ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе положений и требований
к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с
Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом
Примерной программы воспитания (2020 г.). Обществознание играет ведущую роль в выполнении
школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет
последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества,
различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными
институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные
нормы.
Изучение курса «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях
его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и
обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении курса различных источников социальной информации, включая СМИ и
Интернет, помогает школьникам освоить язык современной культурной, социально-экономической и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать
необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение учебного курса «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры
и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я»,
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в
обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
— воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;
— развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов,
приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и
законодательстве Российской Федерации;
— развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом
возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры,
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению,
самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой
деятельности;
— формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному
уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение
учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах,
нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
— овладение умениями функционально грамотного человека: получать из разнообразных
источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать,
анализировать полученные данные;
— освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
— создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с
различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными
институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе;
— формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений
между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейнобытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет
34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и его социальное окружение
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного.
Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности человека.
Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование
личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.
Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция.
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и
самого себя как вид деятельности.
Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося.
Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных
условиях.
Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные
отношения (деловые, личные).
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг.
Свободное время подростка.
Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях.
Общество, в котором мы живём
Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни. Основные сферы
жизни общества и их взаимодействие.
Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды
экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны.
Политическая жизнь общества. Россия — многонациональное государство. Государственная власть
в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской
Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств.
Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа.
Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества.
Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями международного
сообщества и международных организаций.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания
обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам
обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Примерной программы
воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом,
знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в
программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из
возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение
содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в
основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовнонравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся
руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных
решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у
обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта
конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в
том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины —
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других,
повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции
в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие
примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и
их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать
риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть
готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между
собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Человек и его социальное окружение
— осваивать и применять знания о социальных свойствах человека, формировании личности,
деятельности человека и её видах, образовании, правах и обязанностях учащихся, общении и его
правилах, особенностях взаимодействия человека с другими людьми;
— характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах
семьи, семейных традиций; характеризовать основные потребности человека, показывать их
индивидуальный характер; особенности личностного становления и социальной позиции людей с
ограниченными возможностями здоровья; деятельность человека; образование и его значение для
человека и общества;
— приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и особенностей в
современных условиях; малых групп, положения человека в группе; конфликтных ситуаций в
малой группе и конструктивных разрешений конфликтов; проявлений лидерства, соперничества
и сотрудничества людей в группах;
— классифицировать по разным признакам виды деятельности человека, потребности людей;
— сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; свойства человека и
животных; виды деятельности (игра, труд, учение);
— устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах; целей, способов и
результатов деятельности, целей и средств общения;
— использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности общения
как социального явления, познания человеком мира и самого себя как вида деятельности, роли
непрерывного образования, значения личного социального опыта при осуществлении
образовательной деятельности и общения в школе, семье, группе сверстников;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный
опыт своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, к различным
способам выражения личной индивидуальности, к различным формам неформального общения
подростков;
— решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и обязанностей учащегося;
отражающие особенности отношений в семье, со сверстниками, старшими и младшими;
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе извлечений
из Закона «Об образовании в Российской Федерации»; составлять на их основе план,
преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
— искать и извлекать информацию о связи поколений в нашем обществе, об особенностях
подросткового возраста, о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
— анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию о человеке
и его социальном окружении из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций в СМИ;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения, в ситуациях
взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья; оценивать своё отношение
к учёбе как важному виду деятельности;
— приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в
повседневной жизни для выстраивания отношений с представителями старших поколений, со
сверстниками и младшими по возрасту, активного участия в жизни школы и класса;
— приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей,
взаимопонимания между людьми разных культур.
