ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 4 класса на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает,
наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для
успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и
закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития
младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной
литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с
различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен
на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей
обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса
литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления
литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения,
творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие
возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных
произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических
ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения
на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих
способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с
дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями
детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе.
Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность
разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной
литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных
результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении
других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
На курс «Литературное чтение» в 4 классе отводится 136 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя,
мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и
саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые
младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также
сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета
«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут
востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и
решением следующих задач:
— формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому
чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества
— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
— осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного
творчества для всестороннего развития личности человека;
— первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и
произведений устного народного творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах);
устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки,
фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор;
литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет;
эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим
понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и
прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх,
например произведения И. С. Никитина, Н. М. Языкова, С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, М.
М. Пришвина, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). Представление о проявлении любви к родной
земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, представителей разных
народов России). Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра Невского,
Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других
выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь
к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях
литературы (на примере рассказов А. П. Платонова, Л. А. Кассиля, В. К. Железняка, С. П. Алексеева).
Осознание понятия: поступок, подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с песнями на
тему Великой Отечественной войны.
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура (произведения
по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный).
Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры
фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В.
И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора
нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений
разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины — защитник
страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты
Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной
выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место
в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве
художника В. М. Васнецова.
Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина. Средства
художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение,
метафора). Круг чтения: литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг чтения: басни на
примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни
стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие событий в басне, её герои (положительные,
отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка.
Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю. Лермонтова (не
менее трёх). Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма,
ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения.
Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору). Герои
литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.
Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь —
особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ— ХХ веков. Лирика, лирические
произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями,
описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти
авторов по выбору): В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А.
Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева и др. Темы стихотворных
произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа
в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы,
сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому
произведению.
Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ (художественный и
научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление).
Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из
автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текстаописания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, защита и
охрана природы — тема произведений литературы. Круг чтения (не менее трёх авторов): на примере
произведений А. И. Куприна, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Ю. И.
Коваля и др.
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях,
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере произведений не менее трёх авторов):
А. П. Чехова, Б. С. Житкова, Н. Г. Гарина-Михайловского, В. В. Крапивина и др. Словесный
портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные
события сюжета, отношение к ним героев.
Пьеса. Знакомство с новым жанром — пьесой-сказкой. Пьеса — произведение литературы и
театрального искусства (одна по выбору). Пьеса как жанр драматического произведения. Пьеса и
сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору):
юмористические произведения на примере рассказов М. М. Зощенко, В. Ю. Драгунского, Н. Н.
Носова, В. В. Голявкина. Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста
юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей.
Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм, Э. Т. А. Гофмана, Т. Янссон и др.
(по выбору). Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Польза
чтения и книги: книга — друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги (тематический,
систематический каталог). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на
внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Очерк как повествование о
реальном событии. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в
процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику
развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития
и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие
позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовнонравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и
отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление
интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание
естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к
традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений
выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого
человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других
моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных
произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным
видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной
деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки
произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных,
отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа
выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности
и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы,
творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение
и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по
темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать
нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного
текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные
учебные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному
предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области,
ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных
ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
— осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития
личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов
бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических
понятиях в контексте изученных произведений;
— демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и
слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества:
формировать собственный круг чтения;
— читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения
(изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по
восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не
менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
— читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой
произведений;
— различать художественные произведения и познавательные тексты;
— различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
— понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного
произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным,
учебным и художественным текстам;
— различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки,
небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные),
приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
— соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки,
рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран
мира;
— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и
главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий,
эпизодов текста;
— характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики
персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать
героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по
контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте
средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера,
устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;
— объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря;
находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства
художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
— осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой,
персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части,
композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить
монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного
языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно
формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать
свой ответ примерами из текста;
— составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно)
подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего
лица;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать
небольшие эпизоды из произведения;
— составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию
произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные
типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом
правильности, выразительности письменной речи;
— составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
— сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного
из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);
— использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление,
аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
— выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя
картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
— использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях
контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной
задачей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
всего
контрольные практические
работы
работы
1.1.
О Родине,
героические
страницы истории
12
1
0
1.2.
