ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 4 класса начального общего образования составлена на
основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с
учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от
02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания,
развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и
предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как
способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы
будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений
музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании
образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,
классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной
культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения
музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных
музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка,
понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов
музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,
специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.
Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и
осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям,
которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения
(В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при
составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества,
как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных
ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного
исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в
целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым
формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,
внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных
представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,
элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание
чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной
сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с
природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к
общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального
переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными
универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного
воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в
том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки,
основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других
стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и
основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных
действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 4 классе, составляет 34 часа (не
менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Русские композиторы-классики
Творчество выдающихся отечественных композиторов
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную
музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты
Симфоническая музыка
Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина
Европейские композиторы-классики
Творчество выдающихся зарубежных композиторов
Мастерство исполнителя
Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория,
филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского
Русские композиторы-классики
Творчество выдающихся отечественных композиторов
Mодуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО»
Балет. Хореография — искусство танца
Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов
отечественных композиторов
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Тональность. Гамма
Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2—3 знаков при
ключе)
Гармония
Аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие фактуры. Фактуры аккомпанемента бас-аккорд,
аккордовая, арпеджио
Ритмический рисунок
Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая
партитура
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Музыка на войне, музыка о войне
Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры
(призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.)
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Край, в котором ты живёшь
Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты
Сказки, мифы и легенды
Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды
о музыке и музыкантах
Жанры музыкального фольклора
Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и
пляски. Традиционные музыкальные инструменты
Народные праздники
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных
праздников
Фольклор народов России
Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации. Жанры,
интонации, музыкальные инструменты, музыканты-исполнители
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов
Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации
как основа для композиторского творчества
Модуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»
Музыка народов Европы
Танцевальный и песенный фольклор европейских народов. Канон. Странствующие музыканты.
Карнавал
Музыка Испании и Латинской Америки
Фламенко. Искусство игры на гитаре, кастаньеты, латиноамериканские ударные инструменты.
Танцевальные жанры. Профессиональные композиторы и исполнители
Музыка США
Смешение традиций и культур в музыке Северной Америки. Африканские ритмы, трудовые песни
негров. Спиричуэлс. Джаз. Творчество Дж. Гершвина
Музыка Японии и Китая
Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии,
музыкальные инструменты. Пентатоника
Певец своего народа
Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов — ярких представителей
национального музыкального стиля своей страны
Диалог культур
Культурные связи между музыкантами разных стран. Образы, интонации фольклора других народов
и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в
музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных
композиторов)
Модуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»
Джаз
Особенности джаза: импровизационность, ритм (синкопы, триоли, свинг). Музыкальные
инструменты джаза, особые приёмы игры на них. Творчество джазовых музыкантов.
Исполнители современной музыки
Творчество одного или нескольких исполнителей современной музыки, популярных у молодёжи
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие,
смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов
России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в
творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и
других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины
мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность
в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкальноисполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика
умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,
настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в
сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать
основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты
(музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы
и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального
искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным
состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкальноисполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,
планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного
музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей
предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,
причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в
различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной
задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем
алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,
чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные
нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия,
исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при
решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия
и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ
музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в
регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как
важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,
умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные
произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных
смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по
учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни,
посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы,
выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые
жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением),
декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в
окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических
потребностей.
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному
фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые,
ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или
народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных
и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на
основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие,
высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия,
аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия
музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные
формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть
типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные
и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;
воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства,
вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального
восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства
настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Музыка народов мира»:
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях
профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров);
различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и
называть типичные жанровые признаки.
Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта,
мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух
и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих
голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом
процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.
Модуль «Современная музыкальная культура»:
иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к
расширению музыкального кругозора;
различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского
стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.);
анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер,
настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при
исполнении;
исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Репертуар
всего контрольные практические для слушания
работы
работы
для пения
для
музицирования
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды, формы
контроля
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
Модуль 1. Классическая музыка
1.1.
