Содержание
1. Пояснительная записка по истории 9 класс:
1.1 Общая характеристика предмета
1.2 Место учебного предмета «История» в учебном плане
2.
Результаты освоения учебного предмета
2.1.Личностные результаты изучения истории
2.2. Метапредметные результаты изучения истории
2.3. Предметные результаты изучения истории
3. Содержание учебного предмета
4. Синхронизация курсов Всеобщей истории и истории России
5. Тематическое планирование
6. Календарно-тематическое планирование
7. Учебно-методический комплекс
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 9 классов составлена на 2022-2023 учебный год
составлена на основе основе ФГОС ООО.
Рабочая программа по истории для 9 классов составлена в соответствии с правовыми
и нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
• Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее ФГОС ООО)»;
• Примерной основной образовательной программой основного общего образования
(далее ПООП ООО) (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15 в редакции
протокола №1/20 от 04.02.2020 г.);
• Порядком
организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015;
• письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010
№ 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
1 Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения.
Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);
2. Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего
образования (2010), Концепции учебно – методического комплекса по отечественной
истории (2014), Историко – культурного стандарта (6 -9 классы).
3. Программы курса «История России. 9 классы Концепции нового учебно-методического
комплекса по отечественной истории, Историко – культурного стандарта. – М.: ООО
«Русское слово», 2015. .
4 Устав МАОУ «СОШ № 5»
Программа обучения истории в школе на уровне основного общего образования
составлена на основе приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств
личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном
контексте. Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний,
ценностных отношений и познавательной деятельности школьников.
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и
воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих
ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и
человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной
и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в
базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
В действующих федеральных государственных образовательных стандартах основного
общего образования названы следующие задачи изучения истории в основной школе:
· формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, национальной,
социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с
древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и
нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе;
· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом
историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления
сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в
современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Место учебного предмета «История» в учебном плане.
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве
обязательного предмета в 9 классах в общем объеме 66 часов: 2 часа в неделю.
Изучение предмета «История» как части предметной области «Общественнонаучные предметы» основано на межпредметных связях с предметами:
«Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык»,
«Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика», «Математика», «Основы
безопасности и жизнедеятельности» и др.
Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории
России. Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также
региональная и локальная история
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика;
отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы,
основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических
характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
•эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального
производства, техники; изменение характера экономических отношений;
• формирование и развитие человеческих общностей социальных, этнонациональных,
религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие си-
лы, формы);
• образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и
механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути
преобразования общества; основные вехи политической истории;
•история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных
и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования;
развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и
эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
• развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство,
завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в
истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные
исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия
мира, ценностей.
Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего
образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов.
Знакомство обучающихся при получении основного общего образования с
предметом «История» начинается с курса всеобщей истории. Изучение всеобщей истории
способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных
народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности
исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся представление
о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли
России в мировом историческом процессе.
Курс всеобщей истории призван сформировать у учащихся познавательный интерес,
базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить
исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национальнокультурных, политических, территориальных и иных условиях.
В рамках курса всеобщей истории обучающиеся знакомятся с исторической картой
как источником информации о расселении человеческих общностей, расположении
цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития
социокультурных, экономических и геополитических процессов в мире. Курс имеет
определяющее значение в осознании обучающимися культурного многообразия мира,
социально-нравственного опыта предшествующих поколений; в формировании
толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира, усвоении
назначения и художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных,
изобразительных и вещественных исторических источников.
Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлять развитие России и
других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и
события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям мировой истории,
оценивать различные исторические версии событий и процессов.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета «История».
Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов,
историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход
будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в
широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города,
представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей
традиций рода и семьи.
Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в
раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с
ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации
курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и
процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов
региональной истории и компаративных характеристик.
