ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "ГЕОМЕТРИЯ"
Рабочая программа по учебному курсу "Геометрия" для обучающихся 7 классов разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с
учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и
традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность
общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи
и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху
цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным
современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит
опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью
становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной
подготовки, в том числе и математической.
Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным
применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в
гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать
значимым предметом, расширяется.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются
фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от
простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для
развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание
принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация
разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна
повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять
расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами
геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц,
диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер
случайных событий.
Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более
важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных
навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека
естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и
синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических
умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений,
способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым
развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании
алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам,
совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной
деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны
мышления.
Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и
информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические
средства для выражения суждений и наглядного их представления.
Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство
с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий
от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для
решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой
вклад в формирование общей культуры человека.
Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию
красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению
идеи симметрии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА "ГЕОМЕТРИЯ"
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит», — писал великий русский
ученый Михаил Васильевич Ломоносов. И в этом состоит одна из двух целей обучения геометрии как
составной части математики в школе. Этой цели соответствует доказательная линия преподавания
геометрии. Следуя представленной рабочей программе, начиная с седьмого класса на уроках
геометрии обучающийся учится проводить доказательные рассуждения, строить логические
умозаключения, доказывать истинные утверждения и строить контр примеры к ложным, проводить
рассуждения от «противного», отличать свойства от признаков, формулировать обратные
утверждения. Ученик, овладевший искусством рассуждать, будет применять его и в окружающей
жизни.
Как писал геометр и педагог Игорь Федорович Шарыгин, «людьми, понимающими, что такое
доказательство, трудно и даже невозможно манипулировать». И в этом состоит важное
воспитательное значение изучения геометрии, присущее именно отечественной математической
школе. Вместе с тем авторы программы предостерегают учителя от излишнего формализма, особенно
в отношении начал и оснований геометрии. Французский математик Жан Дьедонне по этому поводу
высказался так: «Что касается деликатной проблемы введения «аксиом», то мне кажется, что на
первых порах нужно вообще избегать произносить само это слово. С другой же стороны, не следует
упускать ни одной возможности давать примеры логических заключений, которые куда в большей
мере, чем идея аксиом, являются истинными и единственными двигателями математического
мышления».
Второй целью изучения геометрии является использование её как инструмента при решении как
математических, так и практических задач, встречающихся в реальной жизни. Окончивший курс
геометрии школьник должен быть в состоянии определить геометрическую фигуру, описать словами
данный чертёж или рисунок, найти площадь земельного участка, рассчитать необходимую длину
оптоволоконного кабеля или требуемые размеры гаража для автомобиля. Этому соответствует вторая,
вычислительная линия в изучении геометрии в школе. Данная практическая линия является не менее
важной, чем первая. Ещё Платон предписывал, чтобы «граждане Прекрасного города ни в коем
случае не оставляли геометрию, ведь немаловажно даже побочное её применение — в военном деле
да, впрочем, и во всех науках — для лучшего их усвоения: мы ведь знаем, какая бесконечная разница
существует между человеком причастным к геометрии и непричастным». Для этого учителю
рекомендуется подбирать задачи практического характера для рассматриваемых тем, учить детей
строить математические модели реальных жизненных ситуаций, проводить вычисления и оценивать
адекватность полученного результата. Крайне важно подчёркивать связи геометрии с другими
предметами, мотивировать использовать определения геометрических фигур и понятий,
демонстрировать применение полученных умений в физике и технике. Эти связи наиболее ярко
видны в темах «Векторы», «Тригонометрические соотношения», «Метод координат» и «Теорема
Пифагора».
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану в 7 классе изучается учебный курс «Геометрия», который включает
следующие основные разделы содержания: «Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение
геометрических величин», а также «Декартовы координаты на плоскости», «Векторы», «Движения
плоскости» и «Преобразования подобия». Учебный план предусматривает изучение геометрии на
базовом уровне, исходя из 68 учебных часов в учебном году.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "ГЕОМЕТРИЯ"
Начальные понятия геометрии. Точка, прямая, отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и
смежные углы. Биссектриса угла. Ломаная, многоугольник. Параллельность и перпендикулярность
прямых.