Вокальная музыка
1
0
0
Э.Л.Уэббр -"Ария
луны" из оперы
"Призрак оперы"
(сопрано)
Танеев "Вечер"
(тенор) Натали
Штуцман
(Франция)контральто
М.П.Мусоргский
"Блоха" - (бас)
"Белеет парус
одинокий "(дискант)
П.И.Чайковский "Дуэт Лизы и
Полины
Четвёртый
класс
/Н.Тананко/
Создание
голосом или
на
инструменте
движение
звука: вверх,
вниз,
кружение,
прыжки
02.09.2022
Определение на слух
типов человеческих
голосов (детские,
мужские, женские),
тембров голосов
профессиональных
вокалистов.;
Знакомство с
жанрами вокальной
музыки. Слушание
вокальных
произведений
композиторовклассиков.;
Проблемная;
ситуация: что;
значит красивое;
пение?;
Музыкальная;
викторина на;
знание вокальных;
музыкальных;
произведений и;
их авторов.;
Разучивание;
;
исполнение;
вокальных;
произведений;
композиторов;
классиков.;
РЭШ
1.2.
Симфоническая
музыка
1
0
0
Примеры звучание
инструментов
симфонического
оркестра
Бенджамин Бриттен
- Путеводитель по
симфоническому
оркестру
Четвёртый
класс/Н.Тананко/
Выражение своих
мыслей и чувств
звуками.
09.09.2022
Знакомство с
составом
симфонического
оркестра, группами
инструментов.
Определение на слух
тембров
инструментов
симфонического
оркестра.;
Слушание
фрагментов
симфонической
музыки.
«Дирижирование»
оркестром.;
Музыкальная
викторина.Просмотр
фильма об
устройстве
оркестра.;
РЭШ
Итого по модулю
2
Модуль 2. Народная музыка России
2.1.
Жанры
музыкального
фольклора
Итого по модулю
1
0
0
"Ах, ты душечка,
Учителя/А.Ермолов/
красно - девица" р.н.п. "Ты, река моя,
реченька" - р.н.п.
"Ой, то не вечер" р.н.п. Дубинушка
«Матушка Волга,
широка и долга»
стали появляться
элементы с
пожеланием добра.
На широкую
кровать… А баюбаю-баю… Уж ты
Котя-коток… Ой
ты, котенька
коток… Ходит Сон
по лавке… Барыня,
трепак, кадриль
Игра на шумовых
инструментах
16.09.2022
Различение на слух
контрастных по
характеру
фольклорных
жанров: колыбельная,
трудовая,
лирическая, плясовая.
Определение,
характеристика
типичных элементов
музыкального языка
(темп, ритм, мелодия,
динамика и др.),
состава
исполнителей.;
Определение тембра
музыкальных
инструментов,
отнесение к одной из
групп (духовые,
ударные, струнные).;
Определение
РЭШ
тембрамузыкальных;
инструментов;
отнесение к одной
из групп (духовные;
ударные;
струнные).;
Разучивание;
исполнение песен
разных жанров;
относящихся к;
фольклору разных
народов России.;
Импровизации;
сочинение к ним
ритмических
аккомпанементов
(звучащими
жестами;
на ударных
инструментах).;
Исполнение на
клавишных или
духовых
инструментах
мелодий народных
песен;
прослеживание
мелодии по нотной
записи.;
0
0
Глюк. "Мелодия" из
оперы "Орфей и
Эвридика"
Рахманинов."
Мелодия." Г
Динику - "Хора
Стакатто"/Gr.Dinicu
- "Hora stacatto"
Мимическая,
пластическая
импровизация.
23.09.2022
Определение на слух,
прослеживание по
нотной записи
мелодических
рисунков с
поступенным,
плавным движением,
скачками,
остановками.;
Исполнение,
импровизация
(вокальная или на
звуковысотных
музыкальных
инструментах)
различных
мелодических
рисунков.;
Нахождение по
нотам границ
музыкальной фразы;
мотива.;
Обнаружения
повторяющихся и
неповторяющихся
мотивов;
музыкальных фраз;
похожих друг га
друга.;
Исполнение на
духовых;
клавишных
инструментах или
виртуальной
клавиатуре попевок;
кратких мелодий по
нотам;
1
Модуль 3. Музыкальная грамота
3.1.
Мелодия
1
Учителя /А.Ермолов/
РЭШ
3.2.
