9 класс Биология

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Биология» составлена для 5 -9 классов по линии
учебно-методического комплекса «Ракурс» под редакцией Н.И. Романовой (издательство
«Русское слово»). Содержательный статус программы – базовая.
Она определяет
минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для
реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования
обучающихся основной школы
согласно учебному плану общеобразовательного
учреждения.

Перечень нормат ивных документ ов, используемых при сост авлении
программы:

рабочей

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17
декабря 2010 года № 1897;
Примерная программа по биологии 9 класса М.: Просвещение, 2011;
Авторская программа курса биологии 9 класса. Линии «Ракурс» /авт.-сост. Н.И.
Романов. - Москва.: ООО «Русское слово», 2017г.
Учебный план ОУ;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и
науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в ОУ, согласно
требованиям ФГОС ООО (II поколения).
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у
учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и
эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом
культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить
содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической
культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и
практической деятельности. Примерная программа по биологии строится с учетом следующих
содержательных линий:
- многообразие и эволюция органического мира;
- биологическая природа и социальная сущность человека;
- уровневая организация живой природы
Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его
здоровье», «Общие биологические закономерности».
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых
организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах,
бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного
и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов
переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их

жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли
в экосистемах.
В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном
существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях
психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.
Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых,
обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при
изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми
доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного
раздела может изучаться в виде самостоятельного блока или включаться в содержание других
разделов; оно не должно механически дублировать содержание курса «Общая биология» для
10—11 классов.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких
уровнях: глобальном, мета-предметном, личностном и предметном, на уровне требований к
результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей
школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной
ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов
общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают
ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения
решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического
образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее
общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования
являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений,
обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее
норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)
ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни
во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание
любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой
природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний,
овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными,
ценностно-смысловыми, коммуникативными;
2

формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе
познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоциональноценностному отношению к объектам живой природы.
Требования к результатам обучения
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена
на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым
объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной
литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков
живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма
человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии,
питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция
жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
3

приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими
животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер
профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и
вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки,
зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в
природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере
сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и
изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и
приспособленности;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека;
на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов
животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее
распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных
для человека растений и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения
на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания;
типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями
строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска
на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

приборами

и

инструментами

4. В сфере физической деятельности:
4

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах,
спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и
размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения
наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Мест о курса биологии в базисном учебном плане
Структуризация представленной программы и учебников осуществлена в соответствии с
Базисным учебным планом по два учебных часа в 9 классах. Предмет «биология» относится
к естественнонаучной области наук.
Обучение биологии осуществляется на основе пропедевтического курса «Окружающий
мир» начальной школы и преемственного развития биологических понятий, усвоенных
учащимися 1-4 классов.
В основе курса лежит концентрический принцип построения обучения. Курс реализуется за
счёт регионального и федерального компонентов
Предмет «Биология» относится к области естественнонаучных дисциплин.
На изучение предмета на базовом уровне отводится следующее количество часов:
9 класс «Общие закономерности биологии» - 2 ч в неделю (68ч)
Данное количество учебных часов реализуется в соответствии с Федеральным базисным
учебным планом.

Содержание учебного предмета Биология
Биология
9 класс
(68 ч)

5

Школьный курс биологии 9 класса направлен на формирование у учащихся
представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции.
Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым
учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей
культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в
повседневной жизни и практической деятельности.
Основу изучения курса биологии
составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми
акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей
строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и
усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают
мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и
углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания
служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы.
Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на
Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса
биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности,
владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и
способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и
общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического,
эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового
воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и
богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся
должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью
человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому
он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их единство и
взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу
включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной и авторской
(В.В.Пасечника) программой. Лабораторные и практические работы, являются этапами
комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Лабораторные и
практические работы, рассчитанные на весь урок, оцениваются в обязательном порядке.
Особое внимание уделено познавательной активности учащихся, их мотивации к
самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебной, познавательной
деятельности, предполагается работа с тетрадью. В тетрадь включены вопросы и задания, в том
числе и в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков.

Содержание программы
68 ч/год (2 ч/нед.)
Введение. Биология в системе наук (2 ч.)
6

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной
картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные
представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».
Глава 1. Основы цитологии - науки о клетке ( 10 ч.)
Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения
клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для
развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.
Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки.
Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные
органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы.
Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ:
автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК - источник генетической информации. Генетический
код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция
биосинтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты,
иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных
частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».
Лабораторные работы:
Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у
бактерий.
Глава 2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (5 ч.)
Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое
размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных
организмов, его биологическое значение.
Половое размножение.
оплодотворения.

Мейоз,

его

биологическое

значение.

Биологическое

значение

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов.
Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей.
Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к
изменяющимся условиям.
Демонстрации:таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения,
эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей
позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.
7

Глава 3. Основы генетики (10 ч.)
Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности
наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования
наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное
скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование.
Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип. Генетическое
определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков,
сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота
мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость.
Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия
в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или
модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении
признаков и свойств.
Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест
хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость
организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.
Лабораторные работы:
Изучение изменчивости у растений и животных.
Изучение фенотипов растений.
Практическая работа:
Решение генетических задач.
Глава 4. Генетика человека (3 ч.)
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека.
Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека.
Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.
Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Лабораторная работа:
Составление родословных.
Глава 5. Эволюционное учение (15 ч.)
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции.
Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе
эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат
эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.