Фольклор (устное
11
народное творчество)
1
0
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды, формы
контроля
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
02.09.2022
15.09.2022
Разговор перед чтением: страницы истории родной страны — тема фольклорных и
авторских произведений (не менее четырёхпо выбору), объяснение пословицы
«Родной свой край делами прославляй»;
Восприятие на слух поэтических и прозаических произведений, выражающих
нравственно-этические понятия: любовь к Отчизне, родной земле. Например, Н. М.
Языков «Мой друг! Что может быть милей…», А. Т. Твардовский «О родине
большой и малой», А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…», В. М. Песков
«Отечество», С. Д. Дрожжин «Родине», Р. Г. Гамзатов «О Родине, только о Родине»,
«Журавли»;
Учебный диалог: обсуждение проблемы «Понятие Родины для каждого из нас»,
объяснение своей позиции с приведением примеров из текстов, раскрытие смысла
пословиц о Родине, соотнесение их с прослушанными/прочитанными
произведениями;
Чтение произведений о героях России Например, С. Т. Романовский «Ледовое
побоище», Н. П. Кончаловская «Словоо побоище Ледовом», историческая песня
«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», Ф. Н.
Глинка«Солдатская песня» и другие произведения;
Работа с текстом произведения: анализ заголовка, определение темы, выделение
главной мысли, осознание идеи текста,нахождение доказательства отражения мыслей
и чувств автора, наблюдение и рассматривание иллюстраций и репродукцийкартин
(например, П. Д. Корин «Александр Невский», И. С. Глазунов «Дмитрий Донской»),
соотнесение их сюжетас соответствующими фрагментами текста: озаглавливание;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Тестирование;
РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Инфоурок https://cutt.ly/sJNWrMt
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books
Разговор перед чтением: обсуждение вопросов: «Что такоефольклор?», «Какие
произведения относятся к фольклору?»,объяснение, приведение примеров;
Чтение произведений малого фольклора (по выбору): загадок,пословиц,
скороговорок, потешек, песен, небылиц, закличек,используя интонацию, паузы, темп,
ритм, логические ударенияв соответствии с особенностями текста для передачи
эмоционального настроя произведения;
Работа со схемой: «чтение» информации, представленнойв схематическом виде,
обобщение представлений о видах сказок, выполнение задания «Вспомните и
назовите произведения»;
Чтение вслух и про себя (молча) фольклорных произведений (народных сказок),
определяя мотив и цель чтения, отвечая на вопрос: «На какой вопрос хочу получить
ответ, читая произведение?», различение реальных и сказочных событий в народных
произведениях;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Тестирование;
РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books
Инфоурок https://cutt.ly/vJNWxOi
1.3.
Творчество
А.С.Пушкина
6
0
0
16.09.2022
26.09.2022
Слушание стихотворных произведений А. С. Пушкина(«Осень» (отрывки): «Унылая
Устный опрос;
пора! Очей очарованье! », «Октябрь уж наступил…», «Туча», «Гонимы вешними
Тестирование;
лучами…»,«Зимняя дорога», «Зимнее утро» (по выбору), обсуждениеэмоционального
состояния при восприятии описанных картинприроды, ответ на вопрос «Какое
настроение создаёт произведение? Почему?»;
Работа с текстом произведения: упражнение в нахождениисравнений, эпитетов,
олицетворений, выделение в тексте слов,использованных в прямом и переносном
значении, наблюдениеза рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных
слови выражений, поиск значения незнакомого слова в словаре;
Выразительное чтение и чтение наизусть лирических произведений с интонационным
выделением знаков препинания,с соблюдением орфоэпических и пунктуационных
норм Чтение наизусть лирических произведений А. С. Пушкина(по выбору);
Слушание и чтение произведения А. С. Пушкина «Сказкао мёртвой царевне и о семи
богатырях», удержание в памятисобытий сказки, обсуждение сюжета;
РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books
Инфоурок https://cutt.ly/TJNWY5o
Презентация онлайн https://pptonline.org/273974
http://www.myshared.ru/slide/144852/
1.4.