Интервалы
1
Итого по модулю
2
0
0
Сибелиус Грустный вальс
соч.44 Ф.Шуберт "Музыкальный
момент фа минор,
Вальс. Романс
Варламова «Горные
вершины»
Вальс №7 Шопена
Учитель
/Д.Майданов
Мимическая,
пластическая
импровизация.
26.09.2022
Освоение понятия
«интервал». Анализ
ступеневого состава
мажорной и
минорной гаммы
(тон-полутон).;
Различение на слух
диссонансов и
консонансов,
параллельного
движения двух
голосов в октаву,
терцию, сексту.
Подбор эпитетов для
определения краски
звучания различных
интервалов.;
Разучивание;
исполнение попевок
и песен с ярко
выраженной
характерной
интерваликой в
мелодическом
движении.;
РЭШ
Модуль 4. Музыка в жизни человека
4.1.
Музыкальные
пейзажи
1
0
0
К. Дебюсси «Паруса», «Ветер
на равнине», «Шаги
на снегу» М. Равель
-«Игра воды»
РимскийКорсаков
“Садко” –
вступление “Океанморе синее”
Мамы моей глаза
/Е.Зарицкая/
Создание
звуковых картин
30.09.2022
Слушание
Устный опрос;
произведений
программной музыки,
посвящённой образам
природы. Подбор
эпитетов для
описания настроения,
характера музыки.
Сопоставление
музыки
с произведениями
изобразительного
искусства.;
https://www.youtube.com/watch?v=kdr1P9JMEUI
4.2.
Танцы, игры и
веселье
1
0
0
П.И.Чайковский
музыка к спектаклю
"Снегурочка" С.С.
Прокофьев -сюита
"Детская музыка"
Д.Б.Кабалевский
песни по выбору.
Мой папа самый
лучший (Я сейчас
про папу)
Иллюстрации к
музыкальным
произведениям
07.10.2022
Слушание,
исполнение музыки
скерцозного
характера.
Разучивание,
исполнение
танцевальных
движений. Танецигра.;
Вокальная,
инструментальная,
ритмическая
импровизация в стиле
определённого
танцевального
жанра.;
https://www.youtube.com/watch?
v=iXMYLy9Eg1A&t=167s
Итого по модулю
2
Модуль 5. Классическая музыка
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
5.1.
Композиторы —
детям
1
0
0
П.И.Чайковский
музыка к спектаклю
"Снегурочка" С.С.
Прокофьев -сюита
"Детская музыка"
Д.Б.Кабалевский
песни по выбору
Мой папа самый
лучший (Я сейчас
про папу)
Иллюстрации к
музыкальным
произведениям
14.10.2022
Слушание музыки,
определение
основного характера,
музыкальновыразительных
средств,
использованных
композитором.
Подбор эпитетов,
иллюстраций к
музыке. Определение
жанра.;
Музыкальная
викторина.;
Устный опрос;
5.2.
Вокальная музыка
1
0
0
«Хомячок» музыка
Л.Обелян, «Не
волнуйтесь
понапрасну» из
мультфильма
«Бюро находок»,
музыка
Е.Крылатова, слова
М.Пляцковского,
Э.Григ.
Оркестровая сюита
«Пер Гюнт».
«Песнь Сольвейг»,
«Колыбельная
Сольвейг».
С.В.Рахманинов
"Вокализ".
Мой папа самый
лучший (Я сейчас
про папу)
Вокальная
импровизация
21.10.2022
Определение на слух
типов человеческих
голосов (детские,
мужские, женские),
тембров голосов
профессиональных
вокалистов.;
Знакомство с
жанрами вокальной
музыки. Слушание
вокальных
произведений
композиторовклассиков.;
Освоение комплекса
дыхательных,
артикуляционных
упражнений.
Вокальные
упражнения на
развитие гибкости
голоса, расширения
его диапазона.;
Устный опрос;
https://www.youtube.com/watch?v=hMwCmgAUs4
5.3.
Инструментальная
музыка
1
0
0
Ф. Шуберт Квинтет «Форель»
В.А. Моцарт Струнный квартет
№ 17 ("Охота")
Г.Гендель - Музыка
для фейерверков,
Музыка на воде М.