8

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура
вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их
характеристика.
Движущие силы и результаты эволюции.
Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как
основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств,
признаков и новых видов.
Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как
результат действия естественного отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения
проблем охраны природы и рационального природопользования.
Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и
животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости
биосферы, результат эволюции.
Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных,
показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и
пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде
обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и
соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.
Лабораторная работа:
Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Глава 6. Основы селекции и биотехнологии (3 ч.)
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения
мировой и отечественной селекции.
Демонстрации: растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы,
иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.

фотографии,

Глава 7. Возникновение и развитие жизни на Земле (4 ч.)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат
эволюции. История развития органического мира.
Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах;
репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.
Глава 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (16 ч.)
Окружающая среда - источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние
экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным
9

экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов
(конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и
разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые
связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Роль
человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия
деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и
экосистемы.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и
превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на
природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.
Лабораторные работы:
Строение растений в связи с условиями жизни.
Подсчет индексов плотности для определенных видов растений.
Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума).
Практические работы:
Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе.
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов
взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме.
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье,
последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые
организмы и экосистемы.
.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- Принципы современной классификации живых организмов, уровневую организацию
живой материи;
- Признаки живых организмов: особенности химического состава, клеточное строение,
обмен веществ и превращения энергии, рост, развитие, размножение, наследственность и
изменчивость, эволюцию и связь со средой;
- Химический состав клеток, значение веществ, входящих в их состав;
- Существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки, основные положения
клеточной теории;
- Особенности основных процессов жизнедеятельности организмов;
- Критерии вида и популяции как основной единицы эволюции;
- Движущие силы, главные направления и результаты эволюции;
10

- Современные представления о возникновении жизни на Земле, основные этапы
исторического развития органического мира;
- Структуру и взаимосвязи в природных экосистемах, различия естественных и
искусственных экосистем;
- Распространение и роль живого вещества в биосфере;
- О взаимном влиянии факторов среды и человека, роль человека в биосфере;
- Современное состояние окружающей среды, способы сохранения динамического
равновесия в экосистемах планеты;
- Значение современных биологических наук для народного хозяйства страны.
Учащиеся должны уметь:
- Работать с различными типами справочных изданий, готовить сообщения и презентации,
создавать коллекции;
- Проводить наблюдения за состоянием здоровья, делать выводы по результатам
наблюдения;
- Составлять план исследований, участвовать в проектной деятельности;
- Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки, типы тканей;
- Различать на таблицах и моделях органы и системы органов, называть их функции;
- Выделять отличительные признаки живых систем;
- Сравнивать химический состав организмов и тел неживой природы, делать выводы на
основе сравнения;
- Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки,
выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток;
- Выделять существенные признаки процессов обмена веществ, питания, дыхания,
выделения, транспорта веществ в клетке и в организме;
- Выделять существенные признаки процессов роста, развития и размножения; объяснять
механизмы наследственности и изменчивости;
- Выделять существенные признаки вида, объяснять формирование приспособленности
организмов к среде обитания и причины многообразия видов;
- Выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и
превращений энергии в экосистемах, объяснять значение биологического разнообразия;
- Выявлять типы взаимодействия разных видов в природе.

11

Тематическое планирование по биологии (9 класс) с определением основны х видов учебной деятельности.
№
п/п

Раздел учебного
курса

Колво
часов

1
2

Введение
Глава
1.
биологии

3ч
Мир 19 ч

3

Глава 2. Организм и 12 ч
среда обитания

1

Введение

2

Глава 1.
Общая 3
характеристика
царства растений

3

Глава 2. Клеточное 3
строение растений

4

Глава 3.Строение и 13

1

Деятельность учащихся
Введение в биологию 5 класс количество часов - 34
Проводят наблюдения и описания природных объектов. Входная диагностика.
Работают с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и
презентации;
Составляют план простейшего исследования;
Сравнивают особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой
природы;
Дают объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их
обитания;
Составляют цепи питания в природных сообществах;
Распознают растения и животных своей местности, занесенных в Красные книги.
Ботаника 6 класс количество часов - 34
Определяют и анализируют понятия «биология», «уровни организации», «микробиология»,
«микология», «орган», «организм», «ботаника». Определяют значение биологических знаний в
современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества.. Определяют
понятия «царства», «бактерии», «грибы», «растения». Составляют краткий конспект урока.
Готовятся к устному выступлению
Характеризуют основные черты организации растительного организма. Описывают особенности
роста и развития растения. Определяют и анализируют понятия «вид», «род», «семейство»,
«класс», «отдел» Обсуждают демонстрации предусмотренные программой (работа в малых
группах). Составляют краткий конспект текста урока. Готовятся к устному выступлению
Называют основные элементы и группы веществ, входящих в состав клетки. Сравнивают
химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют роль органических и
неорганических веществ в жизни живых организмов. Работают с учебником (текстом и
иллюстрациями). Выделяют основные признаки строения клетки. Называют основные органоиды
клетки и описывают их функции. Различают на таблицах микропрепараты органоиды клетки.
Определяют понятие «ткань». Распознают основные группы клеток. Устанавливают связь между
строением и функциями клеток тканей. Характеризуют основные функции тканей. Описывают и
сравнивают строение различных групп тканей
Определяют понятие «орган». Характеризуют строение и функции органов растения.

