7 класс Биологическое краеведение

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологическому краеведению Оренбургской области для 7 классов составлена в
соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»,
- Федеральный Государственный образовательный стандарт, письмо Департамента государственной
политики в образовании от 04.03.2010 №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных
курсов»,
- приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»;
- приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897»;
- приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413»;
- письмо Минобрнауки РФ от 28.10.2015 г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- далее добавить нормативные и методические документы по предмету;
- Устав МАОУ СОШ № 5 Кувандыкского городского округа Оренбургской области.
Примерная программа по предмету рабочая образовательная программа курса «Биологическое
краеведение. Оренбургская область»/ В.Н.Мишакова, Л.А. Квасникова. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2014. – 58 с.
Состоит из 7 блоков: 1.Геологическая история и природные памятники Оренбургской области 2.Методы
изучения родного края 3.Флора родного края 4.Грибы и лишайники 5.Фауна родного края 6.Охрана природы
родного края 7.Антропогенный фактор воздействия на степной ландшафт. Содержание каждого раздела
структурировано темами, к которым приведены перечни практических работ и экскурсий.
УМК: Мишакова В.Н., Квасникова Л. А. Биологическое краеведение. Оренбургская область:
учебное пособие для уч-ся.- Изд-во «Русское слово».-2013.
Федеральный базисный план отводит 34 часа для образовательного изучения биологического
краеведения в 7 классе из расчёта 1 час в неделю.
Рабочая

программа

разработана

на

основе

образовательной

программы

«Биологическое

краеведение», авторы: Мишакова В. Н. к. п. н, доцента кафедры дидактики и частных методик ИПК и ППРО
ОГПУ, Квасникова Л. А. учитель биологии Красноярской СОШ Илекского района. Программа содержит в
себе краеведческий материал к курсу биологии 6 класса. Она базируется на материале учебников биологии,
изучающих многообразие растительного и животного мира, и является их логическим дополнением.
Данная программа носит интегрированный характер, она объединяет биологию, географию, экологию
и краеведение. Изучая местную фауну и флору, памятники природы областного и местного значения,
экологическое состояние природного ландшафта, учащиеся расширяют свои знания о многообразии
организмов биотопа. Особое внимание обращено на антропогенный фактор воздействия на окружающую
среду, предусмотрены меры по охране природы. Изучение курса направленно воздействует на
формирование экологической культуры учащихся, способствует образованию у них умений и навыков по
сохранению природных богатств.

Знания о своём крае положительно скажутся на развитии у школьников уважительного отношения ко
всему живому, будут способствовать воспитанию чувства патриотизма и любви к малой Родине.
Программа предусматривает самостоятельную творческую деятельность учителя, направленную на
применение различных методов и приёмов в обучении учащихся. Значительное место отводится
наблюдениям, экскурсиям, практикумам и малым исследованиям.
Концептуальной основой данного курса являются идеи:
- преемственности экологического образования;
- интеграции учебных предметов (экология, биология, география, краеведение);
- гуманизации образования;
- соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;
- личностной ориентации содержания образования;
- деятельностного характера образования и направленности содержания на развитие общих учебных
умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой, исследовательской и
проектной деятельности;
- формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы
деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Эти идеи являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного курса.
Цели программы: способствовать духовно-ценностной и практической ориентации, социальной адаптации
учащихся в их жизненном пространстве.
Для реализации обозначенных целей программа предполагает решение следующих задач:
1.

Расширение знаний о биологическом разнообразии, геологической истории родного края.

2.

Формирование целостного научного мировоззрения и экологического мышления учащихся,
понимания истоков экологических проблем родного края, их значимости в настоящее время.

3.

Воспитание нравственного и гуманистического отношения к природе и культурным ценностям
родного края.

4.

Развитие умений наблюдать, анализировать, сравнивать, проводить исследования, обобщать и
устанавливать причинно-следственные связи при изучении природы родного края.

5.

Развитие устойчивого интереса к изучению живой природы, способностей к самообразованию,
трансформации и переносу знаний с одного предмета на другой в новых условиях.

6.

