9 класс Родной язык (русский)

l

Iояс [IитЕльlIАя зАIIисIи

В целях организацилt работы МАОУ кС]ОШ

Nч5> при разработке учебного плана на

2022120?.З учебный год были LIспользованы следуtощLIе нормативные документы:
- ФедеральныЙ закон от 29.12.2О12 г. Ns27З-ФЗ (Об образовании в РоссиЙскоЙ
Федерации> (далее

-

-

27З-ФЗ);

Федеральн1,1i;i государственн1,1ii образовательнt,tii стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерачии от

1 7. |2.20|0 ЛЪ l897 (далее - ФГОС ООО);
- Примерная основная образовательная программа основного обrцего образования

(далее

ПООП

ООО)

(олобрена

решениеN4 федерального
общему образованиrо (протокол от 08.04.2015

учебно-методического
г. ЛЪ l/l5 в редакции

объединения по
протокола N91/20 от 04.02.2020));
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начаJIьного
общего, основного общего и среднего общего образования. утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22.0З.202l N9115 (с 01.09.202l):
- Порядок

заLIета организацией.

осуществляIощей

образовательную

деятельность.

результатов освоения обучающимися учебных предметов. курсов, дисциплин (молулей).
практики. дополнительных образовательных программ в других организациях.
осушествляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства

и

и Министерства просвещения
q)едерации
Российской
от З0,07.2020 Jф845/З69;
- Порялок
организации и осуществлеIJия образовательной деятельности при
СетевоЙ форме реализации
образовательных
программ.
приказом
утвержденньlм
Министерства науки и высшего образования Российской Фелерации и Министерства
просвещения Российской Федерации от 05.э08.2020 Nч882/З91 ;
науки

высшего образования Российской Федерации

- письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.02.2021 Л!03205 ко методических рекомендациях (по обеспечению возмо)(ности освоения основных
образоватеjtьных програмI1,1 обучающимися 5-11 классов по индивидуальноN{у ччебном1,
плану)l

СП 2.4.3648-20 кСанитарно-эпидемиологические требования
к организации воспитания и обучения. отдыха и оздоровлениrI детей и молодежи), в
ОбЩеОбразовательных учре)(дениях), утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного BpaIta Российской ()едерации от 28.06.2020 NЪ28
(образовательFIая недельная нагрузка, требования к обу,лению в 1 классе);
- Санитарные правила и норN{ы СанПин 1.2.3685-2l <Гигиенические нормативы и
- Санитарнь]е правила

требования к обеспеtлению безопасности Ll (или) безвредности для человека факторов
СРеды обитания. утвержденные постановлениеN4 Главного государственного санитарного

BpaLIa РоссийскоЙ Федераuии от 28.0l .202l Na2 (на.lало и окончание занятий.
продол}I(иТельностЬ у,tебных занятий. учебная нагрузка при пятидневной и шестидневной
учебноЙ неделе. продол)киl,ельность I]ыIIолненtiя лоN{ашних заланий. шкалы трудности
5'ЧебНЫХ предметов rIа ypot]He нача_rIьIIого обшIего. основного общего. среднего общего
образования);

- фелера;rьrtый перечень у.lеблIиков. доIlушlенных к использовани}о при реализаlIии

ИМеЮЩих гос)'дарственнуIо аккредитачию образовательных программ начаJIьного общегсl,

!.

оснOвного обцего. среднсго
обu{сг,сl обрrrзованl,tя (llрлttсаtз
МllнпрtlсвещепиrI Росс1.1йсксtl.'l

{Dедерацлtlr о,г 20.05.2020
I.ода N!254):

I { ел п

l

!l.|l

t

t

1

g

1

1

1,

r'

_1,

че бн

nztl

t

t

р

е r)л t е t tl

tt К

lr_1l

gg

1;

11

1, 1l о d rt о

Й я з bl KD

IIрогlrамп,lа у,lс,бltоt,О IIре/tl\{ега
кРl,ссltItй ро,цrIоI:i язык)
раlрабо.гана длrl
фуlllсl1l.tон1.1р)iIощ}lх в сl,б.ьсltтах Ptrccl.tйlcttolYt (I)сдеllацl.tлl
trбразсlва..ru"о,* оргаltrlзаций.
реализующрIх наряд)| с tlбяза,t,t,;rьныi\{ l()/pco]\,I
русского ,lзыка. II,]чIIение русского языка как
род'ого языка Обl"tttк_tщl,tхся, С'оле}-t,(аIIllе пр()граt]\{п.II)l

ор1.1еII,гI,II)оваFIо на соrIрово)кденt{е
подлержку, осIIовII0Го к,\/рса
I{
1rn,aar,,rao языI(zt. обязате,qьl{ого д,,IЯ изуIIениЯ
во всех школах
РоссийсксlЙ сIrgдg,.l'II,IlI, ll IlulIIl]авлен()
на дос,гI,Iже}IIlе резу,lьтатоts освоенI,1я
образоваr,ельrlоl'i проl,рад,IIvILI
основгttlli
осLlовгIоГо обlцсl,сl образс,ltзаtlllя
по pyccKot',Iy язык\/. заданtlых
сооТВетсТвуlОЩII\'1 сЬеДеральlrыN'I
ГOс}/ДаI)сТВсI{ныýt обJrазсlваl,еJьFIы^f
стаIlдарто]\{. R то itcc
вреNlя целI,r курса
,руссl(оГо ЯЗIlII(Zl Ь par,,,,o* образовате;lьной
области
KPorlHoii язык Ll
родIlаЯ jlllTepaT)/pa)) иN,tсIо,l. ci]Olo cпelпr(llrKy.
обуar,ооrrarlIlуltr доI]олнIlтельны]\{.
по cyT[I
лела, xapaKTel]ot\{ к)/рса, al TilI()I(e .,,с.,бaп,r,,*rоп,u
,1rчп,,aI(IiоIIированI{я

рi]зн

ых регIlоIl ах

Рсrсс

l

l

ii с Ktl

В соответс I.BI.1I] с
следуюUIIiс целI{:

ii

(I)елера

этI,1i\,t

t t

руссI(ого языка в

l l l,r.

в кчрсе pyccK0I о
роi{ного ,Iзыка

ак.гуалрIз}Iруются

,
BOcII}I',alIlle l'pa)(.IlaHI,'Ha 1,I гlа,грIlот,а:
(lopMlrpOt]iiljI,Ie llредставления
языl(е KilK духtlLзtlсlй. нравс-,гlзенt-tоii
о
ll пу.r,,,г.чр,rпй lterlHocT1,1 FIародzl: русском
нацI,IонаLтьtIоI,о своеобразItя
осознанIlе
l]vсского я:]ыкil: форlriпllованIIе познавательного
и}rтереса.
к рчсско]'fч ,I,}ык-\/. а IIеl)ез него , к
J[ii,l;ii:'-Н,:Ii;:":;'i:';:,]I,Iя
родноI-1 кчль'уре:
фОРr,ТItРоваt,".

