8 класс Географическое краеведение

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.

Пояснительная записка
Планируемые результаты
Тематическое планирование
Содержание учебного предмета
Календарно-тематическое планирование

2

Пояснительная записка
В целях организации работы МАОУ «СОШ №5» при разработке учебного
плана на 2021/2022 учебный год были использованы следующие нормативные документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – 273-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС ООО);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования
(далее - ПООП ООО) (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15 в редакции
протокола №1/20 от 04.02.2020));
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 (с 01.09.2021);
- Порядок зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность,
результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
практики, дополнительных образовательных программ в других организациях,
осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства
науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения
Российской Федерации от 30.07.2020 №845/369;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ, утвержденным приказом
Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства
просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 №882/391;
- письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.02.2021 №03205 «О методических рекомендациях (по обеспечению возможности освоения основных
образовательных программ обучающимися 5-11 классов по индивидуальному учебному
плану);
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», в
общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2020 №28
(образовательная недельная нагрузка, требования к обучению в 1 классе);
- Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 (начало и окончание занятий,
продолжительность учебных занятий, учебная нагрузка при пятидневной и шестидневной
учебной неделе, продолжительность выполнения домашних заданий, шкалы трудности
3

учебных предметов на уровне начального общего, основного общего, среднего общего
образования);
- федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения Российской
Федерации от 20.05.2020 года №254);
- Программа «География Оренбургской области», составитель А.А.Чибилев 2012
г.
- Региональный учебный план, утв. приказом МО ОО от 13.08.2014 №0121/1063;
Федеральный базисный план отводит 34 часа для образовательного изучения
географии Оренбургской области в 8 классе из расчѐта 34 часа в неделю.
Цели и задачи курса:
- расширение географических представлений обучающихся об Оренбургской области;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей;
- воспитание любви к родному краю, гражданской позиции, самореализации во всех
Региональный компонент способствует активизации учебно - познавательной
деятельности учащихся, содействует развитию у школьников познавательного мышления,
наблюдательности, интереса к самостоятельной работе, развивает поисковоисследовательские навыки и умения. Система образования с региональным компонентом
ориентирована на развитие личности учащегося и имеет большое воспитательное
значение
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В результате изучения курса учащиеся должны уметь следующее.
1.
Оценивать и прогнозировать:
- изменение природных и социально-экономических объектов под воздействием
природных и антропогенных факторов;
- изменение численности населения, изменение соотношения городского и
сельского населения, проблемы сельских поселений;
- развитие хозяйства области в условиях современных экономических
преобразований.
2. Объяснять:
- роль и место знаний о своем крае в решении социально экономических задач,
экологических проблем;
- влияние экономико- и физико-географического положения на особенности
природы и хозяйственной жизни края;
- условия формирования и размещения крупных форм рельефа; закономерности
размещения основных месторождений полезных ископаемых нашей области;
- влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность
населения;
- проблемы использования земельных ресурсов области, особенности
- уникальность памятников природы и культуры Оренбуржья;
- причины географических явлений и изменения природных и хозяйственных
комплексов в результате хозяйственной деятельности человека на территории области.
3. Описывать:
- природные и хозяйственные объекты;
4

- свой административный район;
- свой населенный пункт;
- особенности народов, населяющих область.
4. Определять:
- географическое положение объектов;
- отрасли специализации территории по статистическим данным.
5. Называть и показывать:
- особенности географического положения объектов;
- структуры земной коры;
- климатообразующие факторы;
- основные виды внутренних вод;
- свойства типов почв, примеры их рационального использования;
- виды природных ресурсов и примеры их рационального использования;
- важнейшие природно-хозяйственные объекты, транспортные узлы, памятники
природы и культуры, исторические достопримечательности;
- основные народы, религии;
- примеры рационального и нерационального природопользования;
- особо охраняемые территории.
Тематическое планирование по курсу
«География Оренбургской области»
34 часа (1 час в неделю)

