Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации программы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание программного материала
Распределение учебного времени на различные виды программного материала
Критерии оценивания подготовленности учащихся по физической культуре в 9
классах.
7. Перечень имеющегося учебного оборудования
8. Список литературы
9. Образовательные Интернет – ресурсы
10. Календарно – тематическое планирование 9-х классов
11. Контрольные нормативы и испытания по физической культуре для учащихся
основной школы 9 класс
12. Уровень двигательной подготовленности учащихся 15-16
Пояснительная записка
Рабочая программа по _физической культуре_для 9 классов на 20222023учебный год составлена на основе ФГОС ООО.
Рабочая программа по физической культуре для 9 классов составлена в соответствии
с правовыми и нормативными документами:
• Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее ФГОС ООО)»;
• Примерной основной образовательной программой основного общего образования
(далее ПООП ООО) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения
по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15 в редакции протокола №1/20 от
04.02.2020 г.);
• Порядком
организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015;
• письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 №
03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
• приказом министерства образования Оренбургской области от 23.07.2020 года №
01-21/978
«О формировании учебных планов общеобразовательных организаций
Оренбургской области, реализующих основные общеобразовательные программы в 20202021 учебном году»;;
• Устав МАОУ «СОШ № 5» (далее – Школа)
2
«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А.
А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2018);
− Федеральный базисный план отводит 102 часа в каждом классе для образовательного
изучения физической культуры из расчета 3 часа в неделю
−
Цели и задачи реализации программы.
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве
общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного
образования. Как следствие, каждая образовательная область Базисного учебного плана
ориентируется на достижение этой главной цели.
Цель школьного образования по физической культуре - формирование разносторонне
физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической
культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации
трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель
конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и
потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии
физических и психических качеств, творческом использовании средств физической
культуры в организации здорового образа жизни.
Задачи:
• укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение
функциональных возможностей организма;
• формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими
упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими
действиями и приемами базовых видов спорта;
• освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии,
роли в формировании здорового образа жизни;
• обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими
упражнениями;
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры,
настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:
• реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного
материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материальнотехнической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные
пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом
учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
• реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение
учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной
(физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и
предметной активности учащихся;
• соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к
сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике
поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в
том числе и в самостоятельной деятельности;
• расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования
учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного
мировоззрения
учащихся,
всестороннее
раскрытие
взаимосвязи
и
взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
• усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования
школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно3
оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими
упражнениями.
III. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те
итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении
обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они,
с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным
содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования,
которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим
основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в
основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее —
частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и
личностными результатами.
Личностные результаты освоения предмета физической культуры.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура».
Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении
учащихся к занятиям двигательной деятельностью, накоплении необходимых знаний, а
также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения
индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в
физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и
физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных
возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения
средствами физической культуры;
• владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической
культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению
содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными
особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и
взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и
соревновательной деятельности;
• способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и
спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных
занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе
уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и
отдыха;
• умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и
благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную
одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
4
В области эстетической культуры:
• красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных
формах движения и пере движений;
• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и
представлений посредством занятий физической культурой;
• культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития
современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески
применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
• владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи
совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить
адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и
игровой деятельности.
В области физической культуры:
• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег,
прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних
условиях;
• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной
функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а
также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении
тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты освоения физической культуры.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и
умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе
освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением
программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности
потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной
повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию
целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и
нравственных качеств;
• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации
человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и
обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
• понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни,
профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
•
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих,
проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные
возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия,
терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за
результаты собственной деятельности.
5
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению
новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения
заданий;
• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места
занятий и обеспечивать их безопасность;
• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной
деятельности, активное использование занятий физической культурой для
профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными
образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций
укрепления и сохранения здоровья;
• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных
умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного
мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов
общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме,
проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной
деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать
собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий
физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из
базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их
использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и
физкультурно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья,
физического развития и физической подготовленности, использование этих
показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической
культурой
Предметные результаты освоения физической культуры.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах
двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических
задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической
культурой.
Предметные результаты, также как и метапредметные, проявляются в разных областях
культуры.
