8 класс Информатика

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации», Уставом школы МАОУ «СОШ № 5».
Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:
- МАОУ «СОШ № 5»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования,
утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287;
- Примерная программа основного общего образования по «Информатике».
Рабочая программа даѐт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания
и развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» на базовом
уровне; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса; даѐт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учѐтом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Рабочая программа определяет количественные и качественные характеристики учебного
материала для второго года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации).

●

●

●

●

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Целями изучения информатики на уровне 8 класса являются:
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной
практики, за счѐт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном
обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на
более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решѐнными ранее;
определять шаги для достижения результата и т. д.;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах
в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учѐтом правовых и этических аспектов еѐ распространения, стремления к продолжению образования
в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением
средств информационных технологий.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА».
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает:
● сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
● основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу;
● междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания
2

принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых
технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и
способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят
применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных
областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования
качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных
результатов обучения.
Основные задачи учебного предмета «Информатика» — сформировать у обучающихся:
● понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения,
представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой
трансформации современного общества;
● знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической
деятельности, для их решения с помощью информационных технологий; умения
и навыки формализованного описания поставленных задач;
● базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом
моделировании;
● знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
● умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном
из языков программирования высокого уровня;
● умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ
(приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач; владение базовыми нормами информационной этики и права,
основами информационной безопасности;
● умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью
информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих
четырѐх тематических разделов:
1. цифровая грамотность;
2. теоретические основы информатики;
3. алгоритмы и программирование;
4. информационные технологии.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В системе общего образования «Информатика» признана обязательным учебным предметом, входящим в состав предметной области «Математика и информатика».
Учебным планом на изучение информатики на базовом уровне отведено 34 учебных часа — по 1 часу в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ.
Системы счисления
Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфавит. Основание. Развѐрнутая
форма записи числа. Перевод в десятичную систему чисел, записанных в других системах
счисления.
Римская система счисления.
Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную
систему счисления. Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной
системы в двоичную и десятичную системы и обратно. Шестнадцатеричная система счис3

ления. Перевод чисел из шестнадцатеричной системы в двоичную, восьмеричную и десятичную системы и обратно.
Арифметические операции в двоичной системе счисления.
Элементы математической логики
Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и составные высказывания. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение),
«или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Приоритет логических операций. Определение истинности составного высказывания, если известны
значения истинности входящих в него элементарных высказываний. Логические выражения. Правила записи логических выражений. Построение таблиц истинности логических
выражений.
Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера.
АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАМИРОВАНИЕ.
Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления исполнителем.
Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы, программа).
Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение
условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла.
Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при конкретных исходных данных. Разработка несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления формальными исполнителями, такими как
Робот, Черепашка, Чертѐжник. Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере. Синтаксические и логические ошибки. Отказы.
Язык программирования
Язык программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический
Язык). Система программирования: редактор текста программ, транслятор, отладчик.
Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные переменные.
Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления.
Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом языке программирования). Нахождение минимума и максимума из двух, трѐх и четырѐх чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни.
Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод, выбор точки останова.
Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя
двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального числа в позиционной системе с
основанием, меньшим или равным 10, на отдельные цифры.
Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое,
проверки натурального числа на простоту.
Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная
обработка строк. Подсчѐт частоты появления символа в строке. Встроенные функции для
обработки строк.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных
данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату.
4

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение информатики в 8 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития
и социализации обучающихся средствами предмета.
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества;
владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях
в области информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных
знаниях о цифровой трансформации современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей
с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том
числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных
проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:
сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню
развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания
сущности научной картины мира;
интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной
работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Формирование культуры здоровья:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на
здоровый образ жизни, в том числе и за счѐт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
5

осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том
числе с учѐтом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии
в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
6

Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия
с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объѐмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся умений:
● пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами
счисления;
7

●
●
●

●
●
●

●
●
●
●

записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных системах
счисления (с основаниями 2, 8, 16); выполнять арифметические операции над ними;
раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция», «логическое выражение»;
записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания, определять истинность логических выражений, если известны значения истинности входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений;
раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу
между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блоксхемы;
составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка,
Чертѐжник;
использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических, символьных), а также содержащие их выражения; использовать оператор присваивания;
использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с
ними;
анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты
возможны при заданном множестве исходных значений;
создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python,
C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие несложные
алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в том
числе реализующие проверку делимости одного целого числа на другое, проверку натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального числа.

8

-

-

-

-

-

-

-

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как
науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в
области информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет;
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков;
сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях,
соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания
сущности научной картины мира;
интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счѐт
освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учѐтом возможностей ИКТ;
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве.
9

-

-

-

№
п/
п
1.1
.

установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному
восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
НаименоКоличество часов
прак
вание раз- все конделов и тем го трольн т.раб
.раб.
.
программы
Системы
6 1
счисления

Содержание темы

Виды деятельности

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Непозиционные и позиционные системы счисления.
Алфавит. Основание. Развѐрнутая форма записи числа. Перевод в десятичную
систему чисел, записанных в
других системах счисления.
Римская система счисления.
Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в
пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления.
Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из
восьмеричной системы в

Раскрывать смысл изучаемых понятий;
Выявлять различие в позиционных и
непозиционных системах счисления;
Выявлять общее и различия в разных
позиционных системах счисления;
Записывать небольшие (от 0 до 1024)
целые числа в различных позиционных
системах счисления (двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной);
Сравнивать целые числа, записанные в
двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
Выполнять операции сложения и
умножения над небольшими двоичными числами;

Презентация «Системы счисления»
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
•
анимация «Непозиционные
системы
счисления»
(134984);
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/6325
be41-69cd-4980-8e517e6f5c526d65/?inter
•
демонстрация к лекции
«Развернутая форма записи
числа» (128629);
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/a96df
437-5ae3-4cab-8c5f10

двоичную и десятичную системы и обратно. Шестнадцатеричная система счисления. Перевод чисел из шестнадцатеричной системы в
двоичную, восьмеричную и
десятичную системы и обратно.
Арифметические операции
в двоичной системе счисления.

1.2
.

Элементы
математической логики

6

1

Логические высказывания.
Логические значения высказываний. Элементарные и
составные
высказывания.
Логические операции: «и»

Раскрывать смысл изучаемых понятий;
Выявлять различие в позиционных и
непозиционных системах счисления;
Выявлять общее и различия в разных
позиционных системах счисления;

8d4cd78c5775/?inter
•
анимация «Преобразование десятичного числа в другую
систему счисления» (135050);
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/b6f80d82fc7d-49de-943b6082c2ab31f8/?inte r
•
анимация «Сложение и
вычитание одноразрядных двоичных чисел» (128618);
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/8bb7
eefa-4ed9-43fe-aebe4d6ac67bc6ec/?inter
•
анимация «Сложение и
вычитание
многоразрядных
двоичных чисел» (128624);
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/67cbf
74b-f85a-4e9d-88c558f203fb90ce/?inter
•
анимация «Умножение и
деление
двоичных
чисел»
(128634);
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/caeea
6cc-bd1d-4f47-90461434ac57e111/?inter
Презентация «Элементы алгебры логики»
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
•
демонстрация к лекции
«Основные понятия математи11

(конъюнкция,
логическое
умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Приоритет логических операций. Определение
истинности составного высказывания, если известны
значения истинности входящих в него элементарных
высказываний. Логические
выражения. Правила записи
логических выражений. Построение таблиц истинности
логических выражений.
Логические
элементы.
Знакомство с логическими
основами компьютера.

Записывать небольшие (от 0 до 1024)
целые числа в различных позиционных
системах счисления (двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной);
Сравнивать целые числа, записанные в
двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
Выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными
числами;

ческой логики» (128630);
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/a969
e5e4-f2e2-43f0-963b65199b61416e/?inter
•
демонстрация к лекции
«Вычисление логических выражений» (128658);
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/f054f
cc2-67a8-4426-81c8ced80691d7e9/?inter
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:
•
информационный
модуль «Высказывание. Простые
и сложные высказывания. Основные логические операции»;
http://fcior.edu.ru/card/12468/vys
kazyvanie-prostye-i-slozhnyevyskazyvaniya-osnovnyelogicheskie-operacii.html
•
практический
модуль
«Высказывание. Простые и
сложные высказывания. Основные логические операции»;
http://fcior.edu.ru/card/12921/vys
kazyvanie-prostye-i-slozhnyevyskazyvaniya-osnovnyelogicheskie-operacii.html
•
информационный
модуль «Построение отрицания к
простым высказываниям, записанным на русском языке»;
12

http://fcior.edu.ru/card/4059/postr
oenie-otricaniya-k-prostymvyskazyvaniyam-zapisannym-narusskom-yazyke.html
•
практический
модуль
«Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке»;
http://fcior.edu.ru/card/7268/postr
oenie-otricaniya-k-prostymvyskazyvaniyam-zapisannym-narusskom-yazyke.html
•
контрольный
модуль
«Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке»;
http://fcior.edu.ru/card/7120/postr
oenie-otricaniya-k-prostymvyskazyvaniyam-zapisannym-narusskom-yazyke.html
•
информационный
модуль «Логические законы и
правила преобразования логических выражений»;
http://fcior.edu.ru/card/14287/logi
cheskie-zakony-i-pravilapreobrazovaniya-logicheskihvyrazheniy.html
•
практический
модуль
«Логические законы и правила
преобразования логических выражений»;
http://fcior.edu.ru/card/10357/logi
cheskie-zakony-i-pravilapreobrazovaniya-logicheskih13