Патриотическая основа исторического образования имеет цель воспитать у молодого
поколения гордость за свою страну, осознание ее роли в мировой истории. При этом
важно акцентировать внимание на массовом героизме в освободительных войнах, прежде
всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг., раскрыв подвиг народа как пример
гражданственности и самопожертвования во имя Отечества. Вместе с тем, позитивный
пафос исторического сознания должна создавать не только гордость военными победами
предков. Самое пристальное внимание следует уделить достижениям страны в других
областях. Предметом патриотической гордости, несомненно, является великий труд
народа по освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой,
формирование
российского
общества
на
сложной
многонациональной
и
поликонфессиональной основе, в рамках которого преобладали начала взаимовыручки,
согласия и веротерпимости, создание науки и культуры мирового значения, традиции
трудовой и предпринимательской культуры, благотворительности и меценатства.
В школьном курсе должен преобладать пафос созидания, позитивный настрой в
восприятии отечественной истории. Тем не менее, у учащихся не должно сформироваться
представление, что история России – это череда триумфальных шествий, успехов и побед.
В историческом прошлом нашей страны были и трагические периоды (смуты, революции,
гражданские войны, политические репрессии и др.), без освещения которых
представление о прошлом во всем его многообразии не может считаться полноценным.
Трагедии нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы
нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые
испытания.
Россия – крупнейшая многонациональная и поликонфессиональная страна в мире. В
связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов
России, делая акцент на взаимодействии культур и религий, укреплении экономических,
социальных, политических и других связей между народами. Следует подчеркнуть, что
присоединение к России и пребывание в составе Российского государства имело
положительное значение для народов нашей страны: безопасность от внешних врагов,
прекращение внутренних смут и междоусобиц, культурное и экономическое развитие,
распространение просвещения, образования, здравоохранения и др.
Одной из главных задач школьного курса истории является формирование
гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать акцент на идее
гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и
общества. С этим связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей
граждан, строительства гражданского общества, формирования правового сознания.
Следует уделить внимание историческому опыту гражданской активности, местного
самоуправления (общинное самоуправление, земские соборы, земство, гильдии, научные
общества, общественные организации и ассоциации, политические партии и организации,
общества взаимопомощи, кооперативы и т. д.), сословного представительства.
Необходимо увеличить количество учебного времени на изучение материалов по
истории культуры, имея в виду в первую очередь социокультурный материал, историю
повседневности, традиций народов России. Культура не должна быть на периферии
школьного курса отечественной истории. Школьники должны знать и понимать
достижения российской культуры Средневековья, Нового времени и ХХ века, великие
произведения художественной литературы, музыки, живописи, театра, кино, выдающиеся
открытия российских ученых и т. д. Важно отметить неразрывную связь российской и
мировой культуры.
Концептуально важно сформировать у учащихся представление о процессе
исторического развития как многофакторном явлении. При этом на различных стадиях
исторического развития ведущим и определяющим могут быть либо экономические, либо
внутриполитические или внешнеполитические факторы.
Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в
качестве наиболее оптимальной предложена модель, при которой изучение истории будет
строиться по линейной системе с 5 по 10 классы. За счет более подробного изучения
исторических периодов обучающиеся смогут как освоить базовые исторические
категории, персоналии, события и закономерности, так и получить навыки
историографического анализа, глубокого проблемного осмысления материалов
(преимущественно в ходе изучения периодов истории Нового и Новейшего времени),
сравнительного анализа.
Историческое образование в выпускном классе средней школы может иметь
дифференцированный характер. В соответствии с запросами школьников, возможностями
образовательной организации изучение истории осуществляется на базовом и/или
углубленном уровнях. Образовательной организации предоставляется возможность
формирования индивидуального учебного плана, реализации одного или нескольких
профилей обучения.
В случае обучения на профильном уровне учащиеся (в соответствии с требованиями
ФГОС) должны сформировать знания о месте и роли исторической науки в системе
научных дисциплин, представления об историографии; овладеть системными
историческими знаниями, пониманием места и роли России в мировой истории; овладеть
приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно
анализировать документальную базу по исторической тематике; сформировать умение
сопоставлять и оценивать различные исторические версии.