Симметричные фигуры. Основные свойства осевой симметрии. Примеры симметрии в окружающем
мире.
Основные построения с помощью циркуля и линейки. Треугольник. Высота, медиана, биссектриса,
их свойства.
Равнобедренный и равносторонний треугольники. Неравенство треугольника.
Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников.
Свойства и признаки параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Внешние углы
треугольника.
Прямоугольный треугольник. Свойство медианы прямоугольного треугольника, проведённой к
гипотенузе. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Прямоугольный треугольник с углом
в 30°.
Неравенства в геометрии: неравенство треугольника, неравенство о длине ломаной, теорема о
большем угле и большей стороне треугольника. Перпендикуляр и наклонная.
Геометрическое место точек. Биссектриса угла и серединный перпендикуляр к отрезку как
геометрические места точек.
Окружность и круг, хорда и диаметр, их свойства. Взаимное расположение окружности и прямой.
Касательная и секущая к окружности. Окружность, вписанная в угол. Вписанная и описанная
окружности треугольника.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного курса «Геометрия» должно обеспечивать достижение на уровне основного
общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Геометрия» характеризуются:
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением
к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих
достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о
математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского
общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с
практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов
в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности,
осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как
сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации;
овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира;
овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового
образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды;
осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
— готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
— способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать
и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Геометрия» характеризуются
овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными
действиями и универсальными регулятивными действиями.
1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных
процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических,
исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий,
отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать
существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
— воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и
отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
— выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных,
наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
— делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
— разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить
самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию,
приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;
— выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы,
фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное,
формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов
между собой;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и
обобщений;
— прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его
развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
— выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения
задачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
— выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно.
2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных
навыков обучающихся.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения;
ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать
пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
— в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой
задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в
корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
— представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории.
Сотрудничество:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
учебных математических задач;
— принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы,
распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать
мнения нескольких людей;
— участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и
др.);
— выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным
участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и
жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и
корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
— владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в
деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
— оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять
причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому
опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного курса «Геометрия» на уровне основного общего образования должно
обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов:
— Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное расположение,
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи. Измерять линейные
и угловые величины. Решать задачи на вычисление длин отрезков и величин углов.
— Делать грубую оценку линейных и угловых величин предметов в реальной жизни, размеров
природных объектов. Различать размеры этих объектов по порядку величины.
— Строить чертежи к геометрическим задачам.
— Пользоваться признаками равенства треугольников, использовать признаки и свойства
равнобедренных треугольников при решении задач.
— Проводить логические рассуждения с использованием геометрических теорем.
— Пользоваться признаками равенства прямоугольных треугольников, свойством медианы,
проведённой к гипотенузе прямоугольного треугольника, в решении геометрических задач.
— Определять параллельность прямых с помощью углов, которые образует с ними секущая.
Определять параллельность прямых с помощью равенства расстояний от точек одной прямой до
точек другой прямой.
— Решать задачи на клетчатой бумаге.
— Проводить вычисления и находить числовые и буквенные значения углов в геометрических
задачах с использованием суммы углов треугольников и многоугольников, свойств углов,
образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей. Решать практические
задачи на нахождение углов.
— Владеть понятием геометрического места точек. Уметь определять биссектрису угла и
серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек.
— Формулировать определения окружности и круга, хорды и диаметра окружности,
пользоваться их свойствами. Уметь применять эти свойства при решении задач.
— Владеть понятием описанной около треугольника окружности, уметь находить её центр.
Пользоваться фактами о том, что биссектрисы углов треугольника пересекаются в одной точке, и
о том, что серединные перпендикуляры к сторонам треугольника пересекаются в одной точке.
