7 класс Литература

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для обучающихся 7 классов составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021
г.№ 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г.,
рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с
учѐтом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждѐнной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.
№ 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию
духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает
ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии
обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные
произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение
мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных
образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к
нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение
выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что
способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость,
честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание
художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при
соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от
возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития,
жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учѐта
преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных
связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что
способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса,
формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в
творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса
(от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся
литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности
обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и
направлены на достижение планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у
обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия,
понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных
высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к
другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовнонравственных идеалов, воплощѐнных в отечественной и зарубежной литературе.
Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно
усложняются от 5 к 9 классу.

Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением
культурной
самоидентификации,
осознанием
коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в
приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической
литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к
отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры,
способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной
идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества,
национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию
гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для
дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией
отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к
чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных
самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных
произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящѐнных
литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего
эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников
системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и
историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации
художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном
контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских
умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на
развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные
особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и
содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных
интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты,
образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств;
формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об
историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с
использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических
возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной
культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование
речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений
создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также
выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами
пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и
аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и
является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению
к предмету «Литературное чтение».

В 7 классе на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, суммарно изучение
литературы в 7 классе по программе основного общего образования рассчитано на 68
часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Древнерусская литература
Древнерусские повести (одна повесть по выбору). Например, «Поучение» Владимира
Мономаха (в сокращении) и др.
Литература первой половины XIX века
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее четырѐх). Например, «Во глубине сибирских
руд…», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И. И. Пущину», «На холмах
Грузии лежит ночная мгла…», и др. «Повести Белкина» («Станционный смотритель»).
Поэма «Полтава» (фрагмент) и др.
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее четырѐх). Например, «Узник», «Парус»,
«Тучи», «Желанье» («Отворите мне темницу…»), «Когда волнуется желтеющая нива…»,
«Ангел», «Молитва» («В минуту жизни трудную…») и др. «Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».
Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Рассказы из цикла «Записки охотника» (два по выбору). Например,
«Бирюк», «Хорь и Калиныч» и др. Стихотворения в прозе. Например, «Русский язык»,
«Воробей» и др.
Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Размышления у парадного
подъезда», «Железная дорога» и др.
Поэзия второй половины XIX века. Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. К. Толстой и др. (не
менее двух стихотворений по выбору).
М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки (две по выбору). Например, «Повесть о том, как один
мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» и др.
Произведения отечественных и зарубежных писателей на историческую тему (не
менее двух). Например, А. К. Толстого, Р. Сабатини, Ф. Купера.
Литература конца XIX — начала XX века
А. П. Чехов. Рассказы (один по выбору). Например, «Тоска», «Злоумышленник» и др.
М. Горький. Ранние рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Старуха
Изергиль» (легенда о Данко), «Челкаш» и др.
Сатирические произведения отечественных и зарубежных писателей (не менее
двух). Например, М. М. Зощенко, А. Т. Аверченко, Н. Тэффи, О. Генри, Я. Гашека.
Литература первой половины XX века
А. С. Грин. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Алые
паруса», «Зелѐная лампа» и др.
Отечественная поэзия первой половины XX века. Стихотворения на тему мечты и
реальности (два-три по выбору). Например, стихотворения А. А. Блока, Н. С. Гумилѐва,
М. И. Цветаевой и др.
В. В. Маяковский. Стихотворения (одно по выбору). Например, «Необычайное
приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к
лошадям» и др.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Юшка», «Неизвестный цветок»

и др.
Литература второй половины XX века
В. М. Шукшин. Рассказы (один по выбору). Например, «Чудик», «Стенька Разин»,
«Критики» и др.
Стихотворения отечественных поэтов XX—XXI веков (не менее четырѐх
стихотворений двух поэтов). Например, стихотворения М. И. Цветаевой, Е. А.
Евтушенко, Б. А. Ахмадулиной, Ю. Д. Левитанского и др.
Произведения отечественных прозаиков второй половины XX — начала XXI
века (не менее двух). Например, произведения Ф. А. Абрамова, В. П. Астафьева, В. И.
Белова, Ф. А. Искандера и др.
Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного
пути (не менее двух произведений современных отечественных и зарубежных
писателей). Например, Л. Л. Волкова. «Всем выйти из кадра», Т. В. Михеева. «Лѐгкие
горы», У. Старк. «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» и др.
Зарубежная литература
М. де Сервантес Сааведра. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»
(главы).
Зарубежная новеллистика (одно-два произведения по выбору). Например, П. Мериме.
«Маттео Фальконе»; О. Генри. «Дары волхвов», «Последний лист».
А. де Сент Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в 7 классе направлено на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, отражѐнными в произведениях русской литературы,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции
личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного
общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ
основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в
том числе в части:
Гражданского воспитания:






готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражѐнными в
литературных произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;








представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:







осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте
изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов
РФ;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражѐнным в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:






ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с
оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий
поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:







восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых
литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:




осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);










осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из
литературных произведений;
уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:










установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью
героев на страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении
произведений русского фольклора и литературы;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:









ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:





ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно
прочитанные литературные произведения;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;




овладение основными навыками исследовательской деятельности с учѐтом специфики
школьного литературного образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:


















освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
потребность во взаимодействии в условиях неопределѐнности, открытость опыту и
знаниям других;
в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности
через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других;
в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в
том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать своѐ развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные
действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:






выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и
учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений,
этапов историко-литературного процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать
литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их
обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;








предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учѐтом учебной
задачи;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и
процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии;
формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами
текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учѐтом самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:











формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном
образовании;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных
связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного
наблюдения, опыта, исследования;
владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии
в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:










применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
литературной и другой информации или данных из источников с учѐтом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и
другую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой
информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надѐжность литературной и другой информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:












воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в
литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
корректно формулировать свои возражения;
в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:



















использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при
решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать
организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной
деятельности, определять свою роль (с учѐтом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать
в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
корректно формулировать свои возражения;
в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов;
участниками взаимодействия на литературных занятиях;



сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчѐта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:









выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя
ситуации, изображѐнные в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и
корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об
изучаемом литературном объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:







владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном
литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать
план еѐ изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие
результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:






развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и
эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
анализируя примеры из художественной литературы;
регулировать способ выражения своих эмоций;
4) Принятие себя и других:






осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над
взаимоотношениями литературных героев;
признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других,
не осуждая;
проявлять открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы,
осознавать еѐ роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства
многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать специфику литературы как вида словесного искусства, выявлять отличия
художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
3) проводить смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и
художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и
оценивать прочитанное (с учѐтом литературного развития обучающихся), понимать, что в
литературных произведениях отражена художественная картина мира:









анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тему,
главную мысль и проблематику произведения, его родовую и жанровую
принадлежность; выявлять позицию героя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая
художественные особенности произведения; характеризовать героев-персонажей,
давать их сравнительные характеристики, оценивать систему персонажей; определять
особенности композиции и основной конфликт произведения; объяснять своѐ
понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической
проблематики произведений (с учѐтом литературного развития обучающихся); выявлять
основные особенности языка художественного произведения, поэтической и
прозаической речи; находить основные изобразительно-выразительные средства,
характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
понимать сущность и элементарные смысловые функции теоретико-литературных
понятий и учиться самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации
произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная
литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды
(лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, послание, поэма, песня); форма и
содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; пафос
(героический, патриотический, гражданский и др.); сюжет, композиция, эпиграф;
стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация,
развязка; автор, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж),
лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер,
художественная деталь; юмор, ирония, сатира; эпитет, метафора, сравнение;
олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; анафора; стихотворный метр (хорей,
ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи
между ними;
сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных
литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приѐмы,
особенности языка;
сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной
литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 9 поэтических
произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с
учѐтом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя различные виды пересказов,
отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать
вопросы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить
собственную позицию с позицией автора, давать аргументированную оценку
прочитанному;

7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объѐмом не менее 150
слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные
произведения; под руководством учителя учиться исправлять и редактировать
собственные письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию,
необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации,
эссе, литературно-творческой работы на самостоятельно или под руководством учителя
выбранную литературную или публицистическую тему;
8) самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные
художественные произведения древнерусской, русской и зарубежной литературы и
современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического
анализа;
9) понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной
литературы для самостоятельного познания мира, развития собственных эмоциональных и
эстетических впечатлений;
10) планировать своѐ досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям
учителя и сверстников, в том числе за счѐт произведений современной литературы для
детей и подростков;
11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной или исследовательской
деятельности и публично представлять полученные результаты;
12) развивать умение использовать энциклопедии, словари и справочники, в том
числе в электронной форме; самостоятельно пользоваться электронными библиотеками и
подбирать проверенные источники в интернет-библиотеках для выполнения учебных
задач, соблюдая правила информационной безопасности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды
деятельности

Виды, формы Электронные
контроля
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Древнерусская литература
1.1. Внеклассное чтение

1

0

0

05.09.2022 Воспринимать
выразительно
читать
произведения
древнерусской
литературы;

и Устный опрос; РЭШ,
МЭЩ

1.2. Древнерусские повести
(одна повесть по выбору).
Например, «Поучение
Владимира Мономаха (в
сокращении)

1

0

0

08.09.2022 Воспринимать и Устный опрос; «Единая
коллекция
выразительно
цифровых
читать
образовательных
произведения
ресурсов
древнерусской
«Единое окно доступа
литературы;
к
образовательным
Выражать личное
ресурсам
читательское
«Российская
отношение
к
электронная школа»
прочитанному;
«Московская
Устно
или
электронная школа».
письменно
«Афоризм.ру».
отвечать
на
http://www.textologia.r
вопросы;
u/
http://gramma.ru/

Итого по разделу

2

Раздел 2. Литература первой половины XIX века
2.1. А. С. Пушкин.
Стихотворения (не менее
четырѐх). Например, «Во
глубине сибирских
руд…», «19 октября»
(«Роняет лес багряный свой
убор…»), «И. И. Пущину»,
«На холмах Грузии лежит
ночная мгла…» и др.
«Повести Белкина»
(«Станционный
смотритель» и др.). Поэма
«Полтава» (фрагмент) и др.