В области познавательной культуры:
• знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их
влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
• знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей,
задач и форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой
вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового
образа жизни.
6
В области нравственной культуры:
• способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий
физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к
занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической
подготовленности;
• умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных
действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
• способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к
сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила
игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
• способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и
физической подготовке в полном объеме;
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной
направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и
оборудования, спортивной одежды;
• способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессиональноприкладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в
зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную
деятельность.
В области эстетической культуры:
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по
формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических
упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных
особенностей физического развития;
• способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры
движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической
направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных
особенностей физической подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и
осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и
представлениями.
В области коммуникативной культуры:
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно
пользоваться понятийным аппаратом;
• способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями,
аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта,
владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
• способность отбирать физические упражнения по их функциональной
направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной
гимнастики и физической подготовки;
• способность составлять планы занятий физической культурой с различной
педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в
зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
• рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические
этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в
современном обществе;
7
• характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его
взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической
подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных
привычек;
• определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе
совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с
их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических
упражнений, развития физических качеств;
• разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями,
определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в
режиме дня и учебной недели;
• руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий,
правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных
условий;
• руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и
ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в
становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и
ритуалов Олимпийских игр;
• характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения,
великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;
• определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на
укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и
основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
• использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные
соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления
собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
• составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и
корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом
функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
• классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности,
планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по
укреплению здоровья и развитию физических качеств;
• самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать
особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
• тестировать показатели физического развития и основных физических качеств,
сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в
процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
• взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности,
оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных
действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и
физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
• вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов
проведения
самостоятельных
занятий
физическими
упражнениями
разной
функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального
физического развития и физической подготовленности;
8
• проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и
бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную
направленность;
• проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и
сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
• выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения
организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной
деятельности;
• выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на
развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и
координации);
• выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо
освоенных упражнений;
• выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
• выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать
их технику умения последовательно чередовать в процессе прохождения
тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
• выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных
способов;
• выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол в условиях
учебной и игровой деятельности;
• выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях
учебной и игровой деятельности;
• выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях
учебной и игровой деятельности;
• выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития
основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом
имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
• преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных
способов лазания, прыжков и бега;
• осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
• выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебный
год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Естественные основы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной
функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Роль
психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.
Социально-психологические основы. Анализ техники физических упражнений, их
освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Организация и проведение
подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры
Культурно-исторические основы. Олимпийское движение в России, выдающиеся успехи
отечественных спортсменов. Общие представления об оздоровительных системах
физического воспитания.
9
Приемы закаливания. Водные процедуры. Правила и дозировка.
Способы самоконтроля. Релаксация (общие представления). Контроль физической
нагрузки и ее регулирование во время занятий физическими упражнениями (по частоте
сердечных сокращений, внешним признакам, самочувствию).
Спортивные игры.
Командные виды спорта. Терминология избранной спортивной игры. Правила
соревнований по: футболу, баскетболу, волейболу, русской лапте.
Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми. Помощь в судействе.
Гимнастика с элементами акробатики.
Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития
силовых способностей и гибкости. Страховка и помощь во время занятий; обеспечение
техники безопасности, Профилактика травматизма и оказания до врачебной помощи.
Легкая атлетика.
Терминология разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения.
Правила соревнований в беге, прыжках и метаниях. Правила техники безопасности при
занятиях легкой атлетикой. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Лыжная подготовка.
.
Виды лыжного спорта. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника
безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и
травмах.
.
Тактика игры: тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения
позиций игроков (6:0).
Овладение игрой. Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игры и игровые
задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках.
Развитие
выносливости, скоростных и скоростно-силовых способностей. Бег с
изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.;
метания в цель различными мячами, игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3.
Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двусторонние игры
длительностью от 20 с до 12 мин. Ведение мяча в высокой, средней и низкой стойке с
максимальной частотой в течение 7-10 с.
Футбол.
Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек: стойки игрока; перемещения в
стойке приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных
положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения,
остановки, повороты, ускорения).
Удары по мячу и остановка мяча: удары по неподвижному и катящемуся мячу
внутренней стороной стопы и средней частью подъема. Остановка катящегося мяча
внутренней стороной стопы и подошвой.