Расширение кругозора учащихся, повышение научного и культурного уровня.

Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:
- введение ФГОС на средней ступени школы;
- соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их
особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленный на формирование познавательной,
коммуникативной, практической, творческой деятельности;
- усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания,
способствующего становлении личности ученика;
- обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании.

Новизна данного курса заключается в следующем:
- формирование учащихся универсальных учебных действий происходит благодаря совместным
усилиям учителей естественно – научного цикла;
- авторы демонстрируют невозможность изолированного преподавания предметов, общность тем,
сходство изучаемых объектов и явлений, - единство ведущих идей, заложенных в их программе;
- данная программа отличается многомерной структурой, где каждый предмет приобретает
большую широту, смысловую и информационную насыщенность;
- данная программа создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой
действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.
Универсальные учебные действия по биологическому краеведению.
1.

Личностные УУД: воспитание любви к природе родного края и Отечеству; желание изучать

биологическое краеведение; формирование основ биологической культуры; формирование бережного
отношения к природе; содействие появлению у школьников желания активно и заинтересованно познавать
растительный мир родного края; содействовать духовно-нравственному развитию учащихся; формирование
активности и заинтересованности в познании растительного мира родного края, осознание его ценности;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; формирование личного,
эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем
мире; формирование убеждения в необходимости сохранения природы родного края; формирование мотивации
к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование основ здорового образа жизни и
безопасности жизнедеятельности.
2.

Познавательные УУД: умения работать с текстом, делать выводы на основе полученной

информации; понимание особенностей географического положения, климата и почвы Оренбургской области;
умение работать с разными источниками информации о природных памятниках; знание методов исследования
природы, основ фенологических наблюдений; стремление к познанию, пониманию особенностей среды
обитания, приспособленности водорослей, мхов, папоротниковидных; понимание особенностей голосеменных
растений, условий и мест их произрастания в Оренбургской области; понимание особенностей
покрытосеменных растений, условий и мест их произрастания в Оренбургской области; понимание основ
заготовки растительного сырья, изготовления гербариев, наблюдений за растениями; навыки исследовательской
и проектной природоохранной деятельности; навыки определения грибов, пользования справочниками и
определителями; навык биоиндикации, определение видов лишайников, умение выполнять творческие задания;
навык сравнения разных экологических групп животных области (зависимость от условий обитания); навык
выполнения простых учебных исследовательских и практических работ при знакомстве с разнообразием
позвоночных животных родного края, определения особенностей, связанных с их образом жизни; умение
строить речевые высказывания в устной и посменной форме; умение применять методы исследования следов
жизнедеятельности животных, применять на практике полученные ранее знания; стремление к познанию
сезонных изменений в жизни животных, обитающих на территории нашей области, приспособленности
животных к меняющимся условиям среды; умение использовать в работе различные источники информации о
разнообразии промысловых и опасных животных родного края; умение проводить анализ и оценку последствий
деятельности человека в природе, навык смыслового чтения; умение выбирать и обосновывать наиболее
эффективные действия по охране природы; умение выдвигать гипотезу, устанавливать причинно-следственные

связи при определении лимитирующих факторов редких и исчезающих организмов области, делать обобщения
и выводы; умение объяснять роль биологии в практической деятельности людей, объяснять природные явления.
3.

Регулятивные УУД: умения организовать свою деятельность в соответствии с поставленными

целями, оценить полученные результаты; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение применять на практике
различные методы исследования природы, работать с текстовой информацией; навык установления причинноследственных связей при определении факторов, влияющих на разнообразие растительного мира родного края;
умение применять общие сведения о ядовитых растениях в целях прогноза экологических рисков для здоровья
людей, безопасности жизни; умение применять общие сведения о лекарственных растениях; умение применять
на практике навык публичного выступления; умение составлять план действий по охране растений; навыки
сравнения, сопоставления, формулирования выводов, самостоятельной работы с учебником; навык выполнения
заданий в группе и индивидуально; установка и улучшение результатов учебной деятельности; навык
объективной оценки результатов учебной деятельности; умение структурировать и знания о млекопитающих,
ставить и достигать задачи по углублению знаний об экологических особенностях млекопитающих своей
местности; умение применять сведения о промысловых и опасных животных в целях прогноза экологических
рисков для здоровья людей, безопасности жизни; умение самостоятельно работать с дополнительными
источниками информации, анализировать и делать выводы; умение оценивать экологическую обстановку наших
дней; умение планировать, прогнозировать, предлагать пути решения экологических проблем; умение выбрать
направление наблюдения и описания биологических объектов и процессов; провести биологический
эксперимент и объяснить его результаты;
4.

