пояснительная записка
рабо,гы мдоУ кСоШ] Лr5>> при разработке ччебного плана на
20221202З учебный ГоД былИ LtспоJIьзоВаны слелуК)lцие нормативные
документы:
- Фелеральный закон от. 29.12.2012 г. J,(q273-СDЗ <Об образовании в Российской
(lедерации>> (даqее * 273-ФЗ):
- Федеральнr,ril государстВегlнt,rii образовtrтельнi,tit стандарт основного общего
образования. vтверrItденный приказоN{ Мlлнlлстерс,гва образоваtlия и науки Российской
(lедерации от 17.12.2010 N! l897 (да-llее ФI'оС
ооо);
- ПримерНая осцовНая образоВательнаЯ программа основttого общего образования
(лалее - ПооП ооо) (олобрена решением
фелераlпьного учебно-i\{етодического объединения
по общему образованию (протокол о,г 08.04.2015 г. Лq li l5 в
редакции протокола Ns1/20 от
В целях орган}rзаItии
0а.02.2020));
- Порялок организацLlи и осуЩествлеI{ия образовательttой деятельности по основныNI
общеобраЗовательнЫ]и програ]\{маN4 - образовате-цьным программам нач€Ulьного общего,
основного общего и среднего сlбщего образования. утверrt(денны]\{ приказом Министерства
просвешеttия Российской ФедеРаЦии от 22.0j.2021 Л,r1l5 (с 0l 09.202l):
- Порялоl(
заLIета
организацией.
осуществ"Iяющей
образовательнук)
деятельность.
резчльтатОв освоенИя обучаlоttlимисЯ ччебныХ l]редN{етоВ. курсов. дисциплин (шrодулей).
практики. дополI{],Iтельных образовательных програNtI\I в других организациях.
осуществляющих образовательную деятельность. утвер)tденным приказом Министерства
науки и высlIIего обра,зования Российской Фе/tерацрtи и Министерства просвеtllения
Российской Федерации от З 0, 07.2020 Jф845/З 69:
- Поряlок организации и осушеств-пения образовательной деятельности при сетевой
(lopпre реализации образовательных программ. утверll(денным приказом Министерства науки
I4 высшего образования I)оссийской ФедеРации и Миtlистерства просвещеIlия Российской
Федерациll от 05.э08.?020 Jф882ij91 ;
- письNlо Министерства просвещения Российской (Dедерации от 26.о2.2021 J\11Oз-205
ко методиLIеских реко]\1ендациях (по обеспе,rеllиtо возмоrI(ности освоения основных
образовательных програNIм обу.lакlщиilлися 5-1l l(лассов по индивидуа-пьному
учебному
плану):
- Санитарные правиЛа CIl 2.4,3648-20 <<Санлlтарriо-эпидеNtИол()гиIIсские требован1,1я к
организации воспитания и обучения. отдыха и оздоровления детеli и молоде)ки). в
общеобразоватеjI ьн ых
гlостаноl]лен ие]\,I
Г;Iавного
),Ltре)ItдеI.I иях )).
утверrI(ден ные
государствеI{ного санитаIрFIого Bpalia Российскоli сDgдерацлiи от 28.06.2020 N,r28
(образовательная недельная нагр\,зка. требованl.tя к сlбу.lению в l классе):
- Санитарные правила и норN,Iы СанПин 1.2,3685-21 кГигиенические норNlативы и
требоваllия к обеспеIIениIо бе,lопасности I-1 (или) безвредности для LIеловека (laKTopoB среды
обитания. утвер)(де1-1 ные постаttов,пениеN,{ Гrlавногс,l госVдарственного санитарного BpaLIa
Россиl"iской Федерац}lи o,1,28.01.2021 Ns2 (нача.jl0 l1 oKoIlLIaH1.1e за}IятLI}-l, продоJIжительность
учебных занятий, у.tебнtlя нагрузка при пятидгtевной li шестидневной учебнсlй неделе.
