Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Примерной программы
воспитания, с учѐтом распределѐнных по классам проверяемых требований к результатам освоения
Основной образовательной программы основного общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Личностные и метапредметные результаты представлены с учѐтом особенностей преподавания
русского языка в основной общеобразовательной школе с учѐтом методических традиций построения
школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный
перечень УМК по русскому языку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения
народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык
межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов
Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного
языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места
его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах
его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей
и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в
различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и
возможности еѐ самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания,
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи
информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей,
мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной
грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать
информацию текстов разных форматов, оценивать еѐ, размышлять о ней, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Речевая и текстовая
деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка
Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных
результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные
разновидности языка»).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому
языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения;
проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и
хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к
общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования
социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о
стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного
языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и
использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к
речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих
эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения
различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных
умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления
определѐнных закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты
разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик
информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его
назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли
языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и
литература» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе,
соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего
образования.
Учебным планом на изучение русского языка в 7 классе отводится - 136 ч (4 ч в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь языка, культуры и истории народа.
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение
информации.
Текст
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (обобщение).
Структура текста. Абзац.
Информационная переработка текста: план текста (простой, сложный; назывной, вопросный,
тезисный); главная и второстепенная информация текста.
Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение).
Языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные,
лексические (обобщение).
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.
Структурные особенности текста-рассуждения.
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и
средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках
изученного).
Функциональные разновидности языка
Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь, функциональные стили
(научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы.
Публицистический стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности.
Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, интервью).
Употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля.
Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности. Инструкция.
Система
языка
Морфология. Культура речи
Морфология как раздел науки о языке (обобщение).
Причастие
Причастия как особая группа слов. Признаки глагола и имени прилагательного в причастии.
Причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные и страдательные причастия.
Полные и краткие формы страдательных причастий. Склонение причастий.
Причастие в составе словосочетаний. Причастный оборот.
Морфологический анализ причастий.
Употребление причастия в речи. Созвучные причастия и имена прилагательные (висящий —
висячий, горящий — горячий). Употребление причастий с суффиксом -ся. Согласование причастий в
словосочетаниях типа прич. + сущ.
Ударение в некоторых формах причастий.
Правописание падежных окончаний причастий. Правописание гласных в суффиксах причастий.
Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имѐн прилагательных. Правописание
окончаний причастий. Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Деепричастие
Деепричастия как особая группа слов. Признаки глагола и наречия в деепричастии. Синтаксическая
функция деепричастия, роль в речи.
Деепричастия
совершенного
и
несовершенного
вида.
Деепричастие в составе словосочетаний. Деепричастный оборот.
Морфологический анализ деепричастий.
Постановка ударения в деепричастиях.
Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и раздельное написание не с
деепричастиями.
Правильное построение предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Наречие
Общее грамматическое значение наречий.
Разряды наречий по значению. Простая и составная формы сравнительной и превосходной степеней
сравнения наречий.
Словообразование
наречий.
Синтаксические свойства наречий.
Морфологический анализ наречий.
Нормы постановки ударения в наречиях, нормы произношения наречий. Нормы образования
степеней сравнения наречий.
Роль наречий в тексте.
Правописание наречий: слитное, раздельное, дефисное написание; слитное и раздельное написание
не с наречиями; н и нн в наречиях на -о (-е); правописание суффиксов -а и -о наречий с приставками
из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребление ь после шипящих на конце наречий; правописание суффиксов
наречий -о и -е после шипящих.
Слова категории состояния
Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи.Общее грамматическое значение,
морфологические признаки и синтаксическая функция слов категории состояния. Роль слов категории
состояния в речи.
Служебные части речи
Общая характеристика служебных частей речи. Отличие самостоятельных частей речи от
служебных.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Грамматические функции предлогов.
Разряды предлогов по происхождению: предлоги производные и непроизводные. Разряды
предлогов по строению: предлоги простые и составные.
Морфологический анализ предлогов.
Употребление предлогов в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями.
Нормы употребления имѐн существительных и местоимений с предлогами. Правильное
использование предлогов из — с, в — на. Правильное образование предложно-падежных форм с
предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, наперерез.
Правописание производных предлогов.
Союз
Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных членов предложения и частей
сложного предложения.
Разряды союзов по строению: простые и составные. Правописание составных союзов. Разряды
союзов по значению: сочинительные и подчинительные. Одиночные, двойные и повторяющиеся
сочинительные союзы.
Морфологический анализ союзов.
Роль союзов в тексте. Употребление союзов в речи в соответствии с их значением и
стилистическими особенностями. Использование союзов как средства связи предложений и частей
текста.
Правописание союзов.
Знаки препинания в сложных союзных предложениях. Знаки препинания в предложениях с союзом
и, связывающим однородные члены и части сложного предложения.
Частица
Частица как служебная часть речи.
Разряды частиц по значению и употреблению: формообразующие, отрицательные, модальные.
Роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола.
Употребление частиц в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической
окраской. Интонационные особенности предложений с частицами.
Морфологический анализ частиц.
Смысловые различия частиц не и ни. Использование частиц не и ни в письменной речи. Различение
приставки не- и частицы не. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи
(обобщение). Правописание частиц бы, ли, же с другими словами. Дефисное написание частиц -то,
-таки, -ка.
Междометия и звукоподражательные слова
Междометия как особая группа слов.
Разряды междометий по значению (выражающие чувства, побуждающие к действию, этикетные
междометия); междометия производные и непроизводные.
Морфологический анализ междометий.
Звукоподражательные слова.
Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной и художественной речи как
средства создания экспрессии. Интонационное и пунктуационное выделение междометий и
звукоподражательных слов в предложении.