Общество, в котором мы живём
— осваивать и применять знания об обществе и природе, положении человека в обществе;
процессах и явлениях в экономической жизни общества; явлениях в политической жизни
общества, о народах России, о государственной власти в Российской Федерации; культуре и
духовной жизни; типах общества, глобальных проблемах;
— характеризовать устройство общества, российское государство, высшие органы
государственной власти в Российской Федерации, традиционные российские духовнонравственные ценности, особенности информационного общества;
— приводить примеры разного положения людей в обществе, видов экономической
деятельности, глобальных проблем;
— классифицировать социальные общности и группы;
— сравнивать социальные общности и группы, положение в обществе различных людей;
различные формы хозяйствования;
— устанавливать взаимодействия общества и природы, человека и общества, деятельности
основных участников экономики;
— использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) влияния природы
на общество и общества на природу сущности и взаимосвязей явлений, процессов социальной
действительности;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт своё отношение к проблемам взаимодействия человека и
природы, сохранению духовных ценностей российского народа;
— решать познавательные и практические задачи (в том числе задачи, отражающие
возможности юного гражданина внести свой вклад в решение экологической проблемы);
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся
отношений человека и природы, устройства общественной жизни, основных сфер жизни
общества;
— извлекать информацию из разных источников о человеке и обществе, включая информацию о
народах России;
— анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию, включая
экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций в СМИ; используя обществоведческие знания, формулировать выводы;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия
духовным традициям общества;
— использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в практической
деятельности, направленной на охрану природы; защиту прав потребителя (в том числе
потребителя финансовых услуг), на соблюдение традиций общества, в котором мы живём;
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе взаимопонимания между людьми
разных культур; осознавать ценность культуры и традиций народов России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
всего
контрольные практические
работы
работы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
08.09.2022
12.10.2022
;
Осваивать и применять знания о социальных свойствах человека: распознавать в предлагаемых ситуациях
особенности биологического и социального в человеке;
Сравнивать свойства человека и животных: отбирать приведённые в тексте описания свойств; называть
особенности, свойственные только человеку;
Характеризовать основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер: описывать ситуации
конкретного содержания;
Классифицировать потребности людей: составлять классификационную таблицу на две-три строки;
Формировать ценностное отношение к окружающим людям;
Выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
Осваивать и применять знания о формировании личности: находить соответствующие сведения в учебном тексте и
сравнительных таблицах;
Сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»: различать основные смыслы понятий и
отражаемые ими черты природы человека;
Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт своё отношение
к различным способам выражения личной индивидуальности: формулировать суждения на основе информации,
предложенной учителем; выражать своё отношение к поступкам людей в конкретных ситуациях;
Искать и извлекать из разных источников информацию о связи поколений в нашем обществе, об особенностях
подросткового возраста: выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе
учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в
Интернете;
Приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для
выстраивания отношений с представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по возрасту:
выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты. Основы функциональной грамотности:
глобальные компетенции;
Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и
жизни в целом;
Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
Характеризовать особенности личностного становления и социальной позиции людей с ограниченными
возможностями здоровья: описывать проявления воли, настойчивости, целеустремлённости и других личностных
качеств этих людей;
Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт своё отношение
к людям с ограниченными возможностями здоровья: формулировать суждения на основе информации,
предложенной учителем; выражать своё отношение к поступкам людей в конкретных ситуациях;
Оценивать собственные поступки и поведение других людей в ситуациях взаимодействия с людьми с
ограниченными возможностями здоровья: выражать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. Основы
функциональной грамотности: глобальные компетенции Формировать ценностное отношение к окружающим
людям;
Выявлять причинно-следственные связи при изучении факторов формирования личности;
Выбирать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
https://resh.edu.ru/
Раздел 1. Человек и его социальное окружение
1.1.
Социальное
становление
человека
6
1
0
1.2.
Деятельность
человека.
Учебная
деятельность
школьника
4
0
0
28.10.2022
16.11.2022
;
Осваивать и применять знания о деятельности человека и её видах: распознавать в предлагаемых ситуациях цели и
результаты деятельности;
Приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и особенностей в современных условиях:
находить соответствующие факты в предоставленных учителем текстах и иллюстрациях, привлекать собственный
опыт;
Классифицировать по разным признакам виды деятельности человека: выделять основание для классификации и
заполнять сравнительную таблицу;
Сравнивать виды деятельности (игра, труд, учение): составлять таблицу, выделяя общие черты и различия;
Устанавливать и объяснять взаимосвязь целей, способов и результатов деятельности: описывать результаты
деятельности в зависимости от цели и способа её осуществления;
Использовать полученные знания для объяснения (устно- го и письменного) познания человеком мира и самого
себя как вида деятельности, роли непрерывного образования, значения личного социального опыта при
осуществлении образовательной деятельности: объяснять цели и результаты познавательной деятельности в
конкретных жизненных ситуациях;
Осваивать и применять знания о праве на образование, об образовании и его уровнях в РФ: находить данные в
учебных материалах и предоставленных учителем источниках;
Овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, предложенных учителем, в том числе
извлечений из Закона «Об образовании в Российской Федерации»: составлять на их основе план, преобразовывать
текстовую информацию в таблицу, схему. Основы функциональной грамотности: читательская грамотность;
Извлекать информацию о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных источников (в том числе
учебных материалов): заполнять таблицу и составлять план;
Оценивать своё отношение к учёбе как к важному виду деятельности и значение получения образования для своего
будущего: выражать свою точку зрения, участвовать в дискуссии;
Содействовать мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
Давать адекватную оценку собственного отношения к учению, умения учиться и возможности его развития;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
1.3.
