4 класс Литературное чтение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 4 класса на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает,
наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для
успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и
закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития
младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной
литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с
различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен
на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей
обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса
литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления
литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения,
творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие
возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных
произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических
ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения
на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих
способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с
дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями
детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе.
Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность
разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной
литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных
результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении
других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
На курс «Литературное чтение» в 4 классе отводится 136 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя,
мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и
саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые
младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также

сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета
«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут
востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и
решением следующих задач:
— формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому
чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества
— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
— осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного
творчества для всестороннего развития личности человека;
— первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и
произведений устного народного творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах);
устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки,
фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор;
литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет;
эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим
понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и
прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх,
например произведения И. С. Никитина, Н. М. Языкова, С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, М.
М. Пришвина, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). Представление о проявлении любви к родной
земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, представителей разных
народов России). Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра Невского,
Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других
выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь
к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях
литературы (на примере рассказов А. П. Платонова, Л. А. Кассиля, В. К. Железняка, С. П. Алексеева).
Осознание понятия: поступок, подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с песнями на
тему Великой Отечественной войны.
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура (произведения
по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный).
Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры
фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В.
И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора
нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений
разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины — защитник
страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты
Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной
выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место
в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве
художника В. М. Васнецова.
Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина. Средства
художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение,
метафора). Круг чтения: литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг чтения: басни на
примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни
стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие событий в басне, её герои (положительные,
отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка.
Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю. Лермонтова (не
менее трёх). Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма,
ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения.
Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору). Герои
литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.
Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь —

особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ— ХХ веков. Лирика, лирические
произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями,
описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти
авторов по выбору): В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А.
Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева и др. Темы стихотворных
произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа
в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы,
сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому
произведению.
Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ (художественный и
научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление).
Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из
автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текстаописания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, защита и
охрана природы — тема произведений литературы. Круг чтения (не менее трёх авторов): на примере
произведений А. И. Куприна, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Ю. И.
Коваля и др.
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях,
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере произведений не менее трёх авторов):
А. П. Чехова, Б. С. Житкова, Н. Г. Гарина-Михайловского, В. В. Крапивина и др. Словесный
портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные
события сюжета, отношение к ним героев.
Пьеса. Знакомство с новым жанром — пьесой-сказкой. Пьеса — произведение литературы и
театрального искусства (одна по выбору). Пьеса как жанр драматического произведения. Пьеса и
сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору):
юмористические произведения на примере рассказов М. М. Зощенко, В. Ю. Драгунского, Н. Н.
Носова, В. В. Голявкина. Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста
юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей.
Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм, Э. Т. А. Гофмана, Т. Янссон и др.
(по выбору). Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Польза
чтения и книги: книга — друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги (тематический,
систематический каталог). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на
внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Очерк как повествование о
реальном событии. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в
процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику
развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития
и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие
позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовнонравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и
отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление
интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание
естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к
традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений
выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого
человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других
моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных
произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным
видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной
деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки

произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных,
отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа
выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности
и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы,
творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение
и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по
темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать
нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного

текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные
учебные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному
предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области,
ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных
ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
— осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития
личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов
бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических
понятиях в контексте изученных произведений;
— демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и
слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества:
формировать собственный круг чтения;
— читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения
(изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по
восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не
менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
— читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой
произведений;

— различать художественные произведения и познавательные тексты;
— различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
— понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного
произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным,
учебным и художественным текстам;
— различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки,
небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные),
приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
— соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки,
рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран
мира;
— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и
главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий,
эпизодов текста;
— характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики
персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать
героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по
контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте
средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера,
устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;
— объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря;
находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства
художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
— осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой,
персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части,
композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить
монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного
языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно
формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать
свой ответ примерами из текста;
— составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно)
подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего
лица;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать
небольшие эпизоды из произведения;
— составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию
произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные
типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом
правильности, выразительности письменной речи;

— составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
— сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного
из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);
— использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление,
аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
— выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя
картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
— использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях
контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной
задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего

контрольные практические
работы
работы

1.1.

О Родине,
героические
страницы истории

12

1

0

1.2.