Продол)l(ительность выполне}lt{я доj\Iашнлtх заданийt. шкаJIы трудности
учебных предметов
на уровFlе начального обшего. основного обш{его. среднего общего образования):
- фелера_гlьгrый пере,tеtlь у,IебI{рII(ов. доп},щеI{tl},lх к llсполь:]ованиЮ при
реапизации
1,1N{еющI,IХ государстВенtl},Ю аккредI,Iтацию образtlвательных програN,I]\,,r наllalльFIого
общегсl.
основного общего. средtlего общегс,l обраrзованлtя (приказ Миrrltросвещения Российской
(>едерации от 20.05.2020 года Ng254):
L(ель данного
предjrtета заклIоLIается Ile l ольI(о ts
расшIирении образовательного
кругозора учащегося- но и в воспитательном lзоздействии
на процесс формирования
порядочного, честного. достойного гра)кданиrlа. соблюдающего
Конс,гlлтуцию и законы
Российской Федерации. ува)I(аюшего её к\льтур}lыс традиции.
готового к N,lе71(l(jчльтур1-Iомl.
межэтн иtIес ком у ll п,t ея<ко н
фес с ио I{ал ь н оlr{ у диацог\/.
основныпlи
зilдlilqilр1Il реалllзаllll}I
lIредl}tетн0I-{ облас.глt ,ll}ляIо.fся:
- формирОвать Y уIIащихся способность к восприят1.к)
накопленного разными народаNlи
Росси и потеI I ци аiла дчховI.Iо-н
равс.гвен
- вызвать
l
I
ой кl,л ьтуры
у учаtI{ихся стремление
:
к нравственному
самосовершенствованию
Ll
проявлению готовности к духовноN{у саморазвитию;
- УГЛУблять и расширятЬ
родились. хранятся
семейные
1,1
традиции.
представления
о ToN,{. LlTo обще.lеловеLIеские ценности
передаIотся от поколенLlя к поколениlо через этниlIеские, культурные.
общенацион€Llьные
и ]\{еiкtIациональные отношения.
вероваIlияl
-
обеспе.lить
осознание
современного IIеловека является
уlIащи]\{рtся того.
пря]\,IыN4 наслед}iе]\.{
берет свои истоки в повседневной
что
духовно-нравс
l
релл|гиозные
венная
культура
всей лсизttи и деятельности предков. она
)Itизни_ в народном эпосе. (lольк-порных пра.]дниI(ах.
религиозных обрядах и т.д.;
- формировать
внутренние
установI(и
лиtIности,
ценностные
ориентиры,
связанные
с
нравствеFIным харакТером поведения и деятелЬности. I{yBcTBoM
лIобви к своей Родине.
родно]\I}'краю. уважения к народаN,,I, их кчльтуре и традициям;
- обеспе,lрIть осознание учащимися особой
роли места России в мире, ее историкокYльт},рнОго наследИя. вI(лада в
развитие духовностI,1;
- воспитаl]I{е учаUlихся В духе патриотлIзма.
}/ва)(ения к cBoeN{y оте,tес,rву.
многонацИональtJоi\,Iу РоссlлйскоiчIч гос}/дарству. своей Республ1lке.
в сооltsетствии
взаимопони]\,IаFIия, согласия и мира междУ л}одь]\,{и
с
целяN{и
и народаМи на осноВе духовI{ых
и
демокраlт1.1чесI(их ценностей современного общества;
- рatзвитие у учащихся способrlости аLIалI{зироIJать содержащу]ося
в различIlых
источн}lках инфорпrациrо о событllях и ,lвленI.Iях. происходивlllих
в духовной сфере в
прошлоN,I и проItсходяLllих IJ настоящеN,I.
рассматриI]атЬ события ts соотвеТствии с
принципа]\,Iи объективностl-t. гут\,{анизма. В
взалlмообу,словлен нос-I-и:
L
их
динамике.
взаимосвязи
и
- формироватЬ
культуроЛогические
у учащихся
знания
современном поликультурном.
уN,lениЯ при]\,tеI{ятЬ полученные
в учебной.
внеуро,lной
и
обществоведtIеские
и
вI-Iешкольной деятельности.
в
полиэтниIIеском Ll N,IногоI(он(lессиона,rьном обществе.