Омонимия слов разных частей речи. Грамматическая омонимия. Использование грамматических
омонимов в речи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми
в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного
общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражѐнными
в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на
русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтѐрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка,
к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте
учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей
Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том
числе отражѐнным в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своѐ поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых нормс учѐтом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственностьличности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры
как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных
видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде
в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своѐ эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать
адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из
литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор
и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и
общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в
том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой,
навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности с учѐтом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с
людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределѐнности, открытость опыту и знаниям других;
потребность в действии в условиях неопределѐнности, в повышении уровня своей компетентности
через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании
новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций,
планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь
природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и
процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по
существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов,
разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учѐтом
самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать
свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения,
исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учѐтом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нѐм информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из
одного или нескольких источников с учѐтом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация,
таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи
и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты проведѐнного языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом цели презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и
координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчѐта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план еѐ изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины
коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретѐнному речевому опыту
и корректировать собственную речь с учѐтом целей и условий общения; оценивать соответствие
результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека,
анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своѐ и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как развивающемся явлении.
Осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить примеры).
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объѐмом не менее 7 предложений на основе
наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно- популярной
литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным
сообщением.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе
жизненных наблюдений объѐмом не менее 5 реплик.
Владеть различными видами диалога: диалог — запрос информации, диалог — сообщение
информации.
Владеть различными видами аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное)
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объѐмом не менее 120 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждениедоказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объѐмом не менее 230 слов:
устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по
содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно передавать в устной и
письменной форме содержание прослушанных публицистических текстов (для подробного изложения
объѐм исходного текста должен составлять не менее 180 слов; для сжатого и выборочного изложения
— не менее 200 слов).
Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с
целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том
числе во время списывания текста объѐмом 110—120 слов; словарного диктанта объѐмом 25—30
слов; диктанта на основе связного текста объѐмом 110—120 слов, составленного с учѐтом ранее
изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение третьего года
обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); соблюдать на письме
правила речевого этикета.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять его структуру,
особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические
(звукопись), словообразовательные, лексические.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество
микротем и абзацев.
Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и
читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объѐмом 6 и более
предложений; классные сочинения объѐмом не менее 150 слов с учѐтом стиля и жанра сочинения,
характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста
(простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения
содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию
в тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; использовать способы
информационной переработки текста; извлекать информацию из различных источников, в том числе
из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать еѐ в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание
таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать
собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с опорой на знание норм
современного русского литературного языка.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные
стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы.
Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления,
функции), употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля,
нормы построения текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж,
заметка).
Создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью; оформлять
деловые бумаги (инструкция).
Владеть нормами построения текстов публицистического стиля.
Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления,
функции, языковые особенности), особенности жанра инструкции.
Применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа
различных видов и в речевой практике.
Система языка
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания
по орфографии в практике правописания.
Использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа
различных видов и в практике правописания.
Объяснять значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе
изученного), в том числе с использованием фразеологических словарей русского языка.
Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту; понимать их коммуникативное
назначение в художественном тексте и использовать в речи как средство выразительности.
Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и
пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слов; применять знания
по лексике и фразеологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую и грамматическую
омонимию; понимать особенности употребления омонимов в речи.
Использовать грамматические словари и справочники в речевой практике.
Морфология. Культура речи
Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы),
междометия, звукоподражательные слова и проводить их морфологический анализ: определять общее
грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции.
Причастие
Характеризовать причастия как особую группу слов. Определять признаки глагола и имени
прилагательного в причастии.
Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные
причастия. Различать и характеризовать полные и краткие формы страдательных причастий.
Склонять причастия.
Проводить морфологический анализ причастий, применять это умение в речевой практике.
Составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова. Конструировать причастные
обороты. Определять роль причастия в предложении.
Уместно использовать причастия в речи. Различать созвучные причастия и имена прилагательные
(висящий — висячий, горящий — горячий). Правильно употреблять причастия с суффиксом -ся.
Правильно устанавливать согласование в словосочетаниях типа прич. + сущ.
Правильно ставить ударение в некоторых формах причастий.
Применять правила правописания падежных окончаний и суффиксов причастий;н иннв причастиях
и отглагольных именах прилагательных; написания гласной перед суффиксом -вш- действительных
причастий прошедшего времени, перед суффиксом -нн- страдательных причастий прошедшего
времени; написания нес причастиями.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Деепричастие
Характеризовать деепричастия как особую группу слов. Определять признаки глагола и наречия в
деепричастии.
Распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Проводить морфологический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике.
Конструировать деепричастный оборот. Определять роль деепричастия в предложении.
Уместно использовать деепричастия в речи.
Правильно ставить ударение в деепричастиях.
Применять правила написания гласных в суффиксах деепричастий; правила слитного и раздельного
написания не с деепричастиями.
Правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и
деепричастным оборотом.
Наречие
Распознавать наречия в речи. Определять общее грамматическое значение наречий; различать
разряды наречий по значению; характеризовать особенности словообразования наречий, их
синтаксических свойств, роли в речи.
Проводить морфологический анализ наречий, применять это умение в речевой практике.
Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в
них ударения.
Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий; написания ни нн в
наречиях на -о и -е; написания суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-;
употребления ьна конце наречий после шипящих; написания суффиксов наречий -ои -е после
шипящих; написания е и и в приставках не- и ни- наречий; слитного и раздельного написания нес
наречиями.
Слова категории состояния
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки слов категории состояния,
характеризовать их синтаксическую функцию и роль в речи.
Служебные части речи
Давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их отличия от самостоятельных
частей речи.
Предлог
Характеризовать предлог как служебную часть речи; различать производные и непроизводные
предлоги, простые и составные предлоги.
Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями;
соблюдать нормы правописания производных предлогов.
Соблюдать нормы употребления имѐн существительных и местоимений с предлогами, предлогов из
— с,в — на в составе словосочетаний; правила правописания производных предлогов.
Проводить морфологический анализ предлогов, применять это умение при выполнении языкового
анализа различных видов и в речевой практике.
