3 класс Математика и конструирование

Содержание
1.
2.
3.
4.

Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного курса
Содержание учебного предмета
Календарно-тематическое планирование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2

3
5
7
13

Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Математика и конструирование» (далее - Программа)
составлена
на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования и авторской программы С.И.Волковой, О.Л. Пчелкиной
«Математика и конструирование». Данная программа реализует общеинтеллектуальное
направление во внеурочной деятельности в рамках федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Курс «Математика и конструирование разработан как дополнение к курсу «Математика» в
начальной школе.
Основная цель курса "Математика и конструирование" в начальных классах состоит не
только в том, чтобы обеспечить математическую грамотность учащихся (т.е. научить их счету),
но и в том, чтобы сформировать элементы технического мышления, графической грамотности
и конструкторских умений, дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие.
Задачи курса:
1) расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших
школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей;
2) формирование
у
детей
графической
грамотности
и
совершенствование
практических действий с чертёжными инструментами
3) овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов
логического
и
конструкторского
мышления,
обеспечение
более
разнообразной
практической деятельности младших школьников.
В целом курс «Математика и конструирование» будет способствовать
• математическому развитию младших школьников;
• развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования
пространственных отношений;
• формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к
умственному труду;
• развитию элементов логического и конструкторского
мышления, стремлению
использовать математические знания в повседневной жизни.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования
у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые
знания – через включение проектной деятельности. Актуальность проектной деятельности
сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном
процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности
определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального
общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают
проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и
умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем
станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах,
техникумах и т.д. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
•
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности
образования в целом;
•
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
•
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
•
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Общая характеристика курса
3

Интегрированный курс «Математика и конструирование» объединяет в один учебный
предмет два разноплановых по способам изучения, но эффективно дополняющих друг друга
школьных предмета: математику и технологию. Объединение этих предметов позволяет
повысить результаты обучения по каждому из этих предметов, так как создаются условия для
одновременного и взаимосвязнного развития мыслительной и практической деятельности
учащихся.
Интеграция учебных предметов определяет содержание и структуру уцрса,
основными положениями которого являются:
- преемственность с действующим в настоящее время курсом математики (Программа
М. И.
Моро, А. Бантовой и др.), который обеспечивает числовую грамотность учащихся, умение
решать текстовые задачи т. д., и курсом технологии (Программа Н.И. Роговцевой, С.В.
Анащенковой) , особенно в той его части, которая обеспечивает формирование трудовых умений и
навыков работы с различными материалами, в том числе с бумагой, картоном, тканью,
пластилином, проволокой, а также формирование элементов технических умений и технического
мышления при работе с конструктором;
- усиление геометрической линии начального курса математики, обеспечивающей развитие
пространственных представлений и воображения учащихся и включающей в себя на уровне
практических действий изучение основных линейных, плоскостных и некоторых
пространственных геометрических фигур, и формирование на этой основе базы и элементов
конструкторского мышления и конструкторских умений;
- усиление графической линии действующего курса трудового обучения, обеспечивающей
умение изобразить на бумаге, сконструировать модель и, наоборот, по чертежу собрать объект,
измерить его в соответствии с изменениями, внесенными в чертеж, - все это призвано обеспечить
графическую грамотность учащихся начальных классов.
Курс «Математика и конструирование» дает возможность дополнить учебный предмет
«Математика» практической конструкторской деятельностью учащихся. Изучение курса
предполагает органическое единство мыслительной и практической деятельности учащихся во
всем многообразии их взаимного влияния и дополнения одного вида деятельности другими;
мыслительная деятельность и полученные математические знания создают основу, базу для
овладения курсом, а специально организованная конструкторско - практическая деятельность, в
свою очередь, не только обуславливает формирование элементов конструкторского и
технического мышления, конструкторских и технических умений, но и способствует
актуализации, закреплению в ходе практического использования математических знаний, умений,
повышает уровень осознанности изученного математического материала, создает условия для
развития познавательных способностей, логического мышления и пространственных
представлений учащихся.
Место курса «Математика и конструирование» в учебном плане
Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).
Курс рассчитан на 1 час в неделю: по 32 ч в 1-2 классах, по 34 ч в 3-4 классах. Всего 132 часа.
Относится к внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению с включением
проектной деятельности,
предназначена для работы с детьми 1-4 классов.

