ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 4 классов на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори‐
теты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении
во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство
познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает
значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно
таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных
сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский
язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности,
является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории
русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные
языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов,
мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение
русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и
духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе
речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения
младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной
культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами
являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование
ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов —
длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию
речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного
языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших
школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и
правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по
совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное
чтение».
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», в 4 классе — 170 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего
школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут
востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно‐
нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; пони‐
мание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной
и письменной речи как показателя общей культуры человека;
— овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием,
говорением, чтением, письмом;
— овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка,
их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
— развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка:
наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам.
Звукобуквенный разбор слова.
Орфоэпия
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний
звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпических словарей
русского языка при определении правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов,
устаревших слов (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые
случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания,
корня, приставки, суффикса (повторение изученного). Основа слова. Состав неизменяемых слов
(ознакомление). Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи
(ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные. Имя существительное. Склонение имён
существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ье типа
ожерелье во множественном числе); собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий; имена
существительные 1, 2, 3-го склонения (повторение изученного). Не склоняемые имена
существительные (ознакомление). Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного
от формы имени существительного (повторение). Склонение имён прилагательных во множественном
числе. Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1-го и 3-го лица
единственного и множественного числа; склонение личных местоимений. Глагол. Изменение
глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение) І и ІІ спряжение глаголов.
Способы определения I и II спряжения глаголов. Наречие (общее представление). Значение, вопросы,
употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение). Союз; союзы и, а, но в
простых и сложных предложениях. Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды
предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды
предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между
словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и
нераспространённые предложения (повторение изученного). Предложения с однородными членами:
без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с
однородными членами. Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения:
сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как
осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке
собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом
материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
— безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, ий, -ие, -ия, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);
— безударные падежные окончания имён прилагательных;
— мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа;
— наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
— безударные личные окончания глаголов;
— знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и
без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение). Знаки
препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и
письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и др.); диалог; монолог;
отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Корректирование текстов (заданных и
собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы. Изучающее, ознакомительное чтение. Поиск информации,
заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации,
содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе
через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в
процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность
в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать
основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак,
лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи,
предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой
ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой
информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и
дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии
с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные
учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
—
—
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
— осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать
язык как одну из главных духовнонравственных ценностей народа;
— объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
— осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;
— проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике
алгоритмом);
— подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;
— выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по
контексту;
— проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему
состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;
— устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по
комплексу освоенных грамматических признаков;
— определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж;
проводить разбор имени существительного как части речи;
— определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе),
число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;
— устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические
признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в
прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени
по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи;
— определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо,
число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); использовать личные местоимения
для устранения неоправданных повторов в тексте;
— различать предложение, словосочетание и слово;
— классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
— различать распространённые и нераспространённые предложения;
— распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными
членами; использовать предложения с однородными членами в речи;
— разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух
простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без на‐
зывания терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие
из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без
называния терминов);
— производить синтаксический разбор простого предложения;
— находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
— применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и
согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные оконча‐
ния имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, а также кроме
собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён
прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного
числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные
окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными
союзами и, а, но и без союзов;
— правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
— писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил
правописания;
— находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила,
описки;
— осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать
адекватные языковые средства в ситуации общения;
— строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4—6 предложений),
соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;
— создавать небольшие устные и письменные тексты (3— 5 предложений) для конкретной
ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и др.);
— определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на
тему или основную мысль;
— корректировать порядок предложений и частей текста;
— составлять план к заданным текстам;
— осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
— осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
— писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
— осуществлять ознакомительное, изучающее чтение, поиск информации; формулировать устно
и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; ин‐
терпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;
— объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;
— уточнять значение слова с помощью толкового словаря (на бумажном и электронном
носителе), в Интернете в условиях контролируемого входа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
всего
контрольные практические
работы
работы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды, формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
02.09.2022
Коллективное обсуждение фрагмента
статьи 69 Конституции Российской
Федерации: «Государство защищает
культурную самобытность всех
народов и этнических общностей
Российской Федерации, гарантирует
сохранение этнокультурногои
языкового многообразия»;
Учебный диалог «Почему каждому
народу важно сохранять свой язык?