-J:;-,?,H;];"i";r"']ffilfi

''u"uптёрскоli

в()спll,гаlнI,Iе ува)к}lтеЛIl}IОl-О
",,,,iiii;l'J',
oTHOtllcLlI1,1
l( I(_\,-rILТVl]il]чt II я,]I)IкаN,I

l<ул bTy1,1o l'r м

о

е)кн

it lI

1.1

о

1-I

aJl

l,

1.I

о

го

сlб

t l

(е l t l

;:ffi:} ;*,х

IIilllодов Poccl.tll: оtsладеIIIlе

l яt :

сс)tзерl]IеIJс1-1]оваI,1IIе I(oN,{]vlvFI1,1Ka],I.[t]Flblx
у.мlеllиii LI культурьi peLIIi.
обесltе,lиваrоII(их сlltrбо,г]rIсlе R,lа,цсFIllе
pvccK1,1\,l лI.1т,еI]аl-урl]ы\,l
,I.]ыкоN,I в
сllтуацIIях его IIсп()льзоRftII}Iя]
разIIых crPepax ll
tlбсrгаlлеll1,1е

рt'чlt vчаItl}iхся:

разttt,Iт1,1е го

cJloBulpIli'ao ,anoao и грztNIмчtтического
строя
г()l]ности lt спосtrбностlл I( pelleBO]v\/
взzlиN{одействlлlо t4

ВЗillllv'IоПоLtllI{аtIllt(L rlсl,грt,бllосl,tl

О

I( l)elIL,Iio]\{},c[t]\{OcoBepшelIcTl]()l]a*i14I.,:

уг_lIvблеlt1,1е ll прII llсtrбхолltл,оa,a,,
1rna,utlpL,IJI{e знанl,tй о TaKLlx яв,lенLlrlх
категоррIях совреNlенIIого p,ccK01,o
и
лll,гсраl-\/р[lого ,Iз],lliа. которые
обесгtе.tивают его
норп,lативI{ос, y\,IecTHOe, э-I,I,IIIIIое
IIспо-,,t,зовагIIlе в
рalзлtIIIIIых сферах и ситуац}Iях общенлtя:
о cTlI-1I{cTI,II{ecI(}tx
ресурсах р\,сского ,I,]ыка: об осн(lвных HOpN{ax
языка; о нацI.I0на-.It,llоl:i cltellll(l1,1Kc
р}/сского лI{терат\,рI{()го
I)\,сского языl(а tLIзыl(овых елIlниtlitх. преж,цс
всего ()
И (lРаЗеСlЛtlГlll't С IIatl1,1OIIa,'Ibl{o-I(vjlLTl,plroli
се\,1.1II-гI,,l(ор-1:

Ж::i::

uro,,.uui,.,l,r;'ll':;::Hfi:]lIlfе

c(lepe оо,ч",i,",'\,пtегt',1ii

извлскать и

о русском

peLIeBoM

YI'leHI'llYt ОГlt'lЗНаВаТЬ. aIIajtI,I:]lIpoBalTb. классlл(l1.1r(Ltрова.гь

рitб, сопровождает
и поддерживает его. основные
СОДеРЖаТеЛЬНЫе ЛИНИИ НаСТОЯЩей
nPo.Pu*r"r (блоки программы) соотносятся
основными содержательными линиями
с
основного курса русского языка в
образовательной
НО Не ДУбЛИРУЮТ ИХИ ИМеЮТ
ПРеимущественно практико-ориентированный

:ffiХI#:ИИ'

в соответствии с этим

В

к

отор

о

го

первом блоке
по

з в

ол и

т

flJН:""Ъ.JJju";iО'

в программе выделяются следующие
блоки:

<<Язык l
u. u""io ДlН Ti"%
;:J:
РУССКОГО НаРОДа, национ€шьно-культурную

-

р ас кр

ыть

общения'"'"uп.п,Т:ж:tr"'':iжШ"lжж"".fi

; Тtril"i.

^

;о

iхТЁi ; #Т'Н

ii

специфику русского

:J"т"'ffiъiff.к jH*gffil

народов России и мира' овладение
культурой межнационального общения.

второй блок

- <культура речи)) ориентирован на формирование
ответственного И осознаЕного отношения у учащихся
к использованию
русского языка во всех сферах
жизни, повышение
речевой культуры подрастающего поколения,
практическое овладение
культурой речи: навыками сознательного
и произвольного использования
норм русского
5

литературногО языка длЯ созданиЯ правильной
речИ и конструирования речевых
высказываний в устной и письменной
с
форме учётом требований уйестности, точности,
логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание
вариантов норм; развитие
потребности обращаться к нормативным словарям современного
русского литературного
языка и совершенствование
умений пользоваться ими.

В третьеМ блоке <<Речь. Речевая деятельность. Текст>> представлено
содержание, направленное на совершенствование видов
речевой деятельности в их
взаимосвязи и культуры устной и письменной
речи, развитие базовых умений и навыков
использования языка в жизненно важных для школьников
ситуациях общения: умений
определять Цели коммуникации, оценивать
речевую ситуацию, учитывать
коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные
стратегии коммуникации;
понимать, анurлизировать и создавать тексты
разных фУнпционаJIьно-смысловых типов,
жанров, стилистической принадлежности.
ТРЕБОВАНИЯК РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ

родномуязыку

Изучение предметной области <родной язык
обеспечивать:

и

родная литература)) должно

воспитание ценностного отношения к
родному языку и литературе на родном
языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое
поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям итрадициям своего народа;

осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности
за

сохранение культуры народа;

обогащение активного

И

потенциального

словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей nonror. его
функциональных
возможностей в соответствии с нормами
устной и письменной речи, npu""nur" речевого
этикета;

получение знаний о родном языке как системе и как
развивающемся явлении, о его
уровняХ и единицах, о закономерностях его функчионирования, освоение базовых
понятий лингвистики, формирование аналитических
умений в отношении языковых
единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

предметные результаты изучения учебного предмета крусский
родной язык) на
уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение
знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и
реальных жизненных условиях и

отражать:

1.

Понимание взаимосвязи языка, культуры

говорящего на нём:
осознание роли русского родного языка

в жизни

и

истории

общества

и

народа,

государства.

в

современном мире;
осознание роли русского родного языка в }кизни человека;
осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи
исторического развития
языка с историей общества;

осознание национального своеобразия, богатства, выразительности
русского
языка;

родного

6

и истолкование значения слов с национirльно-культурным
компонентом, правильное употребление их в
речи; понимание особенностей употребпaп""
слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях
устного народного творчества и
произведениях художественной литературы
исторических
разных
эпох;
понимание

с живой внутренней формой, специфическим оценочнохарактеризующим значением; осознание национального
своеобразия общеязыковых и
художестВенныХ метафор, народньгх И поэтических
слов-символов, обладающих
традиционной метафорической образностью;
понимание слов

распознавание, характеристика.

понимание и истолкование значения
фразеологических оборотов с национальнокультурным Компонентом; комментирование
истории происхождения
фразеологических оборотов, уместное употребление

речевого общения;

их в

таких

современных ситуациях

понимание и истолкование значения пословиц и поговорок,крылатых
слов и
выражений; знание источников крылатых слов и выражений;
правильное употребление
пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных
ситуациях речевого
общения;
характеристика лексики с точки зрения происхождения:
лексика исконно русская и
заимствованная; понимание процессов заимствования лексики
как результата
ВЗаИМОДеЙСТВИЯ НаЦИОНаЛЬНЫХ КУЛЬТУр; характеристика
заимствованных слов по языкуисточникУ (из славяНских И неславянсКr*
временИ вхождениЯ (самые древние и
"з"rпо"),
более поздние); распознавание старославянизмов,
понимание роли старославянского
языка в развитии русского литературного языка, стилистическая
характеристика
старославянизмов (стилистически нейтр€UIьные, книжные,
устаревшие) ;

понимание роли заимствованной лексики

в

современном русском языке;
Foa.", ,"pu;
общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики;
"
определение
значения лексических заимствований последних десятилетий;
челесъобразное
распознавание слов. заимствованных русским языком из языков пuродо"

употребление иноязычных слов;

понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения
пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;
определение значения
устаревших слов с национально-культурным компонентом; определение значения
современных неологизмов' характеристика неологизмов по сфере
употребления и
стилистической окраске ;
определение различий между литературным языком и
диалектами; осознание
ДИiL'IеКТОВ КаК ЧаСТИ НаРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ; Понимание национально-культурного

своеобразия диалектизмов;
осознание изменений в языке как объективного процесса;
понимание внешних и
внутренних факторов языковых изменений; общее представление
об активных процессах
в современном русском языке;
соблюдение норм русского речевого этикета; понимание
национalльной специфики
русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом Других народов;

использование словарей' в том числе мультимедийньгх,
учитывая сведения о
назначении конкретного вида словаря, особенностях
строения его словарной статьи:

толковых словарей' словарей устаревших слов, словарей иностранных

слов.