vyrazheniy.html
•
контрольный
модуль
«Логические законы и правила
преобразования логических выражений»;
http://fcior.edu.ru/card/3342/logic
heskie-zakony-i-pravilapreobrazovaniya-logicheskihvyrazheniy.html
•
информационный
модуль «Решение логических задач»;
http://fcior.edu.ru/card/9561/reshe
nie-logicheskih-zadach.html
•
практический
модуль
«Решение логических задач»;
http://fcior.edu.ru/card/10836/resh
enie-logicheskih-zadach.html
•
контрольный
модуль
«Решение логических задач»
http://fcior.edu.ru/card/8052/reshe
nie-logicheskih-zadach.html
Итого по разделу
2.1 Исполнители и алго.

ритмы. Алгоритмические
конструкции

12
10

4

Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления
исполнителем.
Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы,
программа).
Алгоритмические
конструкции. Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность ли-

Раскрывать смысл изучаемых понятий;
Выявлять различие в позиционных и
непозиционных системах счисления;
Выявлять общее и различия в разных
позиционных системах счисления;
Записывать небольшие (от 0 до 1024)
целые числа в различных позиционных
системах счисления (двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной);
Сравнивать целые числа, записанные в
двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

Презентация «Основы алгоритмизации»
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
•
лекция
по
теме
«Наибольший общий делитель»
(185111);
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/c940
a6fe-c9b9-40cb-92e678f747d8a405/?inter
•
лекция
по
теме
«Наименьшее общее кратное»
14

нейных алгоритмов: невоз- Выполнять операции сложения и умноможность предусмотреть за- жения над небольшими двоичными
висимость последовательно- числами;
сти выполняемых действий
от исходных данных.
Конструкция «ветвление»:
полная и неполная формы.
Выполнение и невыполнение
условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия.
Конструкция
«повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием
выполнения, с переменной
цикла.
Разработка для формального исполнителя алгоритма,
приводящего к требуемому
результату при конкретных
исходных данных. Разработка несложных алгоритмов с
использованием циклов и
ветвлений для управления
формальными исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертѐжник. Выполнение алгоритмов вручную и
на компьютере. Синтаксические и логические ошибки.
Отказы.
Практические работы:
1. Создание и выполнение на
компьютере несложных алго-

(184642);
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/93b5
0448-c967-464b-a364013a57f99161/?inter
•
анимация «Решето Эратосфена» (180279);
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/07e2
15ef-cd48-450d-8cf4f5777cd832b2/?inter
•
демонстрация к лекции
«Исполнитель
алгоритма»
(128639);
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/58e9
a0c3-11df-4c94-a5ebb0a7b359ea35/?inter
•
демонстрация к лекции
«Происхождение и определение
понятия алгоритма» (126137);
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/8809
3ab9-6a3e-4bc6-8d5d9b7434d8416b/?inter
•
демонстрация к лекции
«Свойства алгоритма» (128655);
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/ef653
3fd-06d1-4b38-9498ac58430f845e/?inter

15

2.2
.

Язык
программирования

9

1

3

ритмов
с использованием циклов и
ветвлений для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка,
Чертѐжник.
2. Преобразование алгоритма
из одной формы записи в
другую.
3. Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при конкретных исходных данных.
4. «Ручное» исполнение готовых алгоритмов при конкретных исходных данных
Язык программирования
(Python, C++, Паскаль, Java,
C#, Школьный Алгоритмический Язык).
Система программирования: редактор текста программ, транслятор, отладчик.
Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные
и символьные переменные.
Оператор
присваивания.
Арифметические выражения
и порядок их вычисления.
Операции с целыми числами:
целочисленное
деление,

Раскрывать смысл изучаемых понятий;
Выявлять различие в позиционных и
непозиционных системах счисления;
Выявлять общее и различия в разных
позиционных системах счисления;
Записывать небольшие (от 0 до 1024)
целые числа в различных позиционных
системах счисления (двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной);
Сравнивать целые числа, записанные в
двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
Выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными
числами;

Презентация «Способы записи
алгоритмов»
Свободное программное обеспечение:
•
система КуМир — Комплект учебных миров
http://www.niisi.ru/kumir/
•
редактор блок-схем;
http://viktorzin.blogspot.ru/2011/09/blogpost_5556.html

16

остаток от деления.
Ветвления.
Составные
условия (запись логических
выражений на изучаемом
языке
программирования).
Нахождение минимума и
максимума из двух, трѐх и
четырѐх чисел. Решение
квадратного
уравнения,
имеющего
вещественные
корни.
Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод,
выбор точки останова.
Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального числа в позиционной системе с основанием,
меньшим или равным 10, на
отдельные цифры.
Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости
одного целого числа на другое, проверки натурального
числа на простоту.
Обработка
символьных
данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная обработка строк.
Подсчѐт частоты появления
17

2.3
.