2. Планируемые результаты освоения учебной программы изучения «Истории»
В соответствии с ФГОС ООО данная рабочая программа направлена на достижение
системы планируемых результатов, включающих в себя личностные, метапредметные,
предметные результаты.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся
следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение
прав и свобод человека;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку. Его мнению, гражданской позиции, его правам и свободам;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность
к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в
следующих качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность —
учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект,
формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники
информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися в основной школе включают:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и
человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного
общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого
и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную
ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и
культурных памятников своей страны и мира.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных
действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
-анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
-идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
-обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая
и обосновывая логическую последовательность шагов.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
Обучающийся сможет:
-определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
-определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
-выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);
-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы
для решения задачи/достижения цели;
-составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
-определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
-описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
-планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
-систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
-отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
•-оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
-находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
-работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
-устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
-определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
-анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария
для выполнения учебной задачи;
-свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя
из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
-оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
-обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
-фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
-наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
-соотносить
реальные
и
планируемые
результаты
индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
-самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
-ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
-демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта
активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки
и свойства;
-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
-выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
-выделять явление из общего ряда других явлений;
-определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
-строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки;
-излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
-самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
-вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением
формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
-выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные
/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
-делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
-обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
-создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
-строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
-создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
-переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического
или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
-строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
-строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
-анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8.
Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
-резюмировать главную идею текста;
-преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
-критически оценивать содержание и форму текста.
9.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Обучающийся сможет:
-определять свое отношение к природной среде;
-анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
-проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
-прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
-распространять экологические знания и участвовать в практических делах по
защите окружающей среды;
-выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
-определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
-осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
-формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
-соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Обучающийся сможет:
-определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
-отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
-представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
-соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
-высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера
в рамках диалога;
-принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
-создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
-использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
-использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
-делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
-целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
-выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с
условиями коммуникации;
-выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
-использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
-использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
-создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны
овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
-указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты
важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
-соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических
событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
•характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических
событий;
-группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
-читать историческую карту с опорой на легенду;
-проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
(материальных, текстовых, изобразительных и др.);
-сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
-рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
-характеризовать условия и образ жизни, занятия людей
в различные исторические эпохи;
-на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п.
составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
-различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие
явления;
-называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
-раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
-сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
-излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
-приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной
литературе;
-определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным
событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной
среде:
-применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных
событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с
людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
-способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании
школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране
памятников истории и культуры).
.
Предметные результаты изучения «Истории»
История России. Всеобщая история:
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего
образования предполагают, что у учащегося должны быть сформированы:
-целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и
государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества;
о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте
и роли России в мировой истории;
-базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития
человеческого общества с древности до наших дней;
-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого
и современности;
-способность применять исторические знания для осмысления общественных
событий и явлений прошлого и современности;
-умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую
информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее
социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и
аргументировать свое отношение к ней;
-умение работать с письменными, изобразительными и вещественными
историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них
информацию;
-уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего
и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и
сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
,
Российская империя в XIX – начале XX вв.
Россия на пути к реформам (1801–1861)
Александровская эпоха: государственный либерализм
Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы.
Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного
управления. М.М. Сперанский.
Отечественная война 1812 г.
Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война
со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир
1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории
XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после
победы над Наполеоном и Венского конгресса.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская
конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные
организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества.
Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.
Николаевское самодержавие: государственный консерватизм
Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая
политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация
общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация
законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа
государственных крестьян П.Д.Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология:
«православие,
самодержавие,
народность».
Формирование
профессиональной
бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства.
Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная
Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в
Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война.
Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Крепостнический социум. Деревня и город
Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и
крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности
в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух
столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское
самоуправление.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная
политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм,
классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век
русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись,
архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие
Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты.
Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в
усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.
Пространство империи: этнокультурный облик страны
Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий
Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество,
протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности
административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское
восстание 1830–1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война.
Движение Шамиля.
Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной
мысли
Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного
мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа
дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование
генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление
научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение
либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика
декабристов.
Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в
формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная
идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание
теории русского социализма. А.И.Герцен. Влияние немецкой философии и французского
социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт
общественных дебатов.
Россия в эпоху реформ
Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация
Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому
обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская
и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и
развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в
правовом строе страны. Конституционный вопрос.
Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны.
Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Россия на Дальнем Востоке. Основание Хабаровска.
«Народное самодержавие» Александра III
Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы
и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной
самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и
администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура.
Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику.
Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных
отношений.
Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических
интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.
Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность
Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и
крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств.
Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворянепредприниматели.
Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и
социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его
особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские
способы его решения.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской
культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта,
связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати.
Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и
массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры.
Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание.
Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества.
Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка,
театр. Архитектура и градостроительство.
Этнокультурный облик империи
Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи.
Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней
Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй
половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы
национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная
политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации.
Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос.
Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и
народов.
Формирование гражданского общества и основные направления общественных
движений
Общественная жизнь в 1860 – 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности.
Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд).
Феномен
интеллигенции.
Общественные
организации.
Благотворительность.
Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.
Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма,
марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная
мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм.
Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное
подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология
и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее
раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение
марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз
борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.
Кризис империи в начале ХХ века
На пороге нового века: динамика и противоречия развития Экономический рост.
Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов.
Новониколаевск (Новосибирск) – пример нового транспортного и промышленного центра.
Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия –
мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос.
Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур.
Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика
и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства.
Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса
имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры.
Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и
национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений.
Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона ПортАртура. Цусимское сражение.
Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма
Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних
дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная
кампания».
Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба
профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм.
«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних
городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская
октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г.
Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения
и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры).
Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты,
октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией.
Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности
революционных выступлений в 1906-1907 гг.
Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в
I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г.
Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.
Общество и власть после революции
Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования.
П.А.Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность
преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума.
Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные
партии и фракции в Государственной Думе.
Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России.
Россия в преддверии мировой катастрофы.
«Серебряный век» российской культуры
Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие
ценности и стиль жизни. Литература начала XX века. Живопись. «Мир искусства».
Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка.
«Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа.
Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между
образованным обществом и народом.
Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование
русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.
Региональный компонент
Наш регион в XIX в.
Всеобщая история
Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.
Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение,
внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от
Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франкогерманская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии;
К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение
Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.
Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные
отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865).
А. Линкольн.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в
конце ХIХ в.
Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический
капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие
транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных
социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и
профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители
социалистического движения.
Страны Азии в ХIХ в.
Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия:
распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства,
освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные
войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава,
преобразования эпохи Мэйдзи.
Война за независимость в Латинской Америке
Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы
выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых
государств.
Народы Африки в Новое время
Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные
отношения. Выступления против колонизаторов.
Развитие культуры в XIX в.
Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования.
Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили
художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр.
Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.
Международные отношения в XIX в.
Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе.
Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые
лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование
военно-политических блоков великих держав.
Историческое и культурное наследие Нового времени.
Новейшая история.
Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.
Мир в 1900—1914 гг.
Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое
развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные
движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.
Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные
отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в
колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах
Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители
освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья).
9 класс
ИСТОРИЯ НОВОГО
ВРЕМЕНИ. XIX в.
Мир к началу XX в. Новейшая
история. Становление и расцвет
индустриального общества. До
начала Первой мировой войны
Страны Европы и Северной
Америки в первой половине ХIХ в.
Страны Европы и Северной
Америки во второй половине ХIХ в.
Экономическое и социальнополитическое развитие стран Европы и
США в конце ХIХ в.
Страны Азии в ХIХ в.
Война за независимость в
Латинской Америке
Народы Африки в Новое время
Развитие культуры в XIX в.
Международные отношения в
XIX в.
Мир в 1900—1914 гг.
IV. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В
XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
1914)
Россия на пути к реформам (1801–
Александровская эпоха:
государственный либерализм
Отечественная война 1812 г.