Планируемые результаты
4

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных
ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки,
которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства,
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате
созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения
(основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать
выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов
и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем
плану с опорой на образцы, рисунки;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на
развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на урока;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего
класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для
изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других.
Предметные:
Знать
- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, клей), их свойства и названия;
- конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
- технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание,
сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием, по шаблону;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- виды отделки: раскрашивание, аппликацию.
уметь организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно
работать ручными инструментами;
- анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль
качества результатов собственной практической деятельности;

5

самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий,
выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение
деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для
сушки изделий.
Уметь реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно- творческой и
трудовой деятельности.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Составление альбома лучших работ. Проведение выставок работ учащихся.
Формирование универсальных учебных действий
К концу 1 класса у учащихся будут сформированы следующие УУД:
Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение
сохранять заданную цель,
умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.
Познавательные - операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном
материале; операция установления взаимно-однозначного соответствия.
Коммуникативные потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных
отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится
воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для партнера высказывания,
учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью
получить необходимые сведения от партнера по деятельности.
Ученик получит возможность для формирования:
Личностные - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Регулятивные - умение контролировать свою деятельность по результату,
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение
выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; действие моделирования –
преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные
характеристики объекта, умение устанавливать аналогии на предметном материале.
Коммуникативные - приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное)
отношение к процессу сотрудничества;
умение слушать собеседника.
К концу 2 класса у учащихся будут сформированы следующие УУД:
Личностные - умение выделить нравственный аспект поведения.
Регулятивные - умение контролировать свою деятельность по результату, умение адекватно
понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные
- сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака; моделирование.
Коммуникативные - умение слушать собеседника.
Ученик получит возможность для формирования:
Личностные - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Регулятивные - действия целеполагания, планирования, контроля.
Познавательные - сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения
тождеств/различия, определения общих признаков и составления классификации);
анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); синтез
(составление целого из частей);
кодирование/ замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных
объектов и предметов);
декодирование/ считывание информации;
6

умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное
расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач.
Коммуникативные - ориентация на партнера по общению,
согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной
деятельности.
К концу 3 класса у учащихся будут сформированы следующие УУД:
Личностные - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Регулятивные – умение действовать по плану и планировать свою деятельность, контроль.
Познавательные - сравнение, анализ и синтез, декодирование/ считывание информации; умение
использовать наглядные модели для решения задач, умение осознанно и произвольно строить
речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные - согласование усилий по достижению общей цели, организации и
осуществлению совместной деятельности.
Ученик получит возможность для формирования:
Личностные – действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из
социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные –
способность принимать, сохранять цели
и следовать им в учебной
деятельности; прогнозирование, коррекция, оценка.
Познавательные - обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса
единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их
синтез;
установление аналогий; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в
письменной форме.
Коммуникативные - заранее предвидеть разные возможные мнения;
обосновывать и доказывать собственное мнение.
К концу 4 класса у учащихся будут сформированы следующие УУД:
Личностные - личностное самоопределение; действие смыслообразования,
действие
нравственно-этического оценивания.
Регулятивные –
способность принимать, сохранять цели
и следовать им в учебной
деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая
осуществление
предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
знаково-символические - моделирование; умение структурировать знания; умение осознанно и
произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
определение основной и второстепенной информации;
синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;
доказательство.