Техника ведения мяча: ведение мяча по прямой с изменением направления движения и
скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и не ведущей ногой.
Техника ударов по воротам: удары по воротам указанными способами на точность
(меткость) попадания мячом в цель.
Индивидуальная техника защиты: вырывание и выбивание мяча. Игра вратаря.
Техника перемещений, владения мячом: комбинации из освоенных элементов техники
перемещений и владения мячом.
Тактика игры: тактика свободного нападения. Позиционные нападения без изменения
позиций игроков. Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки ворот.
10
Овладение игрой. Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игры
и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.
Гандбол
Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек: стойки игрока; перемещения
в стойке приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных
положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения,
остановки, повороты, ускорения).
Удары по мячу и ловля мяча: удары по наброшенному мячу битой.
Техника удара по мячу: удары по мячу с изменением направления движения и скорости с
различной высотой полета и отскока, различные варианты ударов.
Индивидуальная техника игры: ловля и осаливание соперника, перекидывание мяча,
забегание в город.
Техника перемещений, владения мячом: комбинации из освоенных элементов техники
перемещений и владения мячом.
Овладение игрой. Игра по упрощенным правила на площадках разных размеров.
Гимнастика с элементами акробатики.
Строевые упражнения. Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре
дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием, по восемь в движении.
Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, развитие
координационных, силовых способностей, гибкости и правильной осанки: сочетание
различных положений рук, ног, туловища. Сочетание движений руками с ходьбой на
месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, с
поворотами. Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых,
локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника. Общеразвивающие
упражнения в парах. Мальчики: с набивным и большим мячом, гантелями (1-3 кг).
Девочки: с обручами, скакалками, большим мячом, палками. Эстафеты и игры с
использованием гимнастических упражнений и инвентаря. Прыжки со скакалкой.
Акробатические упражнения: кувырок вперед (назад) в группировке; стойка на лопатках,
перекат вперед в упор присев.
Висы и упоры: Мальчики: висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе;
поднимание прямых ног в висе. Девочки: смешанные висы; подтягивании из виса лежа.
Лазанье: лазанье по канату, гимнастической лестнице. Подтягивания. Упражнения в
висах и упорах, с гантелями, набивными мячами.
Опорные прыжки: вскок в упор присев; соскок прогнувшись (козел в ширину, высота 80100 см).
Равновесие. На гимнастическом бревне - девушки: ходьба с различной амплитудой
движений и ускорениями, поворотами в правую и левую стороны. Упражнения с гимнастической скамейкой.
Легкая атлетика.
Техника спринтерского бега: высокий старт от 10 до 15 м. Бег с ускорением от 30 до
40 м. Скоростной бег до 40 м. Бег на результат 60 м.
Техника длительного бега: бег в равномерном темпе от 10 до 12 мин. Бег на 1000 м.
Техника прыжка в длину: прыжки в длину с 7—9 шагов разбега способом «согнув ноги».
Техника прыжка в высоту: прыжки в высоту с 3—5 шагов
разбега способом
«перешагивание».
Техника метания малого мяча: метание
теннисного мяча с места на дальность
отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность, в коридор 5—6 м, в
горизонтальную
и
вертикальную
цель ( l x l м) с расстояния 6-8 м,с 4-5
бросковых шагов на дальность и заданное расстояние.
11
Развитие выносливости: кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности,
минутный бег, эстафеты, круговая тренировка.
Развитие скоростно-силовых способностей: прыжки и многоскоки, метания в цель и на
дальность разных снарядов из разных и. п., толчки и броски набивных мячей весом до 3
Баскетбол.
Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек: стойки игрока. Перемещения
в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и
прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники
передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение).
Ловля и передач мяча: ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой
от плеча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника (в парах,
тройках, квадрате, круге).
Техника ведения мяча: ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в
движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение с
пассивным сопротивлением защитника ведущей и не ведущей рукой.
Техника бросков мяча: броски одной и двумя руками в прыжке.
Индивидуальная техника защиты: перехват мяча.
Техника перемещений, владения мячом: комбинация из освоенных элементов: ловля,
передача, ведение, бросок. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений.
Тактика игры: взаимодействие трех игроков (тройка и малая восьмерка).
Овладение игрой: Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игры и игровые
задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.
Волейбол.
Техника передвижений, остановок, поворотов
и стоек: комбинации из освоенных
элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения).