фразеолоГическиХ словарей, этимологИческиХ фразеологических словарей, словарей
пословиЦ и поговоРок, крылаТых слоВ и выражеНий;
учебных этимологических словарей;
словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов,
метафор и сравнений.
2,овладение основными нормами
русского литературного языка (орфоэпическими,

лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами
речевого этикета;
приобретение опыта использования языковых норм
в речевой практике при создании

7

И ПИСЬМеННЬГХ ВЫСКаЗЫВаНИЙ, СТРеМЛеНИе К
РеЧеВОМУ СаМОСОВершенствованию,
овладение основными стилистическими
лексики
и фразеологии языка:
ресурсами
осознание важности соблюдения норм современного
русского литературного языка
для культурного человека;
анаJIиз и оценивание с точки зрения норм современного
русского литературного
языка чужоЙ и собственной речи; корректировка
речи с учетом её соответствия
основными нормами литературного языка;
соблюдение на письме и в устной
речи норм современного русского литературного
языка и правил речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного
запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств
для свободного выра*aп"" мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
стремление к речевому самосовершенствованию;
УСТНЫХ

формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность;
осознанное расширение своей
речевой практики, развитие культуры использования

русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать
осуществлять

и

их совершенствование и развитие;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм
современного
русского литературного языка: произношение имен существительных, прилагательных,
глаголов, полных причастий, кратких
фор, страдательных причастий прошедшего
времени, деепричастий, наречий; произношение гласных
[э], [о] nbcne мягких согласных
и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения;
произношение парных
по твердости-мягкости согласных,перед [е] в словах иностранного происхождения;
произношение безуларного [а] после ж И ul; произношение
сочетания чн и чm;
произношение женсКих отчесТв на -uчна, -tлнl,!чна; произношение
твердого [н] перед
мягкимИ [ф'] И [в']; проиЗношение мягкогО
[н] переД ч и tц.; постановка ударения в
отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных;
глаголов(в
рамках изученного); в словоформах с непроизводными предлогами, в заимствованных
словах;
осознание смыслоразличительной
роли ударения на примере омографов;
различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом
речи и стилями речи;
различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы;
употребление
слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической
нормы,
употребление слов с учётом стилистических вариантов Ьрфоэпической нормы;
понимание активньIх процессов в области произношения и
ударения;
СОбЛЮДеНИе ОСНОВНЫХ Лексических норм современного
русского
литературного языка: правильность выбора слова, максимально
соответствующего
обозначаемому им предмету или явлению
реальной действительности; нормы
употребления синонимов, антонимов' омонимов, паронимов;
употребление слова в
соответствии с его лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости,
употребление терминов в научном стиле речи, в публицистике, художественной
литературе, разговорной речи; опознавание частотных примеров
тавтоло гии и плеоназма:
различение стилистических вариантов лексической нормы;
употребление имён суtцествительных, прилагательных, глаголов с ччётом
стилистических вариантов лексической нормы;

употребление синонимов, антонимов, омонимов

с

учётом
вариантов лексической нормы;
различение типичных речевых ошибок;
редактирование текста с целью исправления речевых ошибок;
выявление и исправление
речевых ошибок в устной речи;

стилистических

8

СОбЛЮДеНИе ОСНОВНЫХ ГРаМматических

норм

современного русского
литературного языка: употребление заимствованных
несклоняемых имен
существительных; сложных существительных; имён
собственных (географических

названий); аббревиатур, обусловленное категорией
несклоняемых имён существительных; склонениерода; употребление заимствованных
русских и иностранньж имен и
фамилий; названий географических объектов, упоrр"бпaние отдельных
грамматических
форм имен суп{ествительных, прилагательных (в рамках изученного);склонение
местоимений, порядковых и количественных числительных;
употребление отдельных
форм имен существительных в соответствии с типом склонения,
родом, принадлежностью
к разрядУ одушевлеНностИ неодушевЛенности; словоизменение
отдельньж форм
множественного числа имени суцIествительного,
глаголов 1 лица единственного числа
настоящего И будущего времени;
формообразование глаголов совершенного и
несовершенного вида, форм глаголов в повелительном
наклонении; употребление имен
прилагательных в формах сравнительной степени,
в краткой форме, употребление в
речи
однокоренных слов разных частей
речи; согласование скrвуемого с подлежащим,
имеющим в своем составе количественно-именное
сочетание; согласование сказуемого с

подлежащим' выраженным существительным со значением
лица женского рода;
согласование сказуемого с подлежащим' выраженным
сочетанием числительного и
существительным; согласование определения в количественно-именных
сочетаниях с
числительными; построение словосочетаний по типу
согласования; управление предлогов
блаzоdаря, со?.цасно, вопрекu; употребление npaonoao"
о, Ио, ЦЗ, с в составе
словосочетания' употребление предлога по с количественными
числительными в
словосочетаниях с распределительным значением; построение
простых предложений с
причастнЫми и дееПричастныМи оборотами. предложений
с косвенной речью, сложных
предложений разных видов;
определение типичных грамматических ошибок в
речи;
различенИе вариантОв грамматической нормы: литературных и
разговорных форм
именителЬного падежа множественного числа существиТельных
мужского рода,Форм
существительных мужского рода множественного числа с
окончанrrr, -о6-я), -Zt(ф,
р€LзличаюЩихся по смыслу, литературных и разговорных
форм глаголов, причастий.

деепричастий, наречий;

различение вариантов грамматической синтаксической нормы, обусловленных
грамматической синонимией словосочетаний, простых и
сложных предложений;
правильное употребление имён существительных, прилагательньIх,
глаголов с
учётом вариантов грамматической нормы;
правильнОе употребление синонимических грамматических
конструкций с учётом
смысловЫх и стилиСтическиХ особенностей;
текста
с цеJlью исправления
редактирование
грамматических ошибок;
выявление и исправление грамматических ошибок в
устной речи;
соблюденИе основнЫх норМ русскогО
речевогО этикета: этикетные формы и
фОРМУЛЫ ОбРаЩеНия; этикетные формы обращЪния в официа_гlьной и
неофициа_гrьной

речевой ситуации; современные формулiI обращения

к

незнакомому человеку;
употребление формы (он);
соблюдение этикетньIх форм и
устойчивых формул, принципов
этикетного
общения, ле}кащих в основе национального
этикета,
речевого
соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной
манеры общения;
использование В общении этикетных
речевых тактик и приёмов, помогающих
противостоять речевой агрессии;
использование при общении

этикета;

в

электронной среде этики

и

русского речевого

соблюдение норм русского этикетного
речевого поведения в ситуациях делового
общения;
9

понимание активных процессов в
русском

речевом этикете;
соблюдение основных орфойф"".й"*
норм современного

литературного языка(в
рамках изученного в основном курсе);

русского

соблюдение основных пунктуационных
норм современного русского
литературного языки(в
рамках изученного в основном

курсе);
использование толковых, В том числе
мультимедийных, словарей
для определения
лексическОго значенИя слова, особенностей
употребления;
использование орфоэпических, в том
числе мультимедийных, орфографических
словарей для определения нормативного
произношения слова; вариантов произношения;
использование

словарей синонимов, антонимов,

омонимов, паронимов для
уточнения значения слов, подбора к ним синонимов,
антонимов, омонимов, паронимов. а
также в процессе редактирования текста;
использование грамматических словарей
и справочников для уточнения нормы
формообразования, словоизменения и построения
словосочетания и предложения;
опознавания вариантов грамматической
rорr"r; в процессе редактирования текста;
использование орфографических словарей
и справочников по пункту ации для
определения нормативного написания
слов и постановки знаков препинания в
письменной

речи.