Как общаться разным народам,
проживающим в одной стране?», в
ходе диалога формулируются
суждения о многообразии языкового
пространства России и о значении
русского языка как языка
межнационального общения;
Устный опрос;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
Работа в парах: придумать ситуацию
использования русского языка как
языка межнационального общения;
Устный опрос;
Раздел 1. Сведения о русском языке
1.1.
Русский язык как язык межнационального общения.
1
0
0
1.2.
Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ,
лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект
0
0
0
Итого по разделу:
1
Раздел 2. Фонетика и графика
2.1.
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным
параметрам.
1
0
0
11.05.2023
Учебный диалог «По каким признакам
мы умеем характеризовать звуки?»;
Совместный анализ предложенного
алгоритма звукобуквенного разбора;
Устный опрос;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
2.2.
Звуко-буквенный разбор слова
1
0
1
12.05.2023
Практическая работа: проведение
звукобуквенного разбора
предложенных слов;
Практическая
работа;
Учи.ру
education.yandex.ru
Итого по разделу:
Раздел 3. Лексика
2
3.1.
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи
синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).
3
0
0
03.10.2022
04.10.2022
Комментированное выполнение
задания: выбор из ряда синонимов
слова, которое подходит для
заполнения пропуска в предложении
текста, объяснение своего выбора;
Работа в группах: работа с
дидактическим текстом, анализ
уместности использования слов в
предложениях, нахождение случаев
неудачного выбора слова,
корректировка обнаруженных ошибок
(выбор наиболее точного синонима);
Устный опрос;
Письменный
контроль;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
3.2.
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи)
1
0
0
05.10.2022
Работа с рисунками: соотнесение
рисунков с соответствующими им
фразеологизмами;
Работа в парах: соотнесение
фразеологизмов и их значений. Работа
в группах: поиск в текстах
фразеологизмов;
Дифференцированное задание: работа
со словарём фразеологизмов,
выписывание значений 2—3
фразеологизмов;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
Итого по разделу:
4
Раздел 4. Состав слова (морфемика)
4.1.
Повторение: состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
3
0
0
06.10.2022
10.10.2022
Учебный диалог «Что мы помним о
частях слова?», в ходе диалога даётся
устная характеристика частей слова по
заданным признакам (значение, способ
выделения, способ обозначения);
Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
4.2.
Основа слова. Состав неизменяемых слов (ознакомление).
2
0
0
11.10.2022
12.10.2022
Упражнение: проведение по
предложенному алгоритму разбора
слова по составу;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
4.3.
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление)
2
0
0
13.10.2022
Учебный диалог «Что мы помним о
частях слова?», в ходе диалога даётся
устная характеристика частей слова по
заданным признакам (значение, способ
выделения, способ обозначения);
Устный опрос;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
Итого по разделу:
Раздел 5. Морфология
7
5.1.
Части речи самостоятельные и служебные.
4
1
0
18.10.2022
21.10.2022
Работа с таблицей «Части речи»,
анализ содержания таблицы,
установление основания для сравнения
слов, относящихся к разным частям
речи;
Упражнение: группировка слов на
основании того, какой частью речи они
являются;
Дифференцированное задание:
классификация частей речи по
признаку (самостоятельные и
служебные части речи);
Устный опрос;
Контрольная
работа;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
5.2.
Имя существительное. Повторение: склонение имён существительных; имена
существительные
1, 2, 3-го склонения.
8
1
0
28.10.2022
18.11.2022
Работа в группах: нахождение
основания для группировки слов (в
качестве основания для группировки
могут быть использованы различные
признаки, например: по частям речи;
для имён существительных — по
родам, числам, склонениям, для
глаголов — по вопросам, временам,
спряжениям);
Практическая работа: определение
грамматических признаков имён
существительных;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
5.3.
Несклоняемые имена существительные (ознакомление).
2
0
0
26.10.2022
27.10.2022
Дифференцированное задание:
нахождение в ряду имён
существительных лишнего имени
существительного — не имеющего
какого-то из тех грамматических
признаков, которыми обладают
остальные слова в группе;
Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
5.4.