Фольклор (устное
11
народное творчество)

1

0

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

02.09.2022
15.09.2022

Разговор перед чтением: страницы истории родной страны — тема фольклорных и
авторских произведений (не менее четырёхпо выбору), объяснение пословицы
«Родной свой край делами прославляй»;
Восприятие на слух поэтических и прозаических произведений, выражающих
нравственно-этические понятия: любовь к Отчизне, родной земле. Например, Н. М.
Языков «Мой друг! Что может быть милей…», А. Т. Твардовский «О родине
большой и малой», А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…», В. М. Песков
«Отечество», С. Д. Дрожжин «Родине», Р. Г. Гамзатов «О Родине, только о Родине»,
«Журавли»;
Учебный диалог: обсуждение проблемы «Понятие Родины для каждого из нас»,
объяснение своей позиции с приведением примеров из текстов, раскрытие смысла
пословиц о Родине, соотнесение их с прослушанными/прочитанными
произведениями;
Чтение произведений о героях России Например, С. Т. Романовский «Ледовое
побоище», Н. П. Кончаловская «Словоо побоище Ледовом», историческая песня
«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», Ф. Н.
Глинка«Солдатская песня» и другие произведения;
Работа с текстом произведения: анализ заголовка, определение темы, выделение
главной мысли, осознание идеи текста,нахождение доказательства отражения мыслей
и чувств автора, наблюдение и рассматривание иллюстраций и репродукцийкартин
(например, П. Д. Корин «Александр Невский», И. С. Глазунов «Дмитрий Донской»),
соотнесение их сюжетас соответствующими фрагментами текста: озаглавливание;

Устный опрос;
Контрольная
работа;
Тестирование;

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Инфоурок https://cutt.ly/sJNWrMt
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books

Разговор перед чтением: обсуждение вопросов: «Что такоефольклор?», «Какие
произведения относятся к фольклору?»,объяснение, приведение примеров;
Чтение произведений малого фольклора (по выбору): загадок,пословиц,
скороговорок, потешек, песен, небылиц, закличек,используя интонацию, паузы, темп,
ритм, логические ударенияв соответствии с особенностями текста для передачи
эмоционального настроя произведения;
Работа со схемой: «чтение» информации, представленнойв схематическом виде,
обобщение представлений о видах сказок, выполнение задания «Вспомните и
назовите произведения»;
Чтение вслух и про себя (молча) фольклорных произведений (народных сказок),
определяя мотив и цель чтения, отвечая на вопрос: «На какой вопрос хочу получить
ответ, читая произведение?», различение реальных и сказочных событий в народных
произведениях;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Тестирование;

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books
Инфоурок https://cutt.ly/vJNWxOi

1.3.

Творчество
А.С.Пушкина

6

0

0

16.09.2022
26.09.2022

Слушание стихотворных произведений А. С. Пушкина(«Осень» (отрывки): «Унылая
Устный опрос;
пора! Очей очарованье! », «Октябрь уж наступил…», «Туча», «Гонимы вешними
Тестирование;
лучами…»,«Зимняя дорога», «Зимнее утро» (по выбору), обсуждениеэмоционального
состояния при восприятии описанных картинприроды, ответ на вопрос «Какое
настроение создаёт произведение? Почему?»;
Работа с текстом произведения: упражнение в нахождениисравнений, эпитетов,
олицетворений, выделение в тексте слов,использованных в прямом и переносном
значении, наблюдениеза рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных
слови выражений, поиск значения незнакомого слова в словаре;
Выразительное чтение и чтение наизусть лирических произведений с интонационным
выделением знаков препинания,с соблюдением орфоэпических и пунктуационных
норм Чтение наизусть лирических произведений А. С. Пушкина(по выбору);
Слушание и чтение произведения А. С. Пушкина «Сказкао мёртвой царевне и о семи
богатырях», удержание в памятисобытий сказки, обсуждение сюжета;

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books
Инфоурок https://cutt.ly/TJNWY5o
Презентация онлайн https://pptonline.org/273974
http://www.myshared.ru/slide/144852/

1.4.