3,Совершенствование
различных видов устноЙ и письменной речевой деятельности
(говорения и слушания, чтения и
письма, общения при помощи современных
средств
устной и письменной коммуникации):

владение различными ВиДами слушания (детальным,
ознакомительным,

выборочным,
критическим, интерактивным) монологической
речи, учебно-научных,
ХУДОЖеСТВеННЫХ, ПУбЛИЦИСТИЧеСКИХ
ТеКСТов различных
фу"*цrоr-"по-.ruraповых
типов
речи;

владение различными видами чтения (просмотровым,
ознакомительным,
изучающим,

поисковым) учебно-научных, художественных,
публицистических текстов

различных фун*циоrr;lльно-смысловых

типов речи;

умение лифференцировать И интегрировать информацию прочитанного
и
прослушанного текста: отделять главные
факты от второстепенных; классифицировать
фактический материал по определёнrоrу npr.Haky; выделять
наиболее

существенные
факты; устанавливать логическую связь между выявленными
фактами;
умение соотносить части прочитанного и прослушанного
текста: устанавливать
причинно-следственные отношения, логические
связи между абзацами и частями текста и
определять средства их выражения; определять
начало и конец темы; выявлять
логический план текста,
проведение
КОМПОЗИЦИОННЫХ

анiiJ,Iиза прослушанного
или прочитанного
текста
ОСОбеННОСТеЙ,
коJIичества
микротем;
основных

структур (индуктивные, Дедуктивные,
рамочные/

стержневые/индуктивно-дедуктивные)

с точки
типов

зрения

его
текстовых

дедуктивно-индуктивные,

владение умениями информационной
;

переработки прослушанного или
прочитанного текста; приёмами
работы с заголовком текста, оглавлением, списком
литературы, примечаниями и т,д,;
основными способами и средствами получения,
переработки и преобразования информации
(urrоruц"", конспект); использование
графиков' диаграмм' схем для представления
информации;
сетях;

ВЛаДеНИе ПРаВИЛаМИ ИНфОРМаЦИОННОй
безопасности

при общении в социzшьных

уместное использование коммуникативных стратегий
и тактик устного обrцения:
убеждение, комплимент, уговаривание, похвuL,Iа, самопрезентация,
просьба, принесение
извинениЙ, поздраВление; и
др,, сохраненИе инициативы в диfu,Iоге,
уклонение от
инициативы, завершение диаJIогп и
др.
участие в беседе. споре, владение правилами корректного
речевого поведения в
10

споре;

умение строить устные учебно-научные
сообщения (ответы на
Видов (ответ-анализ, ответ-обобщение,
уроке) различных
ответ-добавлеr
Р аб

ТУ

Оо'

n"u"-" n u,

;

ff;#"rЪ:Н: " :'

fix!,ilН
nooy*o"#::;"".IHHTx.,Ji,?Ji#T"й""":,u#H:.,J::IýжJ;T,ii11?
ff .,УJ.#УЮ

О

о

до

клад

no

"

"r",Ъ?;

объекта; оценки;

о.ф"пrНi, :Нr#;;}':#"J#;"fr;ХЪТrJеКСТОВ
создание устных

о,

и письN

)

ОПИСаТельного типа: определение,

:T#:H.""#iilT:

о бъя с н е н и.
;' ;: ;
"
i",ъЖхi"
опровержения доводов оппонента
:
(критика тезиса, критика аргументов,
"9:;Жffi;;
критика
ДеМОНСТР;цI:l* ОЦеН Ка ПРИ ЧИН неэф
фектiuпоt uр.уrентации в учебно _научном
Д о к аз

атель

с

тв

общении

обормленi;;Ь";ЖТJ:I,##ffi .Тffi:Н""'#;:к:к*lна;.l,,Ъ"Т']li;,
чтение,

;

комплексный анализ и создание
текстов публицистических жанров(девиз,
слоган, путевые записки, проблемный
очерк; ,an"ru,
рaпламных объявлений);

чтение, комплексный

художественных

TeKcToR

л,tплI

а

\rч,Ьлл_..л--_л-

z

--г--rYrgчlr7r

rv^vlUб

и

ч)ольклора

;пж:*т;*iжllhчж:;ят#н"x;;lт}нfl*#i;ffiтJffi}

создание объявлений (в
устной и письменной форме); деловых писем;
оцениванИе устныХ и письмеНных
речевых высказываний с точки зрения их
эффективности, понимание основных
причин коммуникативных неудач
и объяснение их;
оценивание собственной И чужой
речи a ,o"n" зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
редактирование собственных текстов с
целью совершенствования их содерж ания
и
формы; сопоставление чернового и отредактированного
текстов.

личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения предмета.
личностные результаты освоения
программы:

l, РоссийСкая гражДанскаЯ идентичнОсть (патрИотизм'
уважение к отечесТВУ, к
прошлому и настоящему многонационального
народа России, чувство ответственности
долга перед Родиной, идентификация
и
себя u *u"Ъ.r". гражданина России,
субъективная
значимость использования
русского языка и языков народов России, осознание
ощущение личностной сопричастности
и
сУДьбе российского народа).
осознание этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры
народа, своего края, основ
своего
культурного наследия народов России
(идентичность человека с
и человечества
российской многонациональной культурой, сопричастность
истории народов и государств,
находившихся на территории современной
России);
осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к ис,Тории'
традициям, языкам, ценностям
культуре'
народов России и народов мира.
2, Готовность и способность
обучающихся к саморазвитию
и самообразованию на
основе мотивации к обучению
и познанию;
3, Понимание

родного языка и родной литературы как одной
национально-культурных
из основных
ценностей русского народа, определяющей
В РаЗВИТИИ ИНТеЛЛеКТУаЛЬНЫХ'
роли родного языка
ТВОРЧеСКИХ СПОСОбНОСТей
и моральн"r* *u.raarB личности,
11

его значеНия в процессе полУчения школьного образования; анаJIиз общих
сведений о
лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах
литературного
русского
языка; способность обогащать свой словарный запас;
формировать навыки анализа и
оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться
различными лингвистическими
словарями.

4.осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к
речевому самосовершенствованию.
5.получение достаточного объема словарного запаса и
усвоенных грамматических
средстВ для свобОдногО выраженИя мыслеЙ и чувств в процессе
речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой
речью.
6. Формирование нравственных чувстВ и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному
самосовершенствованию; уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных
иде€uIов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении). Сформированность

ответственного

отношения

к гIению; уважительного отношения к труду. осознание
в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

значения семьи

7. осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,

еГО МНеНИЮ, МИРОВОЗЗРеНИЮ, КУЛЬТУРе, ЯЗЫКУ, ВеРе, ГРаЖданскоЙ позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

8. освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах ( интериоризация ценностей созидательного отношения к

окружающей действительности' ценностей социilльного творчества, ценности
продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и
организации, ценности (другого) как равноправного партнера, формирование

компетенций ана.гtиза, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений,
способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного
лидерского потенциала).
9. Сформированность ценности Здорового и безопасного образа жизни.

10. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность
понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие
разные
этнокультУрные
традиции;
эстетическое,
эмоционаJIьно-ценностное
видение
окружающего
мира; способность
к эмоционаJIьно-ценностному
освоению
мира,
самовыражению и ориентации В художественном и нравственном пространстве культуры;
уважение к истории культуры своего отечества, выра}кенной в том числе в понимании
красоты человека.

l l. Сформированность основ экологической культуры.

Метапредметные результаты
Реzуляmuвные

1.

YYf

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать
L2

новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучаюuluйся сможеm;
, анаJIизировать существующие
и планировать
будущие
образовательные
результаты;
, идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
о ставитЬ цель деятельностИ на основе определеНной проблемы
и существуюIцих
возможностей;

о

формулировать учебные задачи

деятельности;

о

как шаги достижения поставленной

обосноВыватЬ целевые ориентиры

и

приоритеты ссылками

ук€вывiUI и обосновывая логическую последовательность шагов.

на

цели

ценности,

2.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
ilльтернатИвные, осознаннО выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и
познавательных задач, Обучаюtцuйся смоэюеm
о обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения
учебных и познавательных задач;
;

о

выбирать из предложенных вариантов

ресурсы для решения задачи и достижения цели;

и

самостоятельно искать средства и

, составлять план решения проблемы

(выполнения проекта, проведения
исследования);
о определять потенциilльные затруднения при решении
учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения.

з. Умение

соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучаюtцuйся сл,tожеm;

.

определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
о отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять

самоконтРоль своеЙ деятельности в рамках предложенных условий и требований;

, оценивать свою

деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
о работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анаJIиза изменений ситуации для получения запланированньIх характеристик
результата;

4. Умение

оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучаюt1.1uйся сможеm;
. определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
. свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
о фиксировать И анализировать динамику собственных образовательных

результатов.