Общение и его
роль в жизни
человека
2
0
0
23.11.2022
30.11.2022
;
Осваивать и применять знания об общении и его прави- лах: находить и извлекать из текстов разного характера и
жанра сведения о необходимости общения, его роли и правилах, особенностях общения подростков;
Сравнивать цели и средства общения: заполнять таблицу;
Использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности общения как социального
явления, значения личного социального опыта при осуществлении общения в школе, семье, группе сверстников:
объяснять результаты общения в конкретных ситуациях с учётом особенностей его современных форм. Основы
функциональной грамотности: глобальные компетенции;
Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт своё отношение
к различным формам неформального общения подростков: формулировать суждения на основе информации,
предложенной учителем; выражать своё отношение к поступкам людей в конкретных ситуациях;
Оценивать собственные поступки и поведение в ходе общения: выражать свою точку зрения и делать выводы
относительно собственного умения общаться со сверстниками, старшими и младшими;
Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и
жизни в целом;
Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
1.4.
Человек в
малой группе
Итого по разделу
8
1
20
Раздел 2. Общество, в котором мы живём
0
07.12.2022
01.02.2023
Осваивать и применять знания об особенностях взаимо- действия человека с другими людьми в малых группах:
анализировать текстовую и аудиовизуальную информацию, находить и извлекать сведения об отношениях в семье
и группе сверстников;
Характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах семьи, семейных
традиций: описывать ситуации проявления, сохранения, развития семейных традиций;
Приводить примеры малых групп, положения человека в группе, проявлений лидерства, соперничества и
сотрудничества людей в группах: находить соответствующие факты в предоставленных учителем текстах и
контекстных задачах, иллюстрировать с помощью социальных фактов значимость поддержки сверстников для
человека;
Устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах: описывать социальные связи подростка с
членами семьи, одноклассниками, сверстниками, друзьями; Устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в
малых группах: описывать социальные связи подростка с членами семьи, одноклассниками, сверстниками,
друзьями;
Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие особенности
отношений в семье, со сверстниками, старшими и младшими: анализировать позиции участников, определять
конструктивные модели поведения. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции;
Приводить примеры конфликтных ситуаций в малых группах: описывать возможные варианты поведения в
конфликтных ситуациях, находить конструктивное разрешение конфликта;
Приводить примеры конфликтных ситуаций в малых группах: описывать возможные варианты поведения в
конфликтных ситуациях, находить конструктивное разрешение конфликта;
Анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию о человеке и его социальном
окружении из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ: выполнять
задания к предложенным учителем фрагментам;
Приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для
активного участия в жизни школы и класса: выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые
проекты;
Приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных
культур: выполнять учебные задания в парах и группах. Основы функциональной грамотности: глобальные
компетенции;
Формировать ценностное отношение к окружающим людям и обществу в целом. Распознавать невербальные
средства общения, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
https://resh.edu.ru/
2.1.
Общество —
совместная
жизнь людей
2
0
0
08.02.2023
15.02.2023
;
Осваивать и применять знания об обществе и природе, устройстве общественной жизни: определять на основе
текстовой и аудиовизуальной информации объекты при- роды и объекты общества;
Характеризовать устройство общества и сферы его жизни: опираясь на учебные материалы и предоставленные
учителем источники, описывать явления, процессы и объекты, относящиеся к экономической, политической,
социальной и духовной жизни;
Приводить примеры взаимосвязи между природой и обществом: иллюстрировать влияние природы на общество и
общества на природу фактами из курса истории;
Использовать полученные знания для объяснения влияния природы на общество и общества на природу:
описывать отношение общества к природе на разных этапах истории общества;
Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт своё отношение к проблемам взаимодействия человека и природы: формулировать суждения и
аргументы, на основе информации, предложенной учителем. Основы функциональной грамотности: глобальные
компетенции;
Овладевать смысловым чтением текстов об устройстве общественной жизни: составлять на основе учебных
текстов план. Основы функциональной грамотности: читательская грамотность;
Использовать полученные знания в практической деятельности, направленной на охрану природы: выполнять
проектные задания;
Формировать ценностное отношение к окружающим людям и обществу в целом;
Выявлять причинно-следственные связи при изучении сфер общества и их взаимообусловленности;
Прогнозировать возможное дальнейшее развитие общества и человека в обществе;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
2.2.