— Владеть понятием касательной к окружности, пользоваться теоремой о перпендикулярности
касательной и радиуса, про ведённого к точке касания.
— Пользоваться простейшими геометрическими неравенства ми, понимать их практический
смысл.
— Проводить основные геометрические построения с помощью циркуля и линейки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и
тем программы
Количество часов
всего
контрольные практические
работы
работы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Раздел 1. Простейшие геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин.
1.1.
Простейшие геометрические
объекты точки прямые, лучи и
углы, многоугольник, ломаная.
3
0
0.5
02.09.2022
09.09.2022
Формулировать основные понятия и
определения;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4070/conspect/302537/
https://www.yaklass.ru/p/geometria/7-klass/nachalnyegeometricheskie-svedeniia-14930/priamaia-otrezok-tochki-9703/re18f77739-2ab6-4f1a-b5c0-049e88127967
1.2.
Смежные и вертикальные
углы.
2
0
0.5
12.09.2022
16.09.2022
Распознавать изученные геометрические фигуры,
определять их взаимное расположение
выполнять чертёж по условию задачи;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7287/conspect/249698/
https://www.yaklass.ru/p/geometria/7-klass/nachalnyegeometricheskie-svedeniia-14930/perpendikuliarnye-priamyesmezhnye-i-vertikalnye-ugly-9886
1.3.
Работа с простейшими
чертежами.
4
0
2
19.09.2022
30.09.2022
Проводить простейшие построения с помощью
циркуля и линейки;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7313/start/249384/
1.4.
Измерение линейных и
угловых величин, вычисление
отрезков и углов.
3
1
0.5
03.10.2022
11.10.2022
Измерять линейные и угловые величины
геометрических и практических объектов;
Вычислять площади и периметры фигур;
Контрольная
работа;
https://www.yaklass.ru/p/geometria/7-klass/nachalnyegeometricheskie-svedeniia-14930/izmerenie-otrezkov-i-uglov9704/re-8118f3d0-7a8f-4f3a-91cc-9e12cff98c74
1.5.
Периметр и площадь фигур,
составленных из
прямоугольников.
2
0
0.5
12.10.2022
18.10.2022
Решать задачи на вычисление длин отрезков и
величин углов;
Практическая
работа;
https://infourok.ru/laboratornye-raboty-po-geometrii-5341333.html
Итого по разделу:
14
Раздел 2. Треугольники
2.1.
Понятие о равных
треугольниках и первичные
представления о равных
(конгруэнтных) фигурах.
1
0
0
21.10.2022
Распознавать пары равных треугольников на
готовых чертежах (с указанием признаков);
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7292/conspect/305759/
2.2.
Три признака равенства
треугольников.
7
0
0.5
24.10.2022
22.11.2022
Выводить следствия (равенств соответствующих
элементов) из равенств треугольников;
;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://www.yaklass.ru/p/geometria/7-klass/treugolniki-9112/pervyipriznak-ravenstva-treugolnikov-9122
https://www.yaklass.ru/p/geometria/7-klass/treugolniki-9112/vtoroi-itretii-priznaki-ravenstva-treugolnikov-9739
2.3.
Признаки равенства
прямоугольных
треугольников.
2
0
0.5
23.11.2022
29.11.2022
Применять признаки равенства прямоугольных
треугольников в задачах;
Практическая
работа;
https://www.yaklass.ru/p/geometria/7-klass/treugolniki-9112
https://www.yaklass.ru/p/geometria/7-klass/sootnoshenie-mezhdustoronami-i-uglami-treugolnika-9155/priamougolnyi-treugolniksvoistva-priznaki-ravenstva-9175
2.4.
Свойство медианы
прямоугольного треугольника.
1
0
0
02.12.2022
Применять признаки равенства прямоугольных
треугольников в задачах;
Устный
опрос;
https://www.yaklass.ru/p/geometria/7-klass/treugolniki-9112/medianabissektrisa-vysota-treugolnika-9481
2.5.
Равнобедренные и
равносторонние треугольники.
2
0
0.5
05.12.2022
09.12.2022
Применять признаки равенства прямоугольных
треугольников в задачах;
Устный
опрос;
2.6.