7

Коммуникативные – умение договариваться, находить общее решение практической задачи
(приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах
(конфликт интересов);
умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и
уступать;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и
противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять
взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Ученик получит возможность для формирования:
Личностные - профессиональное, жизненное самоопределение.
Регулятивные –
целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к
преодолению трудностей и жизненного оптимизма:
преодоление импульсивности, непроизвольности;
волевая саморегуляция.
Познавательные - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
анализ объектов с целью выделения признаков;
выдвижение гипотез и их обоснование;
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные – распределение начальных действий и операций, заданное предметным
условием совместной работы;
обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников
моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы;
взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей
действия в общий способ деятельности;
коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и
взаимопонимания;
планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками
адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов
работы);
рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно
общей схемы деятельности.
Ожидаемые итоговые тематические результаты обучения
Выпускники, используя математические термины, будут описывать некоторые свойства
пространственных тел и плоских фигур, которые можно выявить при наблюдениях реальных
объектов. Они будут находить проявления симметрии в непосредственном окружении, создавать
образцы симметричных объектов. Они научатся давать простые указания о направлении и
следовать им, использовать для описания местоположения, пользуясь понятиями; расстояние,
путь, поворот, стороны горизонта (на север, юго-запад и т.п.).
Промежуточные тематические результаты, характеризующие уровень базовой
подготовки учащихся
К КОНЦУ БУКВАРНОГО ПЕРИОДА ВСЕ ДЕТИ НАУЧАТСЯ:
− группировать, описывать и сравнивать пространственные геометрические фигуры по размерам и
форме;
− исследовать и описывать реальные объекты, отмечая их схожесть/ различие с
пространственными геометрическими фигурами – многогранниками и телами вращения;
− устанавливать, моделировать и описывать расположение объектов и зданий, находящихся в
непосредственном
окружении
относительно
заданного
тела
отсчета,
используя
общеупотребительную лексику (внутри, вне, вверху/выше, внизу/ ниже, слева/левее,
справа/правее, рядом с, перед/впереди, за/сзади/ позади, между и т.п.).
8

Концу 1 года обучения учащиеся получат возможность научиться:
• различать плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник,
пятиугольник)
• выполнять простейшие чертежи с помощью линейки,
• сравнивать длины отрезков и предметов,
• классифицировать объекты, сравнивать,
• планировать свою деятельность,
• развивать геометрическую наблюдательность и пространственное мышление.
К концу 2 класса ученики научатся:
− оценивать "на глаз" длины предметов, временные интервалы с последующей проверкой
измерением;
− группировать, описывать и сравнивать пространственные геометрические фигуры по
размерам и форме;
− распознавать, находить на чертежах, рисунках, схемах прямые и ломаные линии, лучи и
отрезки;
− с помощью линейки и от руки строить и обозначать отрезки заданной длины, отмечая
концы отрезка; измерять длину отрезка на глаз и с помощью линейки;
− с помощью линейки и/или клетчатой бумаги (от руки) проводить прямые линии и лучи,
обозначать их, использовать их для изображения числовой оси, линий симметрии, сетки,
таблиц;
− проводить с помощью клетчатой бумаги и/или угольника прямые линии, направленные
вдоль и под углом (прямым, тупым и острым) к числовому лучу;
− выявлять углы в реальных предметах; распознавать на чертежах.
К концу 3 - 4 класса ученики научатся:
− устанавливать соотношения между значениями одноименных величин и выражать все
величины в одних и тех же единицах при выполнении вычислений;
− использовать навыки измерений и зависимости между величинами для решения
практических задач;
− исследовать и описывать реальные объекты, отмечая их схожесть/ различие с
пространственными геометрическими фигурами – многогранниками (кубом, прямым
параллелепипедом, призмой, пирамидой) и телами вращения (шаром, цилиндром, конусом);
− классифицировать, группировать, называть, обозначать и строить с помощью линейки,
угольника, циркуля, “по клеточкам” и от руки все типы треугольников:
•разносторонний/ равносторонний/ равнобедренный;
•остроугольный/ тупоугольный/ прямоугольный;
− выявлять, обозначать и называть элементы треугольника: стороны, углы, вершины;
− измерять с помощью линейки и оценивать “на глаз” длину сторон треугольника;
− вычислять периметр треугольника, прямоугольника, квадрата;
− распознавать круги и окружности в ряду других фигур, называть их и строить с помощью
циркуля, обозначая центр;
Ученики получат возможность научиться:
− оценивать "на глаз" массы, объемы, с последующей проверкой измерением;
− измерять с помощью измерительных приборов, фиксировать результаты измерений (в
т.ч. в форме таблиц и диаграмм), сравнивать величины с использованием произвольных и
стандартных способов и единиц измерений;
− выбирать меры, шкалы и измерительные приборы, адекватные измеряемой величине и
задаче измерения (включая нужную точность); правильно пользоваться измерительными
приборами с простыми шкалами для измерения:
9