Коммуникативные УУД: умения слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе

творческих групп, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной
работы; умение выполнять в группе практические работы по наблюдению за природой родного края; умение
использовать в работе различные источники информации о флоре родного края; дивергентное мышление, навык
активного участия в деловой игре, конструктивного общения; умение использовать в работе различные
источники информации о разнообразии голосеменных и покрытосеменных растений , о разнообразии ядовитых
и лекарственных растениях родного края; умение выполнять в группе практические работы по наблюдению за
природой родного края, собирать и хранить растительное сырье; умение доброжелательно и уважительно
общаться при работе в группе; толерантное отношение к окружающему миру, умение сотрудничать при
проведении фенологических наблюдений; навык поддержки делового разговора, выражения своей точки зрения,
ее обоснования; навык делового сотрудничества; навык учебного сотрудничества на основе уважения к другим
людям; активное участие в групповом взаимодействии, понимание чувств и переживаний окружающих людей;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении заданий; способность строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных
действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках
нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает
содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего
развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития
и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

-соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
-соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.
Условия, обеспечивающие развитие УУД
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими
положениями:
Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности
усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в
том числе социальной и личностной.
Содержание программы
Общее количество часов- 34 .
Введение- 1 ч.
Краеведение - наука о местности, в которой мы живем. Основные направления краеведческой
работы. Науки, связанные с краеведением - география, биология, геология, история, метеорология. Предмет
биологического краеведения.
*Практическая работа с картографическим материалом, видеоматериалом, фотографиями
природы родного края
I. Геологическая история и природные памятники Оренбургской области -2 ч.
Географическое положение, климат и почвы Оренбургской области.
Особенности степного почвообразования и основные типы почв. Характеристика почв области. Красота и
величие Оренбургских степей и пойменных лесов. Памятники природы.
*Экскурсия. Изучение местных экосистем: лес (лесополоса), степь (луг, поляна), водоем (река, пруд,
озеро).
II. Изучение природы. Методы изучения родного края. – 3ч.
Основные методы исследования природы. Метод полевых наблюдений. Литературный метод. Сравнение.
Описание. Измерение. Метод полевого сбора. Картографический метод. Статистический метод. Визуальный
метод. Метод анкетирования местного населения и личных бесед с краеведами, старожилами.
Фотографирование и киносъемка. Поиск информации о родном крае в краеведческой литературе и Internet.
Фенология. Основные понятия и термины фенологии. Феносигналы. Фенологические наблюдения. Понятие
о биоиндикации. Организмы – индикаторы загрязнения окружающей среды.
Экскурсия: Природа Родного края и методы ее исследования.
III. Флора родного края-12 ч.
Разнообразие растений. Общая информация о флоре. Зональность. Ярусность. Растительность лесостепной,
степной и полупустынной зоны. Пойменная растительность. Водные растения. Связь строения растений со
средой обитания. Водоросли, мхи, папоротникообразные. Голосеменные, покрытосеменные Природные
достопримечательности растительного мира Оренбуржья. Значение и роль растений в природе. Изучение
флоры родного населенного родного города или поселка. Наиболее важные и интересные растительные
объекты и сообщества окрестностей населенного пункта.
Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения.
Дикорастущие, ядовитые, лекарственные и пищевые растения Оренбургской области. Редкие и
исчезающие виды. Охрана растительного мира.

