9 класс Обществознание

Содержание
1. Пояснительная записка по истории 9 классы:
1.1 Общая характеристика предмета
1.2 Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане
2. Результаты освоения учебного предмета
2.1.Личностные результаты изучения обществознания
2.2. Метапредметные результаты изучения обществознания
2.3. Предметные результаты изучения обществознания
3. Содержание учебного предмета
4. Тематическое планирование
5. Календарно-тематическое планирование
6. Учебно-методический комплекс

Пояснительная записка
Рабочая программа по (_Обществознанию_) для 9 классов на 2022-2023 учебный
год составлена на основе ФГОС ООО.
Рабочая программа по __обществознанию__________ для 5-9 классов составлена в
соответствии с правовыми и нормативными документами:
• Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее ФГОС ООО)»;
• Примерной основной образовательной программой основного общего образования
(далее ПООП ООО) (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15 в редакции
протокола №1/20 от 04.02.2020 г.);
• Порядком
организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015;
• письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010
№ 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
• приказом министерства образования Оренбургской области от 15.07.2021 года «О
формировании учебных планов общеобразовательных организаций Оренбургской
области, реализующих основные общеобразовательные программы в 2020-2021 учебном
году»;
1. Примерная программа основного общего образования. Обществознание. 9 классы – М.:
Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
2 Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова 5-9
классы. М.: «Просвещение», 2012
3. Устав МАОУ «СОШ № 5»
«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого
являются научные знания о человеке и об обществе. о влиянии социальных факторов на
жизнь каждого человека. «Обществознание» - интегративный предмет. Обществознание
в основной школе опирается на пропедевтический начальной школы «Окружающий
мир». Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются:
социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических
ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее
важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт
познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками
социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих
типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в
учебном процессе и социальной практике.

Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы
средствами учебного предмета активно содействовать:
- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в
подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении
закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации,
самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой
деятельности;
- формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному
уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего
подросткового возраст. Освоению учащимися тех знаний об основных сферах
человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования
общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой
и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и
критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать
полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и
правового государства;
- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для
определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в
области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной
деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми
различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для
соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми
способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать
предпрофильному самоопределению школьников.
Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане.
Предмет «Обществознание» изучается на ступени основного общего образования в 5–
9 классах в общем объеме 175 часов (по 1 часу в неделю, 34часов в 5-8-х и 33 часа в 9
классе).
Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе
определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но
и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 9
классов. Каждый класс рассматривается как относительно самостоятельная ступень в
подготовке учеников и в то же время как звено в развертывании целостной и
относительно завершенной, т.е. охватывающей все основные элементы. Социальной
картины мира.

.
Более детальное и глубокое изучение основных сторон жизни общества: экономики,
политики, социальных отношений, культуры – происходит в 8-9 классах. Элементы
теоретических знаний сочетаются с рассмотрением реальных явлений и процессов,
присущих российскому обществу и глобальному миру на современном этапе развития.
Знания и представления, формируемые на этой ступени изучения содержания курса по
обществознанию, должны способствовать освоению старшими подростками на
информационном и практическом уровнях основных социальных ролей в пределах их
дееспособности, а также подвести выпускников к лучшему пониманию возросших
возможностей, перспектив, международной роли нашего Отечества.
В каждом классе необходимо опираться на знания учащихся по смежным предметам,
прежде всего истории. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс
исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения,
сформулированные при изучении тем различных дисциплин, которое может проходить
одновременно с изучением обществознания. Обществоведческая подготовка учащихся 59 классов вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других предметов
знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения
действительности, а также в выработку универсальных учебных действий. Изучение
содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи
с содержанием программ дополнительно образования, деятельностью ученического
самоуправления, Совета гимназистов, реальной жизнью гимназического коллектива.
Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование
нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного
предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. На
первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое
изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы,
помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи
обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с
собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а
возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении
людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и
нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм
морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
На старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной
информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного
социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ,
научно-популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение
небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается
использование элементов проектных методик.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.
Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же

время отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти
технологии с традиционными методиками. Программа по обществознанию для основной
школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор
путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Необходимым условием успешности изучения предмета выступает определенная
оснащенность учебной деятельности источниками и учебно-познавательными средствами.
Необходимо иметь текст Конституции РФ, тематические таблицы, использовать
информационные технологии.
2. Планируемые результаты освоения учебной программы изучения
«Обществознания»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в
важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны
перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной
школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся
реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,
на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из

аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики,
социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления
социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно
ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций
одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли
как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила
к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими

видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов
3. Содержание
Социальная сущность личности (27ч)
I. Человек в социальном измерении (18ч)
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни.
Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с
ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы.
Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные
социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста.
Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России:
какие права человек получает от рождения.
II. Ближайшее социальное окружение (9ч)
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции.
Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их
разрешения.
Современное общество (27ч)
III. Общество - большой «дом» человечества (12ч)
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии
общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.

Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления.
Социальные общности и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества:
создание, сохранение, распространение, усвоение.
IV. Общество, в котором мы живём (15ч)
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном
глобальном мире: как спасти природу.
Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед
отечественной экономикой.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное
устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня
быть гражданином своего Отечества?
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России:
как их сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира.
Социальные нормы (27ч)
V. Регулирование поведения людей в обществе (18ч)
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и
обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности.
Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние
моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки
права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Федерации - Основной закон государства. Конституция
Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права,
политические права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить
налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества долг и обязанность.
VI. Основы российского законодательства (9ч)
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и
интересов детей, оставшихся без родителей.

Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и
работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых
правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система.
Экономика и социальные отношения (27ч)
VII. Мир экономики (12ч)
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности.
Товары и услуги. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их
возможности. Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и её формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков.
Законы рыночной экономики.
Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале
XXIв. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Особенности экономического развития России.
VIII. Человек в экономических отношениях (6ч)
Основные участники экономики - производители и потребители. Роль
человеческого фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная
успешность. Трудовая этика. Заработная плата.
Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права потребителя.
IX. Мир социальных отношений (9ч)
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как
взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в
обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное
общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий
«социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном
обществе.
Основные социальные группы современного российского общества. Социальная
политика Российского государства.
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных
отношений в современной России. Понятие толерантности.
Политика. Культура (27ч)
X. Политическая жизнь общества (16ч)
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.

Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы
государства. Функции государства.
Наше государство - Российская Федерация. Государственное устройство России.
Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское
общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы
исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм.
Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская
активность. Патриотизм.
XI. Культурно-информационная среда общественной жизни (8ч)
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации.
Интернет.
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как
черта современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии.
Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение
религиозной жизни в нашей стране.
XII. Человек в меняющемся обществе (3ч)
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам?
Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ
жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.

4. Тематическое планирование курса Обществознание»
Раздел
9класс
Введение
Раздел 1
Раздел 2

Название

Количество часов
33
1
12
20

Политика и власть
Право

График проведения контрольных работ по курсу «Обществознание» 9 класс
2022-2023 учебный год
Вид
контрольной
работы

Тема контрольной работы

Колво
часов

Тест

Политика и власть

1

Кр

Гражданское
государство

Тест

Практикум по теме политика

Контрольная
работа .

Роль права в жизни
общества и государства.

Тест

Права и свободы человека и 1
гражданина в РФ, их гарантии.
Конституционные
обязанности
гражданина.

Проверочная
работа

По курсу.

факт

Дата

план

№

I четверть

общество

и 1

II четверть
1

III четверть
человека, 1

IV четверть
45
мин.

Приме
чание

Учебно-методический комплекс:
Учебники:
Обществознание. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / (Н.Ф.Виноградова,
Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова М.: Просвещение, 2015
Обществознание. 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / (Н.Ф.Виноградова,
Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова М.: Просвещение, 2016
Обществознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Л.Н. Боголюбов,
Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. 5 –е изд. - М.: Просвещение, 2017
Обществознание. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Л.Н. Боголюбов,
Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. 5 –е изд. - М.: Просвещение, 2017
Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Л.Н. Боголюбов,
Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. 5 –е изд. - М.: Просвещение, 2018
Методические пособия:
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. – М.: ВАКО, 2018
Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию: 5 класс. ФГОФ . – М.:Издательство
«Экзамен», 2015
Пискарев В.И., Сафронова И.В. КИМы. Обществознание. 5 класс / Сост. К.В. Волкова.
– М.: ВАКО, 2016.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс. – М.: ВАКО, 2016
Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию: 6 класс ФГОС. – М.: Издательство
«Экзамен», 2015
Текущий и итоговый контроль по курсу «Обществознание». 6 класс: контрольноизмерительные материалы.-М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. - (ФГОС.
Инновационная школа)
Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию: 7класс. ФГОС. – М.: Издательство
«Экзамен», 2015
Конституция Российской Федерации
Интернет ресурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (35361) 26-2-35, 8 (35361) 26-2-36

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».