4 класс Русский язык

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 4 классов на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
началь​ного общего образования Федерального государственного обра​зовательного стандарта
начального общего образования (да​лее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори​‐
теты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в на​чальной школе, успехи в его изучении
во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство
познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает
значительным потенциа​лом в развитии функциональной грамотности младших школь​ников, особенно
таких её компонентов, как языковая, комму​никативная, читательская, общекультурная и социальная
гра​мотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различ​ных
сферах и ситуациях общения способствуют успешной соци​ализации младшего школьника. Русский
язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие, участвует в фор​мировании самосознания и мировоззрения личности,
является важнейшим средством хранения и передачи информации, куль​турных традиций, истории
русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные
языковые средства во многом определяют возможность адек​ватного самовыражения взглядов,
мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение
русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и
духовно​нрав​ственных ценностей, принятых в обществе правил и норм пове​дения, в том числе
речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения
младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной
культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результата​ми
являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование
ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личност​ных результатов —
длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планиру​емых результатов обучения является
признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совер​шенствованию
речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о струк​туре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного
языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших
школь​ников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использо​вания усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и
правил речевого этикета в процессе устного и письмен​ного общения. Ряд задач по
совершенствованию речевой дея​тельности решаются совместно с учебным предметом «Литера​турное
чтение».
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского язы​ка», в 4 классе — 170 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего
школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных дей​ствий на
материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут
востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духов​но​‐
нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского язы​ка как государственного языка Российской Федерации; пони​‐
мание роли русского языка как языка межнационального об​щения; осознание правильной устной
и письменной речи как показателя общей культуры человека;
— овладение основными видами речевой деятельности на ос​нове первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием,
говорением, чте​нием, письмом;
— овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетике, графике, лексике, морфе​мике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка,
их признаках и особенностях употребления в речи; использова​ние в речевой деятельности норм
современного русского литера​турного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
— развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Раз​личные методы познания языка:
наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-​исследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне сло​ва и в слове по заданным параметрам.
Звуко​буквенный разбор слова.
Орфоэпия
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нор​мы произношения звуков и сочетаний
звуков; ударение в сло​вах в соответствии с нормами современного русского литератур​ного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпических словарей
русского языка при определении правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использо​ванием в речи синонимов, антонимов,
устаревших слов (про​стые случаи). Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (про​стые
случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания,
корня, приставки, суффикса (повторение изученного). Основа слова. Состав неизменяемых слов
(ознакомление). Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных ча​стей речи
(ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные. Имя существительное. Склонение имён
существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ​ье типа
ожерелье во множественном числе); соб​ственных имён существительных на -ов, -ин, -ий; имена
суще​ствительные 1, 2, 3-​го склонения (повторение изученного). Не​ склоняемые имена
существительные (ознакомление). Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилага​тельного
от формы имени существительного (повторение). Склонение имён прилагательных во множественном
числе. Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1-​го и 3​-го лица
единственного и множественного числа; склонение личных местоимений. Глагол. Изменение
глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение) І и ІІ спряжение глаголов.
Способы определения I и II спряжения глаголов. Наречие (общее представление). Значение, вопросы,
употреб​ление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение). Союз; союзы и, а, но в
простых и сложных предложениях. Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осоз​нание их сходства и различий; виды
предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побуди​тельные); виды
предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между
словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопро​сов); распространённые и
нераспространённые предложения (повторение изученного). Предложения с однородными членами:
без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в пред​ложениях с
однородными членами. Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения:
сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов).

Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как
осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфо​граммы в слове; контроль при проверке
собственных и предло​женных текстов (повторение и применение на новом орфогра​фическом
материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
— безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, ий, -ие, -ия, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);
— безударные падежные окончания имён прилагательных;
— мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-​го лица единственного числа;
— наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
— безударные личные окончания глаголов;
— знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и
без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение). Знаки
препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и
письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и др.); диалог; монолог;
отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Корректирование текстов (заданных и
собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письмен​ной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ тек​ста; выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы. Изучающее, ознакомительное чтение. Поиск информации,
заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых вы​водов на основе информации,
содержащейся в тексте. Интер​претация и обобщение содержащейся в тексте информации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской граждан​ской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнацио​нального
общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему сво​ей страны и родного края, в том числе
через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене об​щества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно​этических нормах поведения и прави​лах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелатель​ ности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художе​ственной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осозна​ние важности русского языка как средства общения и самовы​ражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в
процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здо​ровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и пра​вил
общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудо​вой деятельности, интерес к различным профессиям,
возника​ющий при обсуждении примеров из художественных произве​дений;
экологического воспитания:

— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность
в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, актив​ность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать
основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматиче​ский признак,
лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённо​му признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи,
предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и проти​воречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языко​выми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, фор​мулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинно​следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать из​менения языкового объекта, речевой
ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингви​стическое мини​-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательства​ми на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой
информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в слова​рях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работни​ков, родителей, законных

представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео​, графиче​скую, звуковую информацию в
соответствии с учебной зада​чей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксирован​ную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося форми​руются коммуникативные
универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмо​ции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, со​блюдать правила ведения диалоги и
дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мне​ние;
— строить речевое высказывание в соответствии с постав​ленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рас​суждение, повествование) в соответствии
с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результа​тах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини​-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося форми​руются регулятивные универсальные
учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для по​лучения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятель​ности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
— соотносить результат деятельности с поставленной учеб​ной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельно​сти одноклассников, объективно
оценивать их по предложен​ным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (ин​дивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учи​телем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;

—
—

оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
— осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать
язык как одну из главных духовно​нравственных ценностей народа;
— объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
— осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;
— проводить звуко​буквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике
алгоритмом);
— подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;
— выявлять в речи слова, значение которых требует уточне​ния, определять значение слова по
контексту;
— проводить разбор по составу слов с однозначно выделяе​мыми морфемами; составлять схему
состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;
— устанавливать принадлежность слова к определённой ча​сти речи (в объёме изученного) по
комплексу освоенных грамматических признаков;
— определять грамматические признаки имён существи​тельных: склонение, род, число, падеж;
проводить разбор име​ни существительного как части речи;
— определять грамматические признаки имён прилагатель​ных: род (в единственном числе),
число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;
— устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические
признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в
прошедшем времени в единственном числе); изменять глаго​лы в настоящем и будущем времени
по лицам и числам (спря​гать); проводить разбор глагола как части речи;
— определять грамматические признаки личного местоиме​ния в начальной форме: лицо,
число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); использовать личные место​имения
для устранения неоправданных повторов в тексте;
— различать предложение, словосочетание и слово;
— классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
— различать распространённые и нераспространённые пред​ложения;
— распознавать предложения с однородными членами; со​ставлять предложения с однородными
членами; использовать предложения с однородными членами в речи;
— разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух
простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без на​‐
зывания терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие
из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложе​ния без
называния терминов);​

— производить синтаксический разбор простого предложе​ния;
— находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
— применять изученные правила правописания, в том чис​ле: непроверяемые гласные и
согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные оконча​‐
ния имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, а также кроме
собственных имён существитель​ных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён
прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаго​лов в форме 2-​го лица единственного
числа; наличие или отсут​ствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные
окончания глаголов; знаки препинания в предложени​ях с однородными членами, соединёнными
союзами и, а, но и без союзов;
— правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
— писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил
правописания;
— находить и исправлять орфографические и пунктуацион​ные ошибки на изученные правила,
описки;
— осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать
адекватные языковые средства в ситуации общения;
— строить устное диалогическое и монологическое высказы​вание (4—6 предложений),
соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;
— создавать небольшие устные и письменные тексты (3— 5 предложений) для конкретной
ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и др.);
— определять тему и основную мысль текста; самостоятель​но озаглавливать текст с опорой на
тему или основную мысль;
— корректировать порядок предложений и частей текста;
— составлять план к заданным текстам;
— осуществлять подробный пересказ текста (устно и пись​менно);
— осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
— писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
— осуществлять ознакомительное, изучающее чтение, по​иск информации; формулировать устно
и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; ин​‐
терпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;
— объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;
— уточнять значение слова с помощью толкового словаря (на бумажном и электронном
носителе), в Интернете в условиях контролируемого входа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего

контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

02.09.2022

Коллективное обсуждение фрагмента
статьи 69 Конституции Российской
Федерации: «Государство защищает
культурную самобытность всех
народов и этнических общностей
Россий​ской Федерации, гарантирует
сохранение этнокультурногои
языкового многообразия»;
Учебный диалог «Почему каждому
народу важно сохранять свой язык?
Как общаться разным народам,
проживающим в одной стране?», в
ходе диалога формулируются
суждения о многообразии языково​го
пространства России и о значении
русского языка как языка
межнационального общения;

Устный опрос;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

Работа в парах: придумать ситуацию
использования русско​го языка как
языка межнационального общения;

Устный опрос;

Раздел 1. Сведения о русском языке
1.1.

Русский язык как язык межнационального общения.

1

0

0

1.2.

Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ,
лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект

0

0

0

Итого по разделу:

1

Раздел 2. Фонетика и графика
2.1.

Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным
параметрам.

1

0

0

11.05.2023

Учебный диалог «По каким признакам
мы умеем характери​зовать звуки?»;
Совместный анализ предложенного
алгоритма звуко​буквен​ного разбора;

Устный опрос;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

2.2.

Звуко-буквенный разбор слова

1

0

1

12.05.2023

Практическая работа: проведение
звуко​буквенного разбора
предложенных слов;

Практическая
работа;

Учи.ру
education.yandex.ru

Итого по разделу:
Раздел 3. Лексика

2

3.1.

Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи
синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).

3

0

0

03.10.2022
04.10.2022

Комментированное выполнение
задания: выбор из ряда синони​мов
слова, которое подходит для
заполнения пропуска в предложении
текста, объяснение своего выбора;
Работа в группах: работа с
дидактическим текстом, анализ
уместности использования слов в
предложениях, нахождение случаев
неудачного выбора слова,
корректировка обнаружен​ных ошибок
(выбор наиболее точного синонима);

Устный опрос;
Письменный
контроль;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

3.2.

Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи)

1

0

0

05.10.2022

Работа с рисунками: соотнесение
рисунков с соответствующи​ми им
фразеологизмами;
Работа в парах: соотнесение
фразеологизмов и их значений. Работа
в группах: поиск в текстах
фразеологизмов;
Дифференцированное задание: работа
со словарём фразеоло​гизмов,
выписывание значений 2—3
фразеологизмов;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

Итого по разделу:

4

Раздел 4. Состав слова (морфемика)
4.1.

Повторение: состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

3

0

0

06.10.2022
10.10.2022

Учебный диалог «Что мы помним о
частях слова?», в ходе диалога даётся
устная характеристика частей слова по
заданным признакам (значение, способ
выделения, способ обозначения);

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

4.2.

Основа слова. Состав неизменяемых слов (ознакомление).

2

0

0

11.10.2022
12.10.2022

Упражнение: проведение по
предложенному алгоритму разбора
слова по составу;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

4.3.

Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление)

2

0

0

13.10.2022

Учебный диалог «Что мы помним о
частях слова?», в ходе диалога даётся
устная характеристика частей слова по
заданным признакам (значение, способ
выделения, способ обозначения);

Устный опрос;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

Итого по разделу:
Раздел 5. Морфология

7

5.1.

Части речи самостоятельные и служебные.

4

1

0

18.10.2022
21.10.2022

Работа с таблицей «Части речи»,
анализ содержания табли​цы,
установление основания для сравнения
слов, относящих​ся к разным частям
речи;
Упражнение: группировка слов на
основании того, какой частью речи они
являются;
Дифференцированное задание:
классификация частей речи по
признаку (самостоятельные и
служебные части речи);

Устный опрос;
Контрольная
работа;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

5.2.

Имя существительное. Повторение: склонение имён существительных; имена
существительные
1, 2, 3-го склонения.

8

1

0

28.10.2022
18.11.2022

Работа в группах: нахождение
основания для группировки слов (в
качестве основания для группировки
могут быть использованы различные
признаки, например: по частям речи;
для имён существительных — по
родам, числам, склонениям, для
глаголов — по вопросам, временам,
спряже​ниям);
Практическая работа: определение
грамматических призна​ков имён
существительных;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

5.3.

Несклоняемые имена существительные (ознакомление).

2

0

0

26.10.2022
27.10.2022

Дифференцированное задание:
нахождение в ряду имён
существительных лишнего имени
существительного — не имеющего
какого​-то из тех грамматических
признаков, которыми обладают
остальные слова в группе;

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

5.4.

Имя прилагательное. Повторение: зависимость формы имени прилагательного от
формы имени существительного.

4

0

1

09.01.2023
12.01.2023

Практическая работа: определение
грамматических призна​ков имён
существительных;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

5.5.

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

4

1

1

07.02.2023
10.02.2023

Работа в группах: анализ
дидактического текста, поиск ошибок
на согласование имён
существительных и имён
прилагательных, исправление
найденных ошибок;

Устный опрос;
Контрольная
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

5.6.

Местоимение. Личные местоимения. Повторение: личные местоимения 1-го и 3-го
лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений.

6

1

0

16.02.2023
21.02.2023

Дифференцированное задание: поиск
ошибок в проведении разбора слова
как части речи;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

5.7.

Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения
глаголов.

8

1

0

03.03.2023
15.03.2023

Практическая работа: определение
грамматических призна​ков имён
существительных;
Комментированное выполнение
задания: соотнесение глаголов и их
грамматических характеристик;
Работа в группах: объединение
глаголов в группы по опреде​лённому
признаку (например, время,
спряжение);

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
Тестирование;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

5.8.

Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.

4

0

0

22.10.2022
25.10.2022

Наблюдение за наречиями:
установление значения и особен​ностей
употребления наречий в речи;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

5.9.

Предлог. Повторение: отличие предлогов от приставок.

2

0

0

14.10.2022
17.10.2022

Дифференцированное задание: поиск
ошибок в проведении разбора слова
как части речи;

Письменный
контроль;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

5.10.

Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.

2

1

0

19.09.2022
20.09.2022

Практическая работа: соотнесение
понятия (склонение, спряжение,
неопределённая форма и т. д.) с его
краткой характеристикой;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

5.11.

Частица не, её значение (повторение)

1

0

0

02.03.2023

Дифференцированное задание:
классификация частей речи по
признаку (самостоятельные и
служебные части речи);

Устный опрос;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

Итого по разделу:

45

Раздел 6. Синтаксис
6.1.

Повторение: слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их
сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске
(восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и
предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и
нераспространённые предложения

7

1

0

07.09.2022
14.09.2022

Работа в группах: классификация
предложений по цели высказывания и
эмоциональной окраске;
Работа с таблицей: по горизонтали в
строках вид по эмоцио​нальной
окраске, по вертикали в столбцах вид
по цели высказывания, подбор
примеров для ячеек таблицы;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

6.2.

Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным
союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами

6

1

0

15.09.2022
18.09.2022

Упражнение: нахождение в тексте
предложений с заданными
характеристиками;
Практическая работа: соотнесение
изученных понятий (однородные
члены предложения, сложное
предложение) с примерами;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

6.3.

Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения:
сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без
называния терминов)

Итого по разделу:

4

1

0

26.09.2022
29.09.2022

Наблюдение за различиями простых и
сложных предложений;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

Учебный диалог «Как планировать
свои действия по реше​нию
орфографической задачи?», по
результатам диалога актуализация
последовательности действий по
проверке изученных орфограмм;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

17

Раздел 7. Орфография и пунктуация
7.1.

Повторение правил правописания, изученных в 1—3 классах

11

1

0

7.2.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки, использование различных способов
решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

15

2

0

30.09.2022

Упражнение на развитие контроля:
установление при работе с
дидактическим текстом соответствия
написания слов орфографическим
нормам, нахождение орфографических
ошибок;

Устный опрос;
Контрольная
работа;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

7.3.

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания
слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных
текстов.

6

0

0

21.09.2022
25.09.2022

Работа в группах: нахождение ошибок
на применение способа проверки
орфограммы; ошибок в объяснении
выбора буквы на месте орфограммы;

Устный опрос;
Контрольная
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

7.4.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных
на -мя, -ий, -ие, -ия, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, ий);
- безударные падежные окончания имён прилагательных;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного
числа;
- наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
- безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с
однородными членами, соединёнными союзами и, а, но, и без союзов.

13

3

0

19.11.2022
30.11.2022

Оценивание собственного результата
выполнения орфографи​ческой задачи,
корректировка с помощью учителя
своих действий для преодоления
ошибок при списывании текстов и
записи под диктовку;
Создание ситуации для оценки своих
возможностей: вы​бор упражнений на
закрепление орфографического мате​‐
риала;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Тестирование;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

7.5.

Наблюдение за знаками препинания в сложном предложении, состоящем из двух
простых.

3

0

0

01.12.2022
05.12.2022

Оценивание собственного результата
выполнения орфографи​ческой задачи,
корректировка с помощью учителя
своих действий для преодоления
ошибок при списывании текстов и
записи под диктовку;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

7.6.

Наблюдение за знаками препинания в предложении с прямой речью после слов
автора

3

1

0

03.09.2022
04.09.2022

Устное высказывание при обосновании
правильности написания, при
обобщении результатов наблюдения за
орфографическим материалом;

Устный опрос;
Контрольная
работа;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

Итого по разделу:

51

Раздел 8. Развитие речи
8.1.

Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного 7
и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и др.);
диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке.

0

0

05.09.2022

Практическая работа: выбор
соответствующего заданной ситуации
жанра и написание письма,
поздравительной открытки, записки;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

8.2.

Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи.

4

0

0

23.12.2022
28.12.2022

Работа в парах: анализ дидактического
текста и нахождение в нём смысловых
ошибок;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru

8.3.

Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный
пересказ текста).

11

0

11

Анализ собственных действий при
работе над изложениями и
сочинениями, соотнесение своих
действий с предложенны​ми
алгоритмами;
Самооценка правильности выполнения
учебной задачи: соотнесение
собственного текста с исходным (для
изложе​ний) и с заданной темой (для
сочинений);

Устный опрос;
Письменный
контроль;

8.4.

Сочинение как вид письменной работы.

8

0

8

Анализ собственных действий при
работе над изложениями и
сочинениями, соотнесение своих
действий с предложенны​ми
алгоритмами;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

8.5.

Изучающее, ознакомительное чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном
виде.

1

0

1

14.04.2023

Практическое задание: выбор
источника получения инфор​мации
(определённый тип словаря,
справочников) для решения учебно​практической задачи;

Письменный
контроль;
Практическая
работа;

resh.edu.ru

8.6.

Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

1

0

0

15.05.2023

Творческое задание: подготовка
небольшого публичного выступления;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

resh.edu.ru

16

23

Итого по разделу:

32

Резервное время

11

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

1.

Русский язык как язык
межнационального
общения. Формулы
вежливости.

1

0

0

02.09.2022 Устный опрос;

2.

Текст и его план.

1

0

0

05.09.2022 Устный опрос;

3.

Подробное изложение
повествовательного
текста по коллективно
составленному плану.

1

0

1

06.09.2022 Письменный
контроль;
изложение;

4.

Анализ изложений. Типы
текстов: повествование,
описание, рассуждение.

1

0

0

07.09.2022 Устный опрос;

5.

Предложение как единица 1
речи. Виды предложений
по цели высказывания и
по интонации.

0

0

08.09.2022 Устный опрос;

6.

Обращение.Предложения
с обращениями. Знаки
препинания в
предложениях с
обращением.

1

0

0

09.09.2022 Письменный
контроль;

7.

Главные и
второстепенные члены
предложения. Основа
предложения.

1

0

0

12.09.2022 Устный опрос;

8.

Главные и
второстепенные члены
предложения. Разбор
предложения по членам
предложения.

1

0

0

13.09.2022 Письменный
контроль;

9.

Словосочетание.

1

0

0

14.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;

10.

Входная мониторинговая 1
работа по текстам Минобр
Оренбургской области

1

0

15.09.2022 Контрольная
работа;

всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

11.

Работа над ошибками,
1
допущенными в диктанте.

0

0

16.09.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

12.

Однородные члены
предложения (общее
понятие).