Техника приема и передач мяча: передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача
мяча сверху, стоя спиной к цели.
Техника подачи мяча: прием
мяча, отраженного сеткой. Нижняя и верхняя прямая подача мяча в заданную часть площадки.
Техника прямого нападающего удара: прямой нападающий
удар при встречных
передачах.
Техники владения мячом: комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар.
Тактика игры: Игра в нападении в зоне 3. Игра в защите.
Овладение игрой: игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2,
3:3). Игра по упрощенным правилам волейбола.
Развитие
выносливости, скоростных и скоростно-силовых способностей. Бег с
изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча. Бег с
ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных и. п. Ведение мяча в
высокой, средней и низкой стойке с максимальной частотой в течение 7-10 с. Эстафеты
с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивным мячом, в сочетании с прыжками,
метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность.
Футбол.
Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек: стойки игрока; перемещения
в стойке приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных
положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения,
остановки, повороты, ускорения).
Удары по мячу и остановка мяча: удар по летящему мячу внутренней
стороной
стопы
и средней частью подъема. Удар по катящемуся мячу внешней
стороной
подъема, носком, серединой лба (по летящему мячу). Вбрасывание мяча из-за боковой
линии с места и с шагом.
12
Техника ведения мяча: ведение мяча по прямой с изменением направления движения и
скорости ведения с активным сопротивлением защитника, обыгрывание сближающихся
противников.
Техника ударов по воротам: удары по воротам указанными способами на точность
(меткость) попадания мячом в цель.
Индивидуальная техника защиты: перехват мяча. Вырывание и выбивание мяча. Игра
вратаря.
Техника перемещений, владения мячом: игра головой, использование корпуса, финты.
Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.
Тактика игры: тактика свободного нападения. Позиционные нападения с
изменением
позиций игроков. Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки ворот.
Овладение игрой. Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игры
и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.
Русская лапта
Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек: стойки игрока; перемещения
в стойке приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных
положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения,
остановки, повороты, ускорения).
Удары по мячу и ловля мяча: удары по наброшенному мячу битой.
Техника удара по мячу: удары по мячу с изменением направления движения и скорости с
различной высотой полета и отскока, различные варианты ударов.
Индивидуальная техника игры: ловля и осаливание соперника, перекидывание мяча,
забегание в город.
Техника перемещений, владения мячом: комбинации из освоенных элементов техники
перемещений и владения мячом.
Овладение игрой. Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров.
Гимнастика с элементами акробатики.
Строевые упражнения. Переход с шага на месте на ходьбу в колонне и в шеренге;
перестроения из колонны по одному в колонны по два, по четыре в движении.
Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, развитие
координационных, силовых способностей, гибкости и правильной осанки: сочетание
различных положений рук, ног, туловища. Сочетание движений руками с ходьбой на
месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, с
поворотами. Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых,
локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника. Общеразвивающие
упражнения в парах. Мальчики: с набивным и большим мячом, гантелями (3-5 кг).
Девочки: с обручами, скакалками, большим мячом, палками. Эстафеты и игры с
использованием гимнастических упражнений и инвентаря. Прыжки со скакалкой.
Акробатические упражнения: мальчики: из упора присев силой стойка на голове и
руках силой; длинный
кувырок вперед с трех шагов разбега. Девочки: равновесие на
одной; выпад вперед; кувырок вперед.
Висы и упоры: мальчики: подъем переворотом в упор махом и силой. Подъем махом
вперед в сед ноги врозь. Махи в упоре на руках с разведением ног над жердями; прыжком
подъем в упор, махом вперед сед ноги врозь, кувырок вперед в сед ноги врозь, перемах
вовнутрь, соскок махом вперед. Девочки: вис прогнувшись на нижней жерди с опорой
ног о верхнюю; переход в упор на нижнюю жердь.
Лазанье: лазанье по канату, шесту, гимнастической лестнице. Подтягивания.
Упражнения в висах и упорах, с гантелями, набивными мячами.
13
Опорные прыжки: мальчики: прыжок согнув ноги (козел в длину, высота 115 см).
Девочки: прыжок боком (конь в ширину, высота 110 см).
Равновесие. На гимнастическом бревне - девочки: танцевальные шаги с махами ног и
поворотами на носках; подскоки в полу присед; соскоки. Упражнения с гимнастической
скамейкой.
Легкая атлетика
Техника спринтерского бега: низкий старт до 30 м. Бег с ускорением от 70 до 80 м.