Анализ алгоритмов

2

символа в строке. Встроенные функции для обработки
строк.
Практические работы
1. Программирование линейных алгоритмов, предполагающих вычисление арифметических и логических выражений на изучаемом языке
программирования (одном из
перечня: Python, C++, Паскаль,
Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык).
2. Разработка программ, содержащих оператор (операторы) ветвления, на изучаемом языке программирования из приведѐнного выше
перечня.
3. Разработка программ, содержащих оператор (операторы) цикла, на изучаемом
языке программирования из
приведѐнного выше перечня
Определение возможных Раскрывать смысл изучаемых понятий;
результатов работы алгорит- Анализировать готовые алгоритмы и
ма при данном множестве программы;
входных данных; определение возможных входных
данных, приводящих к данному результату.

Презентация «Способы записи
алгоритмов»
Свободное программное обеспечение:
•
система КуМир — Комплект учебных миров
http://www.niisi.ru/kumir/
•
редактор блок-схем;
http://viktor18

zin.blogspot.ru/2011/09/blogpost_5556.html
§ 2.3. Объекты алгоритмов
Презентация «Объекты алгоритмов»
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
•
демонстрация к лекции
«Понятие величины, типы величин» (126808);
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/f38ea
1b0-69c8-485b-aac2e5bc1bced661/?inter
•
демонстрация к лекции
«Команда
присваивания»
(126795);
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/dec2
1a7c-cec4-4b7a-96d7d761c14a8582/?from=8f5d721086a6-11da-a72b-0800200c9a66
Итого по разделу
Резервное время
Общее количество часов по
программе

21
1
34

3

7

19

№
пп

Тема урока

Календарно-тематическое планирование
КолДата
Виды и форво
мы
контроля
план факт
часов

Непозиционные и позиционные системы счисления. Римская система
счисления. Алфавит. Основание.
Развѐрнутая форма записи числа.
Перевод в десятичную систему чисел, записанных в других системах
счисления.
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.

1

8.09

8.09

1

15.09

15.09

Устный опрос

1

22.09

22.09

4.

Восьмеричная и шестнадцатеричная
системы счисления.

1

29.09

29.09

5.

Шестнадцатеричная система счисления.

1

6.10

6.10

6.

Обобщение и систематизация знаний
по теме «Системы счисления».

1

13.10

13.10

7.

Контрольная работа №1 «Системы
счисления».
Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и составные высказывания.
Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение),
«или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Приоритет логических операций.
Определение истинности составного
высказывания, если известны значения истинности входящих в него
элементарных высказываний.
Таблицы истинности. Логические
выражения. Правила записи логических выражений. Построение таблиц
истинности логических выражений.
Логические элементы. Знакомство с
логическими основами компьютера.
Контрольная работа №2 «Элементы
математической логики».
Алгоритмы и исполнители. Понятие
алгоритма. Исполнители алгоритмов.
Алгоритм как план управления исполнителем. Свойства алгоритма.

1

20.10

20.10

Устный опрос;
Письменный
контроль
Устный опрос;
Письменный
контроль
Устный опрос;
Письменный
контроль
Устный опрос;
Письменный
контроль
Контрольная
работа

1

27.10

27.10

1

10.11

10.11

Устный опрос

1

17.11

17.11

Устный опрос;
Письменный
контроль

1

24.11

Устный опрос;
Письменный
контроль

1

1.12

Устный опрос

1

8.12

Контрольная
работа

1

15.12

Способы записи алгоритма.

1

22.12

1.
2.

3.

8.

9.

10.

11.

12.
13.
14.

15.

Устный опрос;
Практическая
работа

Практикум

1.Преобразование
алгоритма из одной
формы записи в
другую
20

1

29.12

Устный опрос

1

13.01

18.

Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный
алгоритм.
Конструкция «ветвление». Выполнение и невыполнение условия. Простые и составные условия.
Конструкция «повторение».

1

20.01

19.

Формальное исполнение алгоритма.

1

27.01

Устный опрос;
Письменный
контроль
Устный опрос;
Письменный
контроль
Практическая
работа

20.

Алгоритмы для управления формальными исполнителями.

1

3.02

21.