функции
органов
цветкового растения

5

Глава4.
Основные 9
отделы
царства
растений

6

Глава5.
Бактерии.
Грибы

Царство 5
Царство

1

Введение

7

2

Глава 1. Подцарство 3
Одноклеточные
животные

Устанавливают связь между строением и функциями органов.
Называют части побега. Определяют типы корневых систем. Называют и описывают части цветка,
указывают их значение. Делают выводы о биологическом значении цветков, плодов и семян.
Описывают особенности роста и развития растения. Характеризуют этапы индивидуального
развития растений. Проводят наблюдения за ростом и развитием организмов
Характеризуют основные черты организации растительного организма. Получают представление о
возникновении одноклеточных и многоклеточных водорослей, особенностях жизнедеятельности
растений. Определяют понятия «хроматофор», «спорофит», «гаметофит», «низшие» и «высшие
растения». Дают характеристику основных этапов развития растений. Обсуждают демонстрации
предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект текста
урока. Готовятся к устному выступлению. Выполняют лабораторные работы.
Выделяют основные признаки бактерий. Дают общую характеристики прокариот. Определяют
значение внутриклеточных структур, сопоставляя её со структурными особенностями организации
бактерий. Характеризуют понятия «симбиоз», «клубеньковые», или «азотфиксирующие бактерии»,
«бактерии-деструкторы», «болезнетворные бактерии», «инфекционные заболевания», «эпидемии».
Дают оценку роли бактерий в природе и жизни человека. Составляют план-конспект темы
«Многообразие и роль микроорганизмов». Выполняют зарисовку различных форм бактериальных
клеток. Готовят устное сообщение по теме «Общая характеристика прокариот».
Характеризуют современные представления о происхождении грибов. Выделяют основные
признаки строения и жизнедеятельности грибов. Распознают на живых объектах и таблицах
съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении
ядовитыми грибами. Дают определение понятия «грибы-паразиты» (головня, спорынья и др.).
Проводят сопоставление увиденного под микроскопом с приведёнными в учебнике
изображениями. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Выполняют лабораторную
работу. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах)
Зоология 7 класс количество часов -68
Определяют и анализируют понятия «зоология». Выделяют основные признаки строения клетки.
Называют основные органоиды клетки и описывают их функции. Различают на таблицах
микропрепараты органоиды клетки. Обосновывают биологическое значение процесса деления
клеток. Характеризуют основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение различных
групп тканей животных.
Дают общую характеристику одноклеточных животных, отмечая структуры, обеспечивающие
выполнение функций целостного организма. Анализируют роль представителей разных видов
одноклеточных организмов в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Дают
развёрнутую характеристику классов Саркодовые и Жгутиковые. Распознают представителей
2

3

Глава2.Подцарство
3
Многоклеточные
животные.
Тип
Кишечнополостные

4

Глава3.Тип Плоские 5
Черви,
Круглые
черви,
Кольчатые
черви

5

Глава
Моллюски

4.Тип 3

Саркожгутиконосцев, вызывающих заболевания у человека. Дают характеристику типа Споровики.
Дают характеристику типа Инфузории, распознают и описывают отдельных представителей этого
типа. Составляют таблицу «Сравнительная характеристика Простейших».
Характеризуют многоклеточные организмы, анализируя типы симметрии животных. Объясняют
значение симметрии для жизнедеятельности организмов. Объясняют значение дифференцировки
клеток многоклеточных организмов и появление первых тканей. Составляют краткий конспект
урока. Готовятся к устному выступлению. Характеризуют особенности организации и
жизнедеятельности
Кишечнополостных.
Приводят
примеры
представителей
классов
кишечнополостных и сравнивают черты их организации. Отмечают роль кишечнополостных в
биоценозах и их значение для человека. Выполняют практические работы по изучению плакатов и
таблиц, иллюстрирующих ход регенерации у гидры. Обсуждают демонстрации, предусмотренные
программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока. Готовятся к устному
выступлению
Дают общую характеристику типа Плоские черви. Характеризуют представителей класса
Ресничные черви, приводят примеры представителей и отмечают их роль в биоценозах.
Характеризуют представителей ленточных червей. Распознают черты приспособленности к
паразитизму в их организации. Приобретают представления паразитизме как о форме
взаимоотношений организмов и о жизненном цикле паразитов. Зарисовывают в рабочие тетради
жизненные циклы ленточных червей — паразитов человека и животных. Характеризуют
представителей класса Сосальщики. Зарисовывают жизненный цикл сосальщиков на примере
печёночного сосальщика, выделяя стадии развития, опасные для заражения человека. Обсуждают
демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Готовятся к устному
выступлению и презентации «Плоские черви — паразиты человека. Профилактика паразитарных
заболеваний». Дают общую характеристику типа Кольчатые черви. Отмечают прогрессивные
черты организации кольчатых червей, сопровождавшие их возникновение. Проводит
сравнительный анализ организации плоских и кольчатых червей; результаты заносят в таблицу.
Характеризуют систематику кольчатых червей, распознают характерные черты многощетинковых,
малощетинковых червей и пиявок. Объясняют значение кольчатых червей в биоценозах; а также
медицинское значение пиявок. Обсуждают демонстрации предусмотренные программой (работа в
малых группах). Составляют краткий конспект урока
Дают общую характеристику типа Моллюски. Отмечают прогрессивные черты организации
моллюсков, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации
кольчатых червей и моллюсков; результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику
моллюсков, распознают характерные черты брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.
Объясняют значение моллюсков в биоценозах и значение для человека. Обсуждают демонстрации,
3