Творчество
И.А.Крылова

1

0

0

13.10.2022

Разговор перед чтением: история возникновения жанра, Эзоп — древнегреческий
баснописец, его басни, рассказ о творчествеИ. А. Крылова;
Слушание и чтение басен: И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»,«Квартет», «Кукушка
и Петух», И. И. Хемницер «Стрекозаи муравей», Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»
(не менее трёх по выбору), подготовка ответа на вопрос «Какое качество высмеивает
автор?»;
Упражнение в выразительном чтении вслух и наизусть с сохранением
интонационного рисунка произведения (конкурс чтецов«Басни русских
баснописцев») ;
Поиск книг И. А. Крылова, рассматривание и чтение их, анализ библиографического
аппарата книги: обложка, оглавление, предисловие, иллюстрации, составление
аннотации;

Устный опрос;
Тестирование;

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books
Инфоурок https://cutt.ly/zJNWNpU
https://cutt.ly/GJNW4mz
Презентация онлайн
http://www.myshared.ru/slide/466575/

1.5.

Творчество М. Ю.
Лермонтова

5

0

0

27.09.2022
04.10.2022

Разговор перед чтением: понимание общего настроения лирического произведения,
творчество М. Ю. Лермонтова;
Слушание стихотворных произведений (не менее трёх)М. Ю. Лермонтова: «Горные
вершины…», «Утёс», «Парус»,«Москва, Москва! Люблю тебя как сын…» и др.;
Упражнение в выразительном чтении вслух и наизусть с сохранением
интонационного рисунка произведения;

Устный опрос;

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books
Инфоурок https://cutt.ly/eJNEpuG
https://cutt.ly/JJNEjhV
Презентация онлайн
http://www.myshared.ru/slide/40218/

1.6.

Литературная сказка

13

1

0

27.10.2022
24.11.2022

Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахождение описания героя,
определение взаимосвязи между поступками героев, сравнение героев по аналогии
или по контрасту, оценка поступков героев (две-три сказки по выбору);
Составление вопросного плана текста с выделением эпизодов, смысловых частей;
Пересказ (устно) содержания произведения выборочно Работа в парах: чтение
диалогов по ролям;
Знакомство со сказом П. П. Бажова «Серебряное копытце», выделение особенностей
жанра;
Дифференцированная работа: драматизация отрывков из сказки П. П. Ершова
«Конёк-Горбунок»;

Устный опрос;
Тестирование;

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books
Видеохостинг
https://www.youtube.com/watch?
v=cgjNwLliDZ4
https://www.youtube.com/watch?
v=1NBadpwy9KA
Инфоурок https://cutt.ly/5JNEPTU
Образовательная социальная сеть
nsportal https://cutt.ly/1JNEHX5

1.7.

Картины природы в
творчестве поэтов и
писателей ХIХ века

7

0

0

14.10.2022
25.10.2022

Слушание лирических произведений, обсуждение эмоционального состояния при
Устный опрос;
восприятии описанных картин природы,ответ на вопрос «Какое настроение создаёт
Тестирование;
произведение?Почему?». На примере стихотворений Ф. И. Тютчева «Ещёземли
печален вид…», «Как неожиданно и ярко…», А. А. Фета«Весенний дождь»,
«Бабочка», В. А. Жуковского «Ночь»,«Песня», Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как
воздух чист!»,«Где сладкий шёпот…» (не менее пяти авторов по выбору);
Работа с текстом произведения: упражнение в нахождениисравнений и эпитетов,
олицетворений, метафор, выделениев тексте слов, использованных в прямом и
переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение
образных слов и выражений, поиск значения незнакомогослова в словаре,
характеристика звукописи, определение видастроф;

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books
Инфоурок https://cutt.ly/5JNRi1f

1.8.

Творчество Л. Н.
Толстого

2

0

0

06.10.2022
07.10.2022

Слушание и чтение произведений Л. Н. Толстого «Детство» (отрывки из повести),
«Мужик и водяной», «Русак», «Черепаха» и др.;
Работа с композицией произведения: определение завязки, кульминации, развязки
Пересказ содержания произведения, используя разные типы речи (повествование,
описание, рассуждение) с учётом специфики художественного, научнопознавательного и учебного текстов Работа в парах: сравнение рассказов
(художественный и научно-познавательный), тема, главная мысль, события,
герои:«Черепаха» и «Русак»;
Поиск и представление книг на тему «Произведения Л. Н. Толстого», составление
списка произведений Л. Н. Толстого;

Устный опрос;

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books
Инфоурок https://cutt.ly/hJNRzpn
https://cutt.ly/aJNRmk1
Онлайн презентация https://pptonline.org/37472

1.9.