5.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познаваmельные YYf

и

1.умение определять понятия, создавать обобшдения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучаюu,luйся
сможеп1;

13

О

ПОДбИРаТЬ СЛоВа, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки

и свойства;

о выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова

и

соподчиненных ему слов;
о выделять обrций признак дв}х или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
о объединятЬ предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
. выделять явление из общего ряда других явлений;
. определятЬ обстоятельства, которые предшестВовiIли возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
' строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
о строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки;
. излагать полученную информацию;
. ПОДТВеРЖДаТЬ ВыВод собственноЙ аргументациеЙ или самостоятельно
полученными данными.
2.Смысловое чтение. Обучаюtцuйся сlttожеm;

.

НаХОДИТЬ

деятельности);

В Тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей

о

ориентироваться
структурировать текст;

в

содержании текста, понимать целостный смысл текста,

о
о
о
.

устанавливать взаимосвязь описанньtх в тексте событий, явлений, процессов;
определять идею текста;
преобразовывать текст;
оценивать содержание и форму текста.
3.ФОРМИРОвание и развитие экологического мышления, умение применять его в
ПОЗНаВаТельноЙ, коммуникативноЙ, социальноЙ практике и профессиональной
ориентации, О буч аюtцuйся с.\4о эrc е m :

о

к природе через рисунки, сочинения, проектные
работы.
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем. Обучаюtцuйся сможеm:
.
.

Выражать свое отношение

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
ОСУЩеСТВЛЯТЬ ВЗаИМОдеЙствие с электронными поисковыми системами,
словарями;

О фОРмироВать множественную выборку из поисковьtх источников
объективизации результатов поиска.

Ком-uунuкаmuвные

для

УУ!

1.умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем; работать индивидуально

и в группе: находить общее решение и рiврешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать.
аргументировать и отстаивать свое мнение.
О бу ч alo t1.1uй с я с.л,t о ж е m,.

.

играть определенную роль в совместной деятельности;
L4

о приниМать позицИю собесеДника, понимаJI
позицию Другого, различать в его
речи
мнение (точку зрения),
докrвательство (аргументы), гипотезы;

о

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели,
распредеЛять роли' договариВатьсЯ друг С лругом);
о устранять в рамках диiшога
разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием и неприятием со стороны собеседника задачи,
формы или
содержания дичlлога.

2,Умение осознанно использовать
речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической
контекстной речью. Обучаюuluйся сможеm;

о

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации
С Другими
людьми (диалог в паре, в малой группе);
о представлять в устной или письменной
форме развернутый план собственной
деятельности;
о соблюдатЬ нормЫ публичной речи, регламент в монологе и
дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
о принимать решение в ходе диiшога и согласовывать
его с собеседником;
о создавать письменные оригиналЬные тексты с использованием необходимых
речевых средств;
, использовать вербальные и невербальные средства или наглядные
материалы.
подготовленные Под руководством
учителя;
' делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать
его.
З,Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационньtх технологий (далее икт). Обучаюuluйся guожеm;
-

,

целенаправленно

искать И использовать

информационные ресурсы,
необходиМые длЯ решениЯ учебныХ и практических задаЧ с помощьЮ
сРедств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информацrьrrу.
модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и
формальных языков в соответствии с
условиями коммуникации,

,

о использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств И сервисов)
для решения
информационных и коммуникационных
учебных задач, в том числе: написание писем,
сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций); создавать
информационные
ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и
правила информационной безопасности.

при изучении литературы обучающиеся усов.ершенствуют приобретенные на
первоМ уровне навыкИ работЫ с информацией И пополнят их.
они смогут работать с
текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них
информацию, в том
числе:

,

систематизировать,

сопоставЛЯТЬ,

аНаJтизировать,

обобщать

информацию, содержащуюся в готовых информацrЬ"r"r* объектах;

и

интерпретировать

вьlделять
главную
и избыточную
информацию,
выполнять
смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию
в сжатой словесной
форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической
форме (в виле таблиц,
графических схем и диаграмм, карт понятий
концептуальных диаI,рамм, опорных
конспектов);
о

15

. заполнять и
дополнять таблицы, схемы.

в ходе изr{ения произведений
родной литературы обучающиеся приобретут опыт
проектной деятельности как особой

самостоятельности, инициативности.

формы

хrй"iiрuъоr"r,

способствующей воспитанию

в ходе реализации исходного замысла
на практическом
уровне овладеют умением
выбирать адекватные стоящей
задаче средства, принимать
решения, в том числе и в
ситуациях неопределенности.
Предм"r"ые результаты
Ученuк научumся:
l)взаимолействовать с окружающими
людьми в ситуациях
неформального межличностного
формального и
и межкультурного общения;
2) понимание определяющей
роли языка в развити_и интеллектуальных и творческих
способностей личности в проц....
Ьбрu.ования , .urооОрiвования;
з) использовать коммуникативно-эстетические
4)проводить различные виды анчuIиза возможности родного языка;
слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического,
морфологического), синтаксического
анализа
словосочетания И предложения,
а также многоаспектного анализа
текста;
5) использовать в речевой практике при создании
устных и письменных
высказываний стилисти.ческие
ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные
нормы родного языка (орфоэпические,
лексические, грамматические, орфографические,

:Jffi#H;:Xll'];""rX;1'"'

РеЧеВОГО ЭТИКеТа

и

стремиться

к

речевому

6)осознавать значимость чтения
и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; испытывать потребносiь
в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека
и общества,
многоаспектного диалога;
7) воспринимать
родную Литературу как одну из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого aпоaЪбu nornunr"
*"r"";
8) осознавать коммуникативно-эстетические
возможности родного языка на основе
ВЫДаЮЩИХСЯ ПРОИЗВеДеНИй культуры
своего народа, российской и мировой

;;ffifi,

н uк п олу ч u m в озtl|о)tсно
с mь н ауч umься :
1) систематизировать научные знания
о родном языке; осознавать взаимосвязь
его
уровней И единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных
единиц
и
грамматических категорий
родного языка;
2) использовать активный и потенциальный
словарный запас, использовать в
грамматические средства
речи
для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке
адекватно ситуации и стилю общения;
J)ответственности за языковУю культуру
как общечеловеческУЮ ценность.
4)аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в
устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать
выскiвывания
рzIзвернутые
ан€шитического и
интерпретирующего характера,
участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение:
художественные произведения, отражающие
,r"";""I;;;;:1Ъ#;'riТурные
разные
6) овлалеть процедурами смыслового и
эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличиI{ литературного художественного
текста от научного,
делового,
публицистического
и
т,п.,
воспринимать,
уметь
анаJтизировать,
критически
оценивать и интерпретировать прочитанное,
осознавать художественную картину
жизни,
отраженную в литературном произведении,
на уровне не только эмоционального

уче

16

восприятия, но и интеллектуального осмысления.

СОДЕРЖЛНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТЛ КРУССКИЙ РОДНОЙ
ЯЗЪIКD
5 класс (17 ч.)
Разdел l. Язык ч кульmура

русский язык - национальный язык
русского народа. Язык как зеркало национальной
культуры, Слово как хранилище материальной
и духовной культуры народа. Крылатые
слова и выражения (прецедентные тексты) из
русских народных и литературных сказок
краткая история русокой письменности. Создьние
славянского алфавита. особенности
русской интонации, темпа речи по сравнению с Другими языками.
особенности жестов и
мимики в русской речи, отражение их в
выражениях (фразеопо.r.rф
(надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть устойчивых
руками и др.) в сравнении с языком жестов

других народов.
ознакомление с историей и этимологией некоторых
слов. Метафоры обцеязыковые и
художественные, их национ,lльно-культурная
специфика. М.ruборu, олицетворение,
эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы
и слова-символы, обладающие
традиционной метафорической образностью, в
поэтической речи. Слова со
специфическим оценочно-характеризующим
значением.
Разdел 2. Кульmура речu.
основные орфоэпические нормы современного
русского литературного языка. Понятие о
варианте нормы' Равноправные И
допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые
и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы
в орфоэпических
словарях, Постоянное и подвижное
В
именах
ударение
существительных; именах
прилагательных, глаголах.
омографы, Роль звукописи в художественном тексте.
основные лексические нормы
современногО русскогО литературногО языка.
основные нормы словоупотребления:
правильность выбора слова, максимально соответствующего
или явлению реальной действительности. Лексические обозначаемому им предмету
нормы употребления имён
существительных, прилагательных, глаголов в
современном русском литературном языке.