6

Глава
5.Тип 9
Членистоногие

7

Глава
Хордовые

8

Глава
7.
Класс 3
Земноводные

6.Тип 7

предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока
Прогрессивные черты организации членистоногих, сопровождавшие их возникновение. Проводят
сравнительный анализ организации кольчатых червей и членистоногих; результаты заносят в
таблицу. Характеризуют систематику моллюсков и их происхождение. Дают общую
характеристику класса Ракообразных; анализируют особенности организации речного рака.
Характеризуют систематику ракообразных, их разнообразие; распознают представителей высших и
низших ракообразных; приводят примеры. Оценивают роль ракообразных в природе. Дают общую
характеристику класса Паукообразные; анализируют особенности организации паука-крестовика.
Характеризуют разнообразие паукообразных; распознают представителей класса - пауков, клещей,
скорпионов. Оценивают экологическую роль и медицинское значение паукообразных. Дают общую
характеристику класса Насекомые; анализируют особенности организации таракана. Различают
типы развития насекомых. Характеризуют систематику насекомых, их разнообразие; сравнивают
представителей различных отрядов. Распознают представителей основных отрядов насекомых;
приводят примеры. Оценивают роль насекомых в природе и значение для человека. Описывают
представителей класса многоножки и приводят примеры представителей. Выполняют практические
работы, предусмотренные программой. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой
(работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока. Готовят презентацию.
Дают общую характеристику хордовых на примере ланцетника. Проводят сравнительный анализ
организации кольчатых червей и членистоногих; результаты заносят в таблицу. Описывают
систематику хордовых, давая оценку главным направлением развития группы. Обсуждают
демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий
конспект урока. Дают общую характеристику подтипа Позвоночные на примере представителей
надкласса Рыб. Отмечают прогрессивные черты организации рыб, сопровождавшие их
возникновение. Проводят сравнительный анализ организации ланцетников и рыб; результаты
заносят в таблицу. Характеризуют систематику и многообразие рыб и их происхождение.
Описывают строение и особенности жизнедеятельности хрящевых рыб. Характеризуют
многообразие костных рыб. Оценивают экологическое и хозяйственное значение рыб. Выполняют
практическую работу особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни. Обсуждают
демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий
конспект урока
Проводят сравнительный анализ организации рыб и амфибий; результаты заносят в таблицу.
Описывают строение и особенности жизнедеятельности амфибий. Характеризуют многообразие
земноводных и приспособительные особенности к околоводной среде обитания. Оценивают
экологическое и хозяйственное значение амфибий. Готовят презентацию «Древние земноводные.
Выход на сушу»
4

9

Глава
8.
Класс 5
Пресмыкающиеся

10

Глава
Птицы

11

Глава10.Класс
Млекопитающие

12

Глава11.Развитие
3
животного мира на
Земле

9.

Класс 9

10

Дают общую характеристику класса Пресмыкающиеся на примере ящерицы. Отмечают
прогрессивные черты организации рептилий, сопровождавшие их возникновение. Проводят
сравнительный анализ организации амфибий и рептилий; результаты заносят в таблицу.
Характеризуют систематику пресмыкающихся и их происхождение. Описывают строение и
особенности жизнедеятельности. Характеризуют многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые
(змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи, а также приспособительные особенности к
разнообразным средам обитания. Оценивают экологическое значение рептилий. Выполняют
практическую работу и обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых
группах). Составляют краткий конспект текста урока. Готовят презентацию «Древние рептилии.
Господство в воде, воздухе и на суше»
Дают общую характеристику класса Птицы. Отмечают прогрессивные черты организации
группы, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации
рептилий и птиц; результаты заносят в таблицу; отмечают приспособления птиц к полету.
Характеризуют систематику птиц; их происхождение и связь с первоптицами. Описывают строение
и особенности жизнедеятельности. Характеризуют многообразие представителей класса, называют
основные отряды и экологические группы птиц. Оценивают экологическое и хозяйственное
значение птиц. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах).
Составляют краткий конспект урока. Готовят презентацию
Дают общую характеристику класса Млекопитающие. Отмечают прогрессивные черты
организации млекопитающих, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ
организации рептилий и млекопитающих; результаты заносят в таблицу. Характеризуют
систематику млекопитающих и их происхождение. Описывают строение и особенности
жизнедеятельности. Характеризуют многообразие млекопитающих; описывают основные отряды:
Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные,
Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы и др.; приводят примеры представителей разных
групп, а также приспособительные особенности к разнообразным средам обитания. Оценивают
экологическое и народнохозяйственное значение млекопитающих. Объясняют необходимость
охраны ценных млекопитающих и регуляции численности животных, наносящих вред человеку.
Составляют краткий конспект текста урока. Готовят презентации
«Основные отряды
млекопитающих. Господство в воде, воздухе и на суше»
Характеризуют научные предпосылки, Ч. Дарвина к поиску механизмов изменения в живой
природе. Анализируют экспедиционный материал Ч. Дарвина в качестве предпосылки разработки
эволюционной теории. Характеризуют учение Ч. Дарвина об искусственном отборе, формы
искусственного отбора и объясняют методы создания новых пород домашних животных и сортов
культурных растений. Запоминают основные положения теории Ч. Дарвина о естественном отборе.
5

13

Глава12.Природные
сообществ

1

Глава
1.
Место 4
человека в живой
природе
Глава2.
Общий 4
обзор
организма
человека

