределительное,
включения.

0

0

13.02.2023 Письменный
контроль;

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

1

15. Графическое представление
множеств.

1

0

0

15.02.2023 Диктант;

16. Элементарные события.

1

0

0

17.02.2023 Устный
опрос;

17. Случайные события.

1

0

0

20.02.2023 Устный
опрос;

18. Благоприятствующие
элементарные события.

1

0

0

24.02.2023 Тестирование;

19. Вероятности событий.

1

1

0

27.02.2023 Контрольная
работа;

20. Опыты с равновозможными
элементарными событиями.

1

0

0

03.03.2023 Устный
опрос;

21. Случайный выбор.

1

0

0

06.03.2023 Тестирование;

22. Практическая работа
1
«Опыты с
равновозможными
элементарными событиями»

0

1

10.03.2023 Практическая
работа;

23. Дерево.

1

0

0

13.03.2023 Устный
опрос;

24. Свойства дерева:
единственность пути,
существование висячей
вершины, связь между
числом вершин и числом
рёбер.

1

0

0

15.03.2023 Тестирование;

25. Правило умножения.

1

0

0

17.03.2023 Письменный
контроль;

26. Правило умножения.

1

0

0

20.03.2023 Письменный
контроль;

27. Противоположное событие.

1

0

0

22.03.2023 Устный
опрос;

28. Диаграмма
Эйлера.Объединение и
пересечение событий.

1

0

0

24.03.2023 Устный
опрос;

29. Несовместные
события.Формула сложения
вероятностей.

1

0

0

07.04.2023 Устный
опрос;

30. Правило умножения
вероятностей.Условная
вероятность.Независимые
события.

1

0

0

17.04.2023 Устный
опрос;
Тестирование;
Диктант;

31. Представление случайного
эксперимента в виде дерева.

1

1

0

24.04.2023 Контрольная
работа;

32. Представление
данных.Описательная
статистика.

1

0

0

05.05.2023 Устный
опрос;

33. Вероятность случайного
события.

1

1

0

12.05.2023 Контрольная
работа;

34. Элементы комбинаторики.

1

0

0

15.05.2023 Устный
опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

3

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Гуревич А.В., Зайцева И.Е., Кривоносова Т.М., Рак Т.А., Шатилова О.О. "Сборник задач по теории
вероятностей и математической статистике"
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Семенов В.А. Теория вероятностей и математическая статистика: учебное пособие. СПб.: Питер,
2013.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Раздаточный материал, справочные таблицы
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
ноутбук, мультитимедийный проектор


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (35361) 26-2-35, 8 (35361) 26-2-36

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».