6

0

0

12.09.2022 Определять тему, Устный опрос;
29.09.2022 идею,
Письменный
художественные и контроль;
композиционные
особенности
лирического,
лиро-эпического и
эпического
произведения;
Характеризовать
лирического
героя;

«Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
«Единое окно доступа
к
образовательным
ресурсам
«Российская
электронная школа»
«Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру».
http://www.textologia.r
u/
http://gramma.ru/

2.2. Развитие речи

1

0

1

03.10.2022 Воспринимать
выразительно
читать
произведения

«Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
«Единое окно доступа
к
образовательным
ресурсам
«Российская
электронная школа»
«Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру».
http://www.textologia.r
u/
http://gramma.ru/

и ;
Устный опрос;
Письменный
контроль;

2.3. М. Ю. Лермонтов.
Стихотворения (не менее
четырѐх). Например,
«Узник», «Парус»,
«Тучи», «Желанье»
(«Отворите мне
темницу…»), «Когда
волнуется желтеющая
нива…», Ангел»,
«Молитва» («В минуту
жизни трудную…») и др.
«Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого
опричника и удалого купца
Калашникова»

4

0

0

06.10.2022 Устно
17.10.2022 письменно
отвечать
вопросы;
Письменно
отвечать
проблемный
вопрос;

2.4. Развитие речи

1

0

1

20.10.2022 Воспринимать
выразительно
читать
произведен.

2.5. Н. В. Гоголь. Повесть

3

0

0

24.10.2022 ;

или Устный опрос; «Единая
коллекция
Письменный
цифровых
на контроль;
образовательных
ресурсов
«Единое окно доступа
на
к
образовательным
ресурсам
«Российская
электронная школа»
«Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру».
http://www.textologia.r
u/
http://gramma.ru/
и Устный опрос; «Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
«Единое окно доступа
к
образовательным
ресурсам
«Российская
электронная школа»
«Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру».
http://www.textologia.r
u/
http://gramma.ru/
Самооценка

с «Единая

коллекция

07.11.2022 Эмоционально
использованием цифровых
воспринимать
и «Оценочного
образовательных
выразительно
листа»;
ресурсов
читать
«Единое окно доступа
произведение;
к
образовательным
Выражать личное
ресурсам
читательское
«Российская
отношение
к
электронная школа»
прочитанному;
«Московская
Составлять
электронная школа».
тезисный
план
«Афоризм.ру».
статьи учебника;
http://www.textologia.r
u/
http://gramma.ru/

«Тарас Бульба»

2.6. Развитие речи

1

Итого по разделу

16

0

1

10.11.2022 Воспринимать
выразительно
читать
произведения

и Письменный
контроль;

«Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
«Единое окно доступа
к
образовательным
ресурсам
«Российская
электронная школа»
«Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру».
http://www.textologia.r
u/
http://gramma.ru/

Раздел 3. Литература второй половины XIX века
3.1. И. С. Тургенев. Рассказы из
цикла «Записки охотника»
(два по выбору). Например,
«Бирюк», «Хорь и
Калиныч» и др.
Стихотворения в прозе.
Например, «Русский язык»,
«Воробей» и др.

3

0

0

14.11.2022 ;
21.11.2022 Воспринимать и
выразительно
читать
литературные
произведения;
Выражать личное
читательское
отношение
к
прочитанному;
Составлять
тезисный
план
статьи учебника;
Устно
или
письменно
отвечать
на
вопросы
(с
использованием
цитирования);
Участвовать
в
коллективном
диалоге;

3.2. Л. Н. Толстой. Рассказ
«После бала»

3

0

0

24.11.2022 Формулировать
Практическая
01.12.2022 вопросы
по работа;
тексту;
Характеризовать и
сопоставлять
основных героев
произведения,

;
Устный опрос;
Письменный
контроль;

«Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
«Единое окно доступа
к
образовательным
ресурсам
«Российская
электронная школа»
«Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру».
http://www.textologia.r
u/
http://gramma.ru/

«Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
«Единое окно доступа
к
образовательным
ресурсам

выявлять
художественные
средства
их
создания;
Определять роль
контраста
и
художественной
детали;
Анализировать
форму выражения
авторской
позиции;
3.3. Н. А. Некрасов.
Стихотворения (не менее
двух).
Например, «Железная
дорога», «Размышления у
парадного подъезда» и др.