стилистические варианты нормы основные aрur"ur"rеские
нормы современного
русского литературного языка. Речевой этикет. Правила
речевого этикета: нормы и
традиции. Устойчивые формулы
речевого этикета в общении. Обращение в

речевом этикете. История этикетной формулы обращения в
русском языке.
Разdел 3. Речь. Речевая dеяmельносmь. Тексm.

русском

язык и речь, Видь' речевой деятельности Язык и
речь. Точность и логичность
ВыразитеЛьность,

речи.
чистота и богатство речи. Срaдaruu выразительной
(тон,
устной
речи
тембр, темп), способЫ тренировКи (скорогОворки).
ИнтонациЯ
*..r"r.
Формы
речи:
монолог и диалог, Текст как единица языка
"
и речи Текст и его основные
признаки.
Как
строитсЯ текст, КомпозиЦионные
формы on"au""", повествования, рассуждения.

повествование как тип речи. ср"л.т"а связи
предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка Функциональные
разновидности языка.
РазговорНая
Просьба,

извинение как жанры разговорной
речь,
речи. Официапьно-деловой
стиль. Объявление (устное и письменное).

учебно-научный стиль, План ответа на
уроке, план текста. Публицистический стиль.
Устное выступление. !евиз, слоган. Язык
*уоо*.aruенноЙ литературы.
6 класса (17 ч)
Разdел 1. Язык ч кульmура

краткая история русского литературного языка.

Роль церковнославянского
(старославянского) языка в
развитии русского языка. Национаrrьно-культурное
своеобразие ди€rлектизмов.
Щиалекты как часть народной культуры. {иалектизмы.
сведения о диалектных названиях предметов
быта, значениях слов, понятиях. не
1,7

свойственныХ литератуРномУ языку и несущих информацию о способах
ведения
хозяйства, особенностях семейного
обрядах,
обычаях,
народном
уклада,
календаре и др.
использование диа-пектной лексики в произведениях художественной
литературы.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национаJIьных
культур.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России

,' ,rрЪ.
заимствования из славянских И неславянских языков. Прrrrr",
заимствований.
особенности освоения иноязычной лексики (общее представление).
Роль заимствованной
лексики в современном русском языке. Пополнение словарного
состава русского языка
новой лексикой.
Разdел 2. Кульmура речu

основные орфоэпические нормы современного
русского литературного языка.
Произносительные различия в русском языке, обусловлеr""rЁ
темпом речи.
стилистические особенности произношения и
ударения основные лексические нормы
современного русского литературного языка. Синонимы и точность
Смысловые,
стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы речи.
и точность речи.
смысловые, стилистические особённости
употребления антонимов. Лексические
омонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности
лексических омонимов. Типичные речевые ошибки, связанные a употребления
упоrрaблением
синонимов, антонимов и лексических омонимов в
речи. основные грамматические нормы
современного русского литературного языка. Типичные грамматические
ошибки u рЪr".
Варианты грамматической нормы: литературные и
разговорные падежные формы имен

суIцествиТельных.
Отражение
вариантоВ грамматической
нормы
в словарях и
справочниках. Речевой этикет. Национальные особенности
речевого этикета. Принuипы
этикетного общения, лежащие в основе национального
речевого этикета: сдержанность,
вежливость, использование стандартных
речевых формул в стандартных ситуациях
общения, позитивное отношение к собесaдп"*у. Этика и
речевой этикет. Соотношение
понятий этика - этикет - мораль; этические нормы
- этикетные нормы - этикетные
формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении.
Разdел 3. Тексm.
Речь, Речевая деятельность Язык и
речь. Виды речевой деятельности Эффективные
приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы
работы. Текст как
единица языка и речи Текст, тематическое единство текста. Тексты
оarr"uaaпоного типа:
определение,
дефиниция,
собственно
описание,
пояснение.
Функционilльные
языка
Разговорнau{
разновидности
речь. Рассказ о событии, кбывальщины). Учебнонаучный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообrцение (устный
ответ).
содержание и строение учебного сообщенйя (устного ответа). Структура
устного ответа.
Различные виды ответов: ответ- ан€UIиз, ответ-обобщение, оi".r-оЬоuвление,
ответгруппировка, Языковые средства, которые использ}.ются в
частях
разных
уrебного
сообщения (устного
ответа).

класс (17 ч)
Разdел I. Язык u кульmура
7

РусскиЙ язык как развивающееся явление. Связь исторического
развития языка с историей
общества. Факторы, влияющие на
развитие языка: социально-политические собь lтия и
изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние
других языков. Устаревшие
слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова,
обозначающие предметы и
явления предшествующих эпох' вышедшие из
употребления по причине ухода из
общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений,
в том числе национальнобытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном
русском языке синонимы.
группы лексических единиц по степени
Перераспределение
устарелости.
пластов лексики
между активным и пассивным запасом слов. Актуализация
лексики
в новом
устаревшей
речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик,
колхоз и
18

т.п.). Лексические

заимствования последних десятилетий Употребление
иноязычных
слов как проблема культуры
речи.
Разdел 2. Кульmура речu
основные орфоэпические норМы современного
русского литературного языка. Нормы
ударения в полньIх причастиях, кратких формах страдательных причастий
прошедшего

времени' деепричастиях' наречиях. Нормы постановки
ударения
с
непроизводными предлогами (на Дом, на гору) OcHoBHiIe
" "по"обор*u*
лексические
нормы
современного русского литературного языка. Паронимы
и точность речи. Смысловые
различия, характер лексической сочетаемости, способы
управления. функционilльностилевая окраска и употребление паронимов в
i"nr.rr"ra речевые ошибки.
речи.
связанные с употреблением паронимов в
речи. основные .pur"urr"..*". йрru,
современного русского литературного языка. Типичные
ошибки .р^rrur".rеские ошибки

в речи, Отражение вариантов грамматической
нормы в словарях и справочниках. Речевой
этикет' Русская этикетная речевая манера общения:
умеренная громкость речи, средний
темп речи, сдержанная артикуляция, эмоциональность
речи, ровная интонация. Запрет на
употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности
в р€вговоре.
невербальный (несловесный) arr*a' общения. Этикет
использования изобрrвительных
жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Разdел 3. Речь. Речевая dеяmельносmь. Тексm
язык и речь. Виды речевой деятельности Традиции
русского речевого общения.
КоммуниКативные стратегиИ и тактики
устного общения: убеждение, комплимент,
уговаривание, похваJта, самопрезентациЯ И Др., сохранение инициативы
в диzlлоге,
уклонение от инициативы, завершение диilлога и Др. Текст как единица
языка и речи
ТеКСТ, ОСНОВНЫе ПРИЗНаКИ ТеКСТа: смысловая
цельность, информативность, связность.
видь, абзацев, основные типы текстовых структур:
индуктивные,
(Лелуктивно-индуктивные), стержневы. ("пдупr"Ъно-дедуктивные)дедуктивные, рамочные
структуры. Заголовки
текстов, их типы, Информативная
фу"кци" заголовков. Тексты uр.уrъrrurивного типа:
рассуждение, доказательство, объяснение. Функционiulьные
разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила
поведения в споре, как управлять
собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы
tsедения спора.
публицистический стиль. Путевые записки. Текст
рекламного объявления, его языковые и
структурные особенности. Язык художественной nrr.puryp"r.

8класс (17 ч)
Разdел 1. Язык а кульmура
исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского
фонда, слова праславянского
(общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские)
слова, собственно

русские слова, Собственно русские слова как база и основной источник
рiввития лексики
русского литературного языка. Роль старославянизмов в
развитии русского литературного

языка И их приметы. Стилистически нейтральные, книжные,
устаревшие
старославянизмы, Иноязычная лексика в
разговорной речи, дисплейных текстах,

современной публицистике. Речевой этикет. Благопожелание
как ключевая идея речевого
этикета. Речевой этикет и вежливость.