Творчество
И.А.Крылова
1
0
0
13.10.2022
Разговор перед чтением: история возникновения жанра, Эзоп — древнегреческий
баснописец, его басни, рассказ о творчествеИ. А. Крылова;
Слушание и чтение басен: И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»,«Квартет», «Кукушка
и Петух», И. И. Хемницер «Стрекозаи муравей», Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»
(не менее трёх по выбору), подготовка ответа на вопрос «Какое качество высмеивает
автор?»;
Упражнение в выразительном чтении вслух и наизусть с сохранением
интонационного рисунка произведения (конкурс чтецов«Басни русских
баснописцев») ;
Поиск книг И. А. Крылова, рассматривание и чтение их, анализ библиографического
аппарата книги: обложка, оглавление, предисловие, иллюстрации, составление
аннотации;
Устный опрос;
Тестирование;
РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books
Инфоурок https://cutt.ly/zJNWNpU
https://cutt.ly/GJNW4mz
Презентация онлайн
http://www.myshared.ru/slide/466575/
1.5.
Творчество М. Ю.
Лермонтова
5
0
0
27.09.2022
04.10.2022
Разговор перед чтением: понимание общего настроения лирического произведения,
творчество М. Ю. Лермонтова;
Слушание стихотворных произведений (не менее трёх)М. Ю. Лермонтова: «Горные
вершины…», «Утёс», «Парус»,«Москва, Москва! Люблю тебя как сын…» и др.;
Упражнение в выразительном чтении вслух и наизусть с сохранением
интонационного рисунка произведения;
Устный опрос;
РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books
Инфоурок https://cutt.ly/eJNEpuG
https://cutt.ly/JJNEjhV
Презентация онлайн
http://www.myshared.ru/slide/40218/
1.6.
Литературная сказка
13
1
0
27.10.2022
24.11.2022
Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахождение описания героя,
определение взаимосвязи между поступками героев, сравнение героев по аналогии
или по контрасту, оценка поступков героев (две-три сказки по выбору);
Составление вопросного плана текста с выделением эпизодов, смысловых частей;
Пересказ (устно) содержания произведения выборочно Работа в парах: чтение
диалогов по ролям;
Знакомство со сказом П. П. Бажова «Серебряное копытце», выделение особенностей
жанра;
Дифференцированная работа: драматизация отрывков из сказки П. П. Ершова
«Конёк-Горбунок»;
Устный опрос;
Тестирование;
РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books
Видеохостинг
https://www.youtube.com/watch?
v=cgjNwLliDZ4
https://www.youtube.com/watch?
v=1NBadpwy9KA
Инфоурок https://cutt.ly/5JNEPTU
Образовательная социальная сеть
nsportal https://cutt.ly/1JNEHX5
1.7.
Картины природы в
творчестве поэтов и
писателей ХIХ века
7
0
0
14.10.2022
25.10.2022
Слушание лирических произведений, обсуждение эмоционального состояния при
Устный опрос;
восприятии описанных картин природы,ответ на вопрос «Какое настроение создаёт
Тестирование;
произведение?Почему?». На примере стихотворений Ф. И. Тютчева «Ещёземли
печален вид…», «Как неожиданно и ярко…», А. А. Фета«Весенний дождь»,
«Бабочка», В. А. Жуковского «Ночь»,«Песня», Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как
воздух чист!»,«Где сладкий шёпот…» (не менее пяти авторов по выбору);
Работа с текстом произведения: упражнение в нахождениисравнений и эпитетов,
олицетворений, метафор, выделениев тексте слов, использованных в прямом и
переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение
образных слов и выражений, поиск значения незнакомогослова в словаре,
характеристика звукописи, определение видастроф;
РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books
Инфоурок https://cutt.ly/5JNRi1f
1.8.
Творчество Л. Н.
Толстого
2
0
0
06.10.2022
07.10.2022
Слушание и чтение произведений Л. Н. Толстого «Детство» (отрывки из повести),
«Мужик и водяной», «Русак», «Черепаха» и др.;
Работа с композицией произведения: определение завязки, кульминации, развязки
Пересказ содержания произведения, используя разные типы речи (повествование,
описание, рассуждение) с учётом специфики художественного, научнопознавательного и учебного текстов Работа в парах: сравнение рассказов
(художественный и научно-познавательный), тема, главная мысль, события,
герои:«Черепаха» и «Русак»;
Поиск и представление книг на тему «Произведения Л. Н. Толстого», составление
списка произведений Л. Н. Толстого;
Устный опрос;
РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books
Инфоурок https://cutt.ly/hJNRzpn
https://cutt.ly/aJNRmk1
Онлайн презентация https://pptonline.org/37472
1.9.
Картины природы в
творчестве поэтов и
писателей XX века
6
1
0
06.02.2023
17.02.2023
Слушание лирических произведений, обсуждение эмоционального состояния при
восприятии описанных картин природы, ответ на вопрос «Какое настроение создаёт
произведение?Почему?». На примере стихотворений И А Бунина «Гаснет вечер, даль
синеет…», «Ещё и холоден и сыр…», А. А. Блока«Рождество», К. Д. Бальмонта «К
зиме», М. И. Цветаевой«Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка», С. А.