2

0

0

05.12.2022 Воспринимать и Тестирование;
08.12.2022 выразительно
читать лирические
произведения (в
том
числе
наизусть);
Выражать личное
читательское
отношение
к
прочитанному;
Анализировать
сюжет, тематику
проблематику,
идейнохудожественное
содержание,
определять
композиционные
особенности

«Российская
электронная школа»
«Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру».
http://www.textologia.r
u/
http://gramma.ru/

«Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
«Единое окно доступа
к
образовательным
ресурсам
«Российская
электронная школа»
«Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру».
http://www.textologia.r
u/
http://gramma.ru/

произведений;
3.4. Поэзия второй половины
XIX века. Ф. И. Тютчев, А.
А. Фет, А. К. Толстой и др.
(не менее двух
стихотворений по выбору)

1

0

0

12.12.2022 Определять тему, Устный опрос; «Единая
коллекция
идею,
цифровых
художественные и
образовательных
композиционные
ресурсов
особенности
«Единое окно доступа
лирического
к
образовательным
произведения;
ресурсам
Характеризовать
«Российская
лирического
электронная школа»
героя;
«Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру».
http://www.textologia.r
u/
http://gramma.ru/

3.5. Развитие речи

1

0

1

15.12.2022 Воспринимать
выразительно
читать
произведения

и Письменный
контроль;

«Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
«Единое окно доступа
к
образовательным
ресурсам
«Российская
электронная школа»
«Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру».
http://www.textologia.r
u/

http://gramma.ru/
3.6. М. Е. Салтыков-Щедрин.
Сказки (две по выбору).
Например, «Повесть о том,
как один мужик двух
генералов прокормил»,
«Дикий
помещик», «Премудрый
пискарь» и др.

2

0

0

19.12.2022 Формулировать
Устный опрос;
22.12.2022 вопросы по тексту Письменный
произведения;
контроль;
Характеризовать и
сопоставлять
основных героев
произведений,
используя схему,
выявлять
художественные
средства
их
создания;
Анализировать
форму выражения
авторской
позиции;
Выявлять средства
художественной
изобразительности
в произведениях;
Определять
художественные
средства,
создающие
сатирический
пафос в сказках;
Использовать
различные виды
пересказа
произведения;
Письменно

«Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
«Единое окно доступа
к
образовательным
ресурсам
«Российская
электронная школа»
«Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру».
http://www.textologia.r
u/
http://gramma.ru/

отвечать
на
проблемный
вопрос;
Работать
со
словарями,
определять
значение
устаревших слов и
выражений;
3.7. Произведения
отечественных и
зарубежных писателей на
историческую тему (не
менее двух). Например,
произведения А. К.
Толстого, Р. Сабатини, Ф.
Купера

2

Итого по разделу

14

0

Раздел 4. Литература конца XIX — начала XX века

0

26.12.2022 Эмоционально
29.12.2022 воспринимать
и
выразительно
читать
произведения;
Выражать личное
читательское
отношение
к
прочитанному;
Определять идею,
художественные и
композиционные
особенности
произведений,
связанные с их
исторической
тематикой;

;
Устный опрос;
Письменный
контроль;

«Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
«Единое окно доступа
к
образовательным
ресурсам
«Российская
электронная школа»
«Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру».
http://www.textologia.r
u/
http://gramma.ru/

4.1. А. П. Чехов. Рассказы (один
по выбору). Например,
«Тоска», «Злоумышленник»
и др.

1

0

0

09.01.2023 Анализировать
Устный опрос;
форму выражения
авторской
позиции;
Выявлять средства
художественной
изобразительности
в произведениях;
Определять
художественные
средства,
создающие
комический
эффект в рассказе;
Использовать
различные виды
пересказа
произведения;
Инсценировать
рассказ или его
фрагмент;
Письменно
отвечать на
проблемный
вопрос;

«Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
«Единое окно доступа
к образовательным
ресурсам
«Российская
электронная школа»
«Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру».
http://www.textologia.r
u/
http://gramma.ru/

4.2. М. Горький. Ранние
рассказы (одно
произведение по выбору).
Например, «Старуха
Изергиль» (легенда о
Данко), «Челкаш» и др.

2

0

0

12.01.2023 Эмоционально
16.01.2023 воспринимать и
выразительно
читать
произведение;
Выражать личное

«Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
«Единое окно доступа
к образовательным

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

читательское
отношение к
прочитанному;
Участвовать в
коллективном
диалоге;

4.3. Сатирические произведения
отечественной и
зарубежной литературы (не
менее двух). Например, М.
М. Зощенко, А. Т.
Аверченко, Н. Тэффи, О.
Генри, Я. Гашека

2

0

0

19.01.2023 Анализировать
23.01.2023 сюжет, тематику
проблематику,
идейнохудожественное
содержание,
определять
композиционные
особенности
произведений;
Формулировать
вопросы по тексту
произведения;
Характеризовать
основных героев
произведений,
выявлять
художественные
средства
их
создания;
Выявлять средства
художественной
изобразительности

ресурсам
«Российская
электронная школа»
«Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру».
http://www.textologia.r
u/
http://gramma.ru/
;
Устный опрос;
Письменный
контроль;

«Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
«Единое окно доступа
к
образовательным
ресурсам
«Российская
электронная школа»
«Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру».
http://www.textologia.r
u/
http://gramma.ru/

в произведениях;
Итого по разделу

5

Раздел 5. Литература первой половины XX века
5.1. А. С. Грин. Повести и
рассказы (одно
произведение по выбору).
Например, «Алые паруса»,
«Зелѐная лампа» и др.

2

0

0

26.01.2023 Эмоционально
Практическая
30.01.2023 воспринимать
и работа;
выразительно
читать
произведение;
Выражать личное
читательское
отношение
к
прочитанному;
Участвовать
в
коллективном
диалоге;

«Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
«Единое окно доступа
к
образовательным
ресурсам
«Российская
электронная школа»
«Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру».
http://www.textologia.r
u/
http://gramma.ru/

5.2. Развитие речи

1

0

1

02.02.2023 Воспринимать
выразительно
читать
произведения

«Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
«Единое окно доступа
к
образовательным
ресурсам
«Российская
электронная школа»
«Московская
электронная школа».