Практические работы.
1. Изучение дикорастущих, ядовитых, лекарственных трав края по гербарным экземплярам.
2. Правила сбора, хранения, заготовки растений. Приготовление травяных и лекарственных чаев, настоев.
*Составление рефератов, сообщений, докладов об интересных растениях района.
Экскурсия. Изучение флоры своего города или поселка Определение деревьев и кустарников в
безлистном состоянии
IV. Грибы и лишайники. – 3ч.
Биологическое разнообразие грибов, правила сбора грибов.
Лишайники, их многообразие. Лишайники – биоиндикаторы чистого воздуха. Практическое значение
грибов и лишайников.
Экскурсия: Растения. Грибы и лишайники местного биотопа.
V. 6. Фауна родного края - 9 ч.
Общая характеристика фауны области. Особенности животного мира Оренбуржья. Животные лесостепной,
степной и полупустынной зоны. Водные животные. Связь строения животных с природной средой и
образом жизни.
Основные группы животных: беспозвоночные (моллюски, насекомые, ракообразные, паукообразные);
позвоночные (рыбы, земноводные, рептилии, птицы, млекопитающие). Природные достопримечательности
животного мира Оренбуржья
Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения за животными. Промысловые животные
области.

Охраняемые животные нашего края (животные «Красной книги», редкие и исчезающие виды).

Опасные животные (клещи, насекомые, змеи, земноводные). Правила поведения в природе (меры
предосторожности и первая доврачебная помощь).
Практические работы.
1.Изучение следов жизнедеятельности животных края.
2. Практическая работа со школьными определителями растений и животных.
3.*Составление списков местных животных и растений.
Экскурсия Животные родного края.
*Составление рефератов о животном мире и отдельных интересных животных района.
*Наблюдения за птицами.
VI. Охрана природы родного края
Защита животных, растений, природных комплексов. Защита малых рек и родников. Система охраны
природы (законодательство, государственные и общественные организации по охране природы, Красная
книга, охраняемые территории). Организации, занимающиеся охраной природы. Экологическая пресса
области. Мероприятия по охране природы. Очистка сточных вод. Леса и лесное хозяйство области.
Регуляция

охоты.

Виды

охраняемых

территорий:

заповедник,

заказники,

памятники

природы,

дендрологические парки и ботанические сады, национальные парки др. Современное состояние и
перспективы формирования системы ООПТ Оренбургской области. Охраняемые территории Оренбургской
области. Степной заповедник «Оренбургский».
*Составление красной книги своего района.
VII. Человек и современные ландшафты - 2 ч.

Основные антропогенные факторы, влияющие на природную среду. Экологическое состояние природного
ландшафта Оренбургской области. Влияние деятельности человека на степь. Загрязнение человеком
окружающей среды и его последствия. Природа для отдыха и туризма.
Ландшафтотерапия. Зона отдыха «Уральская урема».
Итоговое занятие-2 ч.
Подведение итогов изучения курса. Летние задания. Конференция: «Судьба природы – наша судьба».
Подготовка и защита проектных работ по краеведческой тематике.
Тематическое планирование
№

Наименование тем

Кол.
часов

Введение

1

1.

Предмет и задачи курса «Биологическое краеведение. Оренбургская область»

1

I.

Геологическая история и природные памятники Оренбургской области

2

2

Географическое положение, климат и почвы Оренбургской области.

1

3.

Красота и величие оренбургских степей и пойменных лесов.

1

Памятники природы.
II.

Методы изучения родного края

3

4.

Методы исследования. Фенология. Феносигналы.

1

5.

Понятие о биоиндикации.

1

6.

Экскурсия: Природа Родного края и методы ее исследования

III.

Флора родного края

9

7.

Разнообразие растений. Флора.

1

8.

Разнообразие растений. Водоросли, мхи, папоротникообразные.

1

9.

Разнообразие растений. Голосеменные. Покрытосеменные.

1

10.

Урок-практикум. Ядовитые растения. Лекарственные растения.

1

11.

Изучение дикорастущих, ядовитых, лекарственных трав края по гербарным

1

12

экземплярам.

1

13.

Урок – практикум. Дикорастущие растения. Правила сбора, хранения, заготовки

1

14.