Николаевское самодержавие:
государственный консерватизм
Крепостнический социум. Деревня и
город
Культурное пространство империи в
первой половине XIX в.
Пространство империи:
этнокультурный облик страны
Формирование гражданского
правосознания. Основные течения
общественной мысли
Россия в эпоху реформ
Преобразования Александра II:
социальная и правовая модернизация
«Народное самодержавие»
Александра III
Пореформенный социум. Сельское
хозяйство и промышленность
Культурное пространство империи
во второй половине XIX в.
Этнокультурный облик империи
Формирование гражданского
общества и основные направления
общественных движений
Кризис империи в начале ХХ века
Первая российская революция 19051907 гг. Начало парламентаризма
Общество и власть после революции
«Серебряный век» российской
культуры
Региональный компонент
5.Тематическое планирование
История России. 1801-1914. 9 класс
Россия во второй половине XIX в.
42
16
13
Кризис российской империи в нач.ХХ века .
12
« Новая история зарубежных стран» 9 класс
РАЗДЕЛ 1. Новая история.
Раздел 2. Строительство новой Европы
24
3
6
Раздел 3.Страны Западной Европы на рубеже XIX - XX вв.
Раздел 4. Две Америки
Раздел 5.Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря
независимости
Раздел 6. Международные отношения в конце XIX – начале XX вв.
3
2
2
Россия в первой половине XIX в.
Культурное пространство
Региональный компонент
8
1
1
График проведения контрольных работ и проектов по курсу « История России
Всеобщая история. » 9 класс.
2022-2023 учебный год
№
Дата
Вид
Тема контрольной работы
контрольной
часов
факт
работы
план
Колво
I четверть
Тест
Отечественная
война 1
Наполеоновские войны. Падение
империи .Венский конгресс
ВПР
1
II четверть
Контрольная
работа
Строительство новой Европы.
1
Тест
«Россия в первой половине 19 в
1
Контрольный
Россия во второй половине 19 в
работа
по
текстам УО
1
Тест
Россия при Александре 1
1
Контрольная
работа.
Основные
течение
в 1
художественной культуре 19 начале
20.
Проверочная
Обобщение по курсу.
III четверть
IV четверть
Приме
чание
работа
Учебно-методический комплекс:
Учебники:
Алексашкина Л.Н. Методическое пособие к учебнику Соловьёва К.А., Шевырёва А.П.
«История России. 1801—1914» для 9 класса общеобразовательных организаций/
Алексашкина Л.Н. – М. : ООО «Русское слово - учебник», 2016.( Инновационная школа).
«Всеобщая история » история нового времени Н.В.Загладин, Л.С.Белоусов.
Интернет ресурсы:
http://www.ed.gov.ru/ (Образовательный портал);
http://www.edu.ru/ (Единый государственный экзамен);
http://fipi.ru/ (ФИПИ);
http://www.hrono.ru – исторический портал
http://militera.lib.ru- библиотека военно-исторической литературы
Тема урока
факт
9Б
Дата
план
факт
9А
Дата
план
№ урока
Календарно-тематическое планирование курса «История России» Новейшая история зарубежных стран» 9 класс
(ФГОС второго поколения) (66) 2022-2023 учебный год
Глава 1. Россия в первой половине XIX в. (18часов)
25
Российское государство на рубеже веков.
Территория. Население. Социальноэкономическое развитие
26
Внутренняя политика Александра I.
27
Колво
часов
1
1
1
28
Реформаторская деятельность М. М.
Сперанского.
Внешняя политика в 1801—1812 гг
29
Отечественная война 1812 г.
1
30
Заграничные походы русской армии
1
31
Внешняя политика России в 1813 —1825 гг. 1
Внутренняя политика в 1815—1825 гг
Социально-экономическое развитие после
1
Отечественной войны 1812 г.
Общественное движение при Александре 1
1
32
33
1
Планируемые
предметные результаты обучения
Сформируют представления о Российском
обществе. Научатся объяснять роль
экономики.
Попытаются оценить период правления
Александра 1.
Познакомятся с реформами Сперанского I.
