9 класс Родная литература

Пояснительная записка
В целях организации работы МАОУ «СОШ №5» при разработке учебного плана на
2022/2023 учебный год были использованы следующие нормативные документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – 273-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС ООО);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования
(далее - ПООП ООО) (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15 в редакции
протокола №1/20 от 04.02.2020));
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 (с 01.09.2021);
- Порядок зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность,
результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
практики, дополнительных образовательных программ в других организациях,
осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства
науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения
Российской Федерации от 30.07.2020 №845/369;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ, утвержденным приказом
Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства
просвещения Российской Федерации от 05.э08.2020 №882/391;
- письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.02.2021 №03205 «О методических рекомендациях (по обеспечению возможности освоения основных
образовательных программ обучающимися 5-11 классов по индивидуальному учебному
плану);
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», в
общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2020 №28
(образовательная недельная нагрузка, требования к обучению в 1 классе);
- Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 (начало и окончание занятий,
продолжительность учебных занятий, учебная нагрузка при пятидневной и шестидневной
учебной неделе, продолжительность выполнения домашних заданий, шкалы трудности
учебных предметов на уровне начального общего, основного общего, среднего общего
образования);
- федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения Российской
Федерации от 20.05.2020 года №254)

2

Содержание интегрированного предмета
«Родная литература»
ориентировано на сопровождение
и поддержку основного курса литературы,
обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации и направлено на
достижение результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным
государственным стандартом.
В соответствии с этим в курсе родной литературы актуализируются следующие
цели:
•

воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как
величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа;

•

формирование

способности

понимать

и

эстетически

воспринимать

произведения родной литературы;
•

обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным
ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным
ее произведениям;

•

приобщение к литературному наследию своего народа;

•

формирование причастности к свершениям и традициям своего народа,
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение культуры народа;

•

формирование умения актуализировать в художественных текстах родной
литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать
исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя
в процессе анализа художественного литературного произведения;

•

обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных

возможностей в соответствии с нормами устной и

письменной речи, правилами речевого этикета.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанровородовой и историко-культурной специфике.
Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности
школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на
освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического,
выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков
творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках
родной литературы.
Общая характеристика учебного курса
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для
школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его
3

традиции, язык и культуру.
Изучение родной литературы играет ведущую роль в
процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих
способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической
преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая
форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета
посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм,
чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или
фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её
непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора
художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность,
гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие
задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
В программе представлены следующие разделы:
 Устное народное творчество.
 Древнерусская литература.
 Русская литература XVIII в.
 Русская литература XIX в.
 Русская литература XX в.
Место учебного курса «Родная литература»
Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области
«Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной русский язык». Родная
литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся,
формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка
художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической
функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.
В данной программе предусмотрена промежуточная итоговая аттестация выпускников
9 классов в форме контрольной работы.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Родная (русская) литература»
Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
4

 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
 устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором
текста;
 потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной
литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология,
технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
 понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского
народа;
 уважительно относиться к родной литературе;
 оценивать свои и чужие поступки;
 проявлять внимание, желание больше узнать.
 понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности;
 анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства
окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является
формирование УУД.
Регулятивные УУД:
 формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока;
способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
 анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
 совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,
корректировать свою деятельность под руководством учителя;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
 планированию пути достижения цели;
 установлению целевых приоритетов;
 оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос
«что я не знаю и не умею?»).
 учитывать условия выполнения учебной задачи;
 осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный
контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного
действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного
чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
 овладение навыками смыслового чтения;
 извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя),
представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст –
иллюстрация, таблица, схема);
 владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
5

 перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать
информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план,
таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять
сплошной текст);
 излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно,
сжато, выборочно;
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной
литературы; технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
 строить сообщение в устной форме;
 находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
 ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
 анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
 осуществлять синтез как составление целого из частей;
 проводить сравнение;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
 осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом
языковом факте;
 обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
 планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью; монологической контекстной речью;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
 уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем
принимать решения и делать выборы;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
 уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной
методической поддержке учителя;
 уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой
ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
 выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
 устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
 аргументировать свою точку зрения;
 задавать вопросы.
 продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
6

 брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое
лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении
обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях
становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и
степень самостоятельности их применения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является
сформированность следующих умений:
 осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении
как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, многоаспектного диалога;
 понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
 развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
 овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста
от научного, делового, публицистического и т.п.;
 формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
 владеть различными видами пересказа,
 пересказывать сюжет;
 выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
 характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
 находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для
творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
 определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
 выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер
авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
 выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать
свою точку зрения;
 ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
 пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой
поиска в Интернете.
Устное народное творчество
Учащийся научится:видеть черты русского национального характера в героях русских
сказок; пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки
художественные средства;учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного
народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного
чтения.
Древнерусская литература
7