Союз
Характеризовать союз как служебную часть речи; различать разряды союзов по значению, по
строению; объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов
предложения и частей сложного предложения.
Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями;
соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных
предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзом и.
Проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике.
Частица
Характеризовать частицу как служебную часть речи; различать разряды частиц по значению, по
составу; объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в
образовании форм глагола; понимать интонационные особенности предложений с частицами.
Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать
нормы правописания частиц.
Проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике.
Междометия и звукоподражательные слова
Характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению;
объяснять роль междометий в речи. Характеризовать особенности звукоподражательных слов и их
употребление в разговорной речи, в художественной литературе.
Проводить морфологический анализ междометий; применять это умение в речевой практике.
Соблюдать пунктуационные нормы оформления предложений с междометиями.
Различать грамматические омонимы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды, формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
всего
контрольные практические
работы
работы
4
0
3
02.09.2022
08.09.2022
Взаимопроверка, конструирование проблемной ситуации, сравнительный
анализ, планирование действий и решений
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Устный;
письменный
опрос;
тестирование;
«Открытый
урок».«Российская
электронная школа»
и «Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру»
.https://edu.gov.ru/
https://urok.1sept.ru/https:
//www.riash.ru/jour
http://uchitel.cuba-vision.
com/index.asp/
Весь русский язык
в таблицах. От
фонетики
до синтаксиса
_Соловьева Н.Н_2021 96с.pdf
0
0
09.09.2022
Характеризовать язык как развивающееся явление (в рамках изученного);
Понимать взаимосвязь языка, культуры и истории народа, приводить
соответствующие примеры;
Объяснять причины изменений, происходящих в языке на современном этапе
его развития;
Устный опрос;
«Открытый
урок».«Российская
электронная школа»
и «Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру»
.https://edu.gov.ru/
https://urok.1sept.ru/https:
//www.riash.ru/jour
http://uchitel.cuba-vision.
com/index.asp/
Весь русский язык
в таблицах. От
фонетики
до синтаксиса
_Соловьева Н.Н_2021 96с.pdf
Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ
1.1.
Повторение пройденного материала
Итого по разделу:
4
Раздел 2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
2.1.
Язык как развивающееся явление
Итого по разделу
Раздел 3. ЯЗЫК И РЕЧЬ
1
1
3.1.
Монолог и его виды
1
0
0
13.09.2022
Создавать различные виды монолога на бытовые, научно-учебные (в том числе Устный опрос;
лингвистические) темы (в течение учебного года);
Участвовать в диалогах разных видов: диалоге — запросе информации (ставить
и задавать вопрос; уместно использовать разнообразные реплики- стимулы;
запрашивать дополнительную информацию); диалоге — сообщении
информации (строить информативно значимый текст; мыслить и правильно
реализовывать свой замысел; привлекать и удерживать внимание, правильно
обращаться к собеседнику) (создание 8 и более реплик) (в течение учебного
года);
«Открытый
урок».«Российская
электронная школа»
и «Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру»
.https://edu.gov.ru/
https://urok.1sept.ru/https:
//www.riash.ru/jour
http://uchitel.cuba-vision.
com/index.asp/
Весь русский язык
в таблицах. От
фонетики
до синтаксиса
_Соловьева Н.Н_2021 96с.pdf
3.2.
Диалог и его виды
1
0
0
14.09.2022
Участвовать в диалогах разных видов: диалоге — запросе информации (ставить
и задавать вопрос; уместно использовать разнообразные реплики- стимулы;
запрашивать дополнительную информацию); диалоге — сообщении
информации (строить информативно значимый текст; мыслить и правильно
реализовывать свой замысел; привлекать и удерживать внимание, правильно
обращаться к собеседнику) (создание 8 и более реплик) (в течение учебного
года);
«Открытый
урок».«Российская
электронная школа»
и «Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру»
.https://edu.gov.ru/
https://urok.1sept.ru/https:
//www.riash.ru/jour
http://uchitel.cuba-vision.
com/index.asp/
Весь русский язык
в таблицах. От
фонетики
до синтаксиса
_Соловьева Н.Н_2021 96с.pdf
Итого по разделу
Раздел 4. ТЕКСТ
2
Устный опрос;
4.1.
Основные признаки текста (повторение) 1
0
0
15.09.2022
Характеризовать текст в аспекте его соответствия требованиям цельности,
связности, относительной законченности, композиционных особенностей;
Устный опрос;
«Открытый
урок».«Российская
электронная школа»
и «Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру»
.https://edu.gov.ru/
https://urok.1sept.ru/https:
//www.riash.ru/jour
http://uchitel.cuba-vision.
com/index.asp/
Весь русский язык
в таблицах. От
фонетики
до синтаксиса
_Соловьева Н.Н_2021 96с.pdf
4.2.
Рассуждение как функциональносмысловой тип речи
2
0
0
16.09.2022
Письменно подробно пересказывать текст-рассуждение с сохранением его
композиционно-речевых особенностей;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
«Открытый
урок».«Российская
электронная школа»
и «Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру»
.https://edu.gov.ru/
https://urok.1sept.ru/https:
//www.riash.ru/jour
http://uchitel.cuba-vision.
com/index.asp/
Весь русский язык
в таблицах. От
фонетики
до синтаксиса
_Соловьева Н.Н_2021 96с.pdf
4.3.
Информационная переработка текста
3
1
0
21.09.2022
23.09.2022
Анализировать содержание научно-учебного текста и осуществлять его
информационную переработку, составлять планы разных видов;
Устный опрос;
«Открытый
урок».«Российская
электронная школа»
и «Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру»
.https://edu.gov.ru/
https://urok.1sept.ru/https:
//www.riash.ru/jour
http://uchitel.cuba-vision.
com/index.asp/
Весь русский язык
в таблицах. От
фонетики
до синтаксиса
_Соловьева Н.Н_2021 96с.pdf
4.4.