растений. Приготовление травяных и лекарственных чаев, настоев

1

15.

Охрана растений.

1

Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения.
Экскурсия. Изучение флоры своего города или поселка Определение деревьев и
кустарников в безлистном состояние
Обобщающий урок по теме: Флора родного края
IV.

Грибы и лишайники

3

16.

Биологическое разнообразие грибов. Их практическое значение.

1

17.

Лишайники.

1

18.

Экскурсия. Растения. Грибы и лишайники местного биотопа.

1

V.

Фауна родного края

9

19.

Разнообразие животных. Фауна.

1

20.

Разнообразие животных. Беспозвоночные.

1

21.

Разнообразие животных. Позвоночные.

1

22.

Птицы и Млекопитающие нашего края.

1

23.

Природные достопримечательности животного и растительного мира Оренбуржья

1

24.

Урок-практикум. Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения.

1

25.

Изучение следов жизнедеятельности позвоночных края

1

26.

Практическая работа со школьными определителями растений и животных.

1

27.

Промысловые и опасные животные Оренбургской области. Правила поведения в

1

28.

природе.
Охраняемые животные нашего края.
Обобщающий урок по теме: Фауна родного края.

VI.

Охрана природы родного края

2

29.

Система охраны природы. Виды охраняемых территорий. Современное состояние и

1

30.

перспективы формирования системы ООПТ Оренбургской области.

1

Охраняемые территории Оренбургской области. Охрана живой природы.
VII.

Антропогенный фактор воздействия на степной ландшафт.

2

31.

Экологическое состояние природного ландшафта. Влияние деятельности человека на

1

32.

степь.

1

Природа для отдыха и туризма.
33-34.

Итоговые занятия

1

Подведение итогов изучения курса. Летние задания. Конференция: Судьба природы –

2

наша судьба. Подготовка и защита проектных работ по краеведческой тематике.
Содержание каждого раздела структурировано темами, к которым приведены перечни практических
работ и экскурсий.
Ожидаемый результат изучения курса направлен на реализацию деятельностного, практико- и
личностно ориентированного подходов: овладение учащимися интеллектуальной и практической
деятельности; овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими
ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного
здоровья.
При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся,
познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с
учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других
индивидуальных и личностных качеств.
Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, тестовой, практической формах и в
их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием
контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и
дидактических материалах, дидактические тесты, самостоятельные работы, лабораторные и практические
работы, исследования, сообщения, проекты.
Методическое обеспечение программы
Программа предусматривает различные формы и методы работы:

•

групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных
знаний в дискуссиях и сообщениях с использованием элементов ролевой и деловой игры,
экскурсиях, массовых мероприятиях в школе

•

работа с учебной и художественной литературой;

•

подготовка сообщений, рефератов, индивидуальных и групповых проектов;

•

работа с использованием компьютерных программ;

•

техническое оснащение школы позволяет широко использовать в программе технические средства
обучения, информационные технологии позволяют достигать максимально возможного результата в
обучении;

•

работа с наглядными пособиями и наглядным материалам;

•

практические занятия, экскурсии и работу по оформлению творческих отчетов о проделанной
работе.
Календарно-тематическое планирование .

№

Дата
проведения
план

Наименование разделов
и тем

факт

Колво
часов

Наглядные

Вид

пособия и ТСО

контроля

Повторение

Введение. 1ч.
историческое,
рисунки, фотографии.

Предмет и задачи курса
1

«Биологическое
краеведение.

видеоматериал
1

http://www.openvolga.ru/region/index.php?I

Оренбургская область»

D=4100

экономическое,
Входная

этнографическое

диагностика

,

Фронтальн

географическое,

ый опрос

литературное и
биологическое
краеведение

Тема 1. Геологическая история и природные памятники Оренбургской области (2 часа)
Работа в
рабочей

Географическое
2

положение, климат и
почвы Оренбургской

тетради
1

видеоматериал

Работа с
картами

области.