2

3

3

Глава3.
Регуляторная
система организма

12

4

Глава4. Опора
движение

5

Глава5. Внутренняя 4
среда организма

6

Глав6. Кровеносная 4
и
лимфатическая
системы

7

Глава7. Дыхание

и 6

3

Характеризуют формы борьбы за существование и механизм естественного отбора; дают
определение понятия «естественный отбор»
Называют основные группы организмов в экосистеме, описывают их роль в экосистеме.
Составляют простейшие цепи питания. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания на
живые организмы
Человек 8 класс количество часов -68 часов
Объясняют место человека в системе органического мира. Выделяют существенные признаки,
доказывающие родство человека и животных. Сравнивают особенности строения
человекообразных обезьян и человека. Делают выводы
Выявляют основные признаки человека. Характеризуют основные структурные компоненты
клеток, тканей и распознают их на таблицах, микропрепаратах. Объясняют взаимосвязь строения и
функций тканей; органов и систем органов в организме человека. Распознают на таблицах органы и
системы органов человека, объясняют их роль в организме
Объясняют роль регуляторных систем в жизнедеятельности организма. Характеризуют
основные функции желез внутренней секреции. Объясняют механизм действия гормонов.
Выделяют структурные компоненты нервной системы. Определяют расположение частей нервной
системы, распознают их на таблицах. Раскрывают функции головного мозга, спинного мозга,
нервов. Сравнивают нервную и гуморальную регуляции.
Характеризуют роль опорно-двигательной системы в жизни человека. Распознают на наглядных
пособиях части скелета. Классифицируют и характеризуют типы соединения костей. Описывают
особенности химического состава и строения костей. Характеризуют особенности строения
скелетных мышц. Распознают на таблицах основные мышцы человека. Обосновывают условия
нормального развития опорно-двигательной системы. Осваивают приёмы оказания первой
доврачебной помощи при переломе
Выделяют существенные признаки внутренней среды организма. Сравнивают между собой клетки
крови. Выявляют взаимосвязь между строением клеток крови и выполняемыми ими функциями.
Объясняют механизм свёртывания и переливания крови. Определяют существенные признаки
иммунитета. Объясняют сущность прививок и их значение
Выделяют существенные признаки транспорта веществ в организме. Распознают на таблицах
органы кровеносной и лимфатической систем о описывают их строение. Описывают движение
крови по кругам кровообращения. Называют и характеризуют этапы сердечного цикла.
Сравнивают особенности движения крови по артериям и венам. Осваивают приёмы измерения
пульса, кровяного давления; оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях
Выявляют существенные признаки дыхательной системы, процессов дыхания и газообмена.
Распознают на таблицах органы дыхания, описывают их строение и функции. Сравнивают
6

8

Глава8. Питание

9

Глава
9.
Обмен 3
веществ
и
превращение
энергии
Глава10.Выделение
2
продуктов обмена

10

5

11

Глава 11. Покровы 2
тела

12

Глава
Размножение
развитие

13

Глава 13. Органы 4
чувств. Анализаторы

14

Глава 14. Поведение 7
и психика человека.
Высшая
нервная
деятельность
Глава 15. Человек и 2
окружающая среда

15

12. 6
и

газообмен в лёгких и тканях. Обосновывают необходимость соблюдения гигиенических мер и мер
профилактики лёгочных заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой доврачебной помощи
при спасении утопающего и отравлении угарным газом
Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения. Распознают органы
пищеварительной системы на таблицах и муляжах. Характеризуют особенности процессов
пищеварения в разных отделах пищеварительной системы. Называют компоненты
пищеварительных соков. Объясняют механизм всасывания веществ. Доказательно объясняют
необходимость соблюдения гигиенических мер и профилактических мер нарушения работы
пищеварительной системы
Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращения энергии. Характеризуют
особенности обмена органических веществ, воды и минеральных солей в организме человека.
Раскрывают значение витаминов в организме, причины гиповитаминоза и гипервитаминоза
Выделяют существенные признаки мочевыделительной системы. Распознают органы
мочевыделительной системы на таблицах, муляжах. Описывают процесс мочеобразования.
Перечисляют и обосновывают меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы
Характеризуют строение кожи. Объясняют суть процесса терморегуляции, роль процессов
закаливания. Осваивают приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи, тепловых и
солнечных ударах. Обобщают и обосновывают гигиенические требования по уходу за кожей,
ногтями, волосами, обувью и одеждой
Выявляют существенные признаки процессов воспроизведения и развития организма человека.
Описывают строение органов половой системы человека, распознают их на таблицах. Описывают
основные этапы внутриутробного развития человека. Характеризуют возрастные этапы развития
человека
Раскрывают причины нарушения функционирования нервной системы. Выявляют существенные
признаки строения и функционирования органов чувств. Распознают органы чувств на наглядных
пособиях. Обобщают меры профилактики заболеваний органов чувств
Выделяют особенности высшей нервной деятельности человека. Объясняют рефлекторный
характер высшей нервной деятельности человека. Выделяют существенные признаки психики
человека. Характеризуют типы нервной системы. Объясняют значение сна, описывают его фазы
Осваивают приёмы рациональной организации труда и отдыха. Обобщают и обосновывают
правила и нормы личной гигиены, профилактики заболеваний. Осваивают приёмы первой
доврачебной помощи. Аргументировано доказывают отрицательное влияние на здоровье человека
вредных привычек
7