Положение
человека
в обществе
1
0
0
22.02.2023
;
Осваивать и применять знания о положении человека в обществе: читать и интерпретировать информацию,
представленную в разных формах;
Приводить примеры разного положения людей в обществе: моделировать ситуации, отражающие различное
положение в обществе различных людей;
Классифицировать социальные общности и группы: составлять классификационную таблицу (схему);
Сравнивать социальные общности и группы, положение в обществе различных людей: заполнять сравнительную
таблицу, устанавливать основания для сравнения;
Использовать полученные знания в практической деятельности: выполнять проектные задания (индивидуально и в
группе) по поиску и изучению примеров реализованных возможностей изменения людьми своего социального
положения;
Формировать ценностное отношение к окружающим людям и обществу в целом;
Выявлять причинно-следственные связи при изучении возможностей изменения человеком своего положения в
обществе;
Выбирать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
2.3.
Роль
экономики в
жизни
общества.
Основные
участники
экономики
1
0
0
01.03.2023
;
Осваивать и применять знания о процессах и явлениях в экономической жизни общества: читать и
интерпретировать информацию, представленную в разных источниках;
Сравнивать различные формы хозяйствования: преобразовывать текстовую информацию в таблицу;
Приводить примеры видов экономической деятельности: отбирать соответствующие ситуации на основе
иллюстраций и описаний;
Устанавливать взаимосвязи деятельности основных участников экономики: описывать их взаимодействие на
основе предоставленных учителем источников;
Анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ:
выполнять задание к предложенному учителем фрагменту;
Использовать основы финансовой грамотности в практической деятельности, в повседневной жизни для защиты
прав потребителя финансовых услуг: выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты.
Основы функциональной грамотности: финансовая грамотность;
Формировать мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности;
Выявлять и характеризовать существенные признаки экономической деятельности, устанавливая основания для
сравнения;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
2.4.
Политическая
жизнь
2
0
0
15.03.2023
22.03.2023
;
Осваивать и применять знания о явлениях в политической жизни общества, о народах России, о государственной
власти в Российской Федерации: описывать политические события, государственные символы России;
Характеризовать государство: называть основные признаки и задачи государства;
Извлекать из разных источников информацию о народах России: проводить поиск и отбор социальной
информации о народах России из адаптированных источников, предоставленных учителем;
Овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: преобразовывать статистическую и
визуальную информацию о достижениях России в текст;
Основы функциональной грамотности: читательская грамотность;
Использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений,
процессов социальной действительности: формулировать выводы, подкрепляя их аргументами, о роли России в
современном мире;
Осознавать российскую гражданскую идентичность, осваивать традиционные российские социокультурные и
духовно-нравственные ценности;
Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
2.5.
Культурная
жизнь
3
0
0
05.04.2023
19.04.2023
Осваивать и применять знания о культуре и духовной жизни: извлекать и интерпретировать информацию из
разных источников;
Характеризовать традиционные российские духовно-нрав- ственные ценности: описывать духовные ценности и
со- бытия культурной жизни народов России на основе предоставленных учителем материалов, ситуации
проявления милосердия, справедливости и др.;
Оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия духовным традициям
общества: давать высокую оценку следования традициям и возрождения традиций, заслуживающего одобрения;
отношения к культуре и традициям народов России как к ценности;
Использовать полученные знания в практической деятельности, направленной на соблюдение традиций общества,
в котором мы живём: выполнять проектные задания;
Осуществлять совместную деятельность, включая взаимо- действие с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности, на основе взаимопонимания между людьми разных культур: выполнять учебные
задания в парах и группах. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции;
Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и
жизни в целом;
Прогнозировать возможное дальнейшее развитие культуры в условиях современного общества;
Проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование роли традиций в обществе;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
2.6.