Имя прилагательное. Повторение: зависимость формы имени прилагательного от
формы имени существительного.
4
0
1
09.01.2023
12.01.2023
Практическая работа: определение
грамматических признаков имён
существительных;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
5.5.
Склонение имён прилагательных во множественном числе.
4
1
1
07.02.2023
10.02.2023
Работа в группах: анализ
дидактического текста, поиск ошибок
на согласование имён
существительных и имён
прилагательных, исправление
найденных ошибок;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
5.6.
Местоимение. Личные местоимения. Повторение: личные местоимения 1-го и 3-го
лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений.
6
1
0
16.02.2023
21.02.2023
Дифференцированное задание: поиск
ошибок в проведении разбора слова
как части речи;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
5.7.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения
глаголов.
8
1
0
03.03.2023
15.03.2023
Практическая работа: определение
грамматических признаков имён
существительных;
Комментированное выполнение
задания: соотнесение глаголов и их
грамматических характеристик;
Работа в группах: объединение
глаголов в группы по определённому
признаку (например, время,
спряжение);
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
Тестирование;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
5.8.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.
4
0
0
22.10.2022
25.10.2022
Наблюдение за наречиями:
установление значения и особенностей
употребления наречий в речи;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
5.9.
Предлог. Повторение: отличие предлогов от приставок.
2
0
0
14.10.2022
17.10.2022
Дифференцированное задание: поиск
ошибок в проведении разбора слова
как части речи;
Письменный
контроль;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
5.10.
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
2
1
0
19.09.2022
20.09.2022
Практическая работа: соотнесение
понятия (склонение, спряжение,
неопределённая форма и т. д.) с его
краткой характеристикой;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
5.11.
Частица не, её значение (повторение)
1
0
0
02.03.2023
Дифференцированное задание:
классификация частей речи по
признаку (самостоятельные и
служебные части речи);
Устный опрос;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
Итого по разделу:
45
Раздел 6. Синтаксис
6.1.
Повторение: слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их
сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске
(восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и
предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и
нераспространённые предложения
7
1
0
07.09.2022
14.09.2022
Работа в группах: классификация
предложений по цели высказывания и
эмоциональной окраске;
Работа с таблицей: по горизонтали в
строках вид по эмоциональной
окраске, по вертикали в столбцах вид
по цели высказывания, подбор
примеров для ячеек таблицы;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
6.2.
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным
союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами
6
1
0
15.09.2022
18.09.2022
Упражнение: нахождение в тексте
предложений с заданными
характеристиками;
Практическая работа: соотнесение
изученных понятий (однородные
члены предложения, сложное
предложение) с примерами;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
6.3.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения:
сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без
называния терминов)
Итого по разделу:
4
1
0
26.09.2022
29.09.2022
Наблюдение за различиями простых и
сложных предложений;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
Учебный диалог «Как планировать
свои действия по решению
орфографической задачи?», по
результатам диалога актуализация
последовательности действий по
проверке изученных орфограмм;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
17
Раздел 7. Орфография и пунктуация
7.1.
Повторение правил правописания, изученных в 1—3 классах
11
1
0
7.2.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки, использование различных способов
решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
15
2
0
30.09.2022
Упражнение на развитие контроля:
установление при работе с
дидактическим текстом соответствия
написания слов орфографическим
нормам, нахождение орфографических
ошибок;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
7.3.
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания
слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных
текстов.
6
0
0
21.09.2022
25.09.2022
Работа в группах: нахождение ошибок
на применение способа проверки
орфограммы; ошибок в объяснении
выбора буквы на месте орфограммы;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
7.4.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных
на -мя, -ий, -ие, -ия, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, ий);
- безударные падежные окончания имён прилагательных;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного
числа;
- наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
- безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с
однородными членами, соединёнными союзами и, а, но, и без союзов.
13
3
0
19.11.2022
30.11.2022
Оценивание собственного результата
выполнения орфографической задачи,
корректировка с помощью учителя
своих действий для преодоления
ошибок при списывании текстов и
записи под диктовку;
Создание ситуации для оценки своих
возможностей: выбор упражнений на
закрепление орфографического мате‐
риала;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Тестирование;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
7.5.