1

2

3

Общие закономерности биологии 9 класс количество часов – 68 часов
Определяют различия химического состава объектов живой и неживой природы. Характеризуют
общий принцип клеточной организации живых организмов. Сравнивают обменные процессы в
неживой и живой природе. Раскрывают сущность реакций метаболизма. Объясняют механизмы
саморегуляции биологических систем. Анализируют процессы самовоспроизведения, роста и
развития организмов. Характеризуют наследственность и изменчивость, запоминают материальные
основы этих свойств. Сравнивают формы раздражимости у различных биологических объектов.
Отмечают значение биологических ритмов в природе и жизни человека. Раскрывают значение
дискретности и энергозависимости биологических систем. Характеризуют многообразие живого
мира.
Глава2.Основы
10
Характеризуют химические элементы, образующие живое вещество; различают макро- и
цитологии-наука о клетке
микроэлементы. Описывают неорганические молекулы живого вещества, их химические свойства
и биологическую роль. Характеризуют органические молекулы: биологические полимеры — белки
(структурная организация и функции), углеводы (строение и биологическая роль), жиры —
основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Характеризуют ДНК
как молекулы наследственности. Описывают процесс редупликации ДНК), раскрывают его
значение. Описывают процесс передачи наследственной информации из ядра в цитоплазму —
транскрипцию. Различают структуру и функции РНК. Характеризуют форму и размеры
прокариотических клеток; строение цитоплазмы, организацию метаболизма, генетический аппарат
бактерий. Описывают процесс спорообразования, его значение для выживания бактерий при
ухудшении условий существования; размножение прокариот. Оценивают место и роль прокариот в
биоценозах. Характеризуют цитоплазму эукариотической клетки: органеллы цитоплазмы, их
структуру и функции. Отмечают значение цитоскелета. Характеризуют типы клеточных включений
и их роль в метаболизме клеток. Характеризуют клеточное ядро как центр управления
жизнедеятельностью клетки; структуры ядра (ядерная оболочка, хроматин, ядрышко).
Глава 3. Размножение и 5
Характеризуют сущность и формы размножения организмов. Сравнивают бесполое и половое
индивидуальное
размножение. Описывают процесс образования половых клеток, выявляя общие черты периодов
развитие организмов
гамотогенеза, в том числе мейоза. Определяют понятия «осеменение» и «оплодотворение».
Раскрывают биологическое значение размножения. Обозначают периоды индивидуального
развития. Характеризуют эмбриональный период развития и описывают основные закономерности
дробления — образование однослойного зародыша — бластулы, гаструляцию и органогенез.
Определяют этапы дальнейшей дифференцировки тканей, органов и систем. Характеризуют
постэмбриональный период развития, его возможные формы. Разъясняют сущность непрямого
развития; полного и неполного метаморфоза. Демонстрируют понимание биологического смысла
развития с метаморфозом. Характеризуют прямое развитие и его периоды, старение. Приводят
Глава1.

Введение.
Биология в системе наук

2

8

4

Основы генетики

10

5

Генетика человека

3

6

Основы селекции и
биотехнологии

3

7

Эволюционное ученье

15

8

Возникновение и
развитие жизни на Земле

4

формулировки закона зародышевого сходства К. Бэра и биогенетического закона Э. Геккеля и
Ф. Мюллера
Характеризуют гибридологический метод изучения характера наследования признаков.
Формулируют законы Менделя. Приводят цитологические обоснования законов Менделя.
Демонстрируют способность выписывать генотипы организмов и гамет. Составляют схемы
скрещивания, решают простейшие генетические задачи, строят родословные. Формулируют закон
Моргана и дают характеристику сцепленного наследования генов (признаков).
Объясняют механизмы хромосомного определения пола. Анализируют генотип как систему
взаимодействующих генов организма; определяют формы взаимодействия аллельных и
неаллельных генов
Перечисляют центры происхождения культурных растений. Дают определения понятиям «сорт»,
«порода», «штамм». Характеризуют методы селекции растений и животных. Оценивают
достижения и описывают основные направления современной селекции. Обосновывают значение
селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и
других отраслей промышленности
Определяют достижения науки и технологий в качестве предпосылок смены креационистских
взглядов на живую и неживую природу эволюционными представлениями. Характеризуют
научные предпосылки, побудившие Ч. Дарвина к поиску механизмов изменения в живой природе.
Анализируют экспедиционный материал Ч. Дарвина в качестве предпосылки разработки
эволюционной теории. Характеризуют учение Ч. Дарвина об искусственном отборе, формы
искусственного отбора и объясняют методы создания новых пород домашних животных и сортов
культурных растений. Запоминают основные положения теории Ч. Дарвина о естественном отборе.
Характеризуют формы борьбы за существование и механизм естественного отбора; дают
определение понятия «естественный отбор»
Характеризуют химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина),
биологический и социальный этапы развития живой материи. Определяют филогенетические связи
в живой природе и сравнивают их с естественной классификацией живых организмов.
Характеризуют развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Отмечают первые
следы жизни на Земле; появление всех современных типов беспозвоночных животных, первых
хордовых животных; развитие водных растений. Характеризуют развитие жизни на Земле в
палеозойскую эру. Отмечают появление сухопутных растений; возникновение позвоночных (рыб,
земноводных, пресмыкающихся). Характеризуют развитие жизни на Земле в мезозойскую и
кайнозойскую эры. Отмечают появление и распространение покрытосеменных растений;
возникновение птиц и млекопитающих; появление и развитие приматов. Характеризуют место
человека в живой природе, его систематическое положение в системе животного мира.
9