Творческие

географическое
положение и
координаты
своего района

задания
Красота и величие
оренбургских степей и
3

пойменных лесов.
Памятники природы.
Методы исследования
природы родного края

Памятники

Сбор материала
о природных ландшафтах
1

местности,
памятниках
природы http://www.
orenburg-

природы
Творческие

Сезонные

задания

изменения в
жизни растений
и животных

gov.ru/magnoliaPublic/regp
ortal/Info/OrbRegion/Natur
e/fotoalbom.html
http://orentarpan.narod.ru/G
L.htm
Тема 2. Методы изучения родного края (3ч)
Методы исследования.
4

23.09

Фенология.

26.09

Феносигналы.

Фронтальн

атлас, карта
1

Оренбургской области
обл.

ый опрос
Творческое
задание

Фенологические
наблюдения
Фенологический
календарь
Биоиндикаторы.

атлас, карта
5

30.09
3.10

Оренбургской обл.
Понятие о биоиндикации.

1

работа на сайте
http://ecolog-

индивидуал
ьная
взаимоконт
роль

school15.my1.ru/index/chas

6

7.10
10.10

Родного края и методы ее

1

исследования

Сбор биологического

представителей
живого мира,
обитающих в
разных
условиях.

t_2/0-15
Экскурсия: Природа

Особенности

Подготовка
отчётов по

материала

экскурсии

Сезонные
изменения в
жизни растений
и животных

Тема 3. Флора родного края. (10 часов)
индивидуал
7

14.10

Разнообразие растений.

17.10

Флора.

1

краеведческая литература

.

Экологические

взаимоконт

группы растений

роль
Разнообразие растений.
8

21.10

Водоросли, мхи,

24.10

папоротникообразные.

Работа с готовым
1

гербарным материалом,

творческая

Разнообразие

рисунками,

задача

растений

творческая

Разнообразие

задача

растений

Фронтальна

Особенности

готовый гербарный

я

ядовитых,

материал, рисунки,

письменная

лекарственных

фотографии

работа

растений.

фотографиями.
Разнообразие растений.
9

28.10

Голосеменные.

31.10

Покрытосеменные.

Работа с готовым
1

гербарным материалом,
рисунками,
фотографиями

Ядовитые растения.
Лекарственные растения
10

11.11

Изучение дикорастущих,

14.11

ядовитых,
лекарственных трав края
по гербарным

1

экземплярам.

Дикорастущие растения.
Правила сбора, хранения,
11

18.11

заготовки растений.

21.11

Приготовление травяных

1

Готовые травяные сборы,

Творческая

рисунки, фотографии

работа

и лекарственных чаев,

Травяные и
лекарственные
чаи, настои

настоев.
Поиск
готовый гербарный
материал, рисунки,
12

25.11
28.11

фотографии
Охрана растений.

1

http://www.

orenburg-

gov.ru/magnoliaPublic/regp

информаци
и об
охраняемых
растениях

Охрана

местности

растений

Работа с

ortal/Info/OrbRegion/Natur

Красной

e/fotoalbom.html

книгой
области
фронтальны

Сезонные изменения в
13

2.12

жизни растений.

5.12

Фенологические

й
1

рисунки, фотографии

наблюдения.

устный,

Фенологические

инд.

наблюдения

письменны
й
Сбор биологического

14.

9.12

Изучение флоры своего

материала

12.12

города

http://www.ecosystema.ru/0
8nature/lich/index.htm

15.

16.12
19.12

Определение
Подготовка

деревьев и

отчётов по

кустарников в

экскурсии

безлистном
состоянии

Обобщающий урок по

Тест

теме: Флора родного края

рисунки, фотографии

презентаци

терминология

и
Тема 4. Грибы и лишайники (3часа)
фронтальны
Биологическое

16.

разнообразие грибов. Их
практическое значение.

рисунки, фотографии
1

http://www.ecosystema.ru/0
8nature/lich/index.htm

й
устный,
инд.
письменны
й

практическое
значение грибов

рисунки, фотографии
17.

Лишайники.

1

http://www.ecosystema.ru/0

Творческая

Индикаторы

работа

чистоты воздуха

Подготовка

Определение

отчётов по

съедобных и

экскурсии

ядовитых грибов

8nature/lich/index.htm
Растения. Грибы и
18.