Картины природы в
творчестве поэтов и
писателей XX века

6

1

0

06.02.2023
17.02.2023

Слушание лирических произведений, обсуждение эмоционального состояния при
восприятии описанных картин природы, ответ на вопрос «Какое настроение создаёт
произведение?Почему?». На примере стихотворений И А Бунина «Гаснет вечер, даль
синеет…», «Ещё и холоден и сыр…», А. А. Блока«Рождество», К. Д. Бальмонта «К
зиме», М. И. Цветаевой«Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка», С. А.
Есенина«Бабушкины сказки», «Лебёдушка» (по выбору);
Работа с текстом произведения: упражнение в нахождениисравнений и эпитетов,
олицетворений, метафор, выделениев тексте слов, использованных в прямом и
переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение
образных слов и выражений, поиск значения незнакомогослова в словаре,
характеристика звукописи, определение видастроф;
Упражнение в выразительном чтении вслух и наизусть с сохранением
интонационного рисунка произведения (конкурс чтецовстихотворений);
Рассматривание репродукций картин и подбор к ним соответствующих стихотворных
строк;

Устный опрос;
Контрольная
работа;

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books
Инфоурок https://cutt.ly/SJNRP4d

1.10.

Произведения о
животных и родной
природе

12

1

0

20.02.2023
10.03.2023

Разговор перед чтением: взаимоотношения человека и животных, обсуждение цели
чтения, выбор формы чтения (вслух или про себя (молча), удержание учебной задачи
и ответ на вопрос«На какой вопрос хочу получить ответ?»;
Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей
с приведением примеров из текста, нахождение в тексте средств изображения героев
и выражения их чувств, сравнение героев по их внешнему виду и поступкам,
установление взаимосвязи между поступками, чувствами героев;
Пересказ содержания произведения от лица героя с изменением лица рассказчика;

Устный опрос;
Контрольная
работа;
Тестирование;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books
Инфоурок https://cutt.ly/gJNRB1p
https://cutt.ly/hJNR2fm
Видеохостинг
https://www.youtube.com/watch?
v=kwUaPLcR1DA

1.11.

Произведения о
детях

13

1

0

25.11.2022
15.12.2022

Чтение вслух и про себя (молча) произведений о жизни детейв разное время: А. П.
Чехов «Мальчики», Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы», Б. С. Житков «Как я
ловил человечков», К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»(не менее трёх
авторов);
Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей
с приведением примеров из текста, нахождение в тексте средств изображения героев
и выражения их чувств, сравнение героев по их внешнему виду и поступкам,
установление взаимосвязи между поступками, чувствами героев, определение
авторского отношения к героям;
Упражнения в выразительном чтении небольших эпизодов с соблюдением
орфоэпических и интонационных норм при чтении вслух;

Устный опрос;
Контрольная
работа;
Тестирование;

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books
Инфоурок https://cutt.ly/5JNTyzT
Знанио https://cutt.ly/HJNTs7I

1.12.

Пьеса

5

0

0

16.01.2023
23.01.2023

Чтение вслух и про себя (молча) пьес. Например, С. Я. Маршак«Двенадцать
месяцев», Е. Л. Шварц «Красная Шапочка» (одна по выбору);
Чтение по ролям;
Дифференцированная работа: создание (рисование) афишиспектакля;

Устный опрос;
Тестирование;

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books
Инфоурок https://cutt.ly/nJNTcdG
Хостинг презентаций
https://cutt.ly/RJNTOWw

1.13.

Юмористические
произведения

6

1

0

16.12.2022
26.12.2022

Слушание и чтение художественных произведений, оценкаэмоционального
состояния при восприятии юмористическогопроизведения, ответ на вопрос «Какое
чувство вызывает сюжетрассказа? Почему?»;
Рассказы В. Ю. Драгунского «Главныереки», В. В. Голявкина «Никакой горчицы я не
ел», М. М. Зощенко «Ёлка», «Не надо врать», Н. Н. Носова «Метро» (не менее двух
произведений по выбору);
Работа в парах: чтение диалогов по ролям, выбор интонации, отражающей
комичность ситуации;

Устный опрос;
Контрольная
работа;
Тестирование;

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books
Инфоурок https://cutt.ly/7JNTCnb
https://cutt.ly/DJNT3Ic
http://www.myshared.ru/slide/829481/

1.14.

Зарубежная
литература

8

2

0

11.04.2023
24.04.2023

Чтение литературных сказок зарубежных писателей (по выбору): братья Гримм
«Белоснежка и семь гномов», Ш. Перро «Спящая красавица», Х.-К. Андерсен «Дикие
лебеди», «Русалочка»;
Анализ сюжета сказки: определение последовательности событий, формулирование
вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной
последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление
цитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей;
Работа в парах: чтение диалогов по ролям;
Чтение приключенческой литературы: Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
(отрывки), Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки);

Устный опрос;
Контрольная
работа;
Тестирование;

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books
Видеохостинг
https://www.youtube.com/watch?
v=K-d9e3tF91g
http://www.myshared.ru/slide/839384/

1.15.