Учебный предмет косновы духовно-нравствеI'ной культуры
rIародов
дополняеТ обшествоВедческие
России>>
аспекты традициоFIных ПРедметов. том числе и ис.гории.
Такирt образопl. ознако]vIление с нравствеI{I{ы]чIи I.1деала]чIи
цснI{остяN{и религиOзных и
светсI(их д},ховных Традиций России проI{сходИт в
l(o'le*cTe. отра)I(аlоЩеN{ глубиннl,к-l свя,]ь
1.1
прошлого и настоящего.
на
изvLIение Предшtета образовательной деятельности по
классеотводится
1
олнкнр
в
9
7 часов.
!ости>lсения учеников оцениваются по пятибальной cllcTeп,te tlо всем
Teмaivl,
темы кТвой Духовный мир>, где оценки не выставляIотся.
э
Kpo]\te
l_
Ilлан1,1рl,емые резчльтаты освоения
учебного курса
У учен uка буdуm cQlopM ttlltlBal
l.bl.,
- целостные представления об историческом гtути
России, разных народов, культурных
и религиозных особенностях народов России:
- базовые культуроЛогиl{ескI,1е знания об основных
этапах и законоN,lерностях развития
духовно-нравственНой культуры народов России;
- понимание
роли LIеловека в обш{естве. приняlие
HopN,r
нравственного поведения.
правильнОго взаимоДеL"lствиЯ со взрослыми и сверстниками:
гуманное отношение к людям.
независимо от их возраста. национальности. вероисповедания.
Уч
ен
bt
к
по.,lу
ч
Lt
lt
l
(j
о
з.|l
о
)t( н о с l l t ь d.,tя с| оlэ,lt tt ов а
р
t t
ust:
- способности оценивать cBoI,l поступки. взаиN,{оотноtпения
со сверстниками;
- представления об осгlовах
российской граlкданской идентиtIFIости,
- понимания особой
роли многонациональной России в современном мире,
- чувства гордости за свою РодинУ,
российский народ и историю России;
- уважения ценности многонационапьного
российского общества:
Меm
Уч
еt
п,tlес).лlепtl
tut;
l t
t
bla
VLIL|GC
ы,е dейсп,tвttst.
ЬН IэIe VЧ
аучulr,lc,rl.
- умениЮ
искать.
анализировать.
систеN{атизироватЬ и оцениватЬ
информацию
о
различных религиозных культурах, иiчIеющихся в России;
- воспроизводить полут]енную информацию. приводить
примеры, tsыделять главную
мысль из прочитанных текстов;
- оцениваТь
и сравнивать глalвIlую
]\1ыс-ць
текстов;
- проводить
деятелями
анаJIогии между
сопоставлять
их
литературных, фольклорных и
религиозных
историческими
поступкI-1 с
личностями.
героями, религиозными
общечеловеческими
духовно-нравственными
ценностями:
-
В
участвовать
диалоге:
высказывать
свои
су}кдения!
анализировать
высказывания
участнI{ков беседы. добавлять. приводить доказательства.
-создавать
по изобраlкенияпt (хулоlкественFIым
полотна]\4. иконам,
иллюстраuиям)
с.ltовесный портреТ героя, исторические событи я
или реJiигиозные традиции;
- оценивать
известн ых
-
л1-1
поступки реальных лиц. сверстников, героев произведений,
высказывания
чностей:
исполь:]овать инdlорш,tацию. пол),ченную
нравственных, \,.Iебньlх и прак,гических задач.
ч
из разных
источников, для решения
- уважению к мировому и отечественному
историческому наследию, культуре
своего и
других цародов.
уч
еllu
l;
11
o.|l)) ч
- осознавать
Lr
п1
в о з,1 l о
свою
)l(,l l о с
l1.t
ь l t uуll
идеFIтиI]ность
Lr
rп ь crt
;
как гражданина
страны,
члена
религиозной группы. локальной и региональной общности:
-
давать сопоставительнуtо
этническоЙ
предполо)(еFIия
последствиях неправильного (безнравственного)
о
поведения человека;
- оценивать свои поступки. соотнося
их с правилами FIpaBcTBeIlHocT и
- намечать способы саморазвития
и этики.