Смысловой анализ текста
Итого по разделу:
2
0
0
27.09.2022
28.09.2022
Анализировать содержание научно-учебного текста и осуществлять его
информационную переработку, составлять планы разных видов;
Устный опрос;
«Открытый
урок».«Российская
электронная школа»
и «Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру»
.https://edu.gov.ru/
https://urok.1sept.ru/https:
//www.riash.ru/jour
http://uchitel.cuba-vision.
com/index.asp/
Весь русский язык
в таблицах. От
фонетики
до синтаксиса
_Соловьева Н.Н_2021 96с.pdf
1
29.09.2022
05.10.2022
Распознавать тексты публицистического и официально-делового стилей,
опираясь на анализ сферы применения, основной задачи, стилевых черт,
характерных языковых средств, использованных в тексте;
Устный;
письменный
опрос;
«Открытый
урок».«Российская
электронная школа»
и «Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру»
.https://edu.gov.ru/
https://urok.1sept.ru/https:
//www.riash.ru/jour
http://uchitel.cuba-vision.
com/index.asp/
Весь русский язык
в таблицах. От
фонетики
до синтаксиса
_Соловьева Н.Н_2021 96с.pdf
8
Раздел 5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА
5.1.
Публицистический стиль
4
0
5.2.
Официально деловой стиль
Итого по разделу:
2
0
1
06.10.2022
07.10.2022
Создавать тексты публицистического стиля: интервью, репортаж, заметку;
Устный;
письменный
опрос;
«Открытый
урок».«Российская
электронная школа»
и «Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру»
.https://edu.gov.ru/
https://urok.1sept.ru/https:
//www.riash.ru/jour
http://uchitel.cuba-vision.
com/index.asp/
Весь русский язык
в таблицах. От
фонетики
до синтаксиса
_Соловьева Н.Н_2021 96с.pdf
0
11.10.2022
Различать слова самостоятельных и служебных частей речи;
Устный опрос;
«Открытый
урок».«Российская
электронная школа»
и «Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру»
.https://edu.gov.ru/
https://urok.1sept.ru/https:
//www.riash.ru/jour
http://uchitel.cuba-vision.
com/index.asp/
Весь русский язык
в таблицах. От
фонетики
до синтаксиса
_Соловьева Н.Н_2021 96с.pdf
6
Раздел 6. СИСТЕМА ЯЗЫКА: МОРФОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
6.1.
Морфология как раздел науки
о языке (обобщение)
1
0
6.2.
Причастие как особая группа слов
20
3
2
12.10.2022
24.11.2022
Знать суффиксы причастий;
Распознавать причастия по общему грамматическому значению и суффиксам;
Определять основания для сравнения и сравнивать причастия и глаголы,
причастия и имена прилагательные;
Определять основания для сравнения и сравнивать действительные и
страдательные причастия настоящего и прошедшего времени;
Объяснять механизм образования действительных и страдательных причастий
настоящего и прошедшего времени;
Выбирать суффикс действительных и страдательных причастий настоящего
времени в зависимости от спряжения;
Определять гласную перед суффиксом -вш- действительных причастий
прошедшего времени, перед суффиксом -нн- страдательных причастий
прошедшего времени;
Различать полные и краткие формы страдательных причастий прошедшего
времени;
Описывать смысловые, морфологические и синтаксические особенности
краткой формы страдательных причастий прошедшего времени;
Использовать знание грамматических особенностей и орфографических правил
при написании суффиксов -нн- и -енн- полных форм страдательных причастий
и суффиксов -н- и -ен- кратких форм страдательных причастий;
Определять падежную форму причастий;
Выбирать гласную в падежном окончании причастий;
Определять роль причастия в словосочетании;
Различать словосочетания с причастием в роли главного слова и
словосочетание с причастием — зависимым словом;
Распознавать причастный оборот в составе предложения, определять его
границы, место по отношению к определяемому слову;
Объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с причастным
оборотом;
Конструировать предложения с причастным оборотом;
Выполнять морфологический анализ причастий;
Устный;
письменный
опрос;
тестирование;
контрольная
работа;
«Открытый
урок».«Российская
электронная школа»
и «Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру»
.https://edu.gov.ru/
https://urok.1sept.ru/https:
//www.riash.ru/jour
http://uchitel.cuba-vision.
com/index.asp/
Весь русский язык
в таблицах. От
фонетики
до синтаксиса
_Соловьева Н.Н_2021 96с.pdf
6.3.
Деепричастие как особая группа слов
14
2
4
25.11.2022
20.12.2022
Знать суффиксы деепричастий;
Распознавать деепричастия по общему грамматическому значению и
суффиксам;
Определять основания для сравнения и сравнивать деепричастия и глаголы,
деепричастия и наречия;
Определять основания для сравнения и сравнивать деепричастия совершенного
и несовершенного вида;
Объяснять механизм образования деепричастий совершенного и
несовершенного вида;
Выбирать суффикс при образовании деепричастий совершенного и
несовершенного вида;
Определять гласную перед суффиксами -в, -вши деепричастий;
Определять роль деепричастия в словосочетании;
Распознавать деепричастный оборот в составе предложения, определять его
границы;
Объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с деепричастным
оборотом;
Конструировать предложения с деепричастным оборотом;
Выбирать слитное или раздельное написание не с деепричастиями;
Выполнять морфологический анализ деепричастий;
Характеризовать роль деепричастий в тексте;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
«Открытый
урок».«Российская
электронная школа»
и «Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру»
.https://edu.gov.ru/
https://urok.1sept.ru/https:
//www.riash.ru/jour
http://uchitel.cuba-vision.
com/index.asp/
Весь русский язык
в таблицах. От
фонетики
до синтаксиса
_Соловьева Н.Н_2021 96с.pdf
6.4.