Есенина«Бабушкины сказки», «Лебёдушка» (по выбору);
Работа с текстом произведения: упражнение в нахождениисравнений и эпитетов,
олицетворений, метафор, выделениев тексте слов, использованных в прямом и
переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение
образных слов и выражений, поиск значения незнакомогослова в словаре,
характеристика звукописи, определение видастроф;
Упражнение в выразительном чтении вслух и наизусть с сохранением
интонационного рисунка произведения (конкурс чтецовстихотворений);
Рассматривание репродукций картин и подбор к ним соответствующих стихотворных
строк;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books
Инфоурок https://cutt.ly/SJNRP4d
1.10.
Произведения о
животных и родной
природе
12
1
0
20.02.2023
10.03.2023
Разговор перед чтением: взаимоотношения человека и животных, обсуждение цели
чтения, выбор формы чтения (вслух или про себя (молча), удержание учебной задачи
и ответ на вопрос«На какой вопрос хочу получить ответ?»;
Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей
с приведением примеров из текста, нахождение в тексте средств изображения героев
и выражения их чувств, сравнение героев по их внешнему виду и поступкам,
установление взаимосвязи между поступками, чувствами героев;
Пересказ содержания произведения от лица героя с изменением лица рассказчика;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Тестирование;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books
Инфоурок https://cutt.ly/gJNRB1p
https://cutt.ly/hJNR2fm
Видеохостинг
https://www.youtube.com/watch?
v=kwUaPLcR1DA
1.11.
Произведения о
детях
13
1
0
25.11.2022
15.12.2022
Чтение вслух и про себя (молча) произведений о жизни детейв разное время: А. П.
Чехов «Мальчики», Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы», Б. С. Житков «Как я
ловил человечков», К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»(не менее трёх
авторов);
Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей
с приведением примеров из текста, нахождение в тексте средств изображения героев
и выражения их чувств, сравнение героев по их внешнему виду и поступкам,
установление взаимосвязи между поступками, чувствами героев, определение
авторского отношения к героям;
Упражнения в выразительном чтении небольших эпизодов с соблюдением
орфоэпических и интонационных норм при чтении вслух;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Тестирование;
РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books
Инфоурок https://cutt.ly/5JNTyzT
Знанио https://cutt.ly/HJNTs7I
1.12.
Пьеса
5
0
0
16.01.2023
23.01.2023
Чтение вслух и про себя (молча) пьес. Например, С. Я. Маршак«Двенадцать
месяцев», Е. Л. Шварц «Красная Шапочка» (одна по выбору);
Чтение по ролям;
Дифференцированная работа: создание (рисование) афишиспектакля;
Устный опрос;
Тестирование;
РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books
Инфоурок https://cutt.ly/nJNTcdG
Хостинг презентаций
https://cutt.ly/RJNTOWw
1.13.
Юмористические
произведения
6
1
0
16.12.2022
26.12.2022
Слушание и чтение художественных произведений, оценкаэмоционального
состояния при восприятии юмористическогопроизведения, ответ на вопрос «Какое
чувство вызывает сюжетрассказа? Почему?»;
Рассказы В. Ю. Драгунского «Главныереки», В. В. Голявкина «Никакой горчицы я не
ел», М. М. Зощенко «Ёлка», «Не надо врать», Н. Н. Носова «Метро» (не менее двух
произведений по выбору);
Работа в парах: чтение диалогов по ролям, выбор интонации, отражающей
комичность ситуации;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Тестирование;
РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books
Инфоурок https://cutt.ly/7JNTCnb
https://cutt.ly/DJNT3Ic
http://www.myshared.ru/slide/829481/
1.14.
Зарубежная
литература
8
2
0
11.04.2023
24.04.2023
Чтение литературных сказок зарубежных писателей (по выбору): братья Гримм
«Белоснежка и семь гномов», Ш. Перро «Спящая красавица», Х.-К. Андерсен «Дикие
лебеди», «Русалочка»;
Анализ сюжета сказки: определение последовательности событий, формулирование
вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной
последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление
цитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей;
Работа в парах: чтение диалогов по ролям;
Чтение приключенческой литературы: Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
(отрывки), Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки);
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Тестирование;
РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books
Видеохостинг
https://www.youtube.com/watch?
v=K-d9e3tF91g
http://www.myshared.ru/slide/839384/
1.15.