и самообразования.
Ре,
п7l1вньl.е чrI 1,1GCpgq,r1 bLlbLe
УЧе
t t
ul;
t I
1yLt l1
l11
ые de йспlвt,tя,.
ся
- работать с информацией, представленной
в разном Виде и разнообразной
форме;
- самостоятельно анализировать
ин(lормацию. представленную в
разной форме (в том
числе графи,теской) и в
разных источниках (текст. иллюстрация, произведение искусства).
- владетЬ
навыками
tIтения
смысловоГо
текс,гов
различных
числе религиозного характера.
yll
е lIu
к
1,1
o-|l чL!
l,! 1,11
в о з ]r о
)lc
l r
ос
пl.ь
l t
с|)|
l l.r
m ь ся
- оргаFIизовывать свою индивидуальную
- обладать способап,Iи самоконтроля
стилей
и жанров,
в том
;
проектную деятельность
И самооценки; FIамечать способы саморазви
тия и
самообразоваrIия;
- оценивать поступl(и
реальных лиц. сверстников. героев произведений. высказывания
известных личностей
По
uвапlе, льl lьI.е
уч е llLlt
н
ауч
luBe
bl
lbLe учебtt
с)е itсmriчя.
Ll п1 crl,..
_владеть методами познания.
лог]{ческими действияп,lи и операциями
ан.Lтиз, обобщение. построение
рассуждений);
-
самостоятельно оценивать
различные ситуации
безнравственно):
- саN.{остоятельно анализировать
групповую работу)
в
и оценивать
соответствии
с
коМN4уникации и делового этикета.
y
Ll
e Ll
Lr
K
rl O.| l))
L|
Lt
11
1
(j () з.1 l
().}к,
л
l
о (, l11 ь H
и
характеристику Традиционных
религиозных культур.
иN,Iеющихся в России:
- высказывать
семьи,
L! |) L!
l.t
l11.b
{
с
совместную
позиций
(сравнение.
(нравственно).
деятельность
(парную,
поставленной учебной задачей, правилами
c r L..
- делать выводы:
- проводить
аналогии
Межд}i
историческими
их поступки с
деятелями, сопоставлять
лиttностями,
обце'еловеческими
ценностями:
героями, религиозными
духовно-нравствен ными
- сопоставлять
d)акты и причинно-следственные связи.
Ко. |,1-I,|чrl
Уч
ен
ul;
bl.e
uKcl1,11.1.1BLl
ll
0.уч Lп1lся
7ьll ы е
ые dейсmвч.я.
;
использовать речевые средства
для решения задач общения с учетом особенностей
Собеседников и сит5чдцц" обrцения;
_
- слушать собеседника
точку зрения;
и вести диапог; излагать свое мнение и аргументировать
свою
- строить совместFIую деятельность
в соответствии
коллективного труда.
Y,t
е
н
tll;
п o.,l у ч
u
l11 в о з.|,t, о ) lc
t I ()
с
lэ н
l11
(I
))
t!
| r
ш
Il
с у,iебной задачей и культурой
с я..
участвовать В диалоге: высказывать свои сужления. ана-цизироtsать
высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательствzt;
-
- создаватЬ
по изображениям (художественным полотнам, иконам,
словесный портреТ героя. исторические событи
я или реJlиГиозные Традиции,
-использовать информацию. полученнук)
нравственНых, у.tебнЫх и практИtIескиХ
ые yllLlBa
Уч elt
u
l;
11
ауч
Lt
п1 crl,
из разных
иллюстрациям)
источников. для решения
ЗДдпт1.
lbl.e уч еfutьtt: i)e Гt cttlBttst,.
;
- иметь Представление
о истории и Духовно-нравственной культуре народов
России:
выделять проблемы духовI]о-FIравственного
развития России:
- оценивать поступки
реальных лиц, героев произведений, высказывания известных
ли.tностей"
- работать с исторической картой
находить объекты в соответствии с
учебной зада,rей:
- использовать инdlоРМаЦию. полуI{енную
из разных истоI{ников, для
решения у.rебных
и практическI]х задач
У ч е н tt к
11
о.пу
- выполнять
t1
71 111
в о з.l t о Jt(, н о
с
l11
ь
индивIlд}/альныЙ
н
ct
у
Lt
ll
l11
ь c rl
проект:
народов России>.