Отладка. Синтаксические и логические ошибки. Отказы
Выполнение алгоритмов вручную и
на компьютере.

1

10.02

1

17.02

Язык программирования. Система
программирования: редактор текста
программ, транслятор, отладчик.
Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные
переменные. Оператор присваивания.
Арифметические выражения и порядок их вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления.

1

24.02

1

3.03

Устный опрос

1

10.03

Устный опрос;
Практическая
работа

Ветвления. Составные условия.

1

17.03

Устный опрос;
Практическая
работа

16.
17.

22.

23.
24.

25.

26.

Практическая
работа

Практическая
работа

2.Разработка для
формального исполнителя алгоритма, приводящего к
требуемому результату при конкретных исходных данных
3.Создание и выполнение на компьютере несложных
алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для
управления исполнителями, такими
как Робот, Черепашка, Чертѐжник
4.«Ручное» исполнение готовых алгоритмов при конкретных исходных
данных

5.Программировани
е линейных алгоритмов, предполагающих вычисление арифметических и логических
выражений на изучаемом языке программирования
6.Разработка программ, содержащих
оператор (операторы) ветвления, на
изучаемом языке
программирования
из приведѐнного
21

выше перечня

27.
28.

Диалоговая отладка программ.
Цикл с переменной.

1
1

24.03

29.

Цикл с условием.

1

6.04

30.

Обработка символьных данных.
Символьные (строковые) переменные. Посимвольная обработка строк.
Встроенные функции для обработки
строк.
Контрольная работа №3 «Алгоритмизация и программирование».
Анализ алгоритмов.
Определение возможных результатов
работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных,
приводящих к данному результату.
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа.

1

13.04

1

20.04

1
1

27.04
4.05

1

11.05

31.
32.
33.

34.

Устный опрос;
Практическая
работа

7.Разработка программ, содержащих
оператор (операторы) цикла, на изучаемом языке программирования из
приведѐнного выше
перечня

Устный опрос;
Практическая
работа
Устный опрос

Контрольная
работа
Устный опрос

Контрольная
работа

22

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Информатика, 8 класс /Босова Л.Л., Босова А.Ю., ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»; АО
«Издательство Просвещение»;
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9
классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Информатика, 8 класс /Босова Л.Л., Босова А.Ю., ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»; АО
«Издательство Просвещение»;
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
«Информатика» для 8 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.)
Введение
Презентация «Информатика 8 класс. Введение»
Плакат «Техника безопасности»
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
• демонстрация к лекции «Правильная посадка за компьютером» (134882).
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6b0a2030-1e06-4b67-9191-a7de053a61e1/?inter
Глава 1. Математические основы информатики
§ 1.1. Системы счисления
Презентация «Системы счисления»
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
• анимация «Непозиционные системы счисления» (134984);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6325be41-69cd-4980-8e51-7e6f5c526d65/?inter
• демонстрация к лекции «Развернутая форма записи числа» (128629);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a96df437-5ae3-4cab-8c5f-8d4cd78c5775/?inter
• анимация «Преобразование десятичного числа в другую систему счисления» (135050);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b6f80d82-fc7d-49de-943b-6082c2ab31f8/?inter
• анимация «Сложение и вычитание одноразрядных двоичных чисел» (128618);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8bb7eefa-4ed9-43fe-aebe-4d6ac67bc6ec/?inter
• анимация «Сложение и вычитание многоразрядных двоичных чисел» (128624);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/67cbf74b-f85a-4e9d-88c5-58f203fb90ce/?inter
• анимация «Умножение и деление двоичных чисел» (128634);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/caeea6cc-bd1d-4f47-9046-1434ac57e111/?inter
• виртуальная лаборатория «Цифровые весы» (135009);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/498254ee-208d-4f10-96ff-192e79e2d25b/?inter
• анимация «Арифметические операции в позиционных системах счисления» (128623);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/58ada0e5-fc12-42b1-9978-7a583b483569/?inter
• анимация «Преобразование чисел между системами счисления 2, 8, 16» (135020);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/21854672-a155-4879-b433-bae02a2d1bd8/?inter
• анимация «Схема Горнера» (134855);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2fdc33fd-27d9-477c-9cbb-0a26d056af03/?inter
• анимация «Перевод десятичных чисел в другие системы счисления» (128625);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/78ba290c-0f7c-4067-aaf4-d72f40f49f3b/?inter
• анимация «Перевод недесятичных чисел в десятичную систему счисления» (128615);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1a264912-eca9-4b45-8d77-c3655b199113/?inter
23