Развитие
общества
1
0
0
26.04.2023
;
Осваивать и применять знания о типах общества: распознавать в тексте описания разных типов обществ;
Характеризовать информационное общество: отбирать значимые признаки для его характеристики;
Приводить примеры глобальных проблем: отбирать факты в источниках (учебный текст, Интернет). Основы
функциональной грамотности: глобальные компетенции;
Осваивать и применять знания о глобальных проблемах: находить и извлекать сведения о причинах и
последствиях глобальных проблем. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции;
Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие возможности юного
гражданина внести свой вклад в решение экологической проблемы: подбирать ситуации, требующие решения
локальных вопросов, формулировать задания и выполнять их в парах или командах;
Овладевать смысловым чтением: отбирать информацию о возможностях решения глобальных проблем усилиями
международного сообщества и международных организаций (ООН и Международное движение Красного Креста и
Красного Полумесяца и др.). Основы функциональной грамотности: читательская грамотность;
Быть мотивированным на целенаправленную социально значимую деятельность (участие в экологических
акциях);
Выявлять причинно-следственные связи при изучении глобальных проблем; делать выводы о важности бережного
отношения человека к природе;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
Итого по разделу
10
Раздел 3. Итоговое повторение
3.1.
Защита
проектов
4
Итого по разделу
4
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
1
0
3
0
03.05.2023
24.05.2023
Защита проектов;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
https://resh.edu.ru/
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
1.
Биологическое и социальное в 1
человеке.
0
0
07.09.2022 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
2.
Потребности человека
(биологические, социальные,
духовные)
1
0
0
14.09.2022 ;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
3.
Индивид, индивидуальность,
личность
1
0
0
21.09.2022 ;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
4.
Отношения между
поколениями.
1
0
0
28.09.2022 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
5.
Особенности подросткового
возроста
1
0
0
05.10.2022 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
6.
Люди с ограниченными
возможностями здоровья
1
0
0
12.10.2022 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
7.
Деятельность человека
1
0
0
19.10.2022 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
8.
Виды деятельости
1
0
1
26.10.2022 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
9.
Учение как вид деятельности
1
0
0
28.10.2022 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
10. Права и обязанности
учащегося
1
0
1
11.11.2022 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
11. Общение. Цели и средства
общения
1
0
0
18.11.2022 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
12. Правила общения .
1
0
0
25.11.2022 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
13. Отношения в малых группах.
1
0
0
02.12.2022 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
14. Групповые нормы и
правила.Лидерство
1
0
0
09.12.2022 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
15.
1
0
0
16.12.2022 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
16. Семейные традиции.
Семейный досуг
1
0
0
23.12.2022 ;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
17. Свободное время подростка.
1
0
0
30.12.2022 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
18. Обобщающий урок: Человек и 1
его социальное окружение
0
1
13.01.2023 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Роль семьи в жизни человека
.
19. Межличностные конфликты
1
0
0
20.01.2023 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
20. Контрольная работа по
разделу: Человек и его
социальное окружение
1
1
0
27.01.2023 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
21. Что такое общество. Связь
общества и природы
1
0
0
03.02.2023 ;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
22. . Основные сферы жизни
общества и их
взаимодействие
1
0
0
10.02.2023 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
23. Социальные общности и
группы. Положение человека
в обществе
1
0
0
17.02.2023 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
24. что такое экономика. виды
экономической деятельности
1
0
0
24.02.2023 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
25. . Россия - многонациональное 1
государство.
0
0
03.03.2023 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
26. Наша страна в начале XXI
века. Место нашей Родины
среди современных
государств
1
0
0
10.03.2023 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
27. Культурная жизнь.
1
0
0
17.03.2023 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
28. Развитие общества. Усиление 1
взаимосвязей стран и народов
0
0
24.03.2023 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
29. Глобальные проблемы
современности.
1
0
0
07.04.2023 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
30. Обобщающий урок:
Общество, в котором мы
живем
1
1
0
14.04.2023 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
31. Защита проектов
1
0
1
21.04.2023 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
32. Защита проектов
1
1
0
28.04.2023 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
33. Контрольная работа по
1
разделу: Общество, в котором
мы живем
0
1
12.05.2023 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
34. Итоговое повторение:
Общество и его сферы.
Человек в обществе
1
0
0
19.05.2023 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
3
5
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и другие. Обществознание, 6 класс.
Издательство «Просвещение» Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
https://resh.edu.ru
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Оборудование кабинета
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Настенная доска
Колонки
Компьютер