лишайники местного

1

биотопа.

Сбор биологического
материала

Тема 5. Животный мир области (8 часов)
Индивидуал

Разнообразие животных.
19

Фауна.

1

рисунки, фотографии

ьный,
взаимоконт
роль
фронтальны
й

Разнообразие животных.
20

Беспозвоночные.

1

рисунки, фотографии

устный,
инд.
письменны
й
фронтальны
й

Разнообразие животных.
21

Позвоночные.

1

рисунки, фотографии

устный,
инд.
письменны
й

Птицы и
22

Млекопитающие нашего
края.

Видовой состав.
Причины
сокращения
численности
многих видов
Видовой состав.
Причины
сокращения
численности
многих видов
Видовой состав.
Причины
сокращения
численности
многих видов
Условия жизни

1

рисунки, фотографии

Фронтальн

животных в

ый опрос

населенных
пунктах.

23

Природные

Подготовка

достопримечательности

сообщений

животного и

1

растительного мира

рисунки, фотографии,
видеоматериал

Оренбуржья

Работа с
коллекциям
и

Достопримечате
льности в мире
растений и
животных

Сезонные изменения в

24

жизни животных.

Подготовка

Фенонаблюдения.

сообщений,

Изучение следов

1

рисунки, фотографии

жизнедеятельности

творческая
задача

Промысловые,
Охотничьи
животные;

позвоночных края
25

Работа со школьными
определителями растений

1

Определители растений и
животных

отчёт

Правила
пользования

и животных.

определителями

Промысловые и опасные
26

животные Оренбургской

1

рисунки, фотографии

области.

Подготовка

Охотничьи

сообщений,

животные;

творческая

промысловые

задача

рыбы

Подготовка
сообщений

Правила поведения в
природе.

27

Охраняемые животные

1

рисунки, фотографии,
видеоматериал

Работа по
составлени
юи

нашего края.

Охрана
животных

оформлени
ю правил

Обобщающий урок по

28

теме: Фауна родного края

Тест
1

рисунки, фотографии

презентаци

терминология

и

Тема 6. Охрана природы родного края (2 часа)
Поиск
Система охраны

информаци

природы. Виды

ио

охраняемых

состоянии

территорий. Современное

29

состояние и перспективы

1

Специальная литература,

растительно

документы

го и

формирования системы

животного

ООПТ Оренбургской

мира в

области.

Оренбургск

Влияние
человека на
животный и
растительный
мир

ой области.
подготовка
Охраняемые территории
30

Оренбургской области.

рисунки, фотографии
1

Охрана живой природы.

сообщений,

презентация

докладов,

видеофильм

творческих
отчетов

Основные
антропогенные
факторы,
влияющие на
природную
среду.

Тема 7. Антропогенный фактор воздействия на степной ландшафт. (2 часа)
Экологическое состояние
31

27.04

природного ландшафта.

30.04

Влияние деятельности

рисунк
1

человека на степь.

32

4.05

Природа для отдыха и

7.05

туризма.

и,

информаци

Основные

ио

антропогенные

влиянии

факторы,

человека на

влияющие на

презен

степь.

природную

тация

О создании

среду.

фотогр
афии

1

Поиск

национальн

ого парка
«Уральская
Урема»
Итоговые занятия (2часа)
Подготовка к

33

1

конференции
Итоговая конференция

34

"Судьба природы - наша

1

рисунки, фотографии
презентации
рисунки, фотографии

судьба"

презентации

Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
Учащиеся должны:
1.

Получить представление о многообразии живых организмов фауны и флоры Оренбургской
области, геологической истории, особенностях гидрогеологии и почвообразования, о памятниках
природы, источниках загрязнения окружающей среды; мероприятиях, направленных на снижение
влияния окружающей среды, на здоровье человека.

2.