• интерактивный задачник, раздел «Системы счисления» (128659).
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fc77f535-0c00-4871-b67c-fa2ecf567d46/?inter
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:
• информационный модуль «Понятие о системах счисления»;
http://fcior.edu.ru/card/1610/ponyatie-o-sistemah-schisleniya.html
• контрольный модуль «Понятие о системах счисления»;
http://fcior.edu.ru/card/2770/ponyatie-o-sistemah-schisleniya.htm l
• информационный модуль «Представление числовой информации с помощью систем счисления. Алфавит, базис, основание. Свернутая и развернутая форма представления чисел»;
http://fcior.edu.ru/card/11636/predstavlenie-chislovoy-informacii-s-pomoshchyu-sistemschisleniya-alfavit-bazis-osnovanie-svernutaya-i-razvernutaya-forma-predstavleniya-chisel.html
• контрольный модуль «Представление числовой информации с помощью систем счисления.
Алфавит, базис, основание. Свернутая и развернутая форма представления чисел»;
http://fcior.edu.ru/card/6815/predstavlenie-chislovoy-informacii-s-pomoshchyu-sistem-schisleniyaalfavit-bazis-osnovanie-svernutaya-i-razvernutaya-forma-predstavleniya-chisel.html
§ 1.2. Представление чисел в компьютере
Презентация «Представление информации в компьютере»
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
• интерактивный задачник, раздел «Системы счисления» (128659);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fc77f535-0c00-4871-b67c-fa2ecf567d46/?inter
• демонстрация к лекции «Представление целых чисел в памяти компьютера» (119430);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ecf4ab69-d8ac-40a8-b26a-2780aa70b33d/?inter
• тест по теме «Системы счисления» — «Система тестов и заданий N12» (134887);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6e89032a-2e09-4519-bb1e-653b4ecfd08f/?inter
• интерактивный задачник, раздел «Представление чисел» (119410);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c4939f11-5709-4fde-bc83-ceb614135d81/?inter
• тренировочный тест «Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера» (119342);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/19d0fb95-871d-4063-961d-e7dc5725e555/?inter
• информационный модуль «Достоинcтва и недостатки двоичной системы счисления при использовании ее в компьютере»
http://fcior.edu.ru/card/23457/dostoinctva-i-nedostatki-dvoichnoy-sistemy-schisleniya-priispolzovanii-ee-v-kompyutere.html
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:
• информационный модуль «Число и его компьютерный код»;
http://fcior.edu.ru/card/11501/chislo-i-ego-kompyuternyy-kod.html
• практический модуль «Число и его компьютерный код»;
http://fcior.edu.ru/card/9581/chislo-i-ego-kompyuternyy-kod.html
• информационный модуль «Дополнительный код числа. Алгоритм получения дополнительного кода отрицательного числа»;
http://fcior.edu.ru/card/14187/dopolnitelnyy-kod-chisla-algoritm-polucheniya-dopolnitelnogo-kodaotricatelnogo-chisla.html
• информационный модуль «Числа с фиксированной и плавающей запятой»;
http://fcior.edu.ru/card/2107/chisla-s-fiksirovannoy-i-plavayushchey-zapyatoy.html
§ 1.3. Элементы алгебры логики
Презентация «Элементы алгебры логики»
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
• демонстрация к лекции «Основные понятия математической логики» (128630);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a969e5e4-f2e2-43f0-963b-65199b61416e/?inter
• демонстрация к лекции «Вычисление логических выражений» (128658);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f054fcc2-67a8-4426-81c8-ced80691d7e9/?inter
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:
24