Признаки и свойства
равнобедренного
треугольника.
2
1
0
12.12.2022
16.12.2022
Формулировать свойства и признаки
равнобедренного треугольника;
Контрольная
работа;
2.7.
Против большей стороны
треугольника лежит больший
угол.
1
0
0
20.12.2022
Выводить следствия (равенств соответствующих
элементов) из равенств треугольников;
Устный
опрос;
https://www.yaklass.ru/p/geometria/7-klass/sootnoshenie-mezhdustoronami-i-uglami-treugolnika-9155/teorema-o-sootnosheniiakhmezhdu-storonami-i-uglami-treugolnika-9738
2.8.
Простейшие неравенства в
геометрии.
1
0
0
21.12.2022
23.12.2022
Знакомиться с историей развития геометрии;
Устный
опрос;
https://school-science.ru/3/7/33434
2.9.
Неравенство треугольника.
1
0
0.5
27.12.2022
Учить применять неравенство треугольников;
Практическая
работа;
https://urok.1sept.ru/articles/612863
2.10.
Неравенство ломаной.
1
0
0
28.12.2022
29.12.2022
Использовать цифровые ресурсы для
исследования свойств изучаемых фигур;
Устный
опрос;
https://www.treugolniki.ru/lomanaya/
2.11.
Прямоугольный треугольник с
углом в 30°.
2
1
0
10.01.2023
13.01.2023
Формулировать и применять свойства
прямоугольного треугольника с углом в 30;
Контрольная
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7309/conspect/300527/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1352/
2.12.
Первые понятия о
доказательствах в геометрии
1
0
0
17.01.2023
Знакомиться с историей развития геометрии;
Устный
опрос;
https://skysmart.ru/articles/mathematic/aksioma-teorema
Итого по разделу:
https://skysmart.ru/articles/mathematic/chto-takoe-ravnobedrennyjtreugolnik
22
Раздел 3. Параллельные прямые, сумма углов треугольника
3.1.
Параллельные прямые, их
свойства.
2
0
0.5
20.01.2023
24.01.2023
Формулировать понятие параллельных прямых,
находить практические примеры;
Устный
опрос;
https://www.yaklass.ru/p/geometria/7-klass/parallelnye-priamye-9124
3.2.
Пятый постулат Евклида.
1
0
0.5
27.01.2023
Знакомиться с историей развития геометрии;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7300/start/249559/
https://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2013/03/24/prezentatsiyaiz-istorii-parallelnosti-pryamykh
https://www.yaklass.ru/p/geometria/7-klass/parallelnye-priamye9124/priznaki-parallelnosti-dvukh-priamykh-svoistva-parallelnykhpriamykh-aksio_-9228
3.3.
3.4.
Накрест лежащие,
соответственные и
односторонние углы
(образованные при
пересечении параллельных
прямых секущей).
3
Признак параллельности
прямых через равенство
расстояний от точек одной
прямой до второй прямой.
3
0
0.5
31.01.2023
07.02.2023
Изучать свойства углов, образованных при
пересечении параллельных прямых секущей;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7301/conspect/249488/
https://urok.1sept.ru/articles/570868
1
0.5
08.02.2023
17.02.2023
Проводить доказательства параллельности двух
прямых с помощью углов, образованных при
пересечении этих прямых третьей прямой;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7306/start/296950/
3.5.
Сумма углов треугольника и
многоугольника.
3
0
0.25
20.02.2023
28.02.2023
Вычислять сумму углов треугольника и
многоугольника;
Устный
опрос;
https://www.yaklass.ru/p/geometria/7-klass/sootnoshenie-mezhdustoronami-i-uglami-treugolnika-9155/summa-uglov-treugolnika-vidytreugolnikov-9171
3.6.
Внешние углы треугольника
2
0
0
03.03.2023
07.03.2023
Знакомиться с историей развития геометрии;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7292/main/305764/
https://www.treugolniki.ru/vneshnij-ugol-treugolnika/
Итого по разделу:
14
Раздел 4. Окружность и круг. Геометрические построения
4.1.