•
•
•
•

длин, расстояний – линейки, рулетки, деревянный метр,
площадей – палетку, миллиметровую бумагу,
масс – балансовые и пружинные весы (в т. ч. бытовые),
объемов – мензурки и сосуды известной емкости;
− находить примеры симметрии в непосредственном окружении и пояснять их; создавать и
пояснять простые симметричные образцы, устанавливать с помощью зеркала, при
помощи поворота или сгиба фигуры линии симметрии и проводить их;
− с помощью ИКТ-технологий создавать и использовать простейшие электронные таблицы
и базы данных с двумя – тремя полями; при работе с таблицами и базой данных
− пользоваться возможностями сортировки и группировки данных, подсчета
промежуточных итогов и построения диаграмм.
Содержание курса
Основное содержание курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая
составляющая курса» и «Конструирование».
Геометрическая составляющая
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые I незамкнутые. Прямая линия.
Свойства прямой. Отрезок. 1еление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на
плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов:
прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды
многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника.
Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний);
по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника
по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат.
Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с
использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника
(квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение
прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность,
описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление
окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное
расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда.
Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда.
Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда
(куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой
круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии
Конструирование.
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по
шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка
бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт»,
«Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование
листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с
использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с
последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур,
бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с
использованием этой техники.

10

Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная
тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа,
изготовление аппликаций и изделий по чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по отологическому рисунку.
Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое,
жёсткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей
«Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды,
цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих
форму
названных
многогранников.
Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино». Изготовление фигур,
имеющих заданное количество осей симметрии.
3 класс
Тематическое планирование
Характеристика деятельности
учащихся
1,2 уроки. Повторение геометрического материала:
отрезок, ломаная, многоугольник
3-6 уроки. Виды треугольников по сторонам: Различать треугольники по сторонам
разносторонний,
равнобедренный,
равносторонний. и по углам.
Построение треугольника по трём сторонам.
Строить треугольник по трём
Виды треугольников по углам: прямоугольный, сторонам с использованием циркуля и
остроугольный, тупоугольный.
линейки.
Конструирование моделей различных треугольников
Изготавливать
модели
треугольников разных видов.
7-9
уроки.
Правильная
треугольная
пирамида. Изготавливать различные модели
Изготовление модели правильной треугольной пирамиды правильной треугольной пирамиды
сплетением из двух одинаковых полосок, каждая из
которых разделена на 4 равносторонних треугольника.
Изготовление каркасной модели правильной треугольной
пирамиды из счётных палочек. Вершины, грани и рёбра
пирамиды. Изготовление геометрической игрушки
«Флексагон» (гнущийся многоугольник) на основе
полосы из 10 равносторонних треугольников. Периметр
многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата).
10 урок. Периметр многоугольника.
Вычислять
периметр
многоугольника.
11-13
уроки.
Построение
прямоугольника
на Строить
прямоугольник
на
нелинованой бумаге с использованием свойств его нелинованной
бумаге
с
диагоналей. Построение квадрата на нелинованой бумаге использованиемсвойств
диагоналей
по заданным его диагоналям.
прямоугольника(квадрата).
14-18 уроки. Чертёж. Изготовление по чертежам Изготавливать
по
чертежу
аппликаций
«Домик»,
«Бульдозер».
Составление различные аппликации.
аппликаций различных фигур из различных частей
определённым
образом
разрезанного
квадрата.
Технологический рисунок.
19,20 уроки. Изготовление по технологическому рисунку Выстраивать
композиции
по
композиции «Яхты в море».
технологическому рисунку
21-22
уроки.
Единицы
площади.
Площадь Определять
площадь
прямоугольника
(квадрата),
различных
фигур, прямоугольника (квадрата)
составленных из прямоугольников и квадратов
23-25 уроки. Разметка окружности. Деление окружности Делить окружность (круг) на 2, 4, 8
11

