5 класс Финансовая грамотность

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ГРАМОТНОСТЬ"

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

"ФИНАНСОВАЯ

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с
Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее —
ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих
развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к
общечеловеческим ценностям.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
 удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов,
формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретѐнных
знаниях, умениях и способах финансово -грамотного поведения;
• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка
экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения
информации в этой области;
• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере
финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в
области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными
предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и
литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в
курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами,
содержащими
простую
финансовую
информацию.
Эффективным
средством
формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например:
«Банк и его услуги», «Смета подготовки ребѐнка к началу учебного года», «Расходы на
проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и
т. д.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными
особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчѐтами;
• кейсы по экономике семьи;
• игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
• построение графиков и диаграмм;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и
обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами,
таблицами, схемами, а также навыки поиска, 6 анализа и предоставления информации и
публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы
обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 68 часов: 34 часа в
5–6 классах, 34 часа — в 7 классе.
Форма обучения: очная.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Введение в курс «Финансовая грамотность» (4ч.).
Личное финансовое планирование. Личный бюджет. Семейный бюджет. Доходы
семейного бюджета. Виды доходов семейного бюджета. Источники доходов семейного
бюджета. Расходы семейного бюджета. Виды расходов семейного бюджета. Сбережения.
Накопления. Дорогие покупки. Бюджетный баланс. Дефицит. Профицит. Бюджетная
дисциплина. Налоговое поведение. Контроль расходов.
Доходы и расходы семьи (15ч.).
Деньги и их виды. Функции денег. Платѐжные системы. Национальная платѐжная
система. Быстрые платежи. Наличные деньги. Безналичные деньги. Валюты. Российский
рубль — национальная валюта. Электронные деньги. Цифровой рубль. Сущность,
причины и виды инфляции. Подушка финансовой безопасности. Благополучие семьи и
финансы. Управление личным временем и финансами. Виды финансовых решений.
Альтернативы финансовых решений. Софинасирование семейных расходов. Стереотипы и
потребности. Обмен. Ответственное и разумное потребление. Осознанное финансовое
поведение. Собственность. Имущество и обязательства.
Риски потери денег и имущества, и как человек может от этого защититься
(10ч.).
Финансовые риски. Личная ответственность при использовании денег.
Повторение и систематизация учебного материала
грамотности» 5класса (5 ч.).

курса «Финансовой

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения
курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей
семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчѐт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своѐ финансовое
поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных
экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный
бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние
семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к
еѐ развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
2

Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся
на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения
простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической
информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика,
диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных
видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного
бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об
основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о
социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием
общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его
благосостоянием; • построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к
суждению и умозаключению);
• умение производить расчѐты на условных примерах, в том числе с использованием
интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного
налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчѐты с валютными
курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая
грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая
информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование
экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по
финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определѐнной
проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и
существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения
действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а
также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приѐмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения,
восстановления и активизации.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по
элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических
отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и
позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учѐта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять
результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических
отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
3

• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения
учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги,
товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги,
социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения,
бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о
роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приѐмов работы с простой финансовой и статистической
информацией, еѐ осмысление, проведение простых финансовых расчѐтов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной
экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение
составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов
сравнения результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на
простых примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение
путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

4

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

всего

Почему важно развивать свою
финансовую грамотность.
2.
От чего зависит благосостояние
семьи.
3.
Учимся оценивать финансовое
поведение людей
4.
Учимся оценивать свое финансовое
поведение.
Итого по разделу:

1

5.

Деньги: что это такое.

1

6.

Учебные мини- проекты «Деньги».

1

7.

Из чего складываются доходы семьи.

1

8.

Учимся считать семейные доходы.

1

9.

Исследуем доходы семьи.

10.

1.

Количество часов
контрольные
практические
работы
работы

Дата изучения

Виды деятельности

Введение в курс «Финансовая грамотность» (4ч.)
08.09.2022
Мастерская портфолио.

1

15.09.2022

Постановка учебной задачи.

1

22.09.2022

Постановка учебной задачи.

1

29.09.2022

Постановка учебной задачи.