Библиографическая
культура (работа с
детской книгой и
справочной
литературой

7

1

0

13.03.2023
23.03.2023

Чтение очерков С. Я. Маршака «Книга — ваш друг и учитель», В. П. Бороздина
«Первый в космосе», И. С. Соколова-Микитова «Родина», Н. С. Шер «Картинысказки»;
Упражнения в выразительном чтении стихотворных и прозаических произведений с
соблюдением орфоэпических и интонационных норм при чтении вслух;
Рекомендации по летнему чтению, оформление дневника летнего чтения;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books

10

0

Резервное время

22

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

1.

«Былины. Летописи.
1
Жития» Знакомство с
учебником «Литературное
чтение». Летопись.

0

0

02.09.2022 Устный опрос;

2.

Летопись «И повесил
Олег щит свой на вратах
Царьграда». Особенности
летописи как
исторического
произведения.

1

0

0

05.09.2022 Устный опрос;

3.

Летопись «И вспомнил
Олег коня своего»

1

0

0

06.09.2022 Устный опрос;

4.

Былина и ее герои.
Былина«Ильины три
поездочки»

1

0

0

08.09.2022 Устный опрос;

5.

Былина «Три поездки
1
Ильи Муромца». Развитие
речи: составление
рассказа об Илье
Муромце или подготовка
к пересказу одного из
эпизодов былины

0

0

09.09.2022 Устный опрос;

6.

Особенности жития как
жанра. «Житие Сергия
Радонежского».

1

0

0

12.09.2022 Устный опрос;

7.

Особенности жития как
1
жанра. «Житие Сергия
Радонежского». Проверка
техники чтения.

0

0

13.09.2022 Устный опрос;

8.

Проверочная работа по
теме«Летописи. Былины.
Жития»

1

0

15.09.2022 Контрольная
работа;

1

9.

"Чудесный мир классики". 1
Знакомство с названием
раздела. А.С. Пушкин великий русский
писатель.

0

0

16.09.2022 Устный опрос;

10.

А. С. Пушкин
Стихотворения "Няне",
«Туча», «Унылая пора!
Очей очарованье…»

1

0

0

19.09.2022 Устный опрос;

11.

А. С. Пушкин. «Сказка о
мёртвой царевне и о семи
богатырях»

1

0

0

20.09.2022 Устный опрос;

12.

А. С. Пушкин. «Сказка о
мёртвой царевне и о семи
богатырях»

1

0

0

22.09.2022 Устный опрос;

13.

А. С. Пушкин. «Сказка о
мёртвой царевне и о семи
богатырях»

1

0

0

23.09.2022 Тестирование;

14.

А. С. Пушкин. «Сказка о
мёртвой царевне и о семи
богатырях»

1

0

0

26.09.2022 Устный опрос;

15.

М.Ю. Лермонтов «Дары
Терека»

1

0

0

27.09.2022 Устный опрос;

16.

М.Ю. Лермонтов «Дары
Терека»

1

0

0

29.09.2022 Устный опрос;

17.

М.Ю. Лермонтов. «Ашик
- Кериб»

1

0

0

30.09.2022 Устный опрос;

18.

М.Ю. Лермонтов. «Ашик
- Кериб»

1

0

0

03.10.2022 Устный опрос;

19.

М.Ю. Лермонтов. «Ашик
- Кериб»

1

0

0

04.10.2022 Устный опрос;

20.

Жизнь и творчество Л.Н.
Толстого. Повесть
«Детство»

1

0

0

06.10.2022 Устный опрос;

21.

Л.Н. Толстой. Повесть
«Как мужик убрал
камень»

1

0

0

07.10.2022 Устный опрос;

22.

А.П. Чехов. Рассказ
«Мальчики». Главные
герои рассказа – герои
своего времени

1

0

0

10.10.2022 Устный опрос;

23.

А.П. Чехов. Рассказ
«Мальчики». Главные
герои рассказа – герои
своего времени

1

0

0

11.10.2022 Устный опрос;

24.

Обобщение. Проверочная 1
работа по разделу
"Чудесный мир классики"

1

0

13.10.2022 Контрольная
работа;

25.

"Поэтическая тетрадь.
Литературная сказка" Ф.
И. Тютчев «Еще земли
печален вид», «Как
неожиданно и ярко»

1

0

0

14.10.2022 Устный опрос;

26.