Глинка Патетическое трио
Мой папа хороший
Инструментальная 28.10.2022
импровизация
Знакомство с
жанрами камерной
инструментальной
музыки. Слушание
произведений
композиторовклассиков.
Определение
комплекса
выразительных
средств. Описание
своего впечатления
от восприятия.;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
https://www.youtube.com/watch?
v=kPTDvzDXWcE
https://www.youtube.com/watch?
v=0U0NB9oyBj4
5.4.
Программная
музыка
1
0
0
А. Вивальди. Цикл
«Времена года». М.
Мусоргский. Цикл
«Картинки с
выставки». Э. Григ.
Сюита «Пер Гюнт».
Мой папа хороший
Иллюстрации к
музыкальным
произведениям.
11.11.2022
Слушание
Устный опрос;
произведений
программной музыки.
Обсуждение
музыкального образа,
музыкальных
средств,
использованных
композитором.;
https://www.youtube.com/watch?v=l-AvW-cytcI
5.5.
Музыкальные
инструменты.
Скрипка,
виолончель
1
0
0
Ф. Мендельсон,
Концерт для
скрипки с
оркестром Золтан
Кодай. Соната для
виолончели соло,
opus 8
"Новогодние
игрушки"
Иллюстрации к
музыкальным
произведениям.
18.11.2022
Игра-имитация
исполнительских
движений во время
звучания музыки.;
Устный опрос;
https://www.youtube.com/watch?v=lrmbkImIwpA
0
0
Антонио Вивальди
"Времена года" современная
обработка
британского
композитора Макса
Рихтера. "К Элизе"
Л. В. Бетховена репер Нас "I Can".
Поль Мориа Токката и фуга
И.С.Баха
"Новогодние
игрушки"
Иллюстрации к
музыкальным
произведениям.
25.11.2022
Различение музыки
классической и её
современной
обработки.;
Слушание обработок
классической
музыки, сравнение их
с оригиналом.
Обсуждение
комплекса
выразительных
средств, наблюдение
за изменением
характера музыки.;
Устный опрос;
https://www.youtube.com/watch?
v=fpLiAjfPzyI&t=4s
0
0
Колокольные звоны
- перезвон,
благовест и т.д.
М.Глинка - хор
«Славься» оперы
«Жизнь за царя»
М.П. Мусоргский
— в пьесе
«Богатырские
ворота…» цикла
«Картинки с
выставки»
"Замела метелица"
Выражение своих
мыслей и чувств
звуками.
02.12.2022
Обобщение
Устный опрос;
жизненного опыта,
связанного со
звучанием колоколов.
Диалог с учителем о
традициях
изготовления
колоколов, значении
колокольного звона.
Знакомство с видами
колокольных звонов.;
Просмотр
документального
фильма о колоколах.;
https://www.youtube.com/watch?
v=0D301v_Xipk&t=11s
Итого по модулю
5
Модуль 6. Современная музыкальная культура
6.1.
Современные
обработки
классической
музыки
Итого по модулю
1
1
Модуль 7. Духовная музыка
7.1.
Звучание храма
1
7.2.
Искусство Русской
православной
церкви
1
0
0
И.С.Бах"Замела метелица"
"Прелюдия и фуга
а-moll", "Фантазия и
фуга g- moll"
Выражение своих
мыслей и чувств
звуками.
09.12.2022
Сопоставление
произведений музыки
и живописи,
посвящённых
святым, Христу,
Богородице.;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
https://www.youtube.com/watch?
v=XJ03umLugqM
7.3.
Религиозные
праздники
1
0
0
Рождественские
гимны, Пасхальные
тропари и псалмы
«Лепим мы
снеговика»
Выражение своих
мыслей и чувств
звуками.
16.12.2022
Слушание
музыкальных
фрагментов
праздничных
богослужений,
определение
характера музыки, её
религиозного
содержания.;
Исследовательские
проекты,
посвящённые музыке
религиозных
праздников;
Устный опрос;
https://www.youtube.com/watch?
v=dfOuBsOsV3U&t=2s
Итого по модулю
3
Модуль 8. Народная музыка России
8.1.
Русские народные
музыкальные
инструменты
1
0
0
Трепак балалайка Русские народные
инструменты.
Егорий
Стрельников —
Баллада
(инструмент гусли).
Русские наигрыши
— Ю.Чевельгин
(береста, ложки
гармонь, балалайка,
трещотки, жалейка)
ансамбль
"Карусель" —
Жалейки русские
народные —ложки.