Виды, формы контроля Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль

www.7budget.r
u
www.7budget.r
u
www.7budget.r
u
http://www.iro.y
ar.ru

Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль

www.rasxodam.
net
www.rasxodam.
net
www.rasxodam.
net
www.rasxodam.
net
www.rasxodam.
net
www.rasxodam.
net

Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль

www.rasxodam.
net
www.rasxodam.
net
www.rasxodam.
net
www.rasxodam.
net

Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль

www.7budget.r
u
www.7budget.r
u

Устный и письменный
контроль

www.rasxodam.
net

4
1

Доходы и расходы семьи (15ч.)
06.10.2022
Практикум
13.10.2022

Защита проектов.

1

20.10.2022

Практикум

1

27.10.2022

Практикум

1

10.11.2022

Мини – исследование.

Учебные мини- проекты «Доходы
семьи».

1

17.11.2022

Защита проектов.

11.

Как появляются расходы семьи.

1

1

24.11.2022

Практикум

12.

Учимся считать семейные расходы.

1

1

01.12.2022

Практикум

13.

Исследуем расходы семьи.

1

08.12.2022

Мини – исследование.

14.

Учебные мини- проекты «Расходы
семьи».

1

15.12.2022

Защита проектов.

15.

Как сформировать семейный бюджет.

1

22.12.2022

Практикум

16.

Ролевая игра «Семейный совет по
составлению бюджета».

1

29.12.2022

Игра.

17.

Учебные мини –проекты «Семейный
бюджет».

1

12.01.2023

Защита проектов.

1

5

18.

Обобщение результатов изучения
модуля «Доходы и расходы семьи».

1

19.01.2023

Контроль знаний.

Устный и письменный
контроль

http://www.iro.y
ar.ru

19.

Презентация портфолио «Доходы и
расходы семьи».

1

26.01.2023

Выставка портфолио.

Устный и письменный
контроль

вашифинансы.
рф

Устный и письменный
контроль

www.ostrahovanie.ru

Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль

www.ostrahovanie.ru
www.ostrahovanie.ru
www.ostrahovanie.ru
www.ostrahovanie.ru
www.ostrahovanie.ru
www.ostrahovanie.ru
www.ostrahovanie.ru
http://www.iro.y
ar.ru

Устный и письменный
контроль

вашифинансы.
рф

Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль

www.finagram.
com
www.finagram.
com
www.finagram.
com
www.finagram.
com
http://www.iro.y
ar.ru

Итого по разделу:

15
1

22.

Почему возникают риски потери
денег и имущества, и как от этого
защититься.
Что такое страхование и для чего оно
необходимо.
Что и как можно страховать.

23.

Ролевая игра «Страхование».

24.

20.

Риски потери денег и имущества, и как человек может от этого защититься (10ч.)
1
02.02.2023
Практикум.

1

1

09.02.2023

Практикум.

1

1

16.02.2023

Практикум.

1

02.03.2023

Игра.

Исследуем, что застраховано в семье
и сколько это стоит.
Как определить надежность
страховых компаний.
Как работает страховая компания.

1

09.03.2023

Мини- исследование.

16.03.2023

Практикум.

1

23.03.2023

Экскурсия

Учебные мини – проекты
«Страхование».
28.
Обобщение результатов изучения
модуля «Риски потери денег и
имущества, и как человек может от
этого защититься».
29.
Презентация портфолио «Риски
потери денег и имущества, и как
человек может от этого защититься».
Итого по разделу:

1

06.04.2023

Защита проектов.

1

13.04.2023

Контроль знаний.

1

20.04.2023

Выставка портфолио.

21.

25.
26.
27.

Повторение и систематизация
знаний.
31.
Повторение и систематизация
знаний.
32.
Повторение и систематизация
знаний.
33.
Повторение и систематизация
знаний.
34.
Итоговый урок. Промежуточная
аттестация.
Итого по разделу:
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
30.

1

1

10
1

Повторение и систематизация учебного материала курса «Финансовой грамотности» 5класса
27.04.2023
Решение заданий.

1

04.05.2023

Решение заданий.

1

11.05.2023

Решение заданий.

1

18.05.2023

Решение заданий.

1

25.05.2023

Решение заданий.

5
34

10

6

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 2010.
Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для
учителя. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся
разумному финансовому поведению».)

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ








Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика Режим доступа:
http://www.iro.yar.ru
www.7budget.ru — сайт журнала «Семейный бюджет».
www.finagram.com — портал финансовой грамотности.
www.fmc.hse.ru — Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего
и среднего профессионального образования.
www.o-strahovanie.ru — сайт «Всѐ о страховании».
www.rasxodam.net — сайт об экономии денег в повседневной жизни.
вашифинансы.рф — проект Минфина России «Дружи с финансами».

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийный проектор.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ
РАБОТ
Мультимедийный проектор.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (35361) 26-2-35, 8 (35361) 26-2-36

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».