. Познакомятся с направлениями внешней
политики.
Научатся характеризовать основные
события Отечественной войны 1812 года.
Познакомятся с особенностями военных
действий.
Получат представления о заграничных
походах русской армии..
Научатся давать характеристику внешней
политике России.1813-1825г
Сформировать представление о социальном
развитии после войны 1812 года.
Примечание
34
Контрольная работа. «Россия при
Александре 1»
Династический кризис 1825 г. Правление
Николая I
1
.(Тестирование)
1
Получат представление о Николае I
36
Социально-экономическое развитие в 18201850-е гг.
1
37
Внешняя политика Николая I в 1826-1849гг
Крымская война 1853—1856 гг
1
38
Общественное движение в годы правления
Николая I.
1
39
. Народы России и национальная политика
самодержавия в первой половине XIX в
Кавказская война
Образование и наука Русские
первооткрыватели и путешественники
Быт и обычаи. Художественная культура.
1
35
40
41
42
Контрольная работа.«Россия в первой
половине XIXв
Глава 2.Россия во второй половине XIX в. (13)ч
1
1
1
43
Начало царствования Александра II
Крестьянская реформа 1861 г.
1
44
Либеральные реформы 1860—1870-х гг. Итоги
и следствия реформ 1860—1870-х гг.
1
Анализировать политический строй и время
Династического кризиса
Познакомиться с внешней политикой
Николая 1 Научатся устанавливать
причины военного противостояния в
Крымской войне 185-1856.г
Познакомиться и сделать вывод об
общественном движении в годы правления
Николая .I
Сформируют представление о Кавказской
войне.
Работа по группам .(тест) Знакомятся с
первооткрывателями и путешественниками
Получат представление о быте и обычаях
XIXв Научаться описывать
художественную культуру
Самостоятельная работа.
Познакомятся с царствованием Александра
II. Сумеют систематизировать социальные
противоречия крестьянской реформы
Сумеют оценить Либеральные реформы.
Сумеют систематизировать социальные
противоречия.
час)
45
46
47
Национальные движения и национальная
1
политика в 1860— 1870-е гг. Революционное
народничество второй половины 1860-х –
начала 1880-х гг
Зарождение российской социал-демократии.
1
Начало рабочего движения
1
Контрольная работа. «Реформы
Александра II . Отмена крепостного права в
России
Попытаются оценить период
национального движения. Познакомятся с
революционным народничеством
Получат представления о политике
Александра II. Научатся устанавливать
причины Русско- турецкой войны.
Формирование представлений о политики
самодержавия.
Сформируют представление о социалдемократии.
Контрольная работа.
48
Внешняя политика Александра II Русскотурецкая война 1877—1878 гг.
1
49
Внутренняя политика самодержавия в 1881—
1890-е гг
1
50
Экономическое развитие в годы правления
Александра III
1
Научатся характеризовать экономику в годы
правления Александра III.
51
Положение основных слоев общества
Общественное движение в 80—90-х гг. XIX в
1
52
Внешняя политика Александра III.
1
53
Просвещение и наука. Литература и
изобразительное искусство
1
54
Быт: новые черты в жизни города и деревни
1
Познакомятся с основными слоями
общества. Научатся характеризовать идеи
общественного движения в 80-90-г.
Формирование представлений о политике
АлександраIII
. Формирование представлений о
просвещении. Познакомятся с литературой
и изобразительным искусством.
Познакомятся с особенностями быта.
55
Повторительно-обобщающий урок по теме 1
«Россия во второй половине XIX века»
Глава 3: Кризис российской империи в нач.ХХ века (12 ч)
56
Российская империя в начале XX в
1
Тестирование.
Познакомятся с особенностями Российской
империей.
57
1
58
Россия в системе международных отношеий в
начале XX .в
Русско-японская война 1904—1905 гг.
59
Политическое развитие России в начале XXв
1
60
Общественное движение в России в начале XX
в
Накануне первой российской революции.
Первая российская революция (1905—1907
гг.)
1
Реформа политической системы. Становление
российского парламентаризма
1
Знакомство с политическими
парламентаризмом.