1

0

0

19.09.2022 Устный опрос;

13.

Связь однородных членов 1
предложения с помощью
интонации перечисления
и союзов.

0

0

20.09.2022 Устный опрос;

14.

Знаки препинания в
предложениях с
однородными членами
предложения.

1

0

0

21.09.2022 Устный опрос;

15.

Сочинение по картине
И.И.Левитана «Золотая
осень».

1

0

1

22.09.2022 Практическая
работа;
Сочинение;

16.

Работа над ошибками.
1
Наши проекты.
«Похвальное слово знакам
препинания».

0

0

23.09.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

17.

Простые и сложные
предложения. Различение
простых и сложных
предложений.

1

0

0

26.09.2022 Устный опрос;

18.

Сложное предложение и
предложение с
однородными членами.
Знаки препинания в
простых и сложных
предложениях.

1

0

0

27.09.2022 Письменный
контроль;

19.

Обучающее изложение на 1
основе зрительного
восприятия текста.

0

1

28.09.2022 Практическая
работа;
изложение;

20.

Обобщение и проверка
знаний по теме
«Предложение».

1

1

0

29.09.2022 Диктант;

21.

Слово и его лексическое
значение.

1

1

0

30.09.2022 Устный опрос;

22.

Многозначные слова.
Прямое и переносное
значения слов.
Заимствованные слова.
Устаревшие слова.

1

0

0

03.10.2022 Устный опрос;

23.

Синонимы, антонимы,
омонимы.

1

0

0

04.10.2022 Устный опрос;

24.

Фразеологизмы.
Обобщение знаний о
лексических группах
слов.

1

0

0

05.10.2022 Письменный
контроль;

25.

Состав слова.
Распознавание значимых
частей слова.

1

0

0

06.10.2022 Устный опрос;

26.

Однокоренные слова.
1
Различение однокоренных
слов и различных форм
одного и того же слова.

0

0

07.10.2022 Письменный
контроль;

27.

Состав слова. Разбор слов 1
по составу.

0

0

10.10.2022 Письменный
контроль;

28.

Правописание гласных и 1
согласных в корнях слова.

0

0

11.10.2022 Устный опрос;

29.

Правописание слов с
удвоенными согласными.
Правописание слов с
непроизносимыми
согласными.

1

0

0

12.10.2022 Устный опрос;

30.

Правописание приставок
и суффиксов.

1

0

0

13.10.2022 Устный опрос;
Сочинение;

31.

Разделительные твёрдый
и мягкий знаки.

1

0

0

14.10.2022 Письменный
контроль;

32.

Письменное изложение
1
повествовательного
деформированного текста.

0

1

17.10.2022 Практическая
работа;
Изложение;

33.

Работа над ошибками.
Части речи.
Морфологические
признаки частей речи.

1

0

0

18.10.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

34.

Части речи. Признаки
частей речи.

1

0

0

19.10.2022 Письменный
контроль;

35.

Части речи. Признаки
частей речи.

1

0

0

20.10.2022 Тестирование;

36.

Наречие как часть речи.
Признаки наречия.
Значение и употребление
в речи.

1

0

0

21.10.2022 Устный опрос;

37.

Правописание наречий.

1

1

0

24.10.2022 Устный опрос;

38.

Работа по картине В.М.
1
Васнецова «Иван-царевич
на Сером волке»

0

1

25.10.2022 Практическая
работа;
сочинение;

39.

Контрольный диктант за 1 1
четверть.

1

0

26.10.2022 Диктант;

40.

Работа над ошибками,
допущенными в
контрольном диктанте

1

0

0

27.10.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

41.

Изменение по падежам
имён существительных.
Начальная форма имени
существительного.

1

0

0

28.10.2022 Устный опрос;

42.

Признаки падежных форм 1
имён существительных.

0

0

07.11.2022 Устный опрос;

43.

Упражнение в
распознавании
именительного,
родительного и
винительного падежей
имён существительных.

1

0

0

08.11.2022 Устный опрос;

44.

Упражнение в
распознавании
родительного,
винительного и
дательного падежей имён
существительных

1

0

0

09.11.2022 Устный опрос;

45.

Упражнение в
распознавании имён
существительных в
творительном и
предложном падежах.

1

0

0

10.11.2022 Письменный
контроль;

46.

Три склонения имён
существительных. 1-ое
склонение.

1

0

0

11.11.2022 Устный опрос;

47.

Упражнение в
распознавании имён
существительных 1-го
склонения. Падежные
окончания имён
существительных 1-го
склонения.

1

0

0

14.11.2022 Письменный
контроль;

48.

2-ое склонение имён
существительных.

1

0

0

15.11.2022 Письменный
контроль;

49.

Упражнение в
распознавании имён
существительных 2-го
склонения. Падежные
окончания имён
существительных 2-го
склонения.

1

0

0

16.11.2022 Тестирование;

50.

3-е склонение имён
существительных.

1

0

0

17.11.2022 Устный опрос;

51.

Упражнение в
распознавании имён
существительных 3-го
склонения.

1

0

0

18.11.2022 Письменный
контроль;

52.

Обобщение и проверка
знаний по теме
"Склонение имен
существительных"

1

1

0

21.11.2022 Контрольная
работа;

53.