Научиться узнавать и определять растения и животных родного края, проводить простейшие
исследования и правильно действовать в конкретной ситуации; соблюдать правила по охране
окружающей среды.
Должны знать:

- определения основных экологических понятий по краеведению;
- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках
взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;
- законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в
регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции
и акклиматизации видов;
- об отношениях организмов в популяциях;
- о строении и функционировании степных и лесостепных экосистем;
- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и
устойчивые стадии развития сообществ);
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов,
экосистем;
- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);
- о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций
человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения
природы,

человечества

и

социально-экологические связи);

- о динамике отношений системы «природа-общество»;
- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые
основы охраны природы);

- о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия
сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих
видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и Оренбургской области, их значение в
охране редких и исчезающих видов растений);
- о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на
животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье- промысловых и
редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной
книги России и Оренбургской области в охране редких и исчезающих видов).
Учащиеся должны уметь:
- решать простейшие экологические задачи;
- использовать количественные показатели при обсуждении экологических вопросов;
- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях
и биоценозах;
- строить графики простейших экологических зависимостей;
- применять

знания

экологических

правил

при

анализе

различных

видов хозяйственной

деятельности;
- использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений.
- определять уровень загрязнения воздуха и воды;
- устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;
- объяснять значение устойчивого развития природы и человечества;
- прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества;
- проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных экологических проблем;
- проявлять активность в организации и проведении экологических акций;
- уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из
противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения
жизни на Земле во всех её проявлениях.
- Результаты работы представлять в виде сообщений, докладов, рефератов, исследовательских работ и
презентаций.
Формируемые ключевые компетентности:
-

компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, науки,

производства, истории цивилизации;
-

компетентность гражданственности: знания

и

соблюдения

прав

гражданина;

свобода

и

ответственность, уверенность в собственных силах;
-

компетентность социального

взаимодействия: с

обществом,

коллективом,

сотрудничество,

социальная мобильность;
- компетентность познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач;
нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение; продуктивное познание,
исследование, интеллектуальная деятельность;
-

компетентность информационных

технологий: приём,

переработка,

выдача

информации;

мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной и Интернет-технологией.
Литература для учителя:

Гавлюк Э. В. , Давыгора А. В., Руди В. Н. Животный мир Оренбургской области. - Оренбург,

•

ОГПИ, 1993.
Геологические памятники природы Оренбургской области. Под ред. А. А. Чибилёва: Оренбургское

•

книжное издательство, 2000.
•

Красная книга Оренбургской области - Оренбург, 1998.

•

Мишакова

В.Н.

Биологическое

краеведение:

региональный

компонент

экологического

образования: учебно-метод. пособие / В.Н. Мишакова. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1999. – 66 с.
Мишакова В.Н., Квасникова Л. А. Методические рекомендации (к учебному пособию

•

«Биологическое краеведение. Оренбургская область».- Изд-во «Русское слово».-2013
Ни Г. В., Краснова О. И. Редкие и малочисленные виды насекомых Оренбургской области -

•

Оренбург, 1989.
•

Райков Б. Е., Римский - Корсаков М. Н. Зоологические экскурсии. - М: Топикан, 1994.

•

Чибилёв А. А. Зелёная книга степного края. Челябинск, ЮУКИ, 1983.

•

Чибилёв А.А. Краеведческий атлас. Илекский район. – ОРО ВОО «Русское географическое
общество», 2007.

•

Чибилёв А. А. Природное наследие Оренбургской области: учебное пособие. - Оренбург, 1996.

•

Чибилёв А. А. Природа Оренбургской области. Оренбургский филиал русского географического
общества. Оренбург, 1995.
•

Энциклопедия «Оренбуржье» том 1 гл. ред. И. А. Бехтерев.«3олотая аллея» Оренбургское
литературное агентство, 2000.
Литература для учащихся:

1. Мишакова В.Н., Квасникова Л. А. Биологическое краеведение. Оренбургская область: учебное
пособие для уч-ся.- Изд-во «Русское слово».-2013.
2. Мишакова В.Н., Квасникова Л. А. Рабочая тетрадь. (к учебному пособию «Биологическое
краеведение. Оренбургская область».- Изд-во «Русское слово».-2013


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (35361) 26-2-35, 8 (35361) 26-2-36

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».