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16

Тема урока
I четверть (9 часов)
Раздел 1. Формирование географического пространства области (2 часа)
История географических исследований .
Освоение территории области
Географическое положение и административно- территориальное устройство
Раздел 2. Природа (14 часов)
Строение недр
Равнины и горы
Полезные ископаемые
Климат области
Времена года, фенологический календарь
Внутренние воды Области
Водные ресурсы. Проблемы использования вод
Итого: 9 часов
II четверть (7 часов)
Почвы и почвенные ресурсы области
Растительность
Особенности животного мира Области
Ландшафты Русской равнины
Ландшафты Южного Урала
Равнинные территории области
Охрана природы.
Особо охраняемые территории
Итого: 7 часов
III четверть (10 часов)
5

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32
33
34

Раздел 3. Экономическая и социальная география (18 часов)
Экономико- географическое положение области
Численность и размещение населения
Воспроизводство населения
Народы Оренбуржья
Население области
Общая характеристика хозяйства
Топливно- энергетический комплекс
Металлургический комплекс
Машиностроительный комплекс
Химическая и легкая промышленность
Итого: 10 часов
IV четверть (8 часов)
Агропромышленный комплекс.
Растениеводство
Животноводство. Пищевая промышленность
Транспорт-ный комплекс области
Сфера обслуживания
Рекреационные ресурсы
Экономические связи области
Внутиобластные различия
Годовая контрольная работа
Итого: 8 часов
Итого за год 34 часа
Содержание учебного предмета

РАЗДЕЛ
ОБЛАСТИ.

I.

ФОРМИРОВАНИЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКОГО

ПРОСТРАНСТВА

Тема 1. История географических исследований и освоения территории
области (1 час)
Первые географические сведения о Заволжье и Южном Урале. Основные этносы,
населявшие современную территорию области в древности и средневековье. Образование
Оренбургской губернии и изменении ее границ в ХУШ-ХХ вв. Наиболее известные
исследователи, их заслуги.
Тема 2. Географическое положение и административно-территориальное
устройство (1 час).
Размеры территории, границы, географические координаты крайних точек.
Положение области относительно океанов и морей, материков и частей света, крупных
физико-географических объектов. Положение на картах физико-географического
районирования и часовых поясов. Численность населения и заселенность области в
сравнении с другими регионами и странами. Влияние географического положения области
на ее природу.
РАЗДЕЛ II. ПРИРОДА.
Тема 1. Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые (3 часа).
Крупнейшие геоморфологические районы и их характеристика. Современные
процессы рельефообразования и формы рельефа, связанные с ними. Влияние
хозяйственной деятельности человека на рельеф на территории области. Антропогенные
6

формы рельефа. Влияние рельефа на другие компоненты природы и хозяйственную
деятельность.
Крупнейшие тектонические структуры и их отражение в рельефе. Различия
геологического строения (состав, возраст, условия залегания горных пород) равнинноплатформенной и горно-складчатой частей области. Основные этапы геологической
истории. Четвертичные отложения, их типы и закономерности распространения. Влияние
геологического строения на рельеф
Разнообразие полезных ископаемых области и его причины. Основные месторождения и
закономерности их размещения. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую
среду, их охрана и рациональное использование.
Тема 2. Климат и фенологические сезон (2 часа).
Область на климатической карте России. Солнечная радиация и температура
воздуха, их изменения по сезонам года. Влияние общей циркуляции атмосферы и
барических центров на перемещение воздушных масс. Значение западного переноса и
циклонической деятельности. Преобладающие типы воздушных масс и их влияние на
климат по сезонам.
Особенности годового хода температуры воздуха, давления, влажности, осадков,
ветров. Географические закономерности распределения основных климатических
показателей на территории области. Влияние рельефа на климат. Климатическая
характеристика сезонов года. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность
человека.
Оценка
агроклиматических
ресурсов
области.
Неблагоприятные
метеорологические явления. Источники загрязнения атмосферы. Мероприятия по охране
атмосферного воздуха.
Тема 3. Поверхностные и подземные воды (2 часа).
Распределение речного стока области по бассейнам. Основные показатели
речного стока и факторы их определяющие. Особенности водного режима рек области.
Гидрологическая характеристика важнейших рек.
Основные типы озер и закономерности их размещения. Краткая характеристика
озер различного происхождения. Значение, распространение и краткая характеристика
водохранилищ и прудов области.
Основные виды подземных вод области. Их запасы, распространение, свойства и
значение в природных процессах.
Общая оценка водных ресурсов области. Влияние деятельности человека на
поверхностные и подземные воды. Охрана и рациональное использование водных
ресурсов.
Тема 4. Почвы (1 час).
Особенности их формирования на территории области. Основные типы и
подтипы почв и их краткая характеристика. Географические закономерности
распространения почв. Использование почв, их деградация и загрязнение. Проблемы
рационального использования, охраны и восстановления почвенных ресурсов области.
Тема 5. Растительность и животный мир (2 часа).
Природные зоны области и их границы. Зональные особенности растительного
покрова. Характеристика основных зональных типов растительности. Редкие и
исчезающие виды растений. Растительные ресурсы, проблемы их охраны, восстановления
и рационального использования. Особенности распространения представителей
животного мира. Характеристика животного мира основных типов местообитаний
области (видовой состав, условия жизни, приспособляемость к условиям среды и др.).
Редкие и исчезающие виды животных. Проблемы охраны и восстановления численности и
видового разнообразия животного мира.
Тема 6.Физико-географическое (природное) районирование (3 часа).
7