А. А. Фет «Весенний
дождь»,«Бабочка»

1

0

0

17.10.2022 Устный опрос;

27.

Е. А. Баратынский
«Весна, весна! как воздух
чист!», «Где сладкий
шепот моих лесов?»

1

0

0

18.10.2022 Устный опрос;

28.

А.Н. Плещеев «Дети и
птичка»

1

0

0

20.10.2022 Устный опрос;

29.

И. С. Никитин «В синем
небе плывут над
полями…»

1

0

0

21.10.2022 Устный опрос;

30.

Н. А. Некрасов
«Школьник»,«В зимние
сумерки нянины
сказки…»

1

0

0

24.10.2022 Устный опрос;

31.

И. А. Бунин «Листопад»

1

0

0

25.10.2022 Устный опрос;

32.

В мире книг. В. Ф.
Одоевский «Городок в
табакерке»

1

0

0

27.10.2022 Устный опрос;

33.

В мире книг. В. Ф.
Одоевский «Городок в
табакерке

1

0

0

28.10.2022 Устный опрос;

34.

В.М. Гаршин «Сказка о
жабе и розе»

1

0

0

07.11.2022 Устный опрос;

35.

В.М. Гаршин «Сказка о
жабе и розе»

1

0

0

08.11.2022 Устный опрос;

36.

В.М. Гаршин «Сказка о
жабе и розе»

1

0

0

10.11.2022 Тестирование;

37.

П. П. Бажов «Серебряное
копытце»

1

0

0

11.11.2022 Устный опрос;

38.

П. П. Бажов «Серебряное
копытце»

1

0

0

14.11.2022 Устный опрос;

39.

П. П. Бажов «Серебряное
копытце»

1

0

0

15.11.2022 Тестирование;

40.

С. Т. Аксаков «Аленький
цветочек»

1

0

0

17.11.2022 Устный опрос;

41.

С. Т. Аксаков «Аленький
цветочек»

1

0

0

18.11.2022 Устный опрос;

42.

С. Т. Аксаков «Аленький
цветочек»

1

0

0

21.11.2022 Устный опрос;

43.

С. Т. Аксаков «Аленький
цветочек»

1

0

0

22.11.2022 Тестирование;

44.

Обобщение по разделу.
Проверочная работа по
теме «Поэтическая
тетрадь. Литературная
сказка».

1

1

0

24.11.2022 Контрольная
работа;

45.

"Делу время – потехе час. 1
Страна детства". В мире
книг. Е. Л. Шварц «Сказка
о потерянном времени»

0

0

25.11.2022 Устный опрос;

46.

В мире книг. Е. Л. Шварц
«Сказка о потерянном
времени»

1

0

0

28.11.2022 Устный опрос;

47.

В мире книг. Е. Л.
Шварц«Сказка о
потерянном времени»

1

0

0

29.11.2022 Устный опрос;

48.

В. Ю. Драгунский
«Главные реки»

1

0

0

01.12.2022 Устный опрос;

49.

В. Ю. Драгунский
«Главные реки»

1

0

0

02.12.2022 Устный опрос;

50.

В.Ю. Драгунский «Что
любит Мишка»

1

0

0

05.12.2022 Устный опрос;

51.

В. В. Голявкин «Никакой
горчицы я не ел»

1

0

0

06.12.2022 Устный опрос;

52.

Б. С. Житков «Как я ловил 1
человечков»

0

0

08.12.2022 Письменный
контроль;

53.

Б. С. Житков «Как я ловил 1
человечков»

0

0

09.12.2022 Устный опрос;

54.

К. Г. Паустовский
«Корзина с еловыми
шишками»

1

0

0

12.12.2022 Устный опрос;

55.

К. Г. Паустовский
«Корзина с еловыми
шишками»

1

0

0

13.12.2022 Устный опрос;

56.

К. Г. Паустовский
«Корзина с еловыми
шишками»

1

0

0

15.12.2022 Устный опрос;

57.

М. М. Зощенко «Елка»

1

0

0

16.12.2022 Устный опрос;

58.

М. М. Зощенко «Елка»

1

0

0

19.12.2022 Устный опрос;

59.

В.Я. Брюсов «Опять
сон»,«Детская»

1

0

0

20.12.2022 Устный опрос;

60.

С.А. Есенин «Бабушкины
сказки»

1

0

0

22.12.2022 Устный опрос;

61.

М. И. Цветаева «Бежит
тропинка с бугорка»,
«Наши царства»

1

0

0

23.12.2022 Устный опрос;

62.

Обобщение по разделу
Проверочная работа по
разделу «Делу время –
потехе час.Страна
детства».