«Лепим мы
снеговика»
Ритмическая
импровизация
23.12.2022
Знакомство с
внешним видом,
особенностями
исполнения и
звучания русских
народных
инструментов.;
Определение на слух
тембров
инструментов.
Классификация на
группы духовых,
ударных, струнных.
Музыкальная
викторина на знание
тембров народных
инструментов.;
Устный опрос;
https://www.voutube.com/watch?v=LSGkoa5s2t0
8.2.
Первые артисты,
народный театр
1
0
0
Скоморохи.
Скоморошьи
потехи! детская
студия
"Скомороша"—
"Веселое попурри"
мультфильм -"Как
аукнется, так и
откликнется" (1975)
Россия, ты
моя звезда
/Ю.Таран/
Мимически,
пластически
создать образ
героя данного
музыкального
произведения.
13.01.2023
Чтение учебных,
справочных текстов
по теме. Диалог
с учителем.;
Устный опрос;
https://www.youtube.com/watch?
v=5vMtmlZW2r0
8.3.
Фольклор в
1
творчестве
профессиональных
музыкантов
0
0
Петр Васильевич
Киреевский собиратель песен.
Митрофа́не
Ефи́мовиче
Пя́тницком собиратель песен.
А.К.Лядов -8
русских народных
песен
Россия, ты
моя звезда
/Ю.Таран/
Мимически,
пластически
создать образ
героя данного
музыкального
произведения.
20.01.2023
Диалог с учителем о
значении
фольклористики.
Чтение учебных,
популярных текстов
о собирателях
фольклора.;
Слушание музыки,
созданной
композиторами на
основе народных
жанров и интонаций.
Определение
приёмов обработки,
развития народных
мелодий.;
Устный опрос;
https://www.youtube.com/watch?
v=t94lsIPgppE&t=10s
8.4.
Сказки, мифы и
легенды
1
0
0
Курочка Ряба.
Репка
(музыкальные
сказки) Добрыня и
Алеша
Попович.Русские
былины
Жизнь – Родине,
честь – никому.
Мимически,
пластически
создать образ
героя данного
музыкального
произведения.
27.01.2023
Знакомство с
манерой сказывания
нараспев. Слушание
сказок, былин,
эпических сказаний,
рассказываемых
нараспев.;
В инструментальной
музыке определение
на слух музыкальных
интонаций
речитативного
характера.;
Устный опрос;
https://www.youtube.com/watch?
v=Hk9AKPn0DBg&t=20s
8.5.
Народные
праздники
1
0
0
Видео народных
обрядов, хороводы.
Жизнь – Родине,
честь – никому.
Мимически,
пластически
создать образ
героя данного
музыкального
произведения.
03.02.2023
Знакомство с
праздничными
обычаями, обрядами,
бытовавшими ранее и
сохранившимися
сегодня у различных
народностей
Российской
Федерации.;
Разучивание песен,
реконструкция
фрагмента обряда,
участие в
коллективной
традиционной игре2.;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
https://www.youtube.com/watch?v=JEuXtaQfALg
Итого по модулю
5
Модуль 9. Музыка народов мира
9.1.
Музыка наших
соседей
1
0
0
"Нич яка мисична" украиская народная
песня "Купалинка"
белорусская
народная песня.
Латышская
народная песня,
Пой, сестрица
милая Эстонская
народная мелодия,
Танцевальная
Литовская народная
песня, Два
цыплёнка
Масленица
Ритмическая
импровизация
10.02.2023
Знакомство с
особенностями
музыкального
фольклора народов
других стран.
Определение
характерных черт,
типичных элементов
музыкального языка
(ритм, лад,
интонации).;
Знакомство с
внешним видом,
особенностями
исполнения и
звучания народных
инструментов.;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5278/start/85959/
9.2.
Кавказские
мелодии и ритмы
1
0
0
Грузинская
народная — Рачули
Грузинская народна
— лезгинка
Армянская
народная музыка
— Дудук Карина
Абдуллина
- Цицернак
(армянская
народная песня)
Народные
азербайджанские
народные песни
Масленица
Ритмическая
импровизация
17.02.2023
Знакомство с
особенностями
музыкального
фольклора народов
других стран.