Разнообразие природных комплексов области и его причины. Основные
принципы природного районирования. Сравнительная характеристика крупных
природных комплексов области. Природные комплексы (ландшафты) своей местности.
Изменение природных комплексов в процессе хозяйственной деятельности человека.
Антропогенные ландшафты. Проблемы охраны и рационального использования
природных комплексов области и своего места жительства.
Тема 7.Человек и природа (1 час).
Исторические этапы освоения природных ресурсов •территории. Основные виды
антропогенного воздействия на природу области. Важнейшие экологические проблемы и
их взаимосвязь. Экологические последствия деградации природной среды и прогноз ее
изменения. Основные направления охраны природы и рационального использования
природных ресурсов области.
РАЗДЕЛ Ш. ЭКОНОМИЧЕКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ.
Тема 1. Экономико-географическое положение области (1 час).
Границы с соседними регионами. Положение области по отношению к
важнейшим транспортным магистралям, связывающим область с другими территориями
России и с зарубежными странами, а также по отношению к другим важным
хозяйственным и социально-политическим явлениям. Поло­жительные и отрицательные
стороны экономико-географического положения (ЭГП) и его комплексная оценка.
Влияние ЭГП на особенности населения, уровень развития и специализацию хозяйства
области. Изменение качества ЭГП области в различные исторические периоды и в
последние годы.
Изменение территории и административных границ Оренбургского края. От
губернии к области. Современное административно-территориальное деление области, его
единицы - административные районы и города областного подчинения.
Тема 2. Население (4 часа).
История заселения территории и ее освоение представителями разных народов.
Современный многонациональный состав населения. География расселения крупнейших
национальностей. Межнациональные отношения, сосуществование и взаимообогащение
различных национальных культур на территории области.
Динамика численности населения. Естественное движение, возрастной и половой
состав, различия этих показателей по территории области и их причины. Трудовые
ресурсы. Миграции, их основные формы и направления на территории области.
Размещение населения по территории. Городское и сельское население. Города.
Особенности облика, планировки и архитектуры населенных пунктов области в
различных ее регионах, как следствие природных и исторических причин.
Тема 3. Материальное производство (7 часов).
Уровень развития и общие особенности экономики области на фоне России.
Отраслевая структура хозяйства и отрасли общероссийской специализации. Современные
социально-экономические проблемы развития и их влияние на территориальную
организацию хозяйства.
Промышленность. Общая оценка обеспеченности ее развития природными,
трудовыми и информационно-интеллектуальными ресурсами области. Состояние и
динамика производства. Географическая характеристика ведущих отраслей и
предприятий, их представляющих.
Сельское хозяйство. Состояние и динамика производства. Соотношение
растениеводства и животноводства. Особенности специализации. Характеристика
основных отраслей и их размещения на территории области. История освоения целинных
земель и его экологические, социальные и экономические последствия. Развитие новых
форм хозяйствования в аграрной сфере.
8

