Доступная среда

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 Кувандыкского городского округа Оренбургской области» является общеобразовательным учреждением общего типа, реализующим общеобразовательные программы начального, общего, полного образования.  Контингент школы на 01.09.2021 г. составляет 584 обучающихся. Количество учащихся, которые имеют в большей или меньшей степени отклонение от «нормы», остается практически постоянным. Основными причинами являются рост травматизма, ухудшение экологической обстановки, отсутствие нормальных условий труда и культуры здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей. 

На сегодняшний день в нашей школе 28 учащихся, которые по состоянию своего психического или физического здоровья могут освоить государственные образовательные программы только в особых условиях. К отдельной группе относятся дети-инвалиды и больные дети, которые по состоянию здоровья также требуют создания для себя особых условий обучения и воспитания. В МАОУ СОШ №5 г. Кувандыка таких учащихся 9, среди которых 2 имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, 3 умственная отсталость, 4 соматическое заболевание. 19 обучающихся дети с ограниченными возможностями.

 В г. Кувандыке отсутствуют специальные (коррекционные) образовательные учреждения и в целях соблюдения права на образование, гарантированное Конституцией РФ, законом «Об образовании в РФ», международной Конвенцией о правах ребенка, для детей и подростков с особыми образовательными потребностями организовано инклюзивное обучение в разных формах в условиях общеобразовательной организации.

С 2012 года коллектив МАОУ  СОШ №5 г. Кувандыка работает над проблемой «Реализация модели здоровьесбережения школы как механизма повышения качества образования», решение которой предполагает организацию инклюзивной образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Целью является обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса.

Инклюзивное образование в МАОУ СОШ №5 г. Кувандыка призвано решить следующие задачи:

Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.

Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.

Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.

Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.

Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.

Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.

Работа коллектива школы направлена на создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.

АНКЕТА по обеспечению ведения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О ОУ.pdf (скачать) (посмотреть)
Введение ФГОС ОВЗ. СаНиПин..doc (скачать)
Для информации. Закон №124-ФЗ.docx (скачать)
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (информационно-справочный материал).doc (скачать)
Паспорт доступности ул. Молодежная д. 11.pdf (скачать) (посмотреть)
Паспорт доступности ул. Северная д. 2 А.pdf (скачать) (посмотреть)

Материально - техническое обеспечение

21.12.2021

Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение включает необходимое учебно-материальное оснащение. Создается безбарьерная образовательная и социальная среда, безопасная и комфортная для всех участников образовательного процесса. Смонтированы широкие входные двери, пандус, санитарно-гигиенические помещения.

Учебные кабинеты школы в достаточной мере оснащены мебелью, необходимым современным оборудованием, дидактическими и техническими средствами для успешной реализации теоретической и практической частей общеобразовательной программы, соответствуют санитарным правилам, нормам пожарной безопасности.

В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» в 2015 году за счет федерального бюджета осуществлена поставка оборудования, которое используется в процессе обучения детьми-инвалидами: аппаратно-программный комплекс для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (включая ДЦП).


 Наименование Источник финансирования



 Затраченные средства, руб.
 Аппаратно-программный комплекс для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (включая ДЦП) Федеральный уровень в рамках реализации государственной программы «Доступная среда»

 123 960,00

Сенсорная комната - это идеальная среда для отдыха, расслабления и развития, способствующая улучшению эмоционального стояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов заболеваний

 Наполняемость сенсорной комнаты

  • мягкое и тактильное оборудование

  • светозвуковая панель

  • воздушно-пузырьковая трубка

  • развивающее оборудование

  • сухой бассейн

Интерактивные панели способствуют развитию тактильного, визуального и акустического восприятия.

Специальная клавиатура предназначена для содействия в использовании компьютера учащимся с ограниченными моторными и зрительными функциями. Различные типы клавиатур адаптированы к определенным разновидностям ограничений.

Организационное обеспечение

21.12.2021

Создания специальных условий образования для детей с ОВЗ базируется на нормативно-правовой базе, которая гарантирует не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. На данный момент сформирована следующая нормативная база:

1. Устав  МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 Кувандыкского городского округа Оренбургской  области», где указан перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в том числе и и в отношении детей инвалидов и детей с ОВЗ.

2. Программа МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 Кувандыкского городского округа Оренбургской  области».

3. Положение о реализации инклюзивной практики в МАОУ СОШ №5 г. Кувандыка.

4. Положение о классах интегрированного обучения

5. Положение о медико-психолого-педагогическом консилиуме школы.

6. Программа коррекционно-развивающей  работы (при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ОВЗ).Хочу такой сайт

7. Договор с родителями детей с ОВЗ о предоставлении общего образования в инклюзивной форме.

8. Приведены в соответствие должностные инструкции:  методиста-координатора по инклюзивному образованию.

Учащиеся нашей школы не нуждаются в организации специального питания. Медицинское сопровождение осуществляется  специалистами и врачами в рамках сетевого взаимодействия.