Наблюдение за знаками препинания в сложном предложении, состоящем из двух
простых.
3
0
0
01.12.2022
05.12.2022
Оценивание собственного результата
выполнения орфографической задачи,
корректировка с помощью учителя
своих действий для преодоления
ошибок при списывании текстов и
записи под диктовку;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
7.6.
Наблюдение за знаками препинания в предложении с прямой речью после слов
автора
3
1
0
03.09.2022
04.09.2022
Устное высказывание при обосновании
правильности написания, при
обобщении результатов наблюдения за
орфографическим материалом;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
Итого по разделу:
51
Раздел 8. Развитие речи
8.1.
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного 7
и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и др.);
диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке.
0
0
05.09.2022
Практическая работа: выбор
соответствующего заданной ситуации
жанра и написание письма,
поздравительной открытки, записки;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
8.2.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи.
4
0
0
23.12.2022
28.12.2022
Работа в парах: анализ дидактического
текста и нахождение в нём смысловых
ошибок;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
resh.edu.ru
Учи.ру
education.yandex.ru
8.3.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный
пересказ текста).
11
0
11
Анализ собственных действий при
работе над изложениями и
сочинениями, соотнесение своих
действий с предложенными
алгоритмами;
Самооценка правильности выполнения
учебной задачи: соотнесение
собственного текста с исходным (для
изложений) и с заданной темой (для
сочинений);
Устный опрос;
Письменный
контроль;
8.4.
Сочинение как вид письменной работы.
8
0
8
Анализ собственных действий при
работе над изложениями и
сочинениями, соотнесение своих
действий с предложенными
алгоритмами;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
8.5.
Изучающее, ознакомительное чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном
виде.
1
0
1
14.04.2023
Практическое задание: выбор
источника получения информации
(определённый тип словаря,
справочников) для решения учебнопрактической задачи;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
resh.edu.ru
8.6.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
1
0
0
15.05.2023
Творческое задание: подготовка
небольшого публичного выступления;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
resh.edu.ru
16
23
Итого по разделу:
32
Резервное время
11
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
170
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
1.
Русский язык как язык
межнационального
общения. Формулы
вежливости.
1
0
0
02.09.2022 Устный опрос;
2.
Текст и его план.
1
0
0
05.09.2022 Устный опрос;
3.
Подробное изложение
повествовательного
текста по коллективно
составленному плану.
1
0
1
06.09.2022 Письменный
контроль;
изложение;
4.
Анализ изложений. Типы
текстов: повествование,
описание, рассуждение.
1
0
0
07.09.2022 Устный опрос;
5.
Предложение как единица 1
речи. Виды предложений
по цели высказывания и
по интонации.
0
0
08.09.2022 Устный опрос;
6.
Обращение.Предложения
с обращениями. Знаки
препинания в
предложениях с
обращением.
1
0
0
09.09.2022 Письменный
контроль;
7.
Главные и
второстепенные члены
предложения. Основа
предложения.
1
0
0
12.09.2022 Устный опрос;
8.
Главные и
второстепенные члены
предложения. Разбор
предложения по членам
предложения.
1
0
0
13.09.2022 Письменный
контроль;
9.
Словосочетание.
1
0
0
14.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
10.
Входная мониторинговая 1
работа по текстам Минобр
Оренбургской области
1
0
15.09.2022 Контрольная
работа;
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
Виды, формы
изучения контроля
11.
Работа над ошибками,
1
допущенными в диктанте.
0
0
16.09.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
12.
Однородные члены
предложения (общее
понятие).
1
0
0
19.09.2022 Устный опрос;
13.
Связь однородных членов 1
предложения с помощью
интонации перечисления
и союзов.
0
0
20.09.2022 Устный опрос;
14.
Знаки препинания в
предложениях с
однородными членами
предложения.
1
0
0
21.09.2022 Устный опрос;
15.
Сочинение по картине
И.И.Левитана «Золотая
осень».
1
0
1
22.09.2022 Практическая
работа;
Сочинение;
16.
Работа над ошибками.
1
Наши проекты.
«Похвальное слово знакам
препинания».
0
0
23.09.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
17.
Простые и сложные
предложения. Различение
простых и сложных
предложений.