• информационный модуль «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные
логические операции»;
http://fcior.edu.ru/card/12468/vyskazyvanie-prostye-i-slozhnye-vyskazyvaniya-osnovnyelogicheskie-operacii.html
• практический модуль «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции»;
http://fcior.edu.ru/card/12921/vyskazyvanie-prostye-i-slozhnye-vyskazyvaniya-osnovnyelogicheskie-operacii.html
• информационный модуль «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным
на русском языке»;
http://fcior.edu.ru/card/4059/postroenie-otricaniya-k-prostym-vyskazyvaniyam-zapisannym-narusskom-yazyke.html
• практический модуль «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на
русском языке»; http://fcior.edu.ru/card/7268/postroenie-otricaniya-k-prostym-vyskazyvaniyamzapisannym-na-russkom-yazyke.html
• контрольный модуль «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на
русском языке»;
http://fcior.edu.ru/card/7120/postroenie-otricaniya-k-prostym-vyskazyvaniyam-zapisannym-narusskom-yazyke.html
• информационный модуль «Логические законы и правила преобразования логических выражений»;
http://fcior.edu.ru/card/14287/logicheskie-zakony-i-pravila-preobrazovaniya-logicheskihvyrazheniy.html
• практический модуль «Логические законы и правила преобразования логических выражений»;
http://fcior.edu.ru/card/10357/logicheskie-zakony-i-pravila-preobrazovaniya-logicheskihvyrazheniy.html
• контрольный модуль «Логические законы и правила преобразования логических выражений»;
http://fcior.edu.ru/card/3342/logicheskie-zakony-i-pravila-preobrazovaniya-logicheskihvyrazheniy.html
• информационный модуль «Решение логических задач»;
http://fcior.edu.ru/card/9561/reshenie-logicheskih-zadach.html
• практический модуль «Решение логических задач»;
http://fcior.edu.ru/card/10836/reshenie-logicheskih-zadach.html
• контрольный модуль «Решение логических задач»
http://fcior.edu.ru/card/8052/reshenie-logicheskih-zadach.html
Свободное программное обеспечение:
• демонстрационная версия логической головоломки «Шерлок»
http://www.kaser.com
• тренажер «Логика» http://kpolyakov.spb.ru/prog/logic.htm
Элементы теории множеств
Интерактивные тесты
• Онлайн тест «Системы счисления»:
Вариант 1 https://onlinetestpad.com/hp3a537hvzvms
• Онлайн тест «Системы счисления»:
Вариант 2 https://onlinetestpad.com/hpxn4zz4rqrpy
• Онлайн тест «Представление чисел в компьютере»:
Вариант 1 https://onlinetestpad.com/hp2unvym7xfq6
Онлайн тест «Представление чисел в компьютере»:
Вариант 2 https://onlinetestpad.com/hp2dkmfiy3v2u
• Онлайн тест «Элементы теории множеств и комбинаторики»:
25

Вариант 1 https://onlinetestpad.com/hpyixmvoluyj2
• Онлайн тест «Элементы теории множеств и комбинаторики»:
Вариант 2 https://onlinetestpad.com/hp46beht7t6yy
• Онлайн тест «Элементы алгебры логики»:
Вариант 1 https://onlinetestpad.com/hp5fweaeujtdq
• Онлайн тест «Элементы алгебры логики»:
Вариант 2 https://onlinetestpad.com/hpal4hanckjw4
Интерактивный тест «Математические основы информатики»
Тест 1
Глава 2. Основы алгоритмизации
§ 2.1. Алгоритмы и исполнители
Презентация «Основы алгоритмизации»
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
• лекция по теме «Наибольший общий делитель» (185111);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c940a6fe-c9b9-40cb-92e6-78f747d8a405/?inter
• лекция по теме «Наименьшее общее кратное» (184642);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/93b50448-c967-464b-a364-013a57f99161/?inter
• анимация «Решето Эратосфена» (180279);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/07e215ef-cd48-450d-8cf4-f5777cd832b2/?inter
• демонстрация к лекции «Исполнитель алгоритма» (128639);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/58e9a0c3-11df-4c94-a5eb-b0a7b359ea35/?inter
• демонстрация к лекции «Происхождение и определение понятия алгоритма» (126137);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/88093ab9-6a3e-4bc6-8d5d-9b7434d8416b/?inter
• демонстрация к лекции «Свойства алгоритма» (128655);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ef6533fd-06d1-4b38-9498-ac58430f845e/?inter
Свободное программное обеспечение:
• система КуМир — Комплект учебных миров
http://www.niisi.ru/kumir/
§ 2.2. Способы записи алгоритмов
Презентация «Способы записи алгоритмов»
Свободное программное обеспечение:
• система КуМир — Комплект учебных миров
http://www.niisi.ru/kumir/
• редактор блок-схем;
http://viktor-zin.blogspot.ru/2011/09/blog-post_5556.html
§ 2.3. Объекты алгоритмов
Презентация «Объекты алгоритмов»
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
• демонстрация к лекции «Понятие величины, типы величин» (126808);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f38ea1b0-69c8-485b-aac2-e5bc1bced661/?inter
• демонстрация к лекции «Команда присваивания» (126795);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/dec21a7c-cec4-4b7a-96d7d761c14a8582/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66
§ 2.4. Основные алгоритмические конструкции
Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Следование»
Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Ветвление»
Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение»
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
• демонстрация «Режимы работы программы ―Конструктор алгоритмов‖» (126134);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8674dfb4-7a55-4782-b54d-c0a057d89563/?inter
• демонстрация к лекции «Интерфейс программы "Конструктор алгоритмов"» (125844);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8c397a29-68d1-4213-b30226