и Тестирование;

«Афоризм.ру».
http://www.textologia.r
u/
http://gramma.ru/
5.3. Отечественная поэзия
первой половины XX века.
Стихотворения на тему
мечты и реальности (дватри по выбору). Например,
стихотворения А. А.
Блока, Н. С. Гумилѐва, М.
И. Цветаевой и др.

1

0

0

06.02.2023 Эмоционально
воспринимать и
выразительно
читать
стихотворения (в
том числе
наизусть);
Выражать личное
читательское
отношение к
прочитанному;
Определять тему,
идею,
художественные и
композиционные
особенности
лирического
произведения;
Характеризовать
лирического
героя;
Анализировать
произведение с
учѐтом его родожанровой
принадлежности;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

«Афоризм.ру».http://w
ww.
textologia.ru/
http://gramma.ru/

5.4. В. В. Маяковский.
Стихотворения (одно по
выбору). Например,
«Необычайное
приключение, бывшее с
Владимиром Маяковским
летом на даче», «Хорошее
отношение к лошадям» и
др.

2

0

0

09.02.2023 Характеризовать
13.02.2023 лирического
героя;
Анализировать
произведение с
учѐтом его родожанровой
принадлежности;
Выявлять средства
художественной
изобразительности
в лирических
произведениях;

;
Устный опрос;
Письменный
контроль;

«Афоризм.ру».http:
//www.textologia.ru/
http://gramma.ru/

5.5. А. П. Платонов. Рассказы
(один по выбору).
Например, «Юшка»,
«Неизвестный цветок» и
др.

1

0

0

16.02.2023 Устно или
письменно
отвечать на
вопросы;

Тестирование;

«Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
«Единое окно доступа
к образовательным
ресурсам
«Российская
электронная школа»
«Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру».
http://www.textologia.r
u/
http://gramma.ru/

Итого по разделу

7

Раздел 6. Литература второй половины XX века
6.1. В. М. Шукшин. Рассказы
(один по выбору).
Например, «Чудик»,
«Стенька Разин»,
«Критики» и др.

1

0

0

20.02.2023 Эмоционально
Письменный
воспринимать
и контроль;
выразительно
читать
произведение;
Выражать личное
читательское
отношение
к
прочитанному;
Определять тему,
идею,
художественные и
композиционные
особенности
произведения;

«Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
«Единое окно доступа
к
образовательным
ресурсам
«Российская
электронная школа»
«Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру».
http://www.textologia.r
u/
http://gramma.ru/

6.2. Стихотворения
отечественных поэтов
XX—XXI веков (не менее
четырѐх стихотворений
двух поэтов): например,
стихотворения М. И.
Цветаевой, Е. А.
Евтушенко, Б. А.
Ахмадулиной, Ю. Д.
Левитанского и др.

2

0

0

27.02.2023 Характеризовать
Устный опрос;
02.03.2023 лирического
героя;
Анализировать
стихотворения с
учѐтом их родожанровой
принадлежности;
Выявлять средства
художественной
изобразительности
в стихотворениях;

«Афоризм.ру».http:
//www.textologia.ru/
http://gramma.ru/

6.3. Произведения
отечественных прозаиков
второй половины XX —
начала XXI века (не менее
двух). Например,
произведения Ф. А.
Абрамова, В. П. Астафьева,
В. И. Белова, Ф. А.
Искандера и др.

2

0

0

06.03.2023 Эмоционально
Устный опрос;
09.03.2023 воспринимать и
выразительно
читать
произведения;
Выражать личное
читательское
отношение к
прочитанному;
Определять тему,
идею,
художественные и
композиционные
особенности
произведений;
Анализировать
произведения с
учѐтом их родожанровой
принадлежности;
Выявлять средства
художественной
изобразительности
в произведениях;

.«Афоризм.ру».http:
//www.textologia.ru/
http://gramma.ru/

6.4. Тема взаимоотношения
поколений, становления
человека, выбора им
жизненного пути (не менее
двух произведений
современных
отечественных и

2

0

0

13.03.2023 Воспринимать и
16.03.2023 выразительно
читать
литературные
произведения;
Выражать личное
читательское

«Афоризм.ру».http:
//www.textologia.ru/
http://gramma.ru/

Тестирование;

зарубежных писателей).
Например, Л. Л. Волкова
«Всем выйти из кадра», Т.
В. Михеева. «Лѐгкие горы»,
У. Старк «Умеешь ли ты
свистеть, Йоханна?» и др.
Итого по разделу

отношение к
прочитанному;
Устно или
письменно
отвечать на
вопросы;
7

Раздел 7. Зарубежная литература
7.1. М. де Сервантес Сааведра.
Роман «Хитроумный
идальго Дон Кихот
Ламанчский» (главы).
Зарубежная новеллистика
(одно-два произведения по
выбору). Например, П.
Мериме.«Маттео
Фальконе»; О. Генри.
«Дары волхвов»,
«Последний лист». А. де
Сент Экзюпери.
Повестьсказка «Маленький
принц».