Определение
характерных черт,
типичных элементов
музыкального языка
(ритм, лад,
интонации).;
Знакомство с
внешним видом,
особенностями
исполнения и
звучания народных
инструментов.;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5280/start/63141/
9.3.
Музыка Японии
и Китая
1
0
0
Японская народная
музыка Сакура
(Инструментальный
вариант) Китайская
традиционная
скрипка эрху и
фортепиано.
Весна /гр. Талисман/
Ритмическая
импровизация
24.02.2023
Знакомство с
особенностями
музыкального
фольклора народов
других стран.
Определение
характерных черт,
типичных элементов
музыкального языка
(ритм, лад,
интонации).;
Знакомство с
внешним видом,
особенностями
исполнения и
звучания народных
инструментов.;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5277/start/86172/
9.4.
Музыка Средней
Азии
Итого по модулю
1
0
0
Таджикская
народная песня
«Хлопок»
Узбекская народная
песня - танец
«Мавриги»
Весна /гр. Талисман/
Ритмическая
импровизация
03.03.2023
Знакомство с
особенностями
музыкального
фольклора народов
других стран.
Определение
характерных черт,
типичных элементов
музыкального языка
(ритм, лад,
интонации).;
Музыкальная
викторина на знание
тембров народных
инструментов.;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5279/start/86022/
4
Модуль 10. Музыкальная грамота
10.1.
Дополнительные
обозначения
в нотах
0.5
0
0
Примеры мелизмов
по выбору
Апрель /А.Ермолов/
Создание голосом
или на
инструменте
движение звука:
вверх, вниз,
кружение,
прыжки.
10.03.2023
Знакомство с
дополнительными
элементами нотной
записи. Исполнение
песен, попевок, в
которых
присутствуют данные
элементы;
Устный опрос;
https://www.youtube.com/watch?
v=gt0cWAVCy7k
10.2.
Вариации
0.5
0
0
Петр Ильич
Чайковский
Симфония № 4 Финал.
Апрель /А.Ермолов/
Создание голосом
или на
инструменте
движение звука:
вверх, вниз,
кружение,
прыжки.
17.03.2023
Слушание
произведений,
сочинённых в форме
вариаций.
Наблюдение за
развитием,
изменением
основной темы.
Составление
наглядной буквенной
или графической
схемы.;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
https://www.youtube.com/watch?
v=gt0cWAVCy7k
0
0
Мюзикл "Мама"
"Подснежник"
Графическое,
цветовое
моделирование
музыки.
24.03.2023
Анализ
выразительных
средств, создающих
образы главных
героев,
противоборствующих
сторон. Наблюдение
за музыкальным
развитием,
характеристика
приёмов,
использованных
композитором.;
Устный опрос;
https://www.youtube.com/watch?v=Pu93r6IYCiM
Итого по модулю
1
Модуль 11. Музыка театра и кино
11.1.
Сюжет
музыкального
спектакля
1
11.2.
Балет.
Хореография —
искусство танца
1
0
0
П.И.Чайковского балет "Лебединое
озеро". Сольные
номера, массовые
сцены.
"Подснежник"
Графическое,
цветовое
моделирование
музыки.
07.04.2023
Просмотр и
обсуждение
видеозаписей —
знакомство
с несколькими
яркими сольными
номерами и сценами
из балетов русских
композиторов.
Музыкальная
викторина на знание
балетной музыки.;
Вокализация,
пропевание
музыкальных тем;
исполнение
ритмической
партитуры —
аккомпанемента к
фрагменту балетной
музыки.;
Устный опрос;
https://www.youtube.com/watch?
v=pVXkBIWmQQs
11.3.
Оперетта, мюзикл
1
0
0
Иоганн Штраус"Летучая мышь",
Куплеты Адели
Имре Кальман оперетта "Фиалка
Монмартра"
— Карамболина,
Карамболетта
Ричард Роджерс
- Мария в горах -из
к ф "Звуки музыки"
Песенка Элизы
(Фредерик Лоу
"Моя прекрасная
леди")
Найди себе друга
/А.Зацепин/
Графическое,
цветовое
моделирование
музыки.
14.04.2023
Знакомство с
жанрами оперетты,
мюзикла. Слушание
фрагментов из
оперетт, анализ
характерных
особенностей жанра.;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
https://www.youtube.com/watch?v=7xzU12nlpfA
0
0
Бела Барток — Три
венгерские
народные песни.