Наречие
21
1
5
21.12.2022
07.02.2023
Распознавать наречия и аргументированно доказывать принадлежность слов к
этой части речи;
Характеризовать наречия в аспекте их принадлежности к различным разрядам
по значению;
Различать наречия разных разрядов по значению;
Опознавать и характеризовать формы сравнительной и превосходной степеней
сравнения наречий;
Различать формы сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий
и имѐн прилагательных, объяснять, как они образуются;
Образовывать простую и составную формы сравнительной и превосходной
степеней сравнения наречий;
Выбирать слитное, дефисное, раздельное написание наречий;
Устный;
письменный
опрос;
сочинение;
«Открытый
урок».«Российская
электронная школа»
и «Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру»
.https://edu.gov.ru/
https://urok.1sept.ru/https:
//www.riash.ru/jour
http://uchitel.cuba-vision.
com/index.asp/
Весь русский язык
в таблицах. От
фонетики
до синтаксиса
_Соловьева Н.Н_2021 96с.pdf
6.5.
Слова категории состояния
2
0
2
08.02.2023
09.02.2023
Распознавать слова категории состояния по общему грамматическому
значению, морфологическим признакам, роли в предложении и типичным
суффиксам;
Различать слова категории состояния и наречия;
Определять основания для сравнения и сравнивать наречия и слова категории
состояния;
Характеризовать роль слов категории состояния в тексте;
;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
«Открытый
урок».«Российская
электронная школа»
и «Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру»
.https://edu.gov.ru/
https://urok.1sept.ru/https:
//www.riash.ru/jour
http://uchitel.cuba-vision.
com/index.asp/
Весь русский язык
в таблицах. От
фонетики
до синтаксиса
_Соловьева Н.Н_2021 96с.pdf
6.6.
Служебные части речи
1
0
0
10.02.2023
;
Опознавать слова служебных частей речи;
Различать предлоги, союзы и частицы на основе анализа их функций;
Устный опрос;
«Открытый
урок».«Российская
электронная школа»
и «Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру»
.https://edu.gov.ru/
https://urok.1sept.ru/https:
//www.riash.ru/jour
http://uchitel.cuba-vision.
com/index.asp/
Весь русский язык
в таблицах. От
фонетики
до синтаксиса
_Соловьева Н.Н_2021 96с.pdf
6.7.
Предлог
12
0
0
14.02.2023
09.03.2023
;
Распознавать предлоги в составе предложно-падежных форм, словосочетаний и
предложений;
Характеризовать функции предлогов;
Определять падежную форму именных частей речи в составе предложнопадежных форм;
Анализировать предлоги в аспекте их строения и происхождения;
На основе анализа различать предлоги разных разрядов, группы производных
предлогов;
Определять основания для сравнения и сравнивать производные предлоги и
созвучные предложно-падежные формы (в течение — в течении, навстречу —
на встречу);
Объяснять написание производных предлогов, написание предлогов с
именными частями речи;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
«Открытый
урок».«Российская
электронная школа»
и «Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру»
.https://edu.gov.ru/
https://urok.1sept.ru/https:
//www.riash.ru/jour
http://uchitel.cuba-vision.
com/index.asp/
Весь русский язык
в таблицах. От
фонетики
до синтаксиса
_Соловьева Н.Н_2021 96с.pdf
6.8.
Союз
12
0
1
10.03.2023
07.04.2023
Распознавать союзы, использованные как средство связи однородных членов
предложения и частей сложного предложения, характеризовать их функции;
Определять основания для сравнения и сравнивать конструкции с
однородными членами, связанными сочинительными союзами, и
сложносочинѐнные предложения;
Использовать навыки пунктуационного анализа простых предложений с
однородными членами и сложносочинѐнных предложений в практике письма;
Анализировать союзы в аспекте их строения и происхождения;
На основе анализа различать союзы разных разрядов;
Объяснять написание производных союзов;
;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
«Открытый
урок».«Российская
электронная школа»
и «Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру»
.https://edu.gov.ru/
https://urok.1sept.ru/https:
//www.riash.ru/jour
http://uchitel.cuba-vision.
com/index.asp/
Весь русский язык
в таблицах. От
фонетики
до синтаксиса
_Соловьева Н.Н_2021 96с.pdf
6.9.
Частица
12
0
2
11.04.2023
28.04.2023
На основе анализа различать частицы разных разрядов;
Выполнять морфологический анализ частиц;
Использовать частицы разных разрядов в собственной речи;
Определять экспрессивное использование частиц в художественном тексте;
Характеризовать интонационные особенности предложений с частицами и
правильно интонировать такие предложения;
Характеризовать смысловые различия частиц не и ни;
Выбирать слитное или раздельное написание не с разными частями речи;
Различать частицы бы, ли, же и части союзов чтобы, тоже, также на основе
грамматического анализа и выбирать правильное написание;
Соблюдать нормы правописания частиц -то, -таки, -ка;
;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
«Открытый
урок».«Российская
электронная школа»
и «Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру»
.https://edu.gov.ru/
https://urok.1sept.ru/https:
//www.riash.ru/jour
http://uchitel.cuba-vision.
com/index.asp/
Весь русский язык
в таблицах. От
фонетики
до синтаксиса
_Соловьева Н.Н_2021 96с.pdf
6.10.
Междометия
и звукоподражательные слова
4
0
0
02.05.2023
05.05.2023
Распознавать междометия в предложении и тексте на основе анализа их
функций в речи;
Различать междометия разных разрядов;
Характеризовать роль междометий разных разрядов в речи;
Использовать междометия разных разрядов в собственной речи для выражения
различных чувств и побуждений, а также в качестве форм приветствия,
выделяя их интонационно;
Определять роль междометий и звукоподражательных слов как средств
создания экспрессии разговорной и художественной речи;
Выполнять морфологический анализ междометий;
;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
«Открытый
урок».«Российская
электронная школа»
и «Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру»
.https://edu.gov.ru/
https://urok.1sept.ru/https:
//www.riash.ru/jour
http://uchitel.cuba-vision.
com/index.asp/
Весь русский язык
в таблицах. От
фонетики
до синтаксиса
_Соловьева Н.Н_2021 96с.pdf
6.11.