Окружность, хорды и
диаметры, их свойства.
2
0
0.25
09.03.2023
14.03.2023
Формулировать определения: окружности,
хорды, диаметра и касательной к окружности;
Практическая
работа;
https://www.yaklass.ru/p/geometria/7-klass/treugolniki9112/okruzhnost-radius-zadachi-na-postroenie-10433/re-b5a2c2a45b38-4bef-b8f0-3ebb5cae946f
4.2.
Касательная к окружности.
2
0
0.25
15.03.2023
21.03.2023
Изучать их свойства, признаки, строить чертежи;
Практическая
работа;
https://skysmart.ru/articles/mathematic/kasatelnaya-k-okruzhnosti
4.3.
Окружность, вписанная в угол.
2
0
0.25
22.03.2023
04.04.2023
Исследовать, в том числе используя цифровые
ресурсы: окружность, вписанную в угол; центр
окружности, вписанной в угол; равенство
отрезков касательных;
Практическая
работа;
https://shkolkovo.net/theory/79
4.4.
Понятие о ГМТ, применение в
задачах.
1
0
0
07.04.2023
Использовать метод ГМТ для доказательства
теорем о пересечении биссектрис углов
треугольника и серединных перпендикуляров к
сторонам треугольника с помощью ГМТ;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1383/
4.5.
Биссектриса и серединный
перпендикуляр как
геометрические места точек.
1
0
0
11.04.2023
Использовать метод ГМТ для доказательства
теорем о пересечении биссектрис углов
треугольника и серединных перпендикуляров к
сторонам треугольника с помощью ГМТ;
Устный
опрос;
https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-geometrii-klass-na-temuseredinniy-perpendikulyar-i-bissektrisa-ugla-kak-geometricheskiemesta-tochek-ploskost-3973346.html
4.6.
Окружность, описанная около
треугольника.
2
0
0.5
14.04.2023
18.04.2023
Овладевать понятиями вписанной и описанной
окружностей треугольника, находить центры
этих окружностей;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1349/
4.7.
Вписанная в треугольник
окружность.
2
1
0.5
19.04.2023
25.04.2023
Овладевать понятиями вписанной и описанной
окружностей треугольника, находить центры
этих окружностей;
Контрольная
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1349/
4.8.
Простейшие задачи на
построение.
2
0
1
26.04.2023
02.05.2023
Решать основные задачи на построение: угла,
равного данному; серединного перпендикуляра
данного отрезка; прямой, проходящей через
данную точку и перпендикулярной данной
прямой; биссектрисы данного угла;
треугольников по различным элементам;
Практическая
работа;
https://urok.1sept.ru/articles/617861
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1356/
Решать задачи на повторение, иллюстрирующие
связи между различными частями курса;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Итого по разделу:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1408/
14
Раздел 5. Повторение и обобщение знаний.
5.1.
Повторение и обобщение
основных понятий и методов
курса 7 класса.
4
0
0
03.05.2023
23.05.2023
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7311/start/297121/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7310/start/297156/
Итого по разделу:
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
68
5
11
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
1.
Простейшие геометрические
объекты точки прямые, лучи
и углы, многоугольник,
ломаная.
1
0
0
02.09.2022 Устный
опрос;
2.
Простейшие геометрические
объекты точки прямые, лучи
и углы, многоугольник,
ломаная.
1
0
0
06.09.2022 Устный
опрос;
3.
Простейшие геометрические
объекты точки прямые, лучи
и углы, многоугольник,
ломаная.
1
0
0.5
09.09.2022 Практическая
работа;
4.
Смежные и вертикальные
углы.
1
0
0
13.09.2022 Устный
опрос;
5.
Смежные и вертикальные
углы.
1
0
0.5
16.09.2022 Практическая
работа;
6.
Работа с простейшими
чертежами.
1
0
0
20.09.2022 Устный
опрос;
7.
Работа с простейшими
чертежами.
1
0
1
23.09.2022 Практическая
работа;
8.
Работа с простейшими
чертежами.