. Правительственная программа
П.А.Столыпина. Аграрная реформа
Политическая и общественная жизнь в России
в 1912— 1914 гг.
Культура России в начале XXв Развитие
литературы: от реализма к модернизму
Урок итогового повторения
1
1
Сформируют представление о
Столыпинской реформе.
Сформируют представление о
общественной жизни России 1912-1914.
Научатся давать оценку Культуре России.
1
Контрольная работа
61
62
63
64
65
66
1
1
1
Познакомятся с особенностями Российской
империи\
Научатся устанавливать причины военного
противостояния
Знакомство с политическим развитием.
Познакомятся с особенностями
общественного движения.
. Попыт Сформируют представление о
причинах революции аются оценить итоги
революции.
9Б
Дата
Колво
часов
Тема урока
факт
план
факт
9А
Дата
план
№ урока
Календарно-тематическое планирование курса «История России» Новейшая история зарубежных стран» 9 класс
(ФГОС второго поколения) (66) 2022-2023 учебный год
Планируемые
предметные результаты обучения
Примечание
Новая истории (1801-1914 г.) 9 класс ФГОС (24 ч.)
1
Империя Наполеона
Научатся высказывать суждения о
империи Наполеона
Раздел 1. РАЗДЕЛ 1. Новая история. 3 часа
2
3
Народы против французской империи
1
Научатся выделять проблемы империи
Поход в Россию и крушение Французской
империи.
1
Научатся выделять основные проблемы
крушение Французской империи
Раздел 2. Строительство новой Европы (6 часов)
4
Священный союз, политическое развитие
стран Европы
5
Освободительное
Америки
6
7
движение
в
1
Латинской 1
Революции 1848-1849
1
Начало объединения Италии и Германии
1
и
Получат знания о Европе.
Попытаются оценить освободительные
движение в Латинской Америки
. Сумеют дать представление о революции
1848-1849
Знакомство с Италией и Германией
8
Внутренняя политика Наполеона 3 франко
германская война
1
Познакомятся с германским государством
Сформируют представление о войнах
9
Повторительно-обобщающий урок
«Строительство новой Европы».
Раздел 3.Страны Западной Европы на рубеже XIX - XX вв. (3 политика Н часов)
1
Контрольная работа.
10
Рост промышленного производства и
1
зарождения рабочего движения в первой
половине 19 века
Индустриальные страны во второй половине
1
19 начале 20 в
Консервативные
либеральные
и 1
социалистические идеи
11
12
Раздел 4. Две Америки. (2 часа)
1314
Великобритания и ее доминионы США во
второй половине 19 начала 20 века
2
15
Страны Западной и Центральной Европы
1
16
Государства Южной и Юго –Восточной
Европы.
1
Попытаются оценить рост промышленного
производства
Сумеют дать представление об
индустриальных странах
Попытаются
оценить
консерватизма,либерализма
период
Сформируют представление о США
Научатся высказывать суждения о
политическом устройстве .
Раздел 5.Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости (2 часа)
Раздел 6.Международные отношения в XIXв (8 ч)
17
18
19
20
Япония на пути модернизации
1
Сформируют представление о Центральной
Европы.
Познакомятся и попытаются выделить
государства Южной и Юго –Восточной
Европы
Попытаются оценить итоги модернизации
Индия под властью англичан
Опиумные войны и закабаление Китая
индустриальным державами Османская
империя и Персия 19 начала 20
1 Сформируют представления об Индии
1 Научатся высказывать суждения о
Завершение колониального раздела мира
1 Сумеют сформировать представление о
последствиях войны
колониальном разделе.
21
Латинская Америка во второй половине 19
века начале 20 Военно политические союзы и
международные конфликты
22
Технический прогресс и развитие научной
картины мира
научной картине. Попытаются оценить
основные течения в художественной
культуре XIX-начале XXв
1 Попытаются оценить основные изменения
в научной картине мира
23
Культурное наследие 19 начала 20 в
1
24
Повторение по теме
1 Попытаются оценить основные течения в
Попытаются оценить основные течения в
художественной культуре XIX-начале XXв
1 Тестирование.