Омонимия слов разных частей речи
2
0
0
10.05.2023
11.05.2023
Распознавать омонимию слов разных частей речи;
На основе грамматического анализа различать омонимичные части речи;
Различать лексическую и грамматическую омонимию;
Понимать особенности употребления омонимов в речи;
;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
«Открытый
урок».«Российская
электронная школа»
и «Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру»
.https://edu.gov.ru/
https://urok.1sept.ru/https:
//www.riash.ru/jour
http://uchitel.cuba-vision.
com/index.asp/
Весь русский язык
в таблицах. От
фонетики
до синтаксиса
_Соловьева Н.Н_2021 96с.pdf
Итого по разделу:
Раздел 7. ПОВТОРЕНИЕ
101
7.1.
Повторение пройденного материала
Итого по разделу:
4
0
0
12.05.2022
26.05.2022
4
Раздел 8. СОЧИНЕНИЯ, ИЗЛОЖЕНИЯ, КОНТРОЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
8.1.
Сочинения (в течение года)
2
0
0
8.2.
Изложения (в течение года)
3
0
0
8.3.
Контрольные и проверочные работы (в
течение года)
5
5
0
12
21
Итого по разделу:
10
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
136
Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления,
происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
«Открытый
урок».«Российская
электронная школа»
и «Московская
электронная школа».
«Афоризм.ру»
.https://edu.gov.ru/
https://urok.1sept.ru/https:
//www.riash.ru/jour
http://uchitel.cuba-vision.
com/index.asp/
Весь русский язык
в таблицах. От
фонетики
до синтаксиса
_Соловьева Н.Н_2021 96с.pdf
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
Виды, формы
изучения контроля
1.
Повторение.
Словообразование
самостоятельных частей
речи
1
0
0
02.09.2022 Устный опрос;
2.
Повторение. Правописание 1
корней, приставок
0
1
06.09.2022 Письменный
контроль;
3.
Повторение. Правописание 1
суффиксов, окончаний
0
1
07.09.2022 Тестирование;
4.
Повторение:
1
грамматические
(морфологические) нормы.
Грамматические словари и
справочники
0
1
08.09.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
5.
Язык как развивающееся
1
явление. Взаимосвязь
языка, культуры и истории
народа
0
0
09.09.2022 Устный опрос;
6.
Монолог и его виды
1
0
0
13.09.2022 Устный опрос;
7.
Диалог и его виды
1
0
0
14.09.2022 Устный опрос;
8.
Повторение. Основные
признаки текста
1
0
0
15.09.2022 Устный опрос;
9.
Рассуждение как
1
функционально-смысловой
тип речи
0
0
16.09.2022 Устный опрос;
10.
Структурные особенности 1
текста-рассуждения.
Рассуждениедоказательство,
рассуждение-объяснение,
рассуждение-размышление
0
0
20.09.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
11.
Информационная
переработка текста: план
текста (простой, сложный;
назывной, вопросный,
тезисный)
0
0
21.09.2022 Письменный
контроль;
1
12.
Главная и второстепенная
информация текста
1
0
0
22.09.2022 Устный опрос;
13.
Композиционные
особенности текста;
микротемы и абзацы
1
0
0
23.09.2022 Устный опрос;
14.
Способы и средства связи
предложений в тексте
1
0
0
27.09.2022 Устный опрос;
15.
Подробное изложение
текста
1
0
1
28.09.2022 Изложение;
16.
Публицистический стиль.
Языковые средства
выразительности в тексте
публицистического стиля
1
0
0
29.09.2022 Устный опрос;
17.
Основные жанры
публицистического стиля.
Статья. Очерк
1
0
0
30.09.2022 Устный опрос;
18.
Основные жанры
публицистического стиля.
Интервью. Репортаж
1
0
0
04.10.2022 Устный опрос;
19.
Создание текста
публицистического стиля
1
0
1
05.10.2022 Письменный
контроль;
20.
Официально-деловой стиль 1
0
0
06.10.2022 Устный опрос;
21.
Инструкция как жанр
официально-делового
стиля
1
0
1
07.10.2022 Практическая
работа;
22.
Морфология как раздел
науки о языке (повторение
и обобщение)
1
0
0
11.10.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
23.
Причастие как особая
форма глагола. Признаки
глагола и имени
прилагательного в
причастии
1
0
0
12.10.2022 Устный опрос;
24.
Роль причастий в
предложении
1
0
0
13.10.2022 Письменный
контроль;
25.
Склонение причастий,
правописание гласных в
падежных окончаниях
причастий
1
0
0
14.10.2022 Письменный
контроль;
26.
Нормы согласования
причастий с
существительными
1
0
0
18.10.2022 Письменный
контроль;
27.
Причастный оборот. Знаки 1
препинания в
предложениях с
причастным оборотом
0
0
19.10.2022 Письменный
контроль;
28.
Сочинение - описание
1
картины с использованием
причастий и причастных
оборотов
0
1
20.10.2022 Сочинение;
29.
Действительные и
страдательные причастия
настоящего и прошедшего
времени
1
0
0
21.10.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
30.
Полные и краткие формы
причастий
1
0
0
25.10.2022 Письменный
контроль;
31.
Контрольная работа за 1
четверть
1
1
0
26.10.2022 Тестирование;
32.
Работа над
1
ошибками.Действительные
причастия прошедшего
времени, их образование и
правописание
0
0
27.10.2022 Письменный
контроль;
33.
Страдательные причастия
настоящего времени, их
образование и
правописание
1
0
0
08.11.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
34.
Страдательные причастия
прошедшего времени, их
образование и
правописание
1
0
0
09.11.2022 Письменный
контроль;
35.
Морфологический анализ
причастий
1
0
0
10.11.2022 Письменный
контроль;
36.
Правописание гласных
перед Н в суффиксах
страдательных причастий
1
0
0
11.11.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
37.
Выборочное изложение
текста
1
0
1
15.11.2022 Изложение;
38.
Одна и две буквы Н в
суффиксах страдательных
причастий прошедшего
времени и отглагольных
прилагательных
1
0
0
16.11.2022 Письменный
контроль;
39.
Уместное использование
причастий в речи
1
0
0
17.11.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
40.