1
0
0
26.09.2022 Устный опрос;
18.
Сложное предложение и
предложение с
однородными членами.
Знаки препинания в
простых и сложных
предложениях.
1
0
0
27.09.2022 Письменный
контроль;
19.
Обучающее изложение на 1
основе зрительного
восприятия текста.
0
1
28.09.2022 Практическая
работа;
изложение;
20.
Обобщение и проверка
знаний по теме
«Предложение».
1
1
0
29.09.2022 Диктант;
21.
Слово и его лексическое
значение.
1
1
0
30.09.2022 Устный опрос;
22.
Многозначные слова.
Прямое и переносное
значения слов.
Заимствованные слова.
Устаревшие слова.
1
0
0
03.10.2022 Устный опрос;
23.
Синонимы, антонимы,
омонимы.
1
0
0
04.10.2022 Устный опрос;
24.
Фразеологизмы.
Обобщение знаний о
лексических группах
слов.
1
0
0
05.10.2022 Письменный
контроль;
25.
Состав слова.
Распознавание значимых
частей слова.
1
0
0
06.10.2022 Устный опрос;
26.
Однокоренные слова.
1
Различение однокоренных
слов и различных форм
одного и того же слова.
0
0
07.10.2022 Письменный
контроль;
27.
Состав слова. Разбор слов 1
по составу.
0
0
10.10.2022 Письменный
контроль;
28.
Правописание гласных и 1
согласных в корнях слова.
0
0
11.10.2022 Устный опрос;
29.
Правописание слов с
удвоенными согласными.
Правописание слов с
непроизносимыми
согласными.
1
0
0
12.10.2022 Устный опрос;
30.
Правописание приставок
и суффиксов.
1
0
0
13.10.2022 Устный опрос;
Сочинение;
31.
Разделительные твёрдый
и мягкий знаки.
1
0
0
14.10.2022 Письменный
контроль;
32.
Письменное изложение
1
повествовательного
деформированного текста.
0
1
17.10.2022 Практическая
работа;
Изложение;
33.
Работа над ошибками.
Части речи.
Морфологические
признаки частей речи.
1
0
0
18.10.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
34.
Части речи. Признаки
частей речи.
1
0
0
19.10.2022 Письменный
контроль;
35.
Части речи. Признаки
частей речи.
1
0
0
20.10.2022 Тестирование;
36.
Наречие как часть речи.
Признаки наречия.
Значение и употребление
в речи.
1
0
0
21.10.2022 Устный опрос;
37.
Правописание наречий.
1
1
0
24.10.2022 Устный опрос;
38.
Работа по картине В.М.
1
Васнецова «Иван-царевич
на Сером волке»
0
1
25.10.2022 Практическая
работа;
сочинение;
39.
Контрольный диктант за 1 1
четверть.
1
0
26.10.2022 Диктант;
40.
Работа над ошибками,
допущенными в
контрольном диктанте
1
0
0
27.10.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
41.
Изменение по падежам
имён существительных.
Начальная форма имени
существительного.
1
0
0
28.10.2022 Устный опрос;
42.
Признаки падежных форм 1
имён существительных.
0
0
07.11.2022 Устный опрос;
43.
Упражнение в
распознавании
именительного,
родительного и
винительного падежей
имён существительных.
1
0
0
08.11.2022 Устный опрос;
44.
Упражнение в
распознавании
родительного,
винительного и
дательного падежей имён
существительных
1
0
0
09.11.2022 Устный опрос;
45.
Упражнение в
распознавании имён
существительных в
творительном и
предложном падежах.
1
0
0
10.11.2022 Письменный
контроль;
46.
Три склонения имён
существительных. 1-ое
склонение.
1
0
0
11.11.2022 Устный опрос;
47.
Упражнение в
распознавании имён
существительных 1-го
склонения. Падежные
окончания имён
существительных 1-го
склонения.
1
0
0
14.11.2022 Письменный
контроль;
48.
2-ое склонение имён
существительных.
1
0
0
15.11.2022 Письменный
контроль;
49.
Упражнение в
распознавании имён
существительных 2-го
склонения. Падежные
окончания имён
существительных 2-го
склонения.
1
0
0
16.11.2022 Тестирование;
50.
3-е склонение имён
существительных.