Скоростной бег до 60 м. Бег на результат 100 м.
Техника длительного бега: девочки1500 метров, мальчики 2000 метров.
Техника прыжка в длину: прыжки в длину с 11 - 13 шагов разбега способом
«прогнувшись».
Техника прыжка в высоту: прыжки в высоту с 7- 9 шагов
разбега способом
«перешагивание».
Техника метания малого мяча: метание теннисного мяча и мяча весом 150 г с места
на дальность, с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность,
в коридор10 м и на заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1х1м) с
расстояния юноши - до18 м, девушки - 12-14 м.
Развитие выносливости: бег с гандикапом, командами, в парах, кросс до 3 км.
Развитие скоростно-силовых способностей: прыжки и многоскоки, метания в цель и на
дальность разных снарядов из разных и. п., толчки и броски набивных мячей весом до 3
кг.
Развитие скоростных и координационных способностей: эстафеты, старты из
различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью. Варианты челночного
бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность
приземления и в зоны, метания различных снарядов из различных и. п. в цель и на
дальность.
Лыжная подготовка
Техника лыжных ходов: Переход с попеременных ходов на одновременные. Коньковый
ход. Прохождение дистанции 5 км.
Повороты: на месте махом;
Подъемы: «елочкой»; торможение «плугом»;
Спуски: преодоление контруклона.
Игры: «Гонки с выбыванием», «Горнолыжная эстафета» с преодолением препятствий.
Критерии оценивания подготовленности учащихся по физической культуре в 9
классах.
Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и
количественными.
Качественные
критерии
успеваемости характеризуют
степень
овладения
программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами
физкультурно-оздоровительной деятельности, включёнными в обязательный минимум
содержания образования и в школьный образовательный стандарт.
Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической
подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических
способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их
сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.
14
Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учитель
реализует не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую
функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за
определённый период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности
учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом
учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать
человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии
интереса к физической культуре.
Итоговая отметка выставляется учащимся за овладение темы, раздела за полугодие,
за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за
овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и
навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений
осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
1. Знания
При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие
показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их
применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные
беседы (без вызова из строя), тестирование.
Оценка «5»
За ответ, в котором:
Оценка «4»
За тот же ответ, если:
Оценка «3»
Оценка «2»
За
ответ,
в За непонимание и:
котором:
Учащийся
В нём содержатся Отсутствует
Не знание материала
демонстрирует
небольшие
логическая
программы.
глубокое
понимание неточности
и последовательность,
сущности материала; незначительные
имеются пробелы в
логично его излагает, ошибки.
знании материала,
используя
в
нет
должной
деятельности.
аргументации
и
умения использовать
знания на практике.
2. Техника владения двигательными умениями и навыками
Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются
следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений,
комбинированный метод.
Оценка «5»
Оценка «4»
Оценка «3»
Оценка «2»
За
выполнение,
в За тоже выполнение, За выполнение, в За выполнение, в
котором:
если:
котором:
котором:
Движение
или При
выполнении Двигательное
Движение
или
отдельные
его ученик действует так действие в основном отдельные
его
элементы выполнены же,
как
и
в выполнено
элементы
правильно,
с предыдущем случае, правильно,
но выполнены
соблюдением
всех но допустил не более допущена
одна неправильно,
требований,
без двух незначительных грубая
или допущено
более
ошибок,
легко, ошибок.
несколько
мелких двух значительных
свободно.
чётко,
ошибок, приведших или одна грубая
уверенно, слитно, с
к
скованности ошибка.
15
отличной осанкой, в
надлежащем
ритме;
ученик
понимает
сущность
движения,
его назначение, может
разобраться
в
движении, объяснить,
как оно выполняется, и
продемонстрировать в
нестандартных
условиях;
может
определить
и
исправить
ошибки,
допущенные
другим
учеником;
уверенно
выполняет
учебный
норматив.
движений,
неуверенности.
Учащийся не может
выполнить движение
в нестандартных и
сложных
в
сравнении с уроком
условиях.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета
«Физическая культура». Для организации учебного процесса по физической культуре в
МАОУ «СОШ № 5» имеются: пришкольный легкоатлетический стадион (в центре
футбольное поле); оборудованные открытые площадки для прыжков длину и метаний
(малого теннисного мяча и гранаты); гимнастический городок; хоккейная коробка; игровой
спортивный зал (9 х18 м.); тир.