РаздеЛ 2, Кульryра речи.Основные орфоэпические
нормы современного русского
литературного языка, Типичные орфоэпические ошибки
в современной речи. Типичные
акцентологические ошибки в современной
основные
лексические нормы
речи.
современНого русского литературного языка. Терминология
и точность речи. Нормы
употребления терминов в научном стиле речи. особенности
употребления терминов в
публицистике, художественной литературе,
разговорной речи. Типичные речевые
ошибки, связанные с употреблением терминов. Нарушение
точности словоупотребления

заимствованных слов, основные грамматические нормы
современного русского
литературного языка, Типичные грамматические
ошибки. Варианты грамматической

19

нормы: согласование сказуемого с подлежащим,
выраженным сочетанием слов много,
маJIо, немного, HeM€цIo, сколько, столько,
большинство, меньшинство. Отражение
вариантов грамматической нормы в современных
грамматических словарях и

справочниках. Речевой этикет.
Разdел 3, Речь. Речевоя dеяmельносmь.
Тексm

язык и речь. Виды речевой

деятельности Эффективные приёмы слушания.
предтекстовый, текстовый и послетекстовый
этапы работы. основные методы, способы
и
хредства получения, переработки информации.
текст как единица языка и
речи criynrypu аргументации: тезис, аргумент. Способы
аРГУМеНТаЦИИ, ПРаВИЛа ЭффеКТИВНОй
uр.уrЬпruц"r. причиньi неэффективной
аргументации в учебно-научном общении.
До**ur.пьство и его структура. Прямые и
косвенные доказательства, Виды косвенных
доказательств. Спосьбы опровержения
доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов,
критика демонстрации.
Функциональные разновидности языка РазговЬрная
речь. Самохарактеристика,
самопрезентация, поздравление, Научный
стиль p.ur. Спецфикu офорrп"ния текста
как
результата проектной (исследовательской) д."i.п"rо.rr. Реферат.
Слово
на защите
реферата, Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты
для
в учебноречи
участия
научной дискуссии. Правила корректной
дискуссии. Яiык художествйноt литературы.
сочинение в жанре письма другу (в том числе
электронного), страницы дневника и т.д.
9класс (34 часа)
Разdел 1. Язык u кульmура
русский язык как зерк€rло национальной культуры
и истории народа (обобцение).
ПримерЫ ключевыХ слов (конЦептов)
ру..*ой *yniryp"r, их национально-историческая
значимость, Крылатые слова и выражения (прецедентные
тексты) из произведений
художественной литературы, кинофильмов,
naab", рекламных текстов и т.п. Развитие
языка как объекТивный процесс. общее представление
о внешних и внутренних
факторах
языковыХ изменениЙ, об актиВных процессах
В современном русском языке (основные
тенденции, отдельные примеры). Стремительный
рост словарного состава языка,
(неологический бумu
- рождение новых слов, изменение значений и переосмысление
имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка,
создание новой фразеологии.
активизация процесса заимствования иноязычных
слов.
Розdел 2. Кульmура речu
основные орфоэпические нормы современного
русского литературного языка. дктивные
процессы в области произношения и
{iipurn."re
ударения.
произносительных вариантов в
современных орфоэпических словарях. Нарушение
орфоэпической нормы как
художественный

приём, основные лексические нормы современного

русского
литературногО языка, ЛексическаЯ сочетаемость
слова и точность. Свободная и
несвободная лексическ€ш сочетаемость. Типичные
ошибки, связанные с нарушением
лексической сочетаемости. Речевая избыточность
и
точность. Тавтология. Плеоназм.
типичные ошибки, связанные с
речевой избыточностью. Современные толковые словари.
отражение вариантов лексической нормы в современных
словарях. Словарные пометы.
основные грамматические нормы современного
русского литературного языка. Типичные
грамматические ошибки, Управление:
предлогов благодаря, согласно,
управление
вопреки; предлога по с количественными
числительными в словосочетаниях с
распределительным значением (по пять груш
- по пяти груш). Правильное построение
словосочетаний по типу
управления (отзыв о книге - рецензия на книгу, обидеться
на
слово - обижен словами), Правильное
употребление предлогов о, по, из, с в составе
словосочетания (приехать из Москвы
- приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же
падежных форм, в частности
родительного и творительного падежа. Нормы
употребления
причастных и Деепричастных оборотов,
предложений с косвенной
р.о".. Типичные
20

ошибки в построении_сложных предложений:
постановка Рядом двух однозначных
союзов
(но и однако, что и будто,
r
как будто), поurо|.rие частицы бы в
предложениях
с
и если бы,"rоВВеДение в сложное предложение лишних
указательных
;::;;}#"rЖбы
отражение вариантов грамматической
нормы в современных грамматических
словарях и
справочнИках, СлоВарные пометы. РечевЬЙ
этикет Этика и этикет в электронной среде
общения, Понятие этикета, Этикет Интернет-переписки.
Этические нормы, правила
этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.
Этикетное речевое поведение в
ситуациях делового общения.
РазOел 3. Речь. Речевая dеяmельносmь.
Тексm

ЯзыК и речь, ВидЫ речевоЙ деятельности
Русский язык в Интернете. Правила
информационной безопасности при
общении
.оц"-"пur* сетях. Контактное и
дистантное общение, Текст как единица языка "
и
речи Виды преобразования текстов:
аннотация, конспект, Использование
графиков, oruapurr, схем для представления
информации, ФункционаJIьные
разновидности языка

РазговорнаJI речь. Анекдот, шутка.
оф'циа,ьно-деловой стиль,
Деловое письмо, его структурные элементы и языковые
особенности, Учебно-научный стиль.
!оклад, сообrцение. Речь оппонента на защите
проекта. Публицистический стиль. Проблемный
очерк. Язык художественной
литературы, !иалогичностЬ в художественном
произведении. Текст и

интертекст.

Афоризмы. Прецедентные тексты.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИrI

Устного ответа по родному
русскому языку:

1. оценка

"отлично" ставится за

исчерпывающий, точный

ответ,
демонстрирующий хорошее знание текста произведения,
использовать
умение
литературно-критические материалы
аргументации и самостоятельных
для
выводов; свободное владение литературоведческой
терминологией; анализ
литературного произведения в единстве
содержания и формы;
р{ение излагать
материал последовательно, делать необходимые
обобщен ия и й"оо"r, а также
умение выразительно читать наизусть программные произведения.
2, оценка "хорошО" ставится за ответ, обнаруживающий
хорошее знание и
понимание литературного материала,
умение анализировать текс1, произвед ения,
приводя необходимые примеры;
умение излагать материiш последовательно и
грамотно, В ответе может быть недостаточно
полно развернута аргументация,
возможны отдельные недостатки в
формулировке выводов, иллюстративный
материал мо}кет быть представлен не
слишком подробно; оо.rуa*uются отдельные
погрешности в чтении наизусть и
оформлении высказываний.
3, Оценка "удовлЕтворитЪльно"речевом
.ru"rr." * оr".r, в котором материrш
раскрыт
в основном правильно, но схематично
или недостаточно полно, с отклонениями
от
последовательности изложения, Анализ
текста частично подменяется пересказом.
нет полноЦенных обобщений и выводов;
допущены ошибки

высказывания; есть затруднения в чтении
наизусть.

в речевом оформлении

4, оценка "нЕудоВлЕтворИтЕльно" .ruurr.",
незнание текста И неумение его анализировать, если ответ обнаруживает
если анализ подменяется
пересказом; в ответе отсутствуют необход"r"r"
примеры; нарушена логика в
изложении материала, нет необходимых
обобщений и выводов; недостаточно
сформированы
навыки устной речи; есть нарушения
литературной нормы.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
перечень учебно-методического обеспечения
21,

1.

Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева ю.н., Калмыков аИ,Р.,Юрьева Е.С.
Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных
учреждений: в 2ч./под ред.
Е.А. Быстровой. - М.: ООО кРусское слово - учебник>>,2о12-. (ФГОС.Инновационная
школа).
2, Газета <Русский язык) и сайт для учителя <<Я иду на урок русского языка)
http://rus. l september.ru

з. Программа к учебникам <Русский язык. 5-9 классы)
общеобразовательных учреждений поД рел. Е,Д. Быстровой, л.в. Киберевой.
ООО кРусское слово
учебник>, 201З.
4, Филологический порт€UI Philology.ruhttp://www.philology.ru

для
М.:

Литераryра для учителя

l. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева ю.н., КалмыковаИ.Р.,Юрьева Е.С.
РусскиЙ язык: учебниК для 5 класса общеобраЗовательных
учреждений: в 2ч./под ред.
Е,А. Быстровой. - М.: ООО кРусское слово - учебник), 20iч.
1огос.Инновационная
школа).
2. Газета крусский язык) и сайт для учителя <<я иду на урок русского языка)
http://rus. l september.ru
3. Интернет-порталыhttр :фedsovet. su/load/2 7, http ://www.proshkolu.ru
4, ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
5. Примерная программа основного общего и среднего (полного) обцего
образования по русскому языку (письмо !епартамента государственной политики в
образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. JФ 03-126З)

6.

к

5-9

Программа
классы) для
учебникам кРусский язык.
общеобразовательных учреждений поД ред. Е,д. Быстровой, л.в. Киберевой.
- М.:
ООО <Русское слово
учебник>, 20l 7.
7. Русская грамматика:
академическая грамматика Института русского языка
РАН http :i/rusgram.narod.ru
8. СправочнО-информаЦионные интернет-портаJIы
9. Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru
10. Фелеральный государственный стандарт общего образования второго
поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
лекабрЯ 20l0 г. J\ъ l897, зарегистрирован Минюстом России 01
февраля 20ll года,
регистрационный номер 19644)
1 1. Филологический портаJI Philology.ruhttp://www.philology.ru
Литераryра для учащихся

l.

Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева ю.н., КалмыковаИ.Р,, Юрьева Е.С. Русский
язык: учебниК для 5 класса общеобраЗовательнЫх
учреждений: В 2ч.лод ред. Е.А.
Быстровой.
М.: ООО <Русское слово - учебникu, )0l9. (ФгоС. Инновационная
школа Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь !.Э. Занимательно о
русском языке. -М.:
Просвещение, 1990.

-

2. Грамота.Ру: справочно-информационный портал <Русский

3.
4.
5.
6.
7,

http ://www. grаmоtа.ru

язык)

Культура письменной речи http://www.gramma.ru
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычньгх слов. М.: Просвещение, l998.
ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000
основНые правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по
русскому языку
http ://www,svetozar.ru
22

)l

Календарно - тематическое плаl{ироваIIие учебного предмета

9 класс ( 17
I)азJIслы,l,сl}Iы ypoкol]

лъ

часов

Кол-во
часов

п/п

<Русский ролной язык))
)

Предметные результаты
обучения

{ата
17л{lн

l

2
а

\ь

_)

1

5

б

1

Ра,зде;I 1 .
Р5,сский язык как зеркало I{ациональной культуры и
исторtlи l{арода (обобщеIrие).

Язык

Примеры клtоtlевых сJIов русской культуры. их
национаJI ы{о-историческая зI.IаLIимость.
Развит,ие языкal как объек,гlавttt,Ili проL(есс
Общее прсдстaIвление о внешtIl.{х и внутренних факторах
языковых изпленеIlий. об актиtзI{ых процессах в
современном pyccKON,I языке
С,гилисти.Iеская IIереоцеt{ка IIовых слов. создание новой
(lразеологии.

l

1

l

l

Раздел 2. Культура речи
ческие FlopNl ы coBpeMeHHoI,o русского
лиl,ераl,урIlоI,о языка. Активгtые llроцессы в области
произr{ошения и ударения.
Нар1, шен ие ор(lоэ rt и LIec ко l'l но pN{ ы как художествеttн ы й
l
Ос IloBH ые ор(lоэп

r.r

приём.

8

lt Ky",lbTypa. ( 10 часов )
l
[1риво2lить tIримеры.
которые доказывак)т. что
изучение русского языка
позволяет лучше узL{ать
рIсl,орик) и культ);ру
страны.

OclroB ltыс лексIlческItе

IItlpN{ l>I со

времен t{ого русского

Знать

примеры

клIоLIевых

слов
знать и объяснять
изменения в русском языке.
Зllат,ь основные,геr{денIIии.
отдельные примеры
языковых изменений в

оr.о9

lA.o
l

Понима,гь роль
уп оr,реб_пен ия нарушен
произноtпения в
произведениях.
Знать осноI]ные

и

оэ./о
I

й

9-оg

Д6.оg

рчсском язLIке.
Пон l,tма,гь и истолковыl]ать
знаLIения (lразеолоl,измов.
Уп.tеть соблюдать нормы
орфоэпии.

у

t9-/о
17.

lo

дч-l о

(laKпl

рiтературноl-о я:]ыка. Лсксrtческая со четасмосl,ь
слова ll
TOtI}IocTL. Своболl;ая ll lIесt]ободIIая JI
ексическая
.iI

лексиtiеские

cotIeTaeMocTb
9

l0

ll

I2

ь
\ý
lз

норN,{ы

современного pyccKoI,()
ли
ого языка.
знать основные

OcttoBlr ые граiu]uатIIчсскllе норi}lы современt{ого
русского ли,гера'урного языка. Гигlи.lные грамматическI{е
ошибки.

I,paМ маl,и

Ltеские норм ы

современного русского
JIиl,е
ного языка
упlеть объяснять
управление предлогов в
составе словосочетан и й

Управ;rение: ,r,lt равление ПРеДЛогоll б.luzоDаря,
c,O?-\a(,tt(),
в()lц)екll" предлога l?., с коJIичес'веt]нtIми
чисJIительI{ыми
в сло вос очетаIl и ях
рас п ре/Iел итель н ым зtl а LI е Il ие м
( п о tI ят ь
ш гIо п яти
ш
п равIlльное упо,гребленllс пред-погоI] : о 11(), Ilз, св составе
Уметь праtsильно
-цо вос оч ета н и я ( II ие х а,г [) yt ,, м ос к вы
р
п риехать с Урала).
употреблять предлоги
н а гр о м о ж/{ен и ()дн и х и ,гех }ке паl]е ж н ы х tРорм, в
tIac т I{ ости ()д |1 тел
ь но го yI Tl]
т,ел ьн ого падежа.
типи.lные ошиб ки в постl]оении сJIо)(rIых
предложений
Уметь распоз[Iавать
пос'аIIовка Рядtlьt .цвух оJ(нОзначных союзов (
но и од}{itко.
1,иltичные
оrпибкрt
.tго и будто, .llo и как бултю).
поtsторение час.гицы бы в
пос,гроен
ия
cJIo)ltН ых
предложенi{ях с сок)заьtи : чr.обы и если
бы. введение в
предложений
и исправJIять
сло)(ное
I(ение лишl{t.lх казатеJIьн ых N,IестоиN{ енl.iи
сtl}lтаксические ошибки.
Раз:t ел 3 р е tI lr. р etI е в а я д ея тел ь tI oc,I,b т
ек ст
Текст как едиIlиtlа языка и
Вtrды
преобразования
речи
у меть перерабатывать
тексl,ов aHHol,al II,1я. KoI Ic IeKT. Испол ьзоваFl
ие графиков.
и нформачиI0 -гекста
диа
. cxelvl JIJIя
лс гавлеIlия ин
ии.
ОtЬициагlьно-дсловой стиль.
{е"ltовое письмо. el,o
з нат,ь основt{ые признаки
структурные эJIементы и языковые особенности
о(lициально-делового
I

1,1

I5

сl,иля.
з наl,ь основные признаки

учебно-наччный стиль. /lo клад. сообtцение. I)ечь

lб

OlItIOIJeIlTa на за ш{и,ге п
гI ромех(уто ч ная zlт.гестil

l7

обоб tllение изу(lеllного за курс 9 класса.

екl,а

ци

я

и тоговая контрольная

но-н tlного стиля
Знать программный
мате ал

рабоr.а

l

у ме,гь анчLIIизировать
II

свои
метные дости}кения

о8,

/[{

У/

//

l-/,//
}в //

0ftb
/2,/.L

/2lb
.l1-

2c,lL


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (35361) 26-2-35, 8 (35361) 26-2-36

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».