Библиографическая
культура (работа с
детской книгой и
справочной
литературой
7
1
0
13.03.2023
23.03.2023
Чтение очерков С. Я. Маршака «Книга — ваш друг и учитель», В. П. Бороздина
«Первый в космосе», И. С. Соколова-Микитова «Родина», Н. С. Шер «Картинысказки»;
Упражнения в выразительном чтении стихотворных и прозаических произведений с
соблюдением орфоэпических и интонационных норм при чтении вслух;
Рекомендации по летнему чтению, оформление дневника летнего чтения;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;
РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/4/
Учи.ру https://uchi.ru/literatureclub/teacher/books
10
0
Резервное время
22
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
136
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
Виды, формы
изучения контроля
1.
«Былины. Летописи.
1
Жития» Знакомство с
учебником «Литературное
чтение». Летопись.
0
0
02.09.2022 Устный опрос;
2.
Летопись «И повесил
Олег щит свой на вратах
Царьграда». Особенности
летописи как
исторического
произведения.
1
0
0
05.09.2022 Устный опрос;
3.
Летопись «И вспомнил
Олег коня своего»
1
0
0
06.09.2022 Устный опрос;
4.
Былина и ее герои.
Былина«Ильины три
поездочки»
1
0
0
08.09.2022 Устный опрос;
5.
Былина «Три поездки
1
Ильи Муромца». Развитие
речи: составление
рассказа об Илье
Муромце или подготовка
к пересказу одного из
эпизодов былины
0
0
09.09.2022 Устный опрос;
6.
Особенности жития как
жанра. «Житие Сергия
Радонежского».
1
0
0
12.09.2022 Устный опрос;
7.
Особенности жития как
1
жанра. «Житие Сергия
Радонежского». Проверка
техники чтения.
0
0
13.09.2022 Устный опрос;
8.
Проверочная работа по
теме«Летописи. Былины.
Жития»
1
0
15.09.2022 Контрольная
работа;
1
9.
"Чудесный мир классики". 1
Знакомство с названием
раздела. А.С. Пушкин великий русский
писатель.
0
0
16.09.2022 Устный опрос;
10.
А. С. Пушкин
Стихотворения "Няне",
«Туча», «Унылая пора!
Очей очарованье…»
1
0
0
19.09.2022 Устный опрос;
11.
А. С. Пушкин. «Сказка о
мёртвой царевне и о семи
богатырях»
1
0
0
20.09.2022 Устный опрос;
12.
А. С. Пушкин. «Сказка о
мёртвой царевне и о семи
богатырях»
1
0
0
22.09.2022 Устный опрос;
13.
А. С. Пушкин. «Сказка о
мёртвой царевне и о семи
богатырях»
1
0
0
23.09.2022 Тестирование;
14.
А. С. Пушкин. «Сказка о
мёртвой царевне и о семи
богатырях»
1
0
0
26.09.2022 Устный опрос;
15.
М.Ю. Лермонтов «Дары
Терека»
1
0
0
27.09.2022 Устный опрос;
16.
М.Ю. Лермонтов «Дары
Терека»
1
0
0
29.09.2022 Устный опрос;
17.
М.Ю. Лермонтов. «Ашик
- Кериб»
1
0
0
30.09.2022 Устный опрос;
18.
М.Ю. Лермонтов. «Ашик
- Кериб»
1
0
0
03.10.2022 Устный опрос;
19.
М.Ю. Лермонтов. «Ашик
- Кериб»
1
0
0
04.10.2022 Устный опрос;
20.
Жизнь и творчество Л.Н.
Толстого. Повесть
«Детство»
1
0
0
06.10.2022 Устный опрос;
21.
Л.Н. Толстой. Повесть
«Как мужик убрал
камень»
1
0
0
07.10.2022 Устный опрос;
22.
А.П. Чехов. Рассказ
«Мальчики». Главные
герои рассказа – герои
своего времени
1
0
0
10.10.2022 Устный опрос;
23.
А.П. Чехов. Рассказ
«Мальчики». Главные
герои рассказа – герои
своего времени
1
0
0
11.10.2022 Устный опрос;
24.
Обобщение. Проверочная 1
работа по разделу
"Чудесный мир классики"
1
0
13.10.2022 Контрольная
работа;
25.
"Поэтическая тетрадь.
Литературная сказка" Ф.
И. Тютчев «Еще земли
печален вид», «Как
неожиданно и ярко»
1
0
0
14.10.2022 Устный опрос;
26.
А. А. Фет «Весенний
дождь»,«Бабочка»
1
0
0
17.10.2022 Устный опрос;
27.