6
косновЫ
духовно-нравственной
культуры
-
II. Солсржаllие y.reбlIol.t)
курса.
('mpyKtllyl7u ко,Iп:rексн()?()
),чеб"r,iо KyPL,(l ,ioanono, духовно-нравственной куль,гуры
РОССИИl>, МОЛУЛЬ КОСНОВы мировых
релрlгио,]ных культ},р) (17 часов) состоит из
f,f,::il:
Блrок 1, Введение. Наша Родина
- Друх(ная семья наролов. (l ч.)
Блок 2' основы духовно-нравственной t<чльтl,ры
народоВ России всоответствии
N,Iод},-пе]\{ косновы мI-rровых
релI.1гиозных кчльт\/р> (l 1 ч.)
Блок 3, Любовь lI ува}I(ение к отечеaruу'пuп
высI|Iее проявление мOраJlьных норм
ценностеli,
традициИ
f_{уховнЫе
]\{ногоl]ацИонапьногО народа Россl-rи. (4 ,I.)
Блок 4 - итоговый. обобшаlощий и оценочный. (l
ч.)
прaдуarаrривает подготовку И презентацию
с
и
гворLIеских проектов на основе
изучеFrI{ого материа-па, В ходе подготовки
проекта уlIащиеся полуIIают возмо)кность
обобrцить ранее изученныйN,{атериал. освоить
его еutё раз. но \/)I(e в активной. творческой.
деятельностной rl,орме, В ходе презентации пр()ектов
все учащиеся класса полуLIают
возN{ожноСть ознакоМи,гься с осI]овным содерI(а}tием
всех моду_гtей. изучавшихся в
разных
группах, узнать о дрl;гих д.\ ховных и
l(yльтурных
Традициях России от своих
однокласСников, ПодготовКа и презеIlтациЯ
проекта позволяIоТ оценитЬ В целом
работу
учаtцеI,ося.
4
)
)
II
лg
п/tl
На lrпtelIoBa
tl
tle теNI,
Кол.
е
нда
р
l{ o--|-eN{
а.гl
I
rl
сскOе пJIа
{aтa
tIac.
раЗдеJIоrt
I. Ка"ц
I)occ ия
-
нztша Ролиrtа
к уJIы,ура
2
I]оз
tt и
и
1
l
реJ]игия
кгtовен llc
о
рели ги li.
Ре.пигии tuира
осIIователи,
J
и
их
Священные
книги
религий
ми
х рil}il.{тели прелаttий в
9ý
,l
0^,о9
t
lG
Аэ.
flобро и зло IIонятие
Ю.о
греха.
и
Человек
в
воздаяI{ия
6
реJIи гtлOзн
,7
8.
I{иях
ых
]\l1.1
свяшlеltItые
соо
еLIия
Искусс,гво
pe.ll и t,lло:знсlй
к
,JIь
l
o+.lo
а.
tЧ.tо
в
идентиtiности:
l
)l.ю
ние
рол
bN{
I
l
о
гон аци
о н аJI ь tI
й
I] современно]ч
мире;
деlио l{cTpI.rp)i ет
tI,\,Bc,l,Bo гордостLl
зzt
cBoIo
I)о,llи Ht,. росси йскlr ii
нар()л иI,,lсl,орик)
Pclcc
и
позlIаrrательные
l] jIадеет методал{и
I
Io,]I
Iitl{ия. логическими
]{ейсr,виями и
о гIераI{I,1я,\{ и (сравнение.
а rlaJ] из. обобшtеtrие.
IIостроение
рассухсдений):
сiiмостоя],ел ьно
OI{etl иI]ае,l,
Poccl,tt.t
ts
раскаяtll{я
с ltособен оцеItиBilr.L
свои
поступки.