1
0
0
17.11.2022 Устный опрос;
51.
Упражнение в
распознавании имён
существительных 3-го
склонения.
1
0
0
18.11.2022 Письменный
контроль;
52.
Обобщение и проверка
знаний по теме
"Склонение имен
существительных"
1
1
0
21.11.2022 Контрольная
работа;
53.
Обучающее изложение на 1
основе зрительного
восприятия текста.
0
1
22.11.2022 Практическая
работа;
изложение;
54.
Работа над ошибками.
1
Правописание безударных
падежных окончаний
имён существительных в
единственном числе.
0
0
23.11.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
55.
Именительный и
винительный падежи.
0
0
24.11.2022 Устный опрос;
1
56.
Правописание окончаний
имён существительных в
родительном падеже.
1
0
0
25.11.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
57.
Именительный,
родительный и
винительный падежи
одушевлённых имён
существительных.
1
0
0
28.11.2022 Устный опрос;
58.
Правописание окончаний
имён существительных в
дательном падеже.
1
0
0
29.11.2022 Письменный
контроль;
59.
Упражнение в
1
правописании безударных
окончаний имён
существительных в
родительном и дательном
падежах.
0
0
30.11.2022 Устный опрос;
60.
Правописание окончаний
имён существительных в
творительном падеже.
1
0
0
01.12.2022 Письменный
контроль;
61.
Упражнение в
правописании падежных
окончаний имён
существительных в
творительном падеже.
1
0
0
02.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
62.
Правописание окончаний
имён существительных в
предложном падеже.
1
0
0
05.12.2022 Устный опрос;
63.
Правописание окончаний
имён существительных в
предложном падеже.
1
0
0
06.12.2022 Тестирование;
64.
Правописание безударных 1
окончаний имён
существительных во всех
падежах.
0
0
07.12.2022 Устный опрос;
65.
Упражнение в
1
правописании безударных
падежных окончаний
имён существительных.
0
0
08.12.2022 Письменный
контроль;
66.
Сочинение по картине
В.А. Тропинина
«Кружевница».
1
0
1
09.12.2022 Практическая
работа;
сочинение;
67.
Обобщение и проверка
знаний по теме
«Правописание
безударных падежных
окончаний имён
существительных в
единственном числе»
1
1
0
12.12.2022 Диктант;
68.
Работа над ошибками.
1
Упражнение в
правописании безударных
падежных окончаний
имён существительных.
0
0
13.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
69.
Склонение имён
существительных во
множественном числе.
1
0
0
14.12.2022 Устный опрос;
70.
Именительный падеж
имён существительных
множественного числа.
1
0
0
15.12.2022 Устный опрос;
71.
Родительный падеж имён
существительных
множественного числа.
1
0
0
16.12.2022 Устный опрос;
72.
Родительный и
Винительный падежи
имён существительных
множественного числа.
1
0
0
19.12.2022 Устный опрос;
73.
Дательный,
1
творительный,
предложный падежи имён
существительных
множественного числа.
0
0
20.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
74.
Повторение и обобщение
знаний по разделу «Имя
существительное».
1
0
0
21.12.2022 Письменный
контроль;
75.
Контрольный диктант за
первое полугодие.
1
1
0
22.12.2022 Диктант;
76.
Работа над ошибками.
Правописание падежных
окончаний
существительных.
1
0
0
23.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
77.
Обучающее изложение на 1
основе зрительного
восприятия текста.
0
1
26.12.2022 Практическая
работа;
изложение;
78.
Наши проекты.
«Говорите правильно».
1
0
1
27.12.2022 Практическая
работа;
Проект;
79.
Правописание безударных 1
окончаний имён
существительных во всех
падежах.
0
0
28.12.2022 Устный опрос;
80.
Правописание безударных 1
окончаний имён
существительных во всех
падежах.
0
0
29.12.2022 Тестирование;
81.
Имя прилагательное как
часть речи.
1
0
0
09.01.2023 Устный опрос;
82.
Составление
1
описательного текста на
тему «Любимая игрушка».
0
1
10.01.2023 Практическая
работа;
сочинение;
83.
Изменение по падежам
имен прилагательных в
единственном числе.
1
0
0
11.01.2023 Устный опрос;
84.
Сочинение по
репродукции картины В.