9

Взаимосвязи организмов
и окружающей среды

15

Формулируют основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере. Объясняют
невозможность существования жизни за границами биосферы. Характеризуют компоненты
биосферы. Определяют главную функцию биосферы как обеспечение биогенного круговорота
веществ на планете. Характеризуют основные круговороты: воды, углерода, азота, фосфора и серы.
Оценивают значение круговоротов веществ для существования жизни на Земле. Определяют и
анализируют понятия «экология», «среда обитания», «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз»,
«экологическая пирамида». Характеризуют абиотические и биотические факторы, на конкретных
примерах демонстрирую их значение. Характеризуют формы взаимоотношений между
организмами. Характеризуют компоненты биоценоза, перечисляют причины смены биоценозов.
Формулируют представления о цепях и сетях питания

10

Описание
учебно-методического
и
материально-технического
обеспечения
образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
Учебники Линия «Ракурс»
5 класс Введение в биологию Плешаков А.А., ВведенскийЛ.Э. (1 час в неделю).
6 класс Биология «Ботаника» Исаев Т.А., Романова Н.И. (1 час в неделю).
7 класс Биология. «Зоология» Тихонова Е.Т., Н.И.Романова Н.И. (2 часа в неделю).
8 класс Биология. «Человек» Жемчугова, М.Б.,Романова Н.И. (2 часа в неделю).
9 класс Биология. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/В.В. Пасечник, А.А.
Каменский, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника.- 7-е изд. – М.: Просвещение,
2020. (2 часа в неделю).
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Программа курса «Биология». 5-9 классы. Линия «Ракурс» /авт.- сост. Романова. – М.: ООО
«Русское слово», 2014.
Романова Н. И., Новикова С.Н. Рабочая программа «Биология». 5 класс. Линия «Ракурс». - М.:
ООО «Русское слово», 2015.
Романова Н. И., Новикова С.Н. Рабочая программа «Биология». 6 класс. Линия «Ракурс». - М.:
ООО «Русское слово», 2017.
Маринова А. В. Методические рекомендации к учебнику Плешаков А.А.,ВведенскийЛ.Э.
«Введение в биологию». 5 класс. Линия «Ракурс». - М.: ООО «Русское слово», 2016.
Амахина Ю. В. Методические рекомендации к учебнику Т.А.Исаев, Н.И.Романова. Биология
«Ботаника». 6 класс. Линия «Ракурс». - М.: ООО «Русское слово», 2017.
Амахина Ю. В. Биология. Методические рекомендации по проведению лабораторных работ. 6
класс. Пособие. Линия «Ракурс». - М.: ООО «Русское слово», 2016.
Романова Н. И., Новикова С.Н. Рабочая программа «Биология». 7 класс. Линия «Ракурс». - М.:
ООО «Русское слово», 2017.
Романова Н. И., Новикова С.Н. Рабочая тетрадь. 5 класс. Линия «Ракурс». - М.: ООО «Русское
слово», 2017.
Романова Н. И., Исаева Т.А.. Рабочая тетрадь. 6 класс. Линия «Ракурс». - М.: ООО «Русское
слово», 2016.
Романова Н. И., Тихонова Е.Т., Рабочая тетрадь. 7 класс. Линия «Ракурс». - М.: ООО «Русское
слово», 2017.
Амахина Ю. В. Тетрадь для лабораторных работ. 6 класс. Линия «Ракурс». - М.: ООО
«Русское слово», 2017.
Биология. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5—9
классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В. В. Пасечник и др.]. — 2-е изд. —
М. : Просвещение, 2020.

Календарно-тематическое планирование
Биология 9 класс.
Всего: 68 часов
№
Раздел, тема урока
урок
а

Количество
часов

Дата проведения урока
план

факт

Домашнее
задание

Введение. Биология в системе наук - 2
часа
1

Биология как наука.

1

п1

2

Методы биологических исследований.
Значение биологии.

1

п2

Глава 1. Основы цитологии – наука о
клетке -10час.
3

Цитология – наука о клетке.

1

п3

4

Клеточная теория.

1

п4

5

Химический состав клетки.

1

п5

6

Строение клетки.

7

Особенности клеточного строения
организмов. Вирусы.

1

п7

8

Лабораторная работа № 1 «Строение

1

Повторить п7

п6

Корректировка

клеток».
9

Обмен веществ и превращения энергии в
клетке. Фотосинтез.

1

п8

10

Биосинтез белков.

1

п9

11

Регуляция процессов жизнедеятельности
в клетке.

1

п10

12

Обобщение по главе «Основы
цитологии – наука о клетке».

1

Глава 2. Размножение и
индивидуальное развитие (онтогенез)
организмов -5час.
13

Формы размножения организмов.
Бесполое размножение. Митоз.

1

п11

14

Половое размножение. Мейоз.

1

п12

15

Индивидуальное развитие организма
(онтогенез).

1

п13

16

Влияние факторов внешней среды на
онтогенез.

1

п14

17

Контрольная работа по главе
«Размножение и индивидуальное
развитие (онтогенез).

1

Глава 3. Основы генетики -10час.
2

18

Генетика как отрасль биологической
науки.

1

п 15

1920

Методы исследования наследственности.
Фенотип и генотип.

2

п16

21

Закономерности наследования.

1

п 17

22

Решение генетических задач.

1

п 18

23

Практическая работа № 1 «Решение
генетических задач на моногибридное
скрещивание».

1

Повторить
решение задач

24

Хромосомная теория наследственности.
Генетика пола.