Обучающее изложение на 1
основе зрительного
восприятия текста.

0

1

22.11.2022 Практическая
работа;
изложение;

54.

Работа над ошибками.
1
Правописание безударных
падежных окончаний
имён существительных в
единственном числе.

0

0

23.11.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

55.

Именительный и
винительный падежи.

0

0

24.11.2022 Устный опрос;

1

56.

Правописание окончаний
имён существительных в
родительном падеже.

1

0

0

25.11.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

57.

Именительный,
родительный и
винительный падежи
одушевлённых имён
существительных.

1

0

0

28.11.2022 Устный опрос;

58.

Правописание окончаний
имён существительных в
дательном падеже.

1

0

0

29.11.2022 Письменный
контроль;

59.

Упражнение в
1
правописании безударных
окончаний имён
существительных в
родительном и дательном
падежах.

0

0

30.11.2022 Устный опрос;

60.

Правописание окончаний
имён существительных в
творительном падеже.

1

0

0

01.12.2022 Письменный
контроль;

61.

Упражнение в
правописании падежных
окончаний имён
существительных в
творительном падеже.

1

0

0

02.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

62.

Правописание окончаний
имён существительных в
предложном падеже.

1

0

0

05.12.2022 Устный опрос;

63.

Правописание окончаний
имён существительных в
предложном падеже.

1

0

0

06.12.2022 Тестирование;

64.

Правописание безударных 1
окончаний имён
существительных во всех
падежах.

0

0

07.12.2022 Устный опрос;

65.

Упражнение в
1
правописании безударных
падежных окончаний
имён существительных.

0

0

08.12.2022 Письменный
контроль;

66.

Сочинение по картине
В.А. Тропинина
«Кружевница».

1

0

1

09.12.2022 Практическая
работа;
сочинение;

67.

Обобщение и проверка
знаний по теме
«Правописание
безударных падежных
окончаний имён
существительных в
единственном числе»

1

1

0

12.12.2022 Диктант;

68.

Работа над ошибками.
1
Упражнение в
правописании безударных
падежных окончаний
имён существительных.

0

0

13.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

69.

Склонение имён
существительных во
множественном числе.

1

0

0

14.12.2022 Устный опрос;

70.

Именительный падеж
имён существительных
множественного числа.

1

0

0

15.12.2022 Устный опрос;

71.

Родительный падеж имён
существительных
множественного числа.

1

0

0

16.12.2022 Устный опрос;

72.

Родительный и
Винительный падежи
имён существительных
множественного числа.

1

0

0

19.12.2022 Устный опрос;

73.

Дательный,
1
творительный,
предложный падежи имён
существительных
множественного числа.

0

0

20.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

74.

Повторение и обобщение
знаний по разделу «Имя
существительное».

1

0

0

21.12.2022 Письменный
контроль;

75.

Контрольный диктант за
первое полугодие.

1

1

0

22.12.2022 Диктант;

76.

Работа над ошибками.
Правописание падежных
окончаний
существительных.

1

0

0

23.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

77.

Обучающее изложение на 1
основе зрительного
восприятия текста.

0

1

26.12.2022 Практическая
работа;
изложение;

78.

Наши проекты.
«Говорите правильно».

1

0

1

27.12.2022 Практическая
работа;
Проект;

79.

Правописание безударных 1
окончаний имён
существительных во всех
падежах.

0

0

28.12.2022 Устный опрос;

80.

Правописание безударных 1
окончаний имён
существительных во всех
падежах.

0

0

29.12.2022 Тестирование;

81.

Имя прилагательное как
часть речи.

1

0

0

09.01.2023 Устный опрос;

82.

Составление
1
описательного текста на
тему «Любимая игрушка».

0

1

10.01.2023 Практическая
работа;
сочинение;

83.

Изменение по падежам
имен прилагательных в
единственном числе.

1

0

0

11.01.2023 Устный опрос;

84.

Сочинение по
репродукции картины В.
А. Серова «Мика
Морозов».

1

0

1

12.01.2023 Практическая
работа;
сочинение;

85.

Склонение и
правописание падежных
окончаний имен
прилагательных
единственного числа
мужского и среднего
рода.

1

0

0

13.01.2023 Устный опрос;

86.

Правописание падежных 1
окончаний имен
прилагательных мужского
и среднего рода в
именительном падеже.

0

0

16.01.2023 Письменный
контроль;

87.

Правописание падежных 1
окончаний имен
прилагательных мужского
и среднего рода в
родительном падеже.

0

0

17.01.2023 Устный опрос;

88.

Правописание падежных 1
окончаний имен
прилагательных мужского
и среднего рода в
дательном падеже.

0

0

18.01.2023 Письменный
контроль;

89.

Именительный,
винительный,
родительный падежи
имени прилагательного

1

0

0

19.01.2023 Устный опрос;

90.

Правописание падежных 1
окончаний
прилагательных мужского
и среднего рода в
творительном и
предложном падежах.

0

0

20.01.2023 Устный опрос;

91.

Упражнение в
правописании окончаний
имен прилагательных
мужского и среднего
рода.

1

0

0

23.01.2023 Устный опрос;

92.

Наши проекты: «Имена
1
прилагательные в «Сказке
о рыбаке и рыбке» А.С.
Пушкина».