Е. А. Баратынский
«Весна, весна! как воздух
чист!», «Где сладкий
шепот моих лесов?»
1
0
0
18.10.2022 Устный опрос;
28.
А.Н. Плещеев «Дети и
птичка»
1
0
0
20.10.2022 Устный опрос;
29.
И. С. Никитин «В синем
небе плывут над
полями…»
1
0
0
21.10.2022 Устный опрос;
30.
Н. А. Некрасов
«Школьник»,«В зимние
сумерки нянины
сказки…»
1
0
0
24.10.2022 Устный опрос;
31.
И. А. Бунин «Листопад»
1
0
0
25.10.2022 Устный опрос;
32.
В мире книг. В. Ф.
Одоевский «Городок в
табакерке»
1
0
0
27.10.2022 Устный опрос;
33.
В мире книг. В. Ф.
Одоевский «Городок в
табакерке
1
0
0
28.10.2022 Устный опрос;
34.
В.М. Гаршин «Сказка о
жабе и розе»
1
0
0
07.11.2022 Устный опрос;
35.
В.М. Гаршин «Сказка о
жабе и розе»
1
0
0
08.11.2022 Устный опрос;
36.
В.М. Гаршин «Сказка о
жабе и розе»
1
0
0
10.11.2022 Тестирование;
37.
П. П. Бажов «Серебряное
копытце»
1
0
0
11.11.2022 Устный опрос;
38.
П. П. Бажов «Серебряное
копытце»
1
0
0
14.11.2022 Устный опрос;
39.
П. П. Бажов «Серебряное
копытце»
1
0
0
15.11.2022 Тестирование;
40.
С. Т. Аксаков «Аленький
цветочек»
1
0
0
17.11.2022 Устный опрос;
41.
С. Т. Аксаков «Аленький
цветочек»
1
0
0
18.11.2022 Устный опрос;
42.
С. Т. Аксаков «Аленький
цветочек»
1
0
0
21.11.2022 Устный опрос;
43.
С. Т. Аксаков «Аленький
цветочек»
1
0
0
22.11.2022 Тестирование;
44.
Обобщение по разделу.
Проверочная работа по
теме «Поэтическая
тетрадь. Литературная
сказка».
1
1
0
24.11.2022 Контрольная
работа;
45.
"Делу время – потехе час. 1
Страна детства". В мире
книг. Е. Л. Шварц «Сказка
о потерянном времени»
0
0
25.11.2022 Устный опрос;
46.
В мире книг. Е. Л. Шварц
«Сказка о потерянном
времени»
1
0
0
28.11.2022 Устный опрос;
47.
В мире книг. Е. Л.
Шварц«Сказка о
потерянном времени»
1
0
0
29.11.2022 Устный опрос;
48.
В. Ю. Драгунский
«Главные реки»
1
0
0
01.12.2022 Устный опрос;
49.
В. Ю. Драгунский
«Главные реки»
1
0
0
02.12.2022 Устный опрос;
50.
В.Ю. Драгунский «Что
любит Мишка»
1
0
0
05.12.2022 Устный опрос;
51.
В. В. Голявкин «Никакой
горчицы я не ел»
1
0
0
06.12.2022 Устный опрос;
52.
Б. С. Житков «Как я ловил 1
человечков»
0
0
08.12.2022 Письменный
контроль;
53.
Б. С. Житков «Как я ловил 1
человечков»
0
0
09.12.2022 Устный опрос;
54.
К. Г. Паустовский
«Корзина с еловыми
шишками»
1
0
0
12.12.2022 Устный опрос;
55.
К. Г. Паустовский
«Корзина с еловыми
шишками»
1
0
0
13.12.2022 Устный опрос;
56.
К. Г. Паустовский
«Корзина с еловыми
шишками»
1
0
0
15.12.2022 Устный опрос;
57.
М. М. Зощенко «Елка»
1
0
0
16.12.2022 Устный опрос;
58.
М. М. Зощенко «Елка»
1
0
0
19.12.2022 Устный опрос;
59.
В.Я. Брюсов «Опять
сон»,«Детская»
1
0
0
20.12.2022 Устный опрос;
60.
С.А. Есенин «Бабушкины
сказки»
1
0
0
22.12.2022 Устный опрос;
61.
М. И. Цветаева «Бежит
тропинка с бугорка»,
«Наши царства»
1
0
0
23.12.2022 Устный опрос;
62.
Обобщение по разделу
Проверочная работа по
разделу «Делу время –
потехе час.Страна
детства».
1
1
0
26.12.2022 Контрольная
работа;
63.