1

1

0

26.12.2022 Контрольная
работа;

63.

"Природа и мы". В мире
книг. Д. Н. Мамин Сибиряк «Приемыш»

1

0

0

27.12.2022 Устный опрос;

64.

В мире книг. Д. Н. Мамин 1
- Сибиряк «Приемыш».

0

0

29.12.2022 Устный опрос;

65.

В мире книг. Д. Н. Мамин 1
- Сибиряк «Приемыш».

0

0

09.01.2023 Устный опрос;

66.

А.И. Куприн «Барбос и
Жулька»

0

0

10.01.2023 Устный опрос;

1

67.

А.И. Куприн «Барбос и
Жулька»

1

0

0

12.01.2023 Устный опрос;

68.

А.И. Куприн «Барбос и
Жулька»

1

0

0

13.01.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

69.

М.М. Пришвин
«Выскочка»

1

0

0

16.01.2023 Устный опрос;

70.

М.М. Пришвин
«Выскочка»

1

0

0

17.01.2023 Устный опрос;

71.

М.М. Пришвин
«Выскочка»

1

0

0

19.01.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

72.

Е.И. Чарушин «Кабан»

1

0

0

20.01.2023 Устный опрос;

73.

Е.И. Чарушин «Кабан»

1

0

0

23.01.2023 Устный опрос;

74.

Е.И. Чарушин «Кабан»

1

0

0

24.01.2023 Устный опрос;

75.

В.П. Астафьев
«Стрижонок Скрип»

1

0

0

26.01.2023 Устный опрос;

76.

В.П. Астафьев
«Стрижонок Скрип»

1

0

0

27.01.2023 Устный опрос;

77.

В.П. Астафьев
«Стрижонок Скрип»

1

0

0

30.01.2023 Устный опрос;

78.

В.П. Астафьев
«Стрижонок Скрип»

1

0

0

31.01.2023 Тестирование;

79.

Выразительное чтение.
Рассказы и стихи о
природе, животном мире.

1

0

0

02.02.2023 Устный опрос;

80.

Обобщение по разделу.
Проверочная работа
«Природа и мы»

1

1

0

03.02.2023 Контрольная
работа;

81.

"Поэтическая тетрадь".
Б.Л. Пастернак "Золотая
осень"

1

0

0

06.02.2023 Устный опрос;

82.

С.А. Клычков «Весна в
лесу»

1

0

0

07.02.2023 Устный опрос;

83.

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

1

0

0

09.02.2023 Устный опрос;

84.

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

1

1

0

10.02.2023 Устный опрос;

85.

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

1

0

0

13.02.2023 Устный опрос;

86.

С.А. Есенин «Лебёдушка» 1

0

0

14.02.2023 Устный опрос;

87.

С.А. Есенин «Лебёдушка» 1

0

0

16.02.2023 Устный опрос;

88.

С.А. Есенин «Лебёдушка» 1

0

0

17.02.2023 Тестирование;

89.

В мире книг. И. С.
Никитин «Русь»

1

0

0

20.02.2023 Устный опрос;

90.

В мире книг. И. С.
Никитин «Русь»

1

0

0

21.02.2023 Устный опрос;

91.

С. Д. Дрожжин «Родине»

1

0

0

27.02.2023 Устный опрос;

92.

А. В. Жигулин «О,
Родина»

1

0

0

28.02.2023 Устный опрос;

93.

Внеклассное чтение.
Стихи о Родине других
поэтов

1

0

0

02.03.2023 Устный опрос;

94.

Обобщение по разделу.
Проверочная работа
«Поэтическая тетрадь.
Родина».

1

1

0

03.03.2023 Контрольная
работа;

95.

"Страна Фантазия". В
1
мире книг. Е.С. Велтистов
"Приключения
Электроника"

0

0

06.03.2023 Устный опрос;

96.

Е. С. Велтистов
«Приключения
Электроника»

1

0

0

07.03.2023 Устный опрос;

97.

Е. С. Велтистов
«Приключения
Электроника»

1

0

0

09.03.2023 Устный опрос;

98.

Е. С. Велтистов
«Приключения
Электроника»

1

0

0

10.03.2023 Устный опрос;

99.

Кир Булычёв
«Путешествие Алисы».

1

0

0

13.03.2023 Устный опрос;

100. Кир Булычёв
«Путешествие Алисы».

1

0

0

14.03.2023 Устный опрос;

101. Кир Булычёв
«Путешествие Алисы».

1

0

0

16.03.2023 Устный опрос;

102. Кир Булычёв
«Путешествие Алисы».