7

0

0

20.03.2023 Устно или
10.04.2023 письменно
отвечать на
вопросы;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

«Афоризм.ру».http:
//www.textologia.ru/
http://gramma.ru/

7.2. Внеклассное чтение

1

0

0

04.05.2023 Воспринимать и
выразительно
читать
произведен.

Устный опрос;

«Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
«Единое окно доступа
к образовательным
ресурсам

«Российская
электронная школа»
«Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру».
http://www.textologia.r
u/
http://gramma.ru/
Итого по разделу

8

Раздел 8. Итоговый контроль
8.1. Итоговые контрольные
работы

2

Итого по разделу

2

Резервное время

7

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

68

2

0

2

5

11.05.2023 Контрольная
15.05.2023 работа

Контрольная
работа;

«Афоризм.ру».http:/
/www.textologia.ru/
http://gramma.ru/

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Количество часов
всего

контрольн
ые работы

практи
ческие
работы

Дата
изучения

Виды, формы
контроля

1.

Повторение .Знакомство с литературой и
особенностями учебника.

1

0

0

05.09.2022

Устный опрос;

2.

Древнерусские повести (одна повесть по выбору).
Например, «Поучение Владимира Мономаха (в
сокращении). Урок развития речи

1

0

0

08.09.2022

Устный опрос;

3.

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее четырѐх).
Например, «Во глубине сибирских руд…», «19
октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И.
И. Пущину», «На холмах Грузии лежит ночная
мгла…» и др. «Повести Белкина» («Станционный
смотритель» и др.). Поэма «Полтава» (фрагмент)
и др. Лирика А. С. Пушкина: темы и мотивы.
Особенности мировоззрения и их отражение в
творчестве поэта.

1

0

0

12.09.2022

Лекция;
анализ;

4.

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее четырѐх).
Например, «Во глубине сибирских руд…», «19
октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И.
И. Пущину», «На холмах Грузии лежит ночная
мгла…» и др. «Повести Белкина» («Станционный
смотритель» и др.). Поэма «Полтава» (фрагмент)
и др. . Темы дружбы и братства лицеистов;
композиция стихотворения"

1

0

0

15.09.2022

Устный опрос;

5.

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее четырѐх).
Например, «Во глубине сибирских руд…», «19
октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И.
И. Пущину», «На холмах Грузии лежит ночная
мгла…» и др. «Повести Белкина» («Станционный
смотритель» и др.). Поэма «Полтава» (фрагмент)
и др. Лирика А. С. Пушкина. «Во глубине
сибирских руд…»: тема, идея, средства
художественныойвыразительности

1

0

0

19.09.2022

Устный опрос;

6.

А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель»:
изображение «маленького человека»

1

0

0

22.09.2022

Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;

7.

А. С. Пушкин. "Станционный смотритель": автор
и герои повести. Урок развития речи

1

0

1

26.09.2022

Письменный
контроль;

8.

А. С. Пушкин "Полтава": описание Полтавской
битвы.

1

0

0

29.09.2022

Устный опрос;

9.

А. С. Пушкин. Поэмы. "Полтава" и "Цыганы".
Темы идеи, сюжеты, проблематика

1

0

0

03.10.2022

Письменный
контроль;

10. М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее
четырѐх). Например, «Узник», «Парус», «Тучи»,
«Желанье» («Отворите мне темницу…»), «Когда
волнуется желтеющая нива…», Ангел», «Молитва»
(«В минуту жизни трудную…») и др. Лирика М.
Ю. Лермонтова. "Узник", "Парус", "Ангел", "Когда
волнуется желтеющая нива…"

1

0

0

06.10.2022

Устный опрос;

11. Лирика М. Ю. Лермонтова: проблема гармонии
человека и природы. Средства выразительности в
художественном произведени

1

0

0

10.10.2022

Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;

12. М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова»: тема, идея, сюжет, композиция

1

0

0

13.10.2022

;
Устный опрос;
Письменный
контроль;

13. М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова»: художественные особенности и
фольклорная традиция

1

0

0

17.10.2022

Письменный
контроль;

14. М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова»: образ главного героя, система
образов.Развитие речи

1

0

0

20.10.2022

Устный опрос;

15. Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».
Историческая и фольклорная основа, тема и идея
повести

1

0

0

24.10.2022

Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;

16. Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Сюжет и
композиция, система образов

1

0

0

27.10.2022

Устный опрос;

17. Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Образ
главного героя, особенности изображения героев и
природы

1

0

0

07.11.2022

Устный опрос;

18. Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Развитие

1

0

0

10.11.2022

Сочинение;

речи
19. И. С. Тургенев. Рассказы из цикла «Записки
охотника» (два по выбору). И .С. Тургенев. Рассказ
«Бирюк»: автор и герои рассказа

1

0

0

14.11.2022

Устный опрос;

20. И. С. Тургенев. Рассказы из цикла «Записки
охотника» (два по выбору). И. С. Тургенев. Рассказ
«Певец» из цикла «Записки охотника»

1

0

0

17.11.2022

Устный опрос;

21. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский
язык», «Воробей» и др.