0

1

24.01.2023 Практическая
работа;
проект;

93.

Контрольный диктант по
теме «Правописание
падежных окончаний
имен прилагательных
мужского и среднего
рода».

1

0

25.01.2023 Диктант;

1

94.

Склонение имён
1
прилагательных женского
рода.

0

0

26.01.2023 Устный опрос;

95.

Именительный и
винительный падежи
имён прилагательных
женского рода.

1

0

0

27.01.2023 Устный опрос;

96.

Родительный, дательный, 1
творительный и
предложный падежи имён
прилагательных женского
рода.

0

0

30.01.2023 Письменный
контроль;

97.

Винительный и
творительный падежи
имен прилагательных
женского рода.

1

0

0

31.01.2023 Устный опрос;

98.

Упражнение в
правописании падежных
окончаний имен
прилагательных.

1

0

0

01.02.2023 Письменный
контроль;

99.

Изложение на основе
зрительного восприятия
текста

1

0

1

02.02.2023 Практическая
работа;
изложение;

100. Работа над ошибками.
Правописание падежных
окончаний имён
прилагательных.

1

0

0

03.02.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

101. Сочинение по картине
Н.К. Рериха «Заморские
гости».

1

0

1

06.02.2023 Практическая
работа;
сочинение;

102. Именительный,
винительный падежи
имён прилагательных
множественного числа.

1

0

1

07.02.2023 Практическая
работа;

103. Родительный и
1
предложный падежи имён
прилагательных
множественного числа.

0

0

08.02.2023 Устный опрос;

104. Дательный и
творительный падежи
имён прилагательных
множественного числа.

1

0

0

09.02.2023 Письменный
контроль;

105. Сочинение по картине
И.Э. Грабаря
«Февральская лазурь»

1

0

1

10.02.2023 Практическая
работа;
сочинение;

106. Обобщение по теме «Имя
прилагательное»

1

0

0

13.02.2023 Тестирование;

107. Контрольный диктант по
теме «Имя
прилагательное»

1

1

0

14.02.2023 Диктант;

108. Работа над ошибками.

1

0

0

15.02.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

109. Местоимение как часть
речи.

1

0

0

16.02.2023 Устный опрос;

110. Личные местоимения 1, 2
и 3-го лица. Повторение.

1

0

0

17.02.2023 Письменный
контроль;

111. Изменение личных
местоимений 1-го и 2-го
лица по падежам.

1

0

0

20.02.2023 Устный опрос;

112. Изменение личных
1
местоимений 3-го лица по
падежам.

0

0

21.02.2023 Устный опрос;

113. Изменение личных
1
местоимений по падежам.
Морфологический разбор
местоимения как части
речи.

0

0

22.02.2023 Устный опрос;

114. Изложение
повествовательного
текста с элементами
описания.

1

0

1

27.02.2023 Практическая
работа;
изложение;

115. Работа над ошибками.
Обобщение по теме
«Местоимение»

1

0

0

28.02.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

116. Обобщение и проверка
знаний по теме
«Местоимение»

1

0

0

01.03.2023 Письменный
контроль;

117. Контрольный диктант за 3 1
четверть

1

0

02.03.2023 Диктант;

118. Роль глаголов в языке.

1

0

0

03.03.2023 Устный опрос;

119. Изменение глаголов по
временам.

1

0

0

06.03.2023 Устный опрос;

120. Неопределённая форма
глагола.

1

0

0

07.03.2023 Устный опрос;

121. Неопределённая форма
глагола. Образование
временных форм от
глаголов в
неопределённой форме.

1

0

0

09.03.2023 Письменный
контроль;

122. Изменение глаголов по
временам. Составление
текста из
деформированных
предложений.

1

0

1

10.03.2023 Практическая
работа;

123. Изменение глаголов в
настоящем и будущем
времени по лицам и
числам. Спряжение
глаголов.

1

0

0

13.03.2023 Устный опрос;

124. Спряжение глаголов.

1

0

0

14.03.2023 Письменный
контроль;

125. 2-е лицо глаголов
настоящего и будущего
времени в единственном
числе.

1

0

0

15.03.2023 Устный опрос;

126. Изложение
повествовательного
текста по цитатному
плану.

1

0

0

16.03.2023 Практическая
работа;
изложение;

127. I и II спряжение глаголов
настоящего времени.

1

0

0

17.03.2023 Устный опрос;

128. Сочинение по
репродукции картины И.
И. Левитана «Весна.
Большая вода».

1

0

1

20.03.2023 Практическая
работа;
сочинение;

129. Наши проекты.
1
«Пословицы и поговорки»

0

1

21.03.2023 Практическая
работа;
проект;

130. Правописание безударных 1
личных окончаний
глаголов в настоящем и
будущем времени.
Способы определения І и
ІІ спряжения глаголов с
безударными личными
окончаниями.

0

0

22.03.2023 Устный опрос;

131. Правописание глаголов с
безударными личными
окончаниями.

1

0

0

23.03.2023 Устный опрос;

132. Правописание глаголов с
безударными личными
окончаниями.

1

0

0

24.03.2023 Письменный
контроль;

133. Возвратные глаголы.

1

0

0

03.04.2023 Устный опрос;

134. Правописание –тся и –
ться в возвратных
глаголах.