(круга) на 2, 4, 8 равных частей. Изготовление модели
цветка с использованием деления круга на 8 равных
частей
26,27 уроки. Деление окружности на 3, 6, 12 равных
частей. Изготовление модели часов.
28 урок. Взаимное расположение окружностей на
плоскости
29 урок. Деление отрезка пополам без определения его
длины (с использованием циркуля и линейки без
делений).
30
урок.Получение
практическим
способом
треугольника, вписанного в окружность (круг)
31 урок. Изготовление аппликации «Паровоз»,
геометрической игры «Танграм» и аппликаций фигур
из частей игры «Танграм».
32 урок. «Оригами». Изготовление изделия «Лебедь».
33,34
уроки.
Техническое
конструирование
из
деталейнабора
«Конструктор».Изготовление по приведенным
рисункам моделей «Подъёмный кран» и «Транспортёр»

12

равных частей.
Делить окружность (круг) на 3, 6, 12
равных частей.
Чертить
пересекающиеся,
непересекающиеся (в том числе
концентрические) окружности.
Выполнять деление отрезка пополам
с использованием циркуля и линейки
без делений.
Строить практическим способом
треугольник, вписанный в круг.
Изготавливать аппликации из частей
игры «1анграм».
Работать в технике «Оригами»
Конструировать по рисункам модели
из набора «Крнструктор»

Календарно – тематическое планирование
3 класс

№
п/п

Дата

Тема

Виды учебной деятельности обучающихся

1

02.09

Отрезок. Построение отрезка.

Обобщить знания по отрезку
Строить отрезок, равный заданному, с использованием циркуля.

2

09.09

Ломаная. Многоугольник.

Обобщить знания по многоугольнику
Строить многоугольники

3
4

16.09
23.09

5

30.09

6
7
8

07.10
14.10
21.10

Различать треугольники по сторонам и углам
Строить треугольник по трем сторонам с использованием циркуля
и линейки
Строить треугольник по трем сторонам с использованием циркуля
и линейки
Изготавливать фигуры из треугольников
Изучить правильную треугольную пирамиду
Изучать развертку правильной треугольной пирамиды

9

28.10

10

11.11

Треугольник. Виды треугольника по сторонам.
Построение треугольника по трём сторонам, заданным
отрезками
Построение треугольника. Соотношение между
сторонами треугольниками
Конструирование фигур из треугольников
Правильная треугольная пирамида
Практическая работа № 1.
Изготовление модели правильной треугольной
пирамиды.
Практическая работа № 2
Изготовление игрушки «Флексатон»
Периметр многоугольника

11

18.11

12

25.11

13

02.12

Закрепление пройденного

14
15

09.12
16.12

Чертеж. Изготовление аппликаций.
Практическая работа № 3
Изготовление по чертежу аппликации “Домик”

Свойства диагоналей прямоугольника. Составление
прямоугольников из данных частей
Вычерчивание прямоугольника (квадрат) на
нелинованной бумаге.