1

0

0

21.11.2022

Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;

22. Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»: тема, идея,
проблематика

1

0

0

24.11.2022

Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;

23. Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»: сюжет и
композиция

1

0

0

28.11.2022

Тестирование;

24. Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»: система
образов

1

0

0

01.12.2022

Устный опрос;

25. Н. А. Некрасов. Стихотворение "Размышления у
парадного подъезда"

1

0

0

05.12.2022

Устный опрос;

26. Н. А. Некрасов. Стихотворение "Железная дорога"

1

0

0

08.12.2022

Устный опрос;

27. Поэзия второй половины XIX века. Ф. И. Тютчев,
А. А. Фет, А. К. Толстой и др. (не менее двух
стихотворений по выбору). Ф. И. Тютчев. «Есть в

1

0

0

12.12.2022

Устный опрос;

осени первоначальной…», «Весенние воды» . А. А.
Фет. «Ещѐ майская ночь», «Это утро, радость
эта...»
28. Урок развития речи

1

0

0

15.12.2022

Устный опрос;

29. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том «Повесть
о том, как один мужик двух генералов прокормил»:
тема, идея, проблематика, сюжет и композиция

1

0

0

19.12.2022

Устный опрос;

30. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь»:
тема и идея

1

0

0

22.12.2022

Письменный
контроль;

31. Произведения
отечественных
и зарубежных
писателей на историческую тему (не менее двух).
Например, произведения А. К. Толстого,
Р. Сабатини, Ф. Купера. А. К. Толстой. Баллады
"Василий Шибанов" и " Князь Михайло Репнин"

1

0

0

26.12.2022

Устный опрос;

32. Произведения
отечественных
и зарубежных
писателей на историческую тему (не менее двух).
Например, произведения А. К. Толстого,
Р. Сабатини, Ф. Купера. А. К. Толстой. Баллады
"Василий Шибанов" и " Князь Михайло Репнин"

1

0

0

29.12.2022

Письменный
контроль;

33. А. П. Чехов. Рассказы (один по выбору). Например,
«Тоска», «Злоумышленник» и др.

1

0

0

09.01.2023

Устный опрос;

34. Образ России в изученных
Итоговая контрольная работа

произведениях.

1

1

0

12.01.2023

Контрольная работа;

35. М. Горький. Ранние рассказы (одно произведение
по выбору). Например, «Старуха Изергиль»

1

0

0

16.01.2023

Устный опрос;

(легенда о Данко), «Челкаш» и др. Максим
Горький. Ранний рассказ «Старуха Изергиль»
(легенда о Данко). Романтический характер
легенды
36. М. Горький. Ранние рассказы (одно произведение
по выбору). Например, «Старуха Изергиль»
(легенда о Данко), «Челкаш» и др. Максим
Горький. «Челкаш»

1

0

0

19.01.2023

Устный опрос;

37. Сатирические произведения отечественной и
зарубежной литературы (не менее двух).
Например, М. М. Зощенко, А. Т. Аверченко, Н.
Тэффи, О. Генри, Я. Гашека

1

0

0

23.01.2023

Устный опрос;

38. Сатирические произведения отечественной и
зарубежной литературы (не менее двух).
Например, М. М. Зощенко, А. Т. Аверченко, Н.
Тэффи, О. Генри, Я. Гашека

1

0

0

26.01.2023

Устный опрос;

39. А. С. Грин. Повести и рассказы (одно произведение
по выбору). Например, «Алые паруса», «Зелѐная
лампа» и др. Александр Грин. Повесть-феерия
"Алые паруса"

1

0

0

30.01.2023

Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;

40. А. С. Грин. Повести и рассказы (одно произведение
по выбору). Например, «Алые паруса», «Зелѐная
лампа» и др. Александр Грин. Повесть-феерия
"Алые паруса"

1

0

0

02.02.2023

Письменный
контроль;

41. Развитие речи

1

0

1

06.02.2023

Письменный
контроль;

42. Отечественная поэзия первой половины XX века.
Стихотворения на тему мечты и реальности (дватри по выбору). Например, стихотворения А. А.
Блока, Н. С. Гумилѐва, М. И. Цветаевой и др. А. А.
Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…». М.
И. Цветаева («Генералам двенадцатого года…»).

1

0

0

09.02.2023

Лекция;

43. В. В. Маяковский. Стихотворения (одно по
выбору). Например, «Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»,
«Хорошее отношение к лошадям» и др. В. В.
Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»

1

0

0

13.02.2023

Устный опрос;

В. В. Маяковский. Стихотворения (одно по
выбору). Например, «Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»,
«Хорошее отношение к лошадям» и др. В. В.
Маяковский. «Прозаседавшиеся»

1

0

0

16.02.2023

Устный опрос;

45. А.
П.
Платонов.
Рассказы
(один
по
выбору).Например,
«Юшка»,
«Неизвестный
цветок» и др. Проза ХХ века. А. Платонов. Анализ
рассказа , «Песчаная учительница»: тема, сюжет,
образ героини

1

0

0

20.02.2023

Устный опрос;

46. В. М. Шукшин. Рассказ «Чудик»: тема, идея,
проблематика; образ «странного» героя»

1

0

0

24.02.2023

Устный опрос;
Письменный
контроль;

47. . Стихотворения отечественных поэтов XX—XXI
веков (не менее четырѐх стихотворений двух
поэтов): например, стихотворе- ния М. И.
Цветаевой, Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадулиной,

1

0

0

27.02.2023

Устный опрос;

44.