Слитное и раздельное
написание НЕ с
причастиями
1
0
0
18.11.2022 Письменный
контроль;
41.
Буква Ё после шипящих в
суффиксах страдательных
причастий прошедшего
времени и отглагольных
прилагательных
1
0
0
22.11.2022 Письменный
контроль;
42.
Правописание причастий.
Практикум
1
0
1
23.11.2022 Практическая
работа;
43.
Повторение темы
"Причастие".
1
1
0
24.11.2022 Контрольная
работа;
44.
Деепричастие как особая
форма глагола. Признаки
глагола и наречия в
деепричастии
1
0
0
25.11.2022 Письменный
контроль;
45.
Деепричастия
совершенного и
несовершенного вида.
Суффиксы деепричастий
1
0
0
29.11.2022 Письменный
контроль;
46.
Нормы образования
деепричастий
1
0
0
30.11.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
47.
Обособление одиночных
деепричастий
1
0
0
01.12.2022 Письменный
контроль;
48.
Деепричастный оборот
1
0
0
02.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
49.
Пунктуационное
оформление предложений
с одиночными
деепричастиями и
деепричастными
оборотами
1
0
1
06.12.2022 Тестирование;
50.
Повествование с
элементами рассуждения
1
0
1
07.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
51.
Морфологический анализ
деепричастий
1
0
1
08.12.2022 Практическая
работа;
52.
Слитное и раздельное
написание НЕ с
деепричастиями
1
0
0
09.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
53.
Уместное использование
деепричастий в речи.
Практикум
1
0
1
13.12.2022 Тестирование;
54.
Сочинение-рассуждение
1
0
1
14.12.2022 Сочинение;
55.
Работа над ошибками
1
0
0
15.12.2022 Письменный
контроль;
56.
Повторение темы
"Деепричастие".
1
1
0
16.12.2022 Диктант;
57.
Работа над ошибками
1
0
0
20.12.2022 Письменный
контроль;
58.
Наречие как
самостоятельная
неизменяемая часть речи
1
0
0
21.12.2022 Устный опрос;
59.
Разряды наречий по
значению
1
0
0
22.12.2022 Письменный
контроль;
60.
Словообразование наречий 1
0
0
23.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
61.
Роль наречий в тексте
1
0
0
27.12.2022 Устный опрос;
62.
Выражение различных
обстоятельственных
значений с помощью
наречий
1
0
0
28.12.2022 Письменный
контроль;
63.
Степени сравнения
наречий
1
0
0
29.12.2022 Письменный
контроль;
64.
Сочинение-описание
картины
1
0
1
10.01.2023 Сочинение;
65.
Анализ сочинений.Нормы
произношения и
постановки ударения в
наречиях
1
0
0
11.01.2023 Письменный
контроль;
66.
Морфологический анализ
наречия
1
0
0
12.01.2023 Письменный
контроль;
67.
Устный пересказ текста с
использованием наречий в
различных функциях
1
0
0
13.01.2023 Устный опрос;
68.
Слитное и раздельное
1
написание НЕ с наречиями
0
0
17.01.2023 Письменный
контроль;
69.
Дефис между частями
слова в наречиях
1
0
0
18.01.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
70.
Слитное и раздельное
написание наречий,
образованных от
существительных и
количественных
числительных
1
0
0
19.01.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
71.
Правописание НЕ- и НИ- в 1
наречиях
0
0
20.01.2023 Письменный
контроль;
72.
Правописание Н и НН в
суффиксах наречий
1
0
0
24.01.2023 Письменный
контроль;
73.
Изложение с изменением
лица рассказчика
1
0
1
25.01.2023 Изложение;
74.
Наречие как средство
грамматической связи
предложений и частей
текста
1
0
0
26.01.2023 Письменный
контроль;
75.
Правописание О – Е после
шипящих в суффиксах
наречий
1
0
0
27.01.2023 Письменный
контроль;
76.
Правописание гласных О и 1
А в суффиксах наречий с
приставками ИЗ-, ДО-, С-,
В-, ЗА-, НА-
0
0
31.01.2023 Письменный
контроль;
77.
Употребление Ь на конце
наречий после шипящих
1
0
0
01.02.2023 Письменный
контроль;
78.
Правописание наречий.
Практикум
1
0
1
02.02.2023 Практическая
работа;
79.
Повторение темы
"Наречие".
1
1
0
03.02.2023 Контрольная
работа;
80.
Анализ проверочной
работы.
1
0
0
07.02.2023 Письменный
контроль;
81.
Вопрос о словах категории 1
состояния в системе частей
речи
0
1
08.02.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
82.
Различение наречий и слов 1
категории состояния.
Проверочная работа
0
1
09.02.2023 Практическая
работа;
83.
Служебные части речи и
их отличия от
самостоятельных частей
речи
1
0
0
10.02.2023 Письменный
контроль;
84.
Подробное изложение
текста с сочетанием
разных типов речи
1
0
1
14.02.2023 Изложение;
85.
Анализ
изложений.Предлог как
служебная часть речи
1
0
0
15.02.2023 Письменный
контроль;
86.
Грамматические функции
предлогов
1
0
0
16.02.2023 Устный опрос;
87.
Разряды предлогов по
строению: простые,
сложные, составные
1
0
0
17.02.2023 Письменный
контроль;
88.
Правописание сложных
предлогов
1
0
0
21.02.2023 Письменный
контроль;
89.
Производные и
непроизводные предлоги
1
0
0
22.02.2023 Письменный
контроль;
90.
Правильное использование 1
непроизводных предлогов.
Практикум
0
0
24.02.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
91.
Правильное образование
предложно-падежных
форм с производными
предлогами
1
0
0
28.02.2023 Письменный
контроль;
92.
Слитное написание
производных предлогов
1
0
0
01.03.2023 Письменный
контроль;
93.
Раздельное написание
производных предлогов
1
0
0
02.03.2023 Письменный
контроль;
94.
Употребление предлогов в
речи
1
0
0
03.03.2023 Письменный
контроль;
95.
Морфологический анализ
предлога
1
0
0
07.03.2023 Письменный
контроль;
96.