1

0

0

04.04.2023 Тестирование;

135. Правописание глаголов в
настоящем и будущем
времени (обобщение).
Морфологический разбор
глагола.

1

0

0

05.04.2023 Письменный
контроль;

136. Контрольный диктант по
теме «Правописание
безударных личных
окончаний глаголов»

1

1

0

06.04.2023 Диктант;

137. Правописание глаголов в
прошедшем времени.

1

0

0

07.04.2023 Устный опрос;

138. Правописание глаголов в
прошедшем времени.

1

0

0

10.04.2023 Письменный
контроль;

139. Правописание
безударного суффикса в
глаголах прошедшего
времени.

1

0

0

11.04.2023 Устный опрос;

140. Изменение глаголов
прошедшего времени по
родам и числам.
Правописание родовых
окончаний глаголов в
прошедшем времени.

1

0

0

12.04.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

141. Изложение
повествовательного
текста по вопросам.

1

0

1

13.04.2023 Практическая
работа;
изложение;

142. Обобщение знаний о
глаголе.
Морфологический разбор
глагола.

1

0

0

14.04.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

143. Обобщение знаний о
глаголе.

1

0

0

17.04.2023 Письменный
контроль;

144. Контрольный диктант по
теме «Глагол».

1

1

0

18.04.2023 Диктант;

145. Работа над ошибками.
Повторение.

1

0

0

19.04.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

146. Промежуточная
аттестация

1

1

0

20.04.2023 Контрольная
работа;

147. Работа над ошибками.

1

0

0

21.04.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

148. Язык. Речь. Текст.

1

0

0

24.04.2023 Устный опрос;

149. Предложение и
словосочетание.

1

0

0

25.04.2023 Устный опрос;

150. Контрольное списывание. 1

1

0

26.04.2023 Контрольная
работа;

151. Лексическое значение
слова.

0

0

27.04.2023 Устный опрос;

1

152. Сочинение на тему «Мои
впечатления от картины
И.И.Шишкина «Рожь».

1

0

1

28.04.2023 Практическая
работа;
сочинение;

153. Состав слова.

1

0

0

02.05.2023 Устный опрос;

154. Состав слова.

1

0

0

03.05.2023 Тестирование;

155. Части речи.

1

0

0

04.05.2023 Устный опрос;

156. Части речи.

1

0

0

05.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

157. Части речи.

1

0

0

10.05.2023 Письменный
контроль;

158. Звуки и буквы. Фонетико- 1
графические упражнения.

0

0

11.05.2023 Устный опрос;

159. Звуки и буквы. Фонетико- 1
графические упражнения.

0

1

12.05.2023 Практическая
работа;

160. Работа с текстом:
1
интерпретация и
обобщение содержащейся
в тексте информации

0

0

15.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

161. Повторение изученного
материала.

1

0

0

16.05.2023 Устный опрос;

162. Повторение изученного
материала.

1

0

0

17.05.2023 Письменный
контроль;

163. Итоговое повторение.

1

0

0

18.05.2023 Устный опрос;

164. Итоговое повторение.

1

0

0

19.05.2023 Тестирование;

165. Итоговое повторение.

1

0

0

22.05.2023 Письменный
контроль;

166. Итоговый контрольный
диктант за год

1

1

0

23.05.2023 Диктант;

167. Итоговое повторение.

1

0

0

24.05.2023 Устный опрос;

168. Итоговое повторение.

1

0

0

25.05.2023 Письменный
контроль;

169. Итоговое повторение.

1

0

0

26.05.2023 Устный опрос;

170. Итоговое повторение.

1

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

16

23

29.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 4 класс. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Русский язык. Рабочие программы:. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4
классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий,
М. В. Бойкина и др. — М.: Просвещение, 2022
Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина,
В. Г. Горецкий. —
М.: Просвещение, 2017
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс : учеб. пособие для общеобразоват.
организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017
Канакина В. П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс: учеб.
пособие для общеобразоват.
организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017
Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3—4 классы : учеб. пособие для
общеобразоват.
организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017
Канакина В. П. Русский язык. Тетрадь учебных достижений.
4 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2018
Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс :
учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
2. Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok
3. Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com
4. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов
для общего образования http://www.ndce.edu.ru
5. Учи.ру — образовательная онлайн-платформа с интерактивными уроками по основным школьным
предметам https://uchi.ru/
6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Книгопечатная продукция:
Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.:
Просвещение,2011
Учебники:
Канакина, В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4класс. В 2ч. - М.: Просвещение,2014
Рабочие тетради:
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4класс. В 2 ч. - М.: Просвещение,2014
Методические пособия для учителя:
Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие. 4класс. - М.: Просвещение,2011
Печатные пособия:
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому
языку.
Словари по русскому языку.
Наборы сюжетных и предметных картинок.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства. Электронные учебные пособия:
Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 4 класс
Технические средства:
Магнитная доска.
Персональный компьютер.
Оборудование класса:
Ученические столы с комплектом стульев.
Стол учительский.
Стол компьютерный.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Опорные таблицы по русскому языку 4 класс
Набор звуковых схем (раздаточный)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (35361) 26-2-35, 8 (35361) 26-2-36

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».