А. Серова «Мика
Морозов».
1
0
1
12.01.2023 Практическая
работа;
сочинение;
85.
Склонение и
правописание падежных
окончаний имен
прилагательных
единственного числа
мужского и среднего
рода.
1
0
0
13.01.2023 Устный опрос;
86.
Правописание падежных 1
окончаний имен
прилагательных мужского
и среднего рода в
именительном падеже.
0
0
16.01.2023 Письменный
контроль;
87.
Правописание падежных 1
окончаний имен
прилагательных мужского
и среднего рода в
родительном падеже.
0
0
17.01.2023 Устный опрос;
88.
Правописание падежных 1
окончаний имен
прилагательных мужского
и среднего рода в
дательном падеже.
0
0
18.01.2023 Письменный
контроль;
89.
Именительный,
винительный,
родительный падежи
имени прилагательного
1
0
0
19.01.2023 Устный опрос;
90.
Правописание падежных 1
окончаний
прилагательных мужского
и среднего рода в
творительном и
предложном падежах.
0
0
20.01.2023 Устный опрос;
91.
Упражнение в
правописании окончаний
имен прилагательных
мужского и среднего
рода.
1
0
0
23.01.2023 Устный опрос;
92.
Наши проекты: «Имена
1
прилагательные в «Сказке
о рыбаке и рыбке» А.С.
Пушкина».
0
1
24.01.2023 Практическая
работа;
проект;
93.
Контрольный диктант по
теме «Правописание
падежных окончаний
имен прилагательных
мужского и среднего
рода».
1
0
25.01.2023 Диктант;
1
94.
Склонение имён
1
прилагательных женского
рода.
0
0
26.01.2023 Устный опрос;
95.
Именительный и
винительный падежи
имён прилагательных
женского рода.
1
0
0
27.01.2023 Устный опрос;
96.
Родительный, дательный, 1
творительный и
предложный падежи имён
прилагательных женского
рода.
0
0
30.01.2023 Письменный
контроль;
97.
Винительный и
творительный падежи
имен прилагательных
женского рода.
1
0
0
31.01.2023 Устный опрос;
98.
Упражнение в
правописании падежных
окончаний имен
прилагательных.
1
0
0
01.02.2023 Письменный
контроль;
99.
Изложение на основе
зрительного восприятия
текста
1
0
1
02.02.2023 Практическая
работа;
изложение;
100. Работа над ошибками.
Правописание падежных
окончаний имён
прилагательных.
1
0
0
03.02.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
101. Сочинение по картине
Н.К. Рериха «Заморские
гости».
1
0
1
06.02.2023 Практическая
работа;
сочинение;
102. Именительный,
винительный падежи
имён прилагательных
множественного числа.
1
0
1
07.02.2023 Практическая
работа;
103. Родительный и
1
предложный падежи имён
прилагательных
множественного числа.
0
0
08.02.2023 Устный опрос;
104. Дательный и
творительный падежи
имён прилагательных
множественного числа.
1
0
0
09.02.2023 Письменный
контроль;
105. Сочинение по картине
И.Э. Грабаря
«Февральская лазурь»
1
0
1
10.02.2023 Практическая
работа;
сочинение;
106. Обобщение по теме «Имя
прилагательное»
1
0
0
13.02.2023 Тестирование;
107. Контрольный диктант по
теме «Имя
прилагательное»
1
1
0
14.02.2023 Диктант;
108. Работа над ошибками.
1
0
0
15.02.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
109. Местоимение как часть
речи.
1
0
0
16.02.2023 Устный опрос;
110. Личные местоимения 1, 2
и 3-го лица. Повторение.
1
0
0
17.02.2023 Письменный
контроль;
111. Изменение личных
местоимений 1-го и 2-го
лица по падежам.
1
0
0
20.02.2023 Устный опрос;
112. Изменение личных
1
местоимений 3-го лица по
падежам.
0
0
21.02.2023 Устный опрос;
113. Изменение личных
1
местоимений по падежам.
Морфологический разбор
местоимения как части
речи.
0
0
22.02.2023 Устный опрос;
114. Изложение
повествовательного
текста с элементами
описания.
1
0
1
27.02.2023 Практическая
работа;
изложение;
115. Работа над ошибками.