Изготавливать различные модели правильной треугольной
пирамиды
Изготавливать различные модели правильной треугольной
пирамиды
Вычислять периметр многоугольника
Изучать свойства диагоналей прямоугольника
Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с использованием
свойств диагоналей прямоугольника (квадрата)
Изготавливать по чертежу различные аппликации
Обобщение знаний по изученному материалу

13

16

23.12

Практическая работа № 3
Оформление аппликации “Домик”
Практическая работа № 4
Изготовление по чертежу аппликации “Бульдозер”
Практическая работа № 4
Оформление аппликации “Бульдозер”
Практическая работа № 5
Изготовление по технологической карте композиции
“Яхты в море”
Практическая работа № 5
Составление композиции “Яхты в море”
Площадь фигуры. Сравнение площадей. Единицы
площадей.
Вычисление площадей фигур, составленных из
прямоугольников. Площадь прямоугольного
треугольника
Вычерчивание круга. Деление круга на 2, 4, 8 равных
частей.
Практическая работа № 6
Изготовление многолепесткового цветка.
Практическая работа № 6
Оформление цветка.
Деление окружности (круга) на 3, 6, 12 равных частей
Практическая работа № 7
Изготовление модели часов.

Изготавливать по чертежу различные аппликации

17

30.12

18

13.01

19

20.01

20

27.01

21

03.02

22

10.02

23

17.02

24

03.03

25

10.03

26
27

17.03
24.03

28

07.04

Взаимное расположение окружностей на плоскости

29

14.04

30

21.04

31

28.04

Деление отрезка пополам с помощью циркуля и линейки
без делений
Получение практическим способом треугольника
вписанного в окружность
Практическая работа № 8
Изготовление аппликации “Паровоз” и геометрической
игры “Танграм”

Чертить пересекающиеся, непересекающиеся (в том числе
концентрические) окружности
Выполнять деление отрезка пополам с использованием циркуля и
линейки без делений
Чертить фигуры на плоскости

14

Изготавливать по чертежу различные аппликации
Изготавливать по чертежу различные аппликации
Выстраивать композиции по технологическому рисунку
Выстраивать композиции по технологическому рисунку
Определять площадь прямоугольника (квадрата)
Определять площадь прямоугольника (квадрата) и прямоугольного
треугольника
Делить окружность (круг) на 2, 4, 8 равных частей
Делить окружность (круг) на 2, 4, 8 равных частей
Изготавливать аппликации из частей окружности
Делить окружность (круг) на 2, 4, 8 равных частей
Изготавливать аппликации из частей окружности
Делить окружность (круг) на 3, 6, 12 равных частей
Делить окружность (круг) на 3, 6, 12 равных частей
Изготавливать аппликации из частей окружности

Изготавливать аппликацию из различных фигур
Изготавливать аппликацию из частей игры «Танграм»

32
33

05.05
12.05

34

19.05

«Оригами». Изготовление изделия «Лебедь»
Техническое конструирование из деталей набора
«Конструктор»
Изготовление моделей «Подъемный кран» и
«Транспортер»

Работать в технике «Оригами»
Изучить техническое моделирование
Конструировать по рисункам модели из деталей набора
«Конструктор»

15

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Книгопечатная продукция
Волкова С.И. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование»: 1-4 кл.:
пособие для учителя : - М.: Просвещение, 2012 г.
Рабочие тетради
Рабочая тетрадь «Математика и конструирование» 3 класс. – М.: Просвещение
Печатные пособия
Волкова С.И. Математика и конструирование: 3 класс.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя
Классная доска
Магнитная доска
Персональный компьютер с принтером
Мультимедийный проектор
Интернет-ресурсы
Информационно-образовательный портал «Сетевой класс Белогорья» http://belclass.net
Сайт издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru
Сайт «ФГОС: начальное общее образование» http://standart.edu.ru
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru.
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» http://www.law.edu.ru
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
http://www.ict.edu.ru.
Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (35361) 26-2-35, 8 (35361) 26-2-36

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».