Эдвард Григ "Халлинг"
Найди себе друга
/А.Зацепин/
Создание голосом
или на
инструменте
движение звука:
вверх, вниз,
кружение,
прыжки.
21.04.2023
Знакомство с
творчеством
композиторов.
Сравнение их
сочинений
с народной музыкой.
Определение формы,
принципа развития
фольклорного
музыкального
материала.;
Вокализация
наиболее ярких тем
инструментальных
сочинений.;
Устный опрос;
https://www.youtube.com/watch?
v=wHiJNWz7Fho
Итого по модулю
3
Модуль 12. Музыка народов мира
12.1.
Певец своего
народа
1
12.2.
Диалог культур
Итого по модулю
1
0
0
А.П.Бородин "Половецкие
пляски"
Иоганн Штраус польку «Ольга» и
вальс «Прощание с
Петербургом».
Небо под
Создание голосом
тобой/А.Ольханский/ или на
инструменте
движение звука:
вверх, вниз,
кружение,
прыжки.
28.04.2023
Знакомство с
творчеством
композиторов.
Сравнение их
сочинений
с народной музыкой.
Определение формы,
принципа развития
фольклорного
музыкального
материала.;
Вокализация
наиболее ярких тем
инструментальных
сочинений.;
Устный опрос;
https://www.voutube.com/watch?
v=cXC2pZ2O9P8&t=1s
0
0
С.В.Рахманинов Концерт №2.
М.П.Мусоргский "Рассвет на Москва
-реке"
Небо под тобой
/А.Ольханский/
05.05.2023
Знакомство с
творчеством
выдающихся
композиторов,
отдельными фактами
из их биографии.
Слушание музыки.
Фрагменты
вокальных,
инструментальных,
симфонических
сочинений. Круг
характерных образов
(картины природы,
народной жизни,
истории и т. д.).
Характеристика
музыкальных
образов, музыкальновыразительных
средств. Наблюдение
за развитием музыки.
Определение жанра,
формы.;
Устный опрос;
РЭШ
2
Модуль 13. Классическая музыка
13.1.
Русские
композиторыклассики
1
Выражение своих
мыслей и чувств
звуками.
13.2.
Европейские
композиторыклассики
1
0
0
Франц Шуберт-"В
путь" Мария
Каллас-ария ночи
Моцарт"Волшебная
флейта"
О той весне
/Е.Плотникова/
Выражение своих
мыслей и чувств
звуками.
12.05.2023
Знакомство с
творчеством
выдающихся
композиторов,
отдельными фактами
из их биографии.
Слушание музыки.
Фрагменты
вокальных,
инструментальных,
симфонических
сочинений. Круг
характерных образов
(картины природы,
народной жизни,
истории и т. д.).
Характеристика
музыкальных
образов, музыкальновыразительных
средств. Наблюдение
за развитием музыки.
Определение жанра,
формы.;
Устный опрос;
https://www.youtube.com/watch?
v=NDgcrvF01Kc&t=2s
13.3.
Мастерство
исполнителя
1
0
0
Дмитрий
Хворостовский,
Анна Нетребко,
Ванесса Мэй,
Лучано Паваротти.
О той весне
/Е.Плотникова/
Выражение своих
мыслей и чувств
звуками.
19.05.2023
Знакомство с
творчеством
выдающихся
исполнителей
классической
музыки. Изучение
программ, афиш
консерватории,
филармонии.;
Сравнение
нескольких
интерпретаций
одного и того же
произведения в
исполнении разных
музыкантов.;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
РЭШ
0
0
Итого по модулю
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
1.
Ты запой мне ту песню…
Общность сюжетов, тем,
интонаций народной и
композиторской музыки
1
0
0
02.09.2022 Устный опрос;
2.
Царит гармония оркестра. 1
Инструменты
симфонического оркестра.
0
0
09.09.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
3.
Как сложили песню.
1
Звучащие картины. Тема о
песни в литературе.
Многоголосие.
0
0
16.09.2022 Устный опрос;
4.
Я пойду по полю белому. 1
Фольклор в творчестве
композиторов. Образ героя
в музыке.
0
0
23.09.2022 Устный опрос;
5.
Приют спокойствия,
трудов и вдохновенья…
Зимнее утро. Зимний
вечер. Выразительность и
изобразительность в
музыке.