cb5b4525cea3/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66
• программа «Конструктор алгоритмов»(127435);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fff3a9b4-5a73-445a-a617-624b63d4b8a6/?inter
• модуль для коллективной работы «Линейные алгоритмы» (217039);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4c6b7c76-8551-493c-b3fc-6cf2f027bb9b/?inter
• демонстрация к лекции на тему «Полное и неполное ветвление» (126120);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1410c42e-16a8-4021-ab43ebeae393cd81/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66
• модуль для коллективной работы «Алгоритмы с ветвящейся структурой» (217044);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d37f0dfd-8804-4690-8cd2-b52350a601b9/?inter
• демонстрация к лекции на тему «Циклические алгоритмы» (126789);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d2ecd944-1f23-4e0c-8b2e-6673003a95cc/?inter
• модуль для коллективной работы «Циклические алгоритмы с предусловием» (217033);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6ac5f438-4864-c9d4-26ee-0402c82f3b23/?inter
• модуль для коллективной работы «Циклические алгоритмы с постусловием» (217037);
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e27318d8-b437-4e9e-2ad2-db3ca1b83295/?inter
• модуль для коллективной работы «Циклические алгоритмы с параметром» (217024)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/aa47cf95-3472-bd1f-c3a8-f9c7aa32c5b5/?inter
Свободное программное обеспечение:
• система КуМир — Комплект учебных миров
http://www.niisi.ru/kumir/
• редактор блок-схем;
http://viktor-zin.blogspot.ru/2011/09/blog-post_5556.html
Интерактивные тесты
• Онлайн тест «Алгоритмы и исполнители». Вариант 1:
https://onlinetestpad.com/hpbitemev53jy
• Онлайн тест «Алгоритмы и исполнители». Вариант 2:
https://onlinetestpad.com/hpgv2hpbz6ie4
• Онлайн тест «Способы записи алгоритмов». Вариант 1:
https://onlinetestpad.com/hp46cixyxp4hu
• Онлайн тест «Способы записи алгоритмов». Вариант 2:
https://onlinetestpad.com/hpcklvdyqphdk
• Онлайн тест «Объекты алгоритмов». Вариант 1:
https://onlinetestpad.com/hpjwmvvlbkwwg
• Онлайн тест «Объекты алгоритмов». Вариант 2:
https://onlinetestpad.com/hppcbbt7srmlc
• Онлайн тест «Основные алгоритмические конструкции». Вариант 1:
https://onlinetestpad.com/hpmbgwe7jhkny
• Онлайн тест «Основные алгоритмические конструкции». Вариант 2:
https://onlinetestpad.com/horg6brlq733k
Интерактивный тест «Основы алгоритмизации»
Тест 2
Глава 3. Начала программирования
§ 3.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль
Презентация «Общие сведения о языке программирования Паскаль»
Свободное программное обеспечение:
• PascalABC
http://pascalabc.net/
§ 3.2. Организация ввода и вывода данных
Презентация «Организация ввода и вывода данных»
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
• демонстрация к лекции на тему «Команды ввода и вывода» (126788);
27

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d1a6e9b7-5eda-4be9-bff2-3197b9f145e7/?inter
§ 3.3. Программирование линейных алгоритмов
Презентация «Программирование линейных алгоритмов»
§ 3.4. Программирование разветвляющихся алгоритмов
Презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов»
§ 3.5. Программирование циклических алгоритмов
Презентация «Программирование циклических алгоритмов»
Интерактивные тесты:
• Тест «Общие сведение о языке программирования Паскаль» Вариант 1
https://onlinetestpad.com/hmvg3ty32kl6e
• Тест «Общие сведение о языке программирования Паскаль» Вариант 2
https://onlinetestpad.com/hpzucqgi2joue
• Тест «Организация ввода и вывода данных» Вариант 1
https://onlinetestpad.com/hpaevxmbcpmii
• Тест «Организация ввода и вывода данных» Вариант 2
https://onlinetestpad.com/hpgiaqxzj2fpe
• Тест «Программирование линейных алгоритмов» Вариант 1
https://onlinetestpad.com/hpek65mm4szj6
• Тест «Программирование линейных алгоритмов» Вариант 2
https://onlinetestpad.com/hnqi7c4yqinpe
• Тест «Программирование разветвляющихся алгоритмов» Вариант 1
https://onlinetestpad.com/hnxqjg2mwnwwa
• Тест «Программирование разветвляющихся алгоритмов» Вариант 2
https://onlinetestpad.com/hnvhihr7hzs6k
• Тест «Программирование циклических алгоритмов» Вариант 1
https://onlinetestpad.com/hnzspq3osvhsu
• Тест «Программирование циклических алгоритмов» Вариант 2
https://onlinetestpad.com/hn6eaqipaj65 c
Интерактивный тест «Начала программирования»
Тест 3
Контрольный модуль. Алгоритмы, операторы, этапы разработки программы (на примере
языка Pascal). Контрольная работа
http://fcior.edu.ru/card/8951/algoritmy-operatory-etapy-razrabotki-programmy-na-primere-yazykapascal-kontrolnaya-rabota.html

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (35361) 26-2-35, 8 (35361) 26-2-36

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».