Тема 4. Инфраструктурный комплекс (3 часа).
Транспортная система области. Роль основных видов транспорта в перевозках
грузов и пассажиров. Развитие современных средств связи в области. Отрасли социальной
инфраструктуры. Развитие жилищно-коммунального хозяйства и сферы услуг, различия
по территории, а также в городах и сельской местности. Профессиональное образование,
его роль в подготовке квалифицированных кадров для хозяйства области. География
средних специальных и высших учебных заведений области. Профессиональные учебные
заведения своего административного района и места жительства. Внешние экономические
связи области, их формы. Динамика и структура внешней торговли.
Тема 5. Социально-экономические различия на территории области (3 часа).
Экономико-географическая характеристика Западного, Центрального и
Восточного Оренбуржья. Свой административный район и населенный пункт. Их
социально- и экономико-географическая характеристика, место в различных сферах
жизни области. История заселения и развития своего места жительства, ее отражение в
современном облике. Топонимика области и своего места жительства. Значение изучения
топонимики в познании природы, истории и культуры своего края.
Практические работы:
1. Нанесение на контурную карту изучаемых географических объектов, политикоадминистративных границ области, названий и границ соседних регионов.
2. Определение по карте геогра4)ических координат административного центра
области, крайних точек области, своего населенного пункта, решение задач на
определение времени.
3. Определение по карте протяженности области с запада на восток, а также
расстояние до Москвы и ближайшего морского порта. Описание маршрута до
ближайшего морского порта или другого объекта, важного с точки зрения
географического положения области.
4. Описание рельефа территории по физической (топографической) карте.
5. Составление геолого-геоморфологического профиля и его анализ.
6. Установление связи между рельефом, геологическим строением и полезными
ископаемыми на основе сопряженного анализа соответствующих карт.
7. Построение и анализ совмещенных графиков годового хода основных
метеоэлементов для отдельных пунктов области.
8. Изучение распределения тепла и влаги на основе расчета коэффициента
увлажнения.
9. Составление характеристики климата своего места жительства на основе
определения основных климатических показателей по картам атласа.
10. Измерение и вычисление но картам основных характеристик рек и их
бассейнов (длина, площадь бассейна, падение реки, уклон и др.)
11. Вычисление характеристик стока рек области (расход, годовой сток).
12. Выявление типов питания и водного режима рек по различным источникам.
13. Построение и анализ схемы «Факторы почвообразования».
14. Построение и анализ комплексного физико-географического профиля по
линии Бугу-руслан - Оренбург - Светлый.
15. Составление экологической карты области (по различным источникам).
16. Построение по статистическим данным графиков динамики численности
населения и их анализ.
17. Составление картограмм «Естественное движение населения области» и
«Миграции» на основе статистических данных и их анализ.
9

18. Построение по статистическим данным диаграмм структуры занятости
населения и отраслевой структуры промышленности и их анализ.
19. Составление картодиаграммы «Промышленность».
20. Составление картосхемы «Производственные связи предприятия» (по итогам
экскурсии на одно из предприятий).
21. Выбор и составление обоснования (устно) размещения в своем месте
жительства предприятия на основе анализа имеющихся природных, трудовых и иных
ресурсов.
22. Определение по картам районов специализации в пределах области основных
сельскохозяйственных культур и отраслей животноводства. Составление на основе
анализа статистических данных географических характеристик одного из подрайонов
области.
23. Сбор материала и составление топонимического словаря своего места
жительства.
Экскурсии:
1. Знакомство с сезонньми природньми процессами, методами их изучения,
особенностями учета сезонных процессов при решении хозяйственных задач.
2. Экологические проблемы района своего места жительства.
3. Ознакомление с технологическим процессом и производственными связями
одного из местных предприятий.
4.Ознакомление с экспозицией местного краеведческого музея.
Практические работы:
№
1
2
3
4
5

Название практической работы
Нанесение на контурную карту административных границ области,
названий и границ соседних территорий
Нанести на контурную карту основные формы рельефа и полезные
ископаемые
Составление характеристики климата на основе анализа климатограмм.
Описание реки по плану.
Составление экологической карты Оренбуржья.

Примерная тематика учебных исследований и мини-проектов:
1. География в моей жизни.
2. Человек интересной судьбы.
3. История города в судьбе моей семьи.
4. Моя минералогическая коллекция.
5. Живи, родник.
6. Местные признаки предсказаний погоды.
7. Лекарственные растения Оренбуржья
8. Бузулукский бор – жемчужина Оренбуржья.
9. Мой любимый уголок природы
10. Создание туристического маршрута.
Мой родной город, Советский район.

10

Дата


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (35361) 26-2-35, 8 (35361) 26-2-36

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».