1
0
0
27.09.2022 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
9.
Работа с простейшими
чертежами.
1
0
1
30.09.2022 Практическая
работа;
10. Измерение линейных и
угловых величин,
вычисление отрезков и
углов.
1
0
0
04.10.2022 Устный
опрос;
11. Измерение линейных и
угловых величин,
вычисление отрезков и
углов.
1
0
0.5
07.10.2022 Практическая
работа;
12. Контрольная работа1
«Начальные геометрические
сведения»
1
1
0
11.10.2022 Контрольная
работа;
13. Периметр и площадь фигур,
составленных из
прямоугольников
1
0
0
14.10.2022 Устный
опрос;
14. Периметр и площадь фигур,
составленных из
прямоугольников
1
0
0.5
18.10.2022 Практическая
работа;
15. Понятие о равных
треугольниках и первичные
представления о равных
(конгруэнтных) фигурах.
1
0
0
21.10.2022 Устный
опрос;
16. Первый признак равенства
треугольников
1
0
0
25.10.2022 Устный
опрос;
17. Первый признак равенства
треугольников
1
0
0
28.10.2022 ;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
18. Медианы, биссектрисы и
высоты треугольников
1
0
0
08.11.2022 Устный
опрос;
19. Медианы, биссектрисы и
высоты треугольников
1
0
0.5
11.11.2022 Практическая
работа;
20. Второй и третий признаки
равенства треугольников
1
0
0
15.11.2022 Устный
опрос;
21. Второй и третий признаки
равенства треугольников
1
0
0
18.11.2022 Устный
опрос;
22. Решение задач на признаки
равенства треугольников
1
0
0
22.11.2022 Устный
опрос;
23. Признаки равенства
прямоугольных
треугольников.
1
0
0
25.11.2022 Устный
опрос;
24. Признаки равенства
прямоугольных
треугольников.
1
0
0.5
29.11.2022 Практическая
работа;
25. Свойство медианы
прямоугольного
треугольника.
1
0
0
02.12.2022 Устный
опрос;
26. Равнобедренные и
равносторонние
треугольники.
1
0
0
06.12.2022 Устный
опрос;
27. Равнобедренные и
равносторонние
треугольники.
1
0
0.5
09.12.2022 Практическая
работа;
28. Признаки и свойства
равнобедренного
треугольника.
1
0
0
13.12.2022 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
29. Контрольная работа 2
«Треугольники.»
1
1
0
16.12.2022 Контрольная
работа;
30. Против большей стороны
1
треугольника лежит больший
угол.
0
0
20.12.2022 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
31. Простейшие неравенства в
геометрии.
1
0
0
23.12.2022 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
32. Неравенство треугольника.
1
0
0.5
27.12.2022 Практическая
работа;
33. Неравенство ломаной.
1
0
0
29.12.2022 Устный
опрос;
34. Прямоугольный треугольник 1
с углом в 30°.
0
0
10.01.2023 ;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
35. Контрольная работа 3
«Прямоугольный
треугольник.»
1
1
0
13.01.2023 Контрольная
работа;
36. Первые понятия о
доказательствах в геометрии
1
0
0
17.01.2023 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
37. Параллельные прямые, их
свойства.
1
0
0
20.01.2023 Устный
опрос;
38. Параллельные прямые, их
свойства.
1
0
0.5
24.01.2023 Практическая
работа;
39. Пятый постулат Евклида.
1
0
0
27.01.2023 Устный
опрос;
40. Накрест лежащие,
соответственные и
односторонние углы
1
0
0
31.01.2023 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
41. Накрест лежащие,
соответственные и
односторонние углы
1
0
0
03.02.2023 Устный
опрос;
42. Накрест лежащие,
соответственные и
односторонние углы
1
0
0.5
07.02.2023 Практическая
работа;
43. Признак параллельности
прямых через равенство
расстояний от точек одной
прямой до второй прямой.
1
0
0
10.02.2023 Устный
опрос;
44.