Обобщение по теме
«Местоимение»
1
0
0
28.02.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
116. Обобщение и проверка
знаний по теме
«Местоимение»
1
0
0
01.03.2023 Письменный
контроль;
117. Контрольный диктант за 3 1
четверть
1
0
02.03.2023 Диктант;
118. Роль глаголов в языке.
1
0
0
03.03.2023 Устный опрос;
119. Изменение глаголов по
временам.
1
0
0
06.03.2023 Устный опрос;
120. Неопределённая форма
глагола.
1
0
0
07.03.2023 Устный опрос;
121. Неопределённая форма
глагола. Образование
временных форм от
глаголов в
неопределённой форме.
1
0
0
09.03.2023 Письменный
контроль;
122. Изменение глаголов по
временам. Составление
текста из
деформированных
предложений.
1
0
1
10.03.2023 Практическая
работа;
123. Изменение глаголов в
настоящем и будущем
времени по лицам и
числам. Спряжение
глаголов.
1
0
0
13.03.2023 Устный опрос;
124. Спряжение глаголов.
1
0
0
14.03.2023 Письменный
контроль;
125. 2-е лицо глаголов
настоящего и будущего
времени в единственном
числе.
1
0
0
15.03.2023 Устный опрос;
126. Изложение
повествовательного
текста по цитатному
плану.
1
0
0
16.03.2023 Практическая
работа;
изложение;
127. I и II спряжение глаголов
настоящего времени.
1
0
0
17.03.2023 Устный опрос;
128. Сочинение по
репродукции картины И.
И. Левитана «Весна.
Большая вода».
1
0
1
20.03.2023 Практическая
работа;
сочинение;
129. Наши проекты.
1
«Пословицы и поговорки»
0
1
21.03.2023 Практическая
работа;
проект;
130. Правописание безударных 1
личных окончаний
глаголов в настоящем и
будущем времени.
Способы определения І и
ІІ спряжения глаголов с
безударными личными
окончаниями.
0
0
22.03.2023 Устный опрос;
131. Правописание глаголов с
безударными личными
окончаниями.
1
0
0
23.03.2023 Устный опрос;
132. Правописание глаголов с
безударными личными
окончаниями.
1
0
0
24.03.2023 Письменный
контроль;
133. Возвратные глаголы.
1
0
0
03.04.2023 Устный опрос;
134. Правописание –тся и –
ться в возвратных
глаголах.
1
0
0
04.04.2023 Тестирование;
135. Правописание глаголов в
настоящем и будущем
времени (обобщение).
Морфологический разбор
глагола.
1
0
0
05.04.2023 Письменный
контроль;
136. Контрольный диктант по
теме «Правописание
безударных личных
окончаний глаголов»
1
1
0
06.04.2023 Диктант;
137. Правописание глаголов в
прошедшем времени.
1
0
0
07.04.2023 Устный опрос;
138. Правописание глаголов в
прошедшем времени.
1
0
0
10.04.2023 Письменный
контроль;
139. Правописание
безударного суффикса в
глаголах прошедшего
времени.
1
0
0
11.04.2023 Устный опрос;
140. Изменение глаголов
прошедшего времени по
родам и числам.
Правописание родовых
окончаний глаголов в
прошедшем времени.
1
0
0
12.04.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
141. Изложение
повествовательного
текста по вопросам.
1
0
1
13.04.2023 Практическая
работа;
изложение;
142. Обобщение знаний о
глаголе.
Морфологический разбор
глагола.
1
0
0
14.04.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
143. Обобщение знаний о
глаголе.
1
0
0
17.04.2023 Письменный
контроль;
144. Контрольный диктант по
теме «Глагол».
1
1
0
18.04.2023 Диктант;
145. Работа над ошибками.
Повторение.
1
0
0
19.04.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
146. Промежуточная
аттестация
1
1
0
20.04.2023 Контрольная
работа;
147. Работа над ошибками.
1
0
0
21.04.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
148. Язык. Речь. Текст.
1
0
0
24.04.2023 Устный опрос;
149. Предложение и
словосочетание.
1
0
0
25.04.2023 Устный опрос;
150. Контрольное списывание. 1
1
0
26.04.2023 Контрольная
работа;
151. Лексическое значение
слова.
0
0
27.04.2023