Перечень имеющегося учебного оборудования
Раздел программы Учебные темы
Спортивнооздоровительная
деятельность
Гимнастика
основами
акробатики
Легкая
атлетика
Комплекты инвентаря и оборудования
Учебники по физической культуре
с Бревно напольное (3 м)
Шест для лазания (5 м)
Козел гимнастический
Мостик подкидной
Мат поролоновый (2 х 1 х 0,1)
Перекладина гимнастическая
Перекладина переносная
Брусья
Стенка гимнастическая
Палка гимнастическая
Скамейка гимнастическая
Скакалка
Канат для перетягивания
Беговая дорожка
Велотренажер
Планка для прыжков в высоту
Стойка для прыжков в высоту
Секундомер
Мячи для метания 150 г.
Гранаты 500 г.
Гранаты 700 г.
Рулетка 50 м.
Кол-во
25
1
1
2
2
8
1
1
2
1
15
6
25
1
2
2
1
1
3
15
3
3
16
Лыжная
подготовка
Лыжи беговые
Лыжные палки
Крепления для лыж
Стойка для хранения лыж
Спортивные
игры
Свисток судейский
Скакалка удлиненная
Волейбольная стойка
Сетка волейбольная
Щит баскетбольный игровой
Мячи футбольные
Мячи волейбольные
Мячи баскетбольные
Мячи набивные
Бита для лапты
Мячи для тенниса
Фишки
20 пар
40 пар
20
1
1
1
1
2
2
6
16
16
10
2
3
9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классы /. Для
учителей общеобразовательных учреждений //. Москва Просвещение 2018 г.// .В.И.
Лях, А.А. Зданевич
2. Физическая культура. 8-9 классы; учебник для общеобразовательных организаций.
В.И.Лях.-6-е изд.-М.;Просвещение,2018.
3. Физическая культура. 5-7 классы; учебник для общеобразовательных организаций под
ред. М.Я Виленского.-7-е изд.-М.;Просвещение,2018.
Образовательные Интернет – ресурсы:
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=22924&lib_no=32922&tmpl=lib
сеть
творческих учителей/сообщество учителей физической культуры
• http://www.trainer.h1.ru/ - сайт учителя физической культуры
• http://zdd.1september.ru/ - газета "Здоровье детей"
• http://spo.1september.ru/ - газета "Спорт в школе"
• http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
• http://sportlaws.infosport.ru
•
17
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №5 Кувандыкского городского округа Оренбургской
области»
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для определения уровня физической подготовленности обучающихся используются
контрольные упражнения (тесты).
Контроль за физической подготовленностью
обучающихся проводится два раза в учебном году.
Для каждой возрастной группы определены свои нормативы. По окончании ступени
обучающиеся должны показывать уровень физической подготовленности не ниже
среднего результатов, соответствующих обязательному минимуму содержания
образования.
Контрольные нормативы и испытания
по физической культуре для учащихся основной школы 9 класс
(на основе федеральной комплексной программы физического воспитания
учащихся: авторы В.И.Лях, А. А. Зданевич 2018г.)
Контрольные упражнения
Учащиеся
Оценка
Челночный бег 4x9 м, сек
Бег 30 м, секунд
Бег 1000м, мин.
Бег 500м, мин
Бег 60 м, секунд
Бег 2000 м, мин
Прыжки в длину с места
Подтягивание на высокой
перекладине
Сгибание и разгибание рук в
упоре
Наклоны
вперед
из
положения сидя
Подъем туловища за 1 мин.
из положения лежа
Прыжки в высоту с разбега,
см
Прыжки в длину с разбега,
см
Метание мяча, м
Прыжок на скакалке, 25 сек,
раз
Показатели
Мальчики
“5”
“4”
9,4
9,9
4,6
4,9
3,40
4,10
1.35
2.05
8,5
9,2
8,20
9,20
210
200
11
9
“3”
10,4
5,3
4,40
2.25
10,0
9,45
180
6
32
27
13
Девочки
“5”
9,8
5,0
4.10
2,05
9,4
10,00
180
“4”
10,2
5,5
4.40
2,20
10,0
11,20
170
“3”
11,0
5,9
5.10
2,55
10,5
12,05
155
22
20
15
10
11
6
20
15
13
50
45
40
40
35
26
130
120
110
115
110
100
430
380
330
370
330
290
40
58
35
56
32
54
35
66
32
64
30
62
19