1
0
0
30.09.2022 Устный опрос;
6.
Ярмарочное гулянье.
Святогорский монастырь.
Обработка народной
музыки.
1
0
0
07.10.2022 Устный опрос;
7.
Мелодия. Интонации
1
народной песни в
творчестве С. Рахманинова
0
0
14.10.2022 Устный опрос;
8.
Счастье в сирени живёт.
Образы родной природы.
Романс.
1
0
0
21.10.2022 Устный опрос;
9.
Не молкнет сердце чуткое 1
Шопена…Судьба и
творчество. Танцы, танцы,
танцы
0
0
28.10.2022 Устный опрос;
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
Виды, формы
изучения контроля
10. Старый замок.
1
Инструментальная музыка.
Фортепианная сюита
0
0
11.11.2022 Устный опрос;
11. Музыкальные
инструменты. Скрипка,
виолончель. Струнный
квартет.
1
0
0
18.11.2022 Устный опрос;
12. В интонации спрятан
человек. Музыкальные
портреты. Принцип
«тождества и контраста»
1
0
0
25.11.2022 Устный опрос;
13. Святые земли Русской.
Стихира русским святым.
Былина. Илья Муромец.
1
0
0
02.12.2022 Устный опрос;
14. Кирилл и Мефодий. Гимн. 1
Величание.
0
0
09.12.2022 Устный опрос;
15. Праздников праздник,
торжество и торжеств.
Ангел вопияше. Тема
праздника- в в духовной и
народной музыке.
1
0
0
16.12.2022 Тестирование;
16. Музыкальные
1
инструменты России.
История создания оркестра
народных инструментов
0
0
23.12.2022 Устный опрос;
17. Оркестр русских народных 1
инструментов. Группы
инструментов оркестра.
0
0
13.01.2023 Устный опрос;
18. Композитор – имя ему
народ. Народная
песнялетопись жизни
народа.
1
0
0
20.01.2023 Устный опрос;
19. Музыкант-чародей. Сказки 1
о музыке и музыкантах.
0
0
27.01.2023 Устный опрос;
20. Народные праздники.
«Троица». Обычаи и
обряды праздника.
Троицкие песни.
1
0
0
03.02.2023 Устный опрос;
21. Русский Восток.
Отражение восточных
мотивов в музыке
1
0
0
10.02.2023 Устный опрос;
22. Поэтизация Востока
русскими композиторами.
1
0
0
17.02.2023 Тестирование;
23. Музыкальное
путешествие: нас
приглашают Япония и
Китай.
1
0
0
03.03.2023 Устный опрос;
24. Музыкальная культура.
Италии.
1
0
0
10.03.2023 Устный опрос;
25. Вариации на тему рококо.
Струнный квартет.
1
0
0
17.03.2023 Устный опрос;
26. Опера «Иван Сусанин».
1
0
0
24.03.2023 Устный опрос;
27. Балет «Петрушка».
1
0
0
07.04.2023 Устный опрос;
28. Театр музыкальной
комедии.
1
0
0
14.04.2023 Устный опрос;
29. Мифы и легенды,
предания и сказки о
музыке и музыкантах
народов мира.
1
0
0
21.04.2023 Устный опрос;
30. Музыкальный сказочник.
Музыкальный фольлор
народов мира.
1
0
0
28.04.2023 Устный опрос;
31. Прелюдия. Этюд.
Знакомство с
музыкальными жанрами
1
0
0
05.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
32. Исповедь души.
Революционный этюд.
Развитие музыкального
образа.
1
0
0
12.05.2023 Устный опрос;
33. Патетическая соната.
Жизнь и творчество Л.
Бетховена
1
0
0
19.05.2023 Устный опрос;
34. Мастерство исполнителя.
Музыкальные
возможности гитары.
1
0
0
26.05.2023 Устный опрос;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
0
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка. 4 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Критская, Е.Д. Музыка. Рабочая тетрадь. 4 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. организаций
/ Е.Д.. Критская; Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М. : Просвещение, 2018.
2. Критская, Е.Д. Музыка. Поурочные разработки. 1–4 кл. / Е.Д.. Критская; Г.П.Сергеева,
Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2018.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://school-collection.edu.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер
Колонки
Классная магнитная доска
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.