Учащийся научится:характеризовать отдельные эпизоды российской истории с
помощью произведений древнерусской литературы;
• характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
• формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.
Русская литература XIX—XX вв.
Учащийся научится:осознанно воспринимать художественное произведение в единстве
формы и содержания; выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой
природе художественного текста; воспринимать художественный текст как произведение
искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; характеризовать
нравственную
позицию
героев;формулировать
художественную
идею
произведения;формулировать вопросы для размышления;участвовать в диспуте и
отстаивать свою позицию;давать психологическую характеристику поступкам героев в
различных ситуациях;создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего
характера в различных форматах; сопоставлять произведение словесного искусства и его
воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их; выразительно
читать произведения лирики;вести самостоятельную проектно-исследовательскую
деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского
характера, реферат, проект).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX- XXвв.
Ученик научится:осознанно воспринимать художественное произведение в единстве
формы и содержания;воспринимать художественный текст как произведение
искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;определять для себя
актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать
произведения для самостоятельного чтения;
Ученик получит возможность научиться:сопоставлять произведения русской и
мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя
линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;вести
самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,
проект).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Устного ответа по родной литературе:
1. Оценка
"OТЛИЧНО"
ставится
за
исчерпывающий,
точный
ответ,
демонстрирующий хорошее знание текста произведения, умение использовать
литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных
выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ
литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать
материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также
умение выразительно читать наизусть программные произведения.
2. Оценка "ХОРОШО" ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и
понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения,
приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и
грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация,
возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный
8

материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные
погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний.
3. Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится за ответ, в котором материал раскрыт
в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от
последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом,
нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении
высказывания; есть затруднения в чтении наизусть.
4. Оценка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится, если ответ обнаруживает
незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется
пересказом; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в
изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно
сформированы навыки устной речи; есть нарушения литературной нормы.
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса
1. Программа курса «Литература». 5 – 9 классы общеобразовательной школы
/Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2022.
(ФГОС.)
2. Учебник «Литература. 5-9 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-2-е
изд.-М.: ООО «Русское слово - учебник», 2019.
3. Планирование и материалы к курсу «Литература 5 класс» (Авт.-сост.
Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: «Русское слово», 2019.
4. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы:
проект. - М.: Просвещение, 2019.- (Стандарты второго поколения).
5. Рабочая программа к учебникам Г.С.Меркина «Литература . 5 класс»/ авт.сост. Ф.Е.Соловьева. - М.:ООО «Русское слово – учебник», 2019. (ФГОС )
6. Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина «Литература». 5
класс: В 2 ч. - М.:: ООО «Русское слово - учебник», 2013.
7.Учебник «Литература 9 класс» ( авторы - Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев
В.А. ,в двух частях/ Издательство
«Русское слово», Москва, 2020г.
8. «Уроки литературы» к учебнику «Литература. 9 класс»; методическое пособие
/Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник»,
2020.

9

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Родная литература»
9 класс
№

Дата
план
09.01

Тема
факт
Древнерусская Литература.
Особенности развития древнерусской литературы.
«Задонщина». Тема единения Русской земли.

Кол-во
часов

Предметные учебные
результаты

1

Знать и понимать задачи
курса.

1

Уметь производить
сравнительный анализ.

1
2

16.01

Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» В.
К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова.

3
4

23.01
30.01

Из литературы XX века.
И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи».
«Холодная осень».

5

06.02

М.Горький. Неоромантизм в литературе 20 века.
«Макар Чудра».

6

13.02

А.Толстой. «Русский характер» -своеобразный итог
рассуждениям о русском человеке.

1

7
8

20.02
27.02

Общая характеристика русской поэзии Серебряного
века.

2

9

06.03

Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние
раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах
современного общества и о судьбе России.

1

10

13.03

Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!». Нравственный
смысл названия.

1

2

Иметь представление об
авторе и его произведении.
Знать содержание
произведений, понимать
особенности отражения
времени в языке и
проблематику произведений.
Знать содержание
произведений, понимать
особенности отражения
времени.
Знать понятия символизм,
футуризм, акмеизм. Уметь
анализировать
стихотворения.
Знать содержание
произведений, понимать
особенности отражения
времени в языке и
проблематику произведений.
Знать содержание
произведений, понимать
особенности отражения
времени в языке и
проблематику произведений.

Примечание

11

20.03

Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба
человека в годы Великой Отечественной войны.

1

12

03.04

Ч. Айтматов «Первый
волнующие автора.

Проблемы,

1

13

10.04

Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из
основных мотивов рассказа. Тема нравственного
выбора. Образ «вечной Сонечки»

1

14

17.04

Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро».
Проблема отсутствия понимания между людьми.

1

15

24.04

Промежуточная аттестация.
работа и её анализ.

1

16

15.05

Итоговое обобщение за курс 9 класса.

учитель».

Итоговая

контрольная

1

Знать содержание
произведений, понимать
особенности отражения
времени в языке и
проблематику произведений.
Знать содержание
произведений, понимать
особенности отражения
времени в языке и
проблематику произведений.

Знать содержание
произведений, понимать
особенности отражения
времени в языке и
проблематику произведений.
Знать содержание
произведений, понимать
особенности отражения
времени в языке и
проблематику произведений.
Знать программный
материал.
Уметь анализировать свои
предметные достижения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (35361) 26-2-35, 8 (35361) 26-2-36

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».