1

0

0

17.03.2023 Тестирование;

103. Путешествие по стране
Фантазии

1

0

0

20.03.2023 Устный опрос;

104. Обобщение по разделу.
Проверочная работа
«Страна Фантазия».

1

1

0

21.03.2023 Контрольная
работа;

105. "Зарубежная литература". 1
В мире книг. Джонатан
Свифт« Путешествие
Гулливера»

0

0

23.03.2023 Устный опрос;

106. Джонатан Свифт
1
«Путешествие Гулливера»

0

0

24.03.2023 Устный опрос;

107. Джонатан Свифт
1
«Путешествие Гулливера»

0

0

03.04.2023 Устный опрос;

108. Джонатан Свифт
1
«Путешествие Гулливера»

0

0

04.04.2023 Устный опрос;

109. Джонатан Свифт
1
«Путешествие Гулливера»

0

0

06.04.2023 Устный опрос;

110. Джонатан Свифт
1
«Путешествие Гулливера»

0

0

07.04.2023 Устный опрос;

111. Джонатан Свифт
1
«Путешествие Гулливера»

0

0

10.04.2023 Тестирование;

112. Г. -Х. Андерсен
«Русалочка»

1

0

0

11.04.2023 Устный опрос;

113. Г. -Х. Андерсен
«Русалочка»

1

0

0

13.04.2023 Устный опрос;

114. Г. -Х. Андерсен
«Русалочка»

1

0

0

14.04.2023 Устный опрос;

115. Г. -Х. Андерсен
«Русалочка»

1

0

0

17.04.2023 Устный опрос;

116. Г. -Х. Андерсен
«Русалочка»

1

0

0

18.04.2023 Устный опрос;

117. Г. -Х. Андерсен
«Русалочка»

1

0

0

20.04.2023 Устный опрос;

118. Г. -Х. Андерсен
«Русалочка»

1

0

0

21.04.2023 Устный опрос;

119. Г. -Х. Андерсен
«Русалочка»

1

0

0

24.04.2023 Тестирование;

120. Марк Твен «Приключения 1
Тома Сойера»

0

0

25.04.2023 Устный опрос;

121. Марк Твен «Приключения 1
Тома Сойера»

0

0

27.04.2023 Устный опрос;

122. Марк Твен «Приключения 1
Тома Сойера»

0

0

28.04.2023 Устный опрос;

123. Марк Твен «Приключения 1
Тома Сойера»

0

0

02.05.2023 Устный опрос;

124. Марк Твен «Приключения 1
Тома Сойера»

0

0

04.05.2023 Устный опрос;

125. Марк Твен «Приключения 1
Тома Сойера»

0

0

05.05.2023 Устный опрос;

126. С.Лагерлёф «Святая
ночь»

1

0

0

11.05.2023 Устный опрос;

127. С. Лагерлёф «В назарете»

1

0

0

12.05.2023 Устный опрос;

128. Обобщение по разделу
Проверочная работа
«Зарубежная литература»

1

1

0

15.05.2023 Контрольная
работа;

129. Итоговая работа за курс
«Литературное чтение. 4
кла сс»

1

1

0

16.05.2023 Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

130. Анализ итоговой
контрольной работы.

1

0

0

18.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

131. Повторение

1

0

0

19.05.2023 Устный опрос;

132. Повторение

1

0

0

22.05.2023 Устный опрос;

133. Повторение

1

0

0

23.05.2023 Устный опрос;

134. Повторение

1

0

0

25.05.2023 Устный опрос;

135. Повторение

1

0

0

26.05.2023 Устный опрос;

136. Повторение

1

0

0

29.05.2023 Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

10

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях).
Учебник. 4 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Рабочая программа по литературному чтению к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова
М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 4 класс. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»; Методические рекомендации литературное чтение Н.А. Стефаненко
издательство "Просвещение"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Литературное чтение. Аудиоприложение к учебнику Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой
М. В. 4 класс (В комплекте с учебником). Автор(ы): Стефаненко Н. А., Чернецова-Рождественская И.
В. Линия УМК: УМК "Школа России" Л. Ф. Климанова, 4 кл. Класс: 4
РЭШ https://resh.edu.ru/
Учи.ру https://uchi.ru/
Инфоурок https://infourok.ru/
Видеохостинг https://www.youtube.
Хостинг презентаций https://cutt.ly

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Рабочая программа, учебник Литературного чтения , электронные пособия, методические пособия.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийный проектор,компьютерное оборудование.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (35361) 26-2-35, 8 (35361) 26-2-36

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».