Повторение темы
"Предлог".
1
0
1
09.03.2023 Тестирование;
97.
Работа над
ошибками.Союз как
служебная часть речи
1
0
0
10.03.2023 Письменный
контроль;
98.
Разряды союзов по
строению (простые и
составные) и значению
(сочинительные и
подчинительные)
1
0
0
14.03.2023 Письменный
контроль;
99.
Сочинение с сочетанием
разных типов речи
1
0
1
15.03.2023 Сочинение;
100. Анализ
1
сочинений.Сочинительные
(соединительные,
противительные,
разделительные) союзы
0
0
16.03.2023 Письменный
контроль;
101. Одиночные, двойные и
повторяющиеся
сочинительные союзы,
знаки препинания в
предложениях с ними
1
0
0
17.03.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
102. Подчинительные союзы
1
0
0
21.03.2023 Письменный
контроль;
103. Употребление союзов в
тексте
1
0
0
22.03.2023 Устный опрос;
104. Использование союзов как
средства связи
предложений и частей
текста
1
0
0
23.03.2023 Письменный
контроль;
105. Сжатое изложение
публицистического текста
1
0
0
24.03.2023 Изложение;
106. Слитное написание союзов 1
ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ,
ЗАТО
0
0
04.04.2023 Письменный
контроль;
107. Правописание составных
союзов
1
0
0
05.04.2023 Письменный
контроль;
108. Морфологический анализ
союза
1
0
0
06.04.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
109. Союзы и союзные слова
1
0
0
07.04.2023 Тестирование;
110. Частица как служебная
часть речи
1
0
0
11.04.2023 Устный опрос;
111. Роль частиц в речи
1
0
0
12.04.2023 Письменный
контроль;
112. Разряды частиц по
1
значению и употреблению.
Формообразующие
частицы
0
0
13.04.2023 Письменный
контроль;
113. Смысловые частицы
1
0
0
14.04.2023 Письменный
контроль;
114. Интонационные
особенности предложений
с частицами
1
0
0
18.04.2023 Устный опрос;
115. Смысловые различия
частиц НЕ и НИ
1
0
0
19.04.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
116. Различение приставки НЕи частицы НЕ
1
0
0
20.04.2023 Письменный
контроль;
117. Слитное и раздельное
написание НЕ с разными
частями речи (обобщение)
1
0
0
21.04.2023 Письменный
контроль;
118. Морфологический анализ
частицы
1
0
0
25.04.2023 Письменный
контроль;
119. Сочинение-рассуждение с
использованием
смысловых частиц
1
0
1
26.04.2023 Сочинение;
120. Повторение темы
"Частица"
1
0
1
27.04.2023 Письменный
контроль;
121. Повторение темы
"Служебные части речи".
Проверочная работа
1
0
1
28.04.2023 Зачет;
122. Междометия как особая
группа слов. Разряды
междометий.
Морфологический анализ
междометий
1
0
0
02.05.2023 Письменный
контроль;
123. Роль междометий в речи
1
0
0
03.05.2023 Устный опрос;
124. Звукоподражательные
1
слова. Морфологический
анализ
звукоподражательных
слов. Употребление
звукоподражательных слов
в речи
0
0
04.05.2023 Письменный
контроль;
125. Интонационное и
1
пунктуационное выделение
междометий и
звукоподражательных слов
в предложении
0
0
05.05.2023 Письменный
контроль;
126. Сочинение-описание
картины
1
0
1
10.05.2023 Сочинение;
127. Анализ
1
сочинений.Грамматическая
омонимия
0
0
11.05.2023 Тестирование;
128. Повторение изученного в 7 1
классе
0
1
12.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
129. Подробное изложение
текста
1
0
1
16.05.2023 Изложение;
130. Анализ изложений
1
0
0
17.05.2023 Устный опрос;
131. Повторение. Лексика и
фразеология
1
0
0
18.05.2023 Письменный
контроль;
132. Повторение. Морфемика и
словообразование
1
0
0
19.05.2023 Письменный
контроль;
133. Итоговая контрольная
работа
1
1
0
23.05.2023 Контрольная
работа;
134. Анализ контрольной
работы.Повторение.
Морфология. Синтаксис
1
0
0
24.05.2023 Письменный
контроль;
135. Повторение изученного в 7 1
классе.
0
0
25.05.2023 Письменный
контроль;
136. Повторение. Основные
разделы лингвистики
0
0
26.05.2023 Устный опрос;
5
28
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 136
ПО ПРОГРАММЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и другие; под редакцией Быстровой Е.А. Русский язык (в 2 частях), 7 класс/ ООО
«Русское слово-учебник»;
«Best-language»,Виды разбора на уроках русск. языка. 5-11кл_Еремина Е.А_2020- -96с.PDF
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
«Открытый урок».«Российская электронная школа» и «Московская электронная
школа».«Афоризм.ру».https://edu.gov.ru/
https://urok.1sept.ru/https://www.riash.ru/jour
http://uchitel.cuba-vision.com/index.asp/
Весь русский язык в таблицах. От фонетики до синтаксиса_Соловьева Н.Н_2021 -96с.pdf
Виды разбора на уроках русск. языка. 5-11кл_Еремина Е.А_2020- -96с.PDF
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Фоксфорд, Skyes, РЭШ, МЭШ, ProgressMe, LearningApps, WordWall, Quizlet, Яндекс.Учебник, Якласс, Учи.ру,
ИнтернетУрок.https://edu.gov.ru/https://edsoo.ru/http://www.gramota.ru/http://www.textologia.ru/http://dic.academic.ru/
https://ruscorpora.ru/new/https://therules.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и другие; под редакцией Быстровой Е.А. Русский язык (в 2 частях), 7
класс/ ООО «Русское слово-учебник»;
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Учебник по русскому языку. 7 класс.
Справочные пособия (энциклопедии, справочники по русскому языку)
Таблицы по русскому языку по всем разделам школьного курса.
Схемы по русскому языку по всем разделам школьного курса