1

п19

25

Основные формы изменчивости.
Генотипическая изменчивость.

1

п20

26

Комбинативная изменчивость.

1

п21

27

Фенотипическая изменчивость.
Лабораторная работа № 2
«Модификационная изменчивость и
построение вариационной кривой».

1

п22

28

Обобщающий урок по главе «Основы
генетики».

1

Повторить п1522

1

п23

Глава 4. Генетика человека -3 часа
29

Методы изучения наследственности
человека. Практическая работа №2

3

«Составление родословных».
30

Генотип и здоровье человека.

1

31

Обобщающий урок по главе «Генетика
человека».

1

Глава 5. Основы селекции и
биотехнологии -3часа

1

п24

32

Основы селекции. Методы селекции

1

п26

33

Достижения мировой и отечественной
селекции.

1

п27

34

Биотехнология: достижения и
перспективы развития. Метод культуры
тканей. Клонирование

1

п28

Глава 6. Эволюционное учение -15
часов
35

Учение об эволюции органического
мира.

1

п28

36

Эволюционная теория Ч.Дарвина.

1

п28

37

Вид. Критерии вида.

1

п29

38

Популяционная структура вида.

1

п30

39

Видообразование.

1

п31

40

Формы видообразования.

1

п32
4

41

Обобщение материала по темам
«Учение об эволюции органического
мира. Вид. Критерии вида.
Видообразование».

1

Повторить п 2832

42

Борьба за существование и естественный
отбор – движущиеся силы эволюции.

1

п32

43

Естественный отбор.

1

п32

44

Адаптация как результат естественного
отбора.

1

п33

4546

Взаимоприспособленность видов как
результат действия естественного
отбора.

2

таблица

47

Лабораторная работа № 3 «Изучение
приспособленности организмов к среде
обитания».

1

Повторить п33

48

Урок семинар «Современные проблемы
теории эволюции».

1

п34

49

Урок семинар «Современные проблемы
теории эволюции. Эволюционная теория
Ж.Б. Ламарка».

1

п34

50

Обобщение материала по главе
«Эволюционное учение».

1

Повторить п 2834

Глава 7. Возникновение и развитие
жизни на Земле -4часа
5

51

Взгляды, гипотезы и теории о
происхождении жизни.

1

п35

52

Органический мир как результат
эволюции.

1

п36

53

История развития органического мира.

1

п37

54

Урок-семинар «Происхождение и
развитие жизни на Земле».

1

п38

Глава 8. Взаимосвязи организмов и
окружающей среды -15часов
55

Экология как наука. Лабораторная
работа № 4 «Изучение приспособлений
организмов к определённой среде
обитания (на конкретных примерах)».

1

п39

56

Влияние экологических факторов на
организмы. Лабораторная работа № 5
«Строение растений в связи с условиями
жизни».

1

п40

57

Экологическая ниша. Лабораторная
работа № 6 «Описание экологической
ниши организма».

1

п41

5859

Структура популяций. Типы
взаимодействия популяций разных
видов. Практическая работа № 3
«Выявление типов взаимодействия
популяций разных видов в конкретной

2

п42-43

6

экосистеме».
60

Экосистемная организация природы.
Компоненты экосистем. Структура
экосистем.

1

п44-45

61

Поток энергии и пищевые цепи.
Практическая работа № 4
«Составление схем передачи веществ и
энергии (цепей питания)».

1

п46

62

Искусственные экосистемы.
Лабораторная работа № 7 «Выявление
пищевых цепей в искусственной
экосистеме на примере аквариума».

1

п47

63

Экологические проблемы
современности.

1

сообщение

64

Итоговая конференция «Взаимосвязи
организмов и окружающей среды».
Защита экологического проекта.

1

65

Обобщающий урок по главе 8
«Взаимосвязи организмов и
окружающей среды».

1

66

Промежуточная аттестация

1

67

Повторение по главе «Основы
цитологии – науки о клетке».

1

68

Повторение по главе «Основы генетики»

1

Решение
7

генетических
задач

8

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5
Куванды кского городского округа Оренбургской области»
РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу по биологии для обучающихся 9 классов (ФГОС)
Рабочая учебная программа по биологии для учащихся 9 классов разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании», Федеральным
государственным стандартом основного общего образования на основе программы по биологии для 9 классов издательства М. «Просвещение».линии
«Линия жизни», 2017 г. Автор – составитель Пасечник В.В..
Программа реализуется с помощью учебно- методического комплекта :
9 класс - Биология. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В.

Пасечника.- 7-е изд. – М.: Просвещение, 2020

Структуризация представленной программы осуществлена в соответствии с учебным планом, согласно которому на изучение биологии отводится в 9
классе -2 часа. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические
работы. Курс «Биология» направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и
эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом подхода, в соответствии с которыми учащиеся должны освоить
содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры , сохранения окружающей среды и собственно
здоровья, для повседневной и практической деятельности. Рабочая программа включает пояснительную записку, содержание учебной дисциплины,
календарно-тематическое планирование. В программе представлены содержательные линии, отражающие обязательный минимум биологического
образования, определены современные педагогические технологии как наиболее оптимальные для обеспечения достижения желаемого качества
образования. Данная рабочая программа соответствует предъявляемым требованиям к её составлению и рекомендуется к использованию в учебном
процессе.
Дата
Рецензент: руководитель ШМО учителей биологии, географии, химии
_______________
подпись

расшифровка подписи


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (35361) 26-2-35, 8 (35361) 26-2-36

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».