Информационное обеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ: информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; информационно-образовательные ресурсы Интернета; вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Необходимое оборудование обеспечивает использование ИКТ  в учебной и во внеурочной деятельности,  в исследовательской и проектной деятельности; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования, а также дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы и органами управления. 

Кадровое обеспечение

22.12.2021

Педагоги имеют опыт работы с детьми с ОВЗ, систематически проходят курсы повышения квалификации. В школе работают два специалиста с медицинским образованием, 6 сотрудников имеют  квалификацию по коррекционной педагогике. 7 педагогов прошли обучение на курсах внедрения технологии дистанционного обучения детей – инвалидов, 16 педагогов прошли обучение по программе специфики реализации инклюзивного обучения. На протяжении трех лет осуществляется внутрифирменное обучение по данному направлению через организацию семинаров, круглых столов, педагогических советов, мастер-классов

Психолого - педагогическое сопровождение

21.12.2021

Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют психолог, классный руководитель, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Организация сопровождения включает в себя  работу психолого-медико-педагогического консилиума;  выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов;  организация педагогического взаимодействия. В системе  работы следующие формы:

  1. проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
  2. проведение  малых педагогических советов, административных советов;
  3. ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
  4. посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
  5. разработка методических  рекомендаций учителю;
  6. диагностика, коррекция, профилактика;
  7. обследование школьников  по запросу родителей;
  8. оказание психологической поддержки педагогам.

Расписание занятий соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия в инклюзивных классах работают по адаптированным программам.

Нормативные документы

21.12.2021

  1. Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.07.2013)
  2. Федеральный закон РФ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», принят Государственной Думой 25.04.2012 г.
  3. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013)
  4. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  5. Письмо  Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 30-7/10/2-3602  "О методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений"
  6. Письмо Минрегиона России от 15.08.2011 № 18529-08/ИП-ОГ "О разъяснении статуса сводов правил – актуализированных СНиПов"
  7. СП 59.13330.2012 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605)
  8. СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утв. постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73)
  9. Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (утв. распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р)
  10. Распоряжение №2181-р от 26 ноября 2012г. Об утверждении государственной программы "Доступная среда"на 2011-2015 годы (в новой редакции)
  11. Государственная программа "Развитие образования" на 2013-2020 годы
  12. Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2015 годы
  13. Постановление Правительства РФ №297 от 15 апреля 2014 г. "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы"
  14. Распоряжение Правительства РФ №1365-р от 21 июля 2014 г. "О плане реализации в 2014 году и в плановый период 2015 и 2016 годов государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы"
  15. Письмо  Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 30-7/10/2-3602  "О методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений"
  16. Письмо Минрегиона России от 15.08.2011 № 18529-08/ИП-ОГ "О разъяснении статуса сводов правил – актуализированных СНиПов"
  17. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ от 29 августа 2012 г. N 740-пп Об утверждении областной целевой программы "Доступная среда" на 2013 - 2015 годы
  18. Постановление Правительства Оренбургской области от 28.06.2013 № 553-пп Об утверждении государственной программы «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014–2020 годы
  19. Постановление Правительства Оренбургской области от 03.10.2014 №737-пп О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 28 июня 2013 года №553-пп "Об утверждении государственной программы "Развитие системы образования Оренбургской области" на 2014-2020 годы
  20. Приказ г. Кувандык 9 апреля 2014 г. № 75 О создании  базовых   школ в рамках реализации государственной программы «Доступная среда» в МО Кувандыкский район Оренбургской области

Рекомендации учителям

21.12.2021


Программа «Доступная среда» обеспечивает:

  • создание в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 Кувандыкского городского округа Оренбургской области» специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
  • социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
  • реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.
 

Ожидаемые результаты:

  • позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
  • обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах,  выставках, конференциях различного уровня.

Программа «Доступная среда» в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 Кувандыкского городского округа Оренбургской области» направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.

 

«Доступная среда» обеспечивает:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
  • осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
  • даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;
  • обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.
 

Основные задачи  программы «Доступная среда»:

1. Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:

  1. Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
  2. Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.
  3. Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.
 

2. Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:

  1. Сориентировать коллектив МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 Кувандыкского городского округа Оренбургской области» на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.
  2. Повысить  профессиональную компетентность педагогов и специалистов.
  3. Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.
 

3. Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:

Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании  безбарьерной среды в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 Кувандыкского городского округа Оренбургской области» для детей с ОВЗ.

Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.

Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»:

  • развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы;
  • реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся;
  • оптимизация современной образовательной инфраструктуры в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 Кувандыкского городского округа Оренбургской области» привлечет детей с ОВЗ, проживающих в других селах района.

Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

ПАМЯТКА "СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ"

21.12.2021

1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу), психиатру или психологу) "клеймом на всю жизнь", не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели ДОУ или учителя ОУ. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.

2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.

3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.

4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что "педагог жалуется". Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.

5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или "плохого" характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал "нормальным", на ваш взгляд, критериям.

6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (35361) 26-2-35, 8 (35361) 26-2-36

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».