"Природа и мы". В мире
книг. Д. Н. Мамин Сибиряк «Приемыш»
1
0
0
27.12.2022 Устный опрос;
64.
В мире книг. Д. Н. Мамин 1
- Сибиряк «Приемыш».
0
0
29.12.2022 Устный опрос;
65.
В мире книг. Д. Н. Мамин 1
- Сибиряк «Приемыш».
0
0
09.01.2023 Устный опрос;
66.
А.И. Куприн «Барбос и
Жулька»
0
0
10.01.2023 Устный опрос;
1
67.
А.И. Куприн «Барбос и
Жулька»
1
0
0
12.01.2023 Устный опрос;
68.
А.И. Куприн «Барбос и
Жулька»
1
0
0
13.01.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
69.
М.М. Пришвин
«Выскочка»
1
0
0
16.01.2023 Устный опрос;
70.
М.М. Пришвин
«Выскочка»
1
0
0
17.01.2023 Устный опрос;
71.
М.М. Пришвин
«Выскочка»
1
0
0
19.01.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
72.
Е.И. Чарушин «Кабан»
1
0
0
20.01.2023 Устный опрос;
73.
Е.И. Чарушин «Кабан»
1
0
0
23.01.2023 Устный опрос;
74.
Е.И. Чарушин «Кабан»
1
0
0
24.01.2023 Устный опрос;
75.
В.П. Астафьев
«Стрижонок Скрип»
1
0
0
26.01.2023 Устный опрос;
76.
В.П. Астафьев
«Стрижонок Скрип»
1
0
0
27.01.2023 Устный опрос;
77.
В.П. Астафьев
«Стрижонок Скрип»
1
0
0
30.01.2023 Устный опрос;
78.
В.П. Астафьев
«Стрижонок Скрип»
1
0
0
31.01.2023 Тестирование;
79.
Выразительное чтение.
Рассказы и стихи о
природе, животном мире.
1
0
0
02.02.2023 Устный опрос;
80.
Обобщение по разделу.
Проверочная работа
«Природа и мы»
1
1
0
03.02.2023 Контрольная
работа;
81.
"Поэтическая тетрадь".
Б.Л. Пастернак "Золотая
осень"
1
0
0
06.02.2023 Устный опрос;
82.
С.А. Клычков «Весна в
лесу»
1
0
0
07.02.2023 Устный опрос;
83.
Д.Б. Кедрин «Бабье лето»
1
0
0
09.02.2023 Устный опрос;
84.
Н.М. Рубцов «Сентябрь»
1
1
0
10.02.2023 Устный опрос;
85.
Н.М. Рубцов «Сентябрь»
1
0
0
13.02.2023 Устный опрос;
86.
С.А. Есенин «Лебёдушка» 1
0
0
14.02.2023 Устный опрос;
87.
С.А. Есенин «Лебёдушка» 1
0
0
16.02.2023 Устный опрос;
88.
С.А. Есенин «Лебёдушка» 1
0
0
17.02.2023 Тестирование;
89.
В мире книг. И. С.
Никитин «Русь»
1
0
0
20.02.2023 Устный опрос;
90.
В мире книг. И. С.
Никитин «Русь»
1
0
0
21.02.2023 Устный опрос;
91.
С. Д. Дрожжин «Родине»
1
0
0
27.02.2023 Устный опрос;
92.
А. В. Жигулин «О,
Родина»
1
0
0
28.02.2023 Устный опрос;
93.
Внеклассное чтение.
Стихи о Родине других
поэтов
1
0
0
02.03.2023 Устный опрос;
94.
Обобщение по разделу.
Проверочная работа
«Поэтическая тетрадь.
Родина».
1
1
0
03.03.2023 Контрольная
работа;
95.
"Страна Фантазия". В
1
мире книг. Е.С. Велтистов
"Приключения
Электроника"
0
0
06.03.2023 Устный опрос;
96.
Е. С. Велтистов
«Приключения
Электроника»
1
0
0
07.03.2023 Устный опрос;
97.
Е. С. Велтистов
«Приключения
Электроника»
1
0
0
09.03.2023 Устный опрос;
98.
Е. С. Велтистов
«Приключения
Электроника»
1
0
0
10.03.2023 Устный опрос;
99.
Кир Булычёв
«Путешествие Алисы».
1
0
0
13.03.2023 Устный опрос;
100. Кир Булычёв
«Путешествие Алисы».
1
0
0
14.03.2023 Устный опрос;
101. Кир Булычёв
«Путешествие Алисы».