1
0
0.5
14.02.2023 Практическая
работа;
45. Контрольная работа 4
«Параллельные прямые»
1
1
0
17.02.2023 Контрольная
работа;
46. Сумма углов треугольника и
многоугольника.
1
0
0
21.02.2023 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
47. Сумма углов треугольника и
многоугольника.
1
0
0
27.02.2023 Устный
опрос;
48. Сумма углов треугольника и
многоугольника.
1
0
0.25
28.02.2023 Практическая
работа;
49. Внешние углы треугольника
1
0
0
03.03.2023 Устный
опрос;
50. Проверочная работа «Сумма
углов треугольника.»
1
0
0
07.03.2023 Письменный
контроль;
51. Окружность, хорды и
диаметры, их свойства.
1
0
0
10.03.2023 Устный
опрос;
52. Окружность, хорды и
диаметры, их свойства.
1
0
0.25
14.03.2023 Практическая
работа;
Признак параллельности
прямых через равенство
расстояний от точек одной
прямой до второй прямой.
53. Касательная к окружности.
1
0
0
17.03.2023 Устный
опрос;
54. Касательная к окружности.
1
0
0.25
21.03.2023 Практическая
работа;
55. Окружность, вписанная
в угол
1
0
0
24.03.2023 ;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
56. Окружность, вписанная
в угол
1
0
0.25
04.04.2023 Практическая
работа;
57. Понятие о ГМТ, применение
в задачах.
1
0
0
07.04.2023 Устный
опрос;
58. Биссектриса и серединный
перпендикуляр как
геометрические места точек.
1
0
0
11.04.2023 Устный
опрос;
59. Окружность, описанная
около треугольника
1
0
0
14.04.2023 Устный
опрос;
60. Окружность, описанная
около треугольника
1
0
0.5
18.04.2023 Практическая
работа;
61. Вписанная в треугольник
окружность.
1
0
0.5
21.04.2023 Практическая
работа;
62. Контрольная работа 5
«Окружность и круг.
Геометрические
построения».
1
1
0
25.04.2023 Контрольная
работа;
63. Простейшие задачи на
построение.
1
0
0
28.04.2023 Устный
опрос;
64. Простейшие задачи на
построение.
1
0
1
02.05.2023 Практическая
работа;
65. Повторение и обобщение
основных понятий и
методов курса 7 класса.
1
0
0
05.05.2023 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
66. Повторение и обобщение
основных понятий и
методов курса 7 класса.
1
0
0
12.05.2023 Устный
опрос;
67. Муниципальный зачет по
геометрии
1
0
1
16.05.2023 Зачет;
68. Повторение и обобщение
основных понятий и
методов курса 7 класса.
1
0
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
68
5
11.5
23.05.2023 Устный
опрос;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и другие Геометрия 7–9 класс Акционерное общество
"Издательство "Просвещение";
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Зив Б. Г. Геометрия: дидакт. материалы: 7 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2020.
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / Л. С. Атанасян, В. Ф.
Бутузов, Ю. А. Глаз¬ков и др. — М.: Просвещение, 2019
9. Мищенко Т. М. Геометрия: тематические тесты: 7 кл. / Т. М. Мищенко, А. Д. Блинков. — М.:
Просвещение, 2014.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru
https://foxford.ru
edu.ru
https://www.yaklass.ru
http://www.myshared.ru
https://skysmart.ru
https://infourok.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
•• Технические средства обучения:
— мультимедийный компьютер;
— мультимедиапроектор;
— экран (на штативе или навесной);
— интерактивная доска
•• Информационные средства:
— коллекция медиаресурсов, электронные базы данных;
— Интернет
•• Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
— доска магнитная с координатной сеткой;
— комплект чертёжных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль;
— комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационный и раздаточный);
— комплекты для моделирования (цветная бумага, картон, калька,
клей, ножницы, пластилин)
•• Печатные пособия:
— таблицы по математике
— портреты выдающихся деятелей математики
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
•• Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
— доска магнитная с координатной сеткой;
— комплект чертёжных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль;
— комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационный и раздаточный);
— комплекты для моделирования (цветная бумага, картон, калька,
клей, ножницы, пластилин)