взаимоотношенLIя
со сверстнljкаN4и:
Ип,lеет представление
обос lto вахросс ийс ко it г
рахtданской
поIlимаетособук-l
реJIиI,иях мирal
иро ва
п JIа HIrpyeNI ые
Лtt.Iносt,llые
1
н
и,
уважаетL(енносl.и
MI Iогонациональ[Iого
1.1tlсси йскогообщес l.tзa:
ува)ки гельно
разлиtlные
сиl,чаl{ии с позиции
(( I
равствен I{o).
кбез HpaBcтBcH но );
I
сtl]\4ос,гояl,ел bI{o
аI]аJIизирует
ьность ( гtарtll,ю.
гр)/llIlов\/lо работу) в
.l(ея,I ел
соо,гI]етс,гIJl] Ll с
IIос IaItJIeIIIroli 1 чебной
правиJIаI\,{
коN{м},нIlкalцI{и и
деJIовоI,о ,)],икета;
Реl-у.llя,гtI Bll1,Ie
Компtун ика-глIвIlLrе
ОбЛаласr, у.lебrIой
мотиlзzltIией.
Исгlользует речевые
средс,гва
для
реtUения
задаLI обшIеltия
с
споссlбап,ll.t
саN.{окоI{троJtя и
самооцеrIки.
самостояl,еJI ьно
анализирует
иlt(lормаtlиrtl.
учетоN,I
особеttltосr,ей
собесеlIников
и
иобцсl t ия,
представJIеI]IIую в Слушаст
разной форrrrе (в собеседttикir
'г(')м
числе и
t]едет диаJIоt.:
графичс,скоl:i) и в излагает
I,tcT,otIIItlKax свое
разIIых
]\{llettlle
(,гекст. tlJlJIIострация. аргуl\{ен I ирует
cBoIo
lроизве,цсIIие
точку зрения: умеет
искуссr,ва).
строиl,ь cOBMecTI{yK)
с
и,г)/аци
14
cOI]N,lecTI{yto
задачеl.i.
резуль-га.гы
ll
Владееr,
I
IaB
1,I
Kai\I
деятсльность
},t
в
смысJIового tIтения
соответстl]ии
с
текстов ра:]JI t,iч}Iых учебной
стилей и )KitIIpoB. в задачей и куль.гурой
]
'I'()l\,1
чt{сле
религt.Iозноl-о
лелаеl, в1,Iводы:
LKflpцrfl ч)а: с l ltlсобен
соIlоставляет
факты работатьс
и
причинно- инtРормаrцией.
коJIлскти BI{oI-o тр}.,1а.
)
9
Pcil
и г1,1озн I>Ie
ll
l
рI,1т)/ал ы
()бычаи и об
ряды
l0 паломllи.tсства
сl]ятыни.
l
и
|2 РелиI,ия и мораIIь
l4
\9
l
c,l
l
в:]аиN,{оllоN{ощь.
l
Ссшлья
l5 /]олг.свобода.
ol,BeT,cl,BeH Ilос,гь
lб Лrобовь и ува)I(еlIие
l
д
к
l
OTc.lccTB
l7 И,гогсlвая презентация
творLIеских
ччаU]t.Iхся.
проек,гов
относи,гся KcBclelti
страIIе, ее истории.
лltlбви к родrIому
,Bl,{
калеI{да
13
,.{,|
l
и
Праздники
Нравственные
Заповеди в
религиях мира.
М и-чосерлие. забота
слабых.
,l-{
дr. Il
ýtt
йlL
краю.
cBoeli
семье:
09l1-.
le
п-
tэ.lL
l
ЗО.l2J
разном виде
разнообразrrой
форме;
к
людям.
независимо
от их
возраста.
национальгIос-г[.l
и
понимает роль
_
я:
Llело векав обrцест,tзе.
принятиенорN,t
нравствеI{ного
поведенI.{я.
правильноt,о
tззаимодейс,l,вt.lя
и
из)lеl
индивидуiLльнуIо
eKTHvlo
деятеJIьнос,гь.
гумztнное
отношIеl]ие
со взрослыN,lи
сверстниками.
представ.llегl ной
орган
flемоliсr,рируст
вероисповелан
слсдственные связи:
в
и