1
0
0
16.03.2023 Устный опрос;
102. Кир Булычёв
«Путешествие Алисы».
1
0
0
17.03.2023 Тестирование;
103. Путешествие по стране
Фантазии
1
0
0
20.03.2023 Устный опрос;
104. Обобщение по разделу.
Проверочная работа
«Страна Фантазия».
1
1
0
21.03.2023 Контрольная
работа;
105. "Зарубежная литература". 1
В мире книг. Джонатан
Свифт« Путешествие
Гулливера»
0
0
23.03.2023 Устный опрос;
106. Джонатан Свифт
1
«Путешествие Гулливера»
0
0
24.03.2023 Устный опрос;
107. Джонатан Свифт
1
«Путешествие Гулливера»
0
0
03.04.2023 Устный опрос;
108. Джонатан Свифт
1
«Путешествие Гулливера»
0
0
04.04.2023 Устный опрос;
109. Джонатан Свифт
1
«Путешествие Гулливера»
0
0
06.04.2023 Устный опрос;
110. Джонатан Свифт
1
«Путешествие Гулливера»
0
0
07.04.2023 Устный опрос;
111. Джонатан Свифт
1
«Путешествие Гулливера»
0
0
10.04.2023 Тестирование;
112. Г. -Х. Андерсен
«Русалочка»
1
0
0
11.04.2023 Устный опрос;
113. Г. -Х. Андерсен
«Русалочка»
1
0
0
13.04.2023 Устный опрос;
114. Г. -Х. Андерсен
«Русалочка»
1
0
0
14.04.2023 Устный опрос;
115. Г. -Х. Андерсен
«Русалочка»
1
0
0
17.04.2023 Устный опрос;
116. Г. -Х. Андерсен
«Русалочка»
1
0
0
18.04.2023 Устный опрос;
117. Г. -Х. Андерсен
«Русалочка»
1
0
0
20.04.2023 Устный опрос;
118. Г. -Х. Андерсен
«Русалочка»
1
0
0
21.04.2023 Устный опрос;
119. Г. -Х. Андерсен
«Русалочка»
1
0
0
24.04.2023 Тестирование;
120. Марк Твен «Приключения 1
Тома Сойера»
0
0
25.04.2023 Устный опрос;
121. Марк Твен «Приключения 1
Тома Сойера»
0
0
27.04.2023 Устный опрос;
122. Марк Твен «Приключения 1
Тома Сойера»
0
0
28.04.2023 Устный опрос;
123. Марк Твен «Приключения 1
Тома Сойера»
0
0
02.05.2023 Устный опрос;
124. Марк Твен «Приключения 1
Тома Сойера»
0
0
04.05.2023 Устный опрос;
125. Марк Твен «Приключения 1
Тома Сойера»
0
0
05.05.2023 Устный опрос;
126. С.Лагерлёф «Святая
ночь»
1
0
0
11.05.2023 Устный опрос;
127. С. Лагерлёф «В назарете»
1
0
0
12.05.2023 Устный опрос;
128. Обобщение по разделу
Проверочная работа
«Зарубежная литература»
1
1
0
15.05.2023 Контрольная
работа;
129. Итоговая работа за курс
«Литературное чтение. 4
кла сс»
1
1
0
16.05.2023 Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
130. Анализ итоговой
контрольной работы.
1
0
0
18.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
131. Повторение
1
0
0
19.05.2023 Устный опрос;
132. Повторение
1
0
0
22.05.2023 Устный опрос;
133. Повторение
1
0
0
23.05.2023 Устный опрос;
134. Повторение
1
0
0
25.05.2023 Устный опрос;
135. Повторение
1
0
0
26.05.2023 Устный опрос;
136. Повторение
1
0
0
29.05.2023 Устный опрос;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
136
10
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях).
Учебник. 4 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Рабочая программа по литературному чтению к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова
М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 4 класс. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»; Методические рекомендации литературное чтение Н.А. Стефаненко
издательство "Просвещение"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Литературное чтение. Аудиоприложение к учебнику Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой
М. В. 4 класс (В комплекте с учебником). Автор(ы): Стефаненко Н. А., Чернецова-Рождественская И.
В. Линия УМК: УМК "Школа России" Л. Ф. Климанова, 4 кл. Класс: 4
РЭШ https://resh.edu.ru/
Учи.ру https://uchi.ru/
Инфоурок https://infourok.ru/
Видеохостинг https://www.youtube.
Хостинг презентаций https://cutt.ly
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Рабочая программа, учебник Литературного чтения , электронные пособия, методические пособия.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийный проектор,компьютерное оборудование.