Ю. Д. Левитанского и др. Е .А. Евтушенко «Хотят
ли русские войны?», «Благословенна русская
земля…»
48. Стихотворения отечественных поэтов XX—XXI
веков (не менее четырѐх стихотворений двух
поэтов): например, стихотворе- ния М. И.
Цветаевой, Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадулиной,
Ю. Д. Левитанского и др. А. Т. Твардовский.
«Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка
лета…», «На дне моей жизни…».

1

0

0

02.03.2023

Устный опрос;

49. Произведения отечественных прозаиков второй
половины XX — начала XXI века (не менее двух).
Например, произведения Ф. А. Абрамова, В. П.
Астафьева, В. И. Белова, Ф. А. Искандера и др. Ф.
А. Абрамов. "О чѐм плачут лошади": человек и
природа. Тема, идея, проблематика рассказа

1

0

0

06.03.2023

Устный опрос;

50. Произведения отечественных прозаиков второй
половины XX — начала XXI века (не менее двух).
Например, произведения Ф. А. Абрамова, В. П.
Астафьева, В. И. Белова, Ф. А. Искандера и др. Ю.
П. Казаков. Рассказ "Тихое утро"

1

0

0

09.03.2023

Устный опрос;

51. Тема взаимоотношения поколений, становления
человека, выбора им жизненного пути (не менее
двух произведений современных отечественных и
зарубежных писателей). Например, Л. Л. Волкова
«Всем выйти из кадра», Т. В. Михеева. «Лѐгкие
горы», У. Старк «Умеешь ли ты свистеть,
Йоханна?» и др. У. Старк. «Умеешь ли ты свистеть,
Йоханна?»

1

0

0

13.03.2023

Устный опрос;

52. Тема взаимоотношения поколений, становления
человека, выбора им жизненного пути (не менее
двух произведений современных отечественных и
зарубежных писателей). Например, Л. Л. Волкова
«Всем выйти из кадра», Т. В. Михеева. «Лѐгкие
горы», У. Старк «Умеешь ли ты свистеть,
Йоханна?» и др. Л. Л. Волкова «Всем выйти из
кадра»

1

0

0

16.03.2023

Тестирование;

53. Зарубежная литература. А. де Сент Экзюпери.
Повесть- сказка «Маленький принц»

1

0

0

20.03.2023

Устный опрос;

54. Зарубежная литература. А. де Сент Экзюпери.
Повесть- сказка «Маленький принц»

1

0

0

23.03.2023

Устный опрос;

55. Зарубежная литература. А. де Сент Экзюпери.
Повесть- сказка «Маленький принц»

1

0

0

03.04.2023

Устный опрос;

56. Тема взаимоотношения поколений, становления
человека, выбора им жизненного пути в
литературных произведениях.Письменная работа

1

0

0

06.04.2023

Письменный
контроль;

57. Зарубежная литература. М. де Сервантес Сааведра.
Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот
Ламанчский» (главы)

1

0

0

10.04.2023

Устный опрос;

58. Зарубежная литература. М. де Сервантес Сааведра.
Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот
Ламанчский» (главы)

1

0

0

13.04.2023

Устный опрос;

59. Зарубежная литература. М. де Сервантес Сааведра.
Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот
Ламанчский» (главы)

1

0

0

17.04.2023

Устный опрос;

60. Зарубежная

1

0

0

20.04.2023

Самооценка с

литература.

П. Мериме.

«Маттео

Фальконе»

использованием
«Оценочного листа»;

61. Внеклассное чтение

1

0

0

24.04.2023

Устный опрос;

62. Внеклассное чтение

1

0

0

27.04.2023

Письменный
контроль;

63. Внеклассное чтение

1

0

0

01.05.2023

Устный опрос;

64. Внеклассное чтение

1

0

0

04.05.2023

Устный опрос;

65. Повторение. Подготовка к контрольной работе

1

0

0

08.05.2023

Письменный
контроль;

66. Итоговая контрольная работа

1

1

0

11.05.2023

Тестирование;

67. Анализ контрольной работы

1

1

0

15.05.2023

Устный опрос;

68. Подведение итогов.Литература на лето.

1

0

0

18.05.2023

Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

3

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Литература (в 2 частях), 7 класс /Меркин Г.С.;
ООО «Русское слово-учебник»;
«Литература», телеканал «Знание»
https://klassika.ru/,«Виртуальный музей литературных героев»
http://window.edu.ru/resource/180/15180); http://deti-online.com/audioskazki/skazki-saltykovaschedrina-mp3/
Культура.рф,Учи.ру,http://www.rosolymp.ru/
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

«Про школу»;«Методсовет»,«Открытый урок».
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам
«Российская электронная школа»
«Московская электронная школа».«Афоризм.ру».http://www.textologia.ru/
http://gramma.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Репродукции картин
Литература (в 2 частях), 7 класс /Меркин Г.С.; ООО «Русское слово-учебник»;
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам
курса литературы
Демонстрационные карточки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (35361) 26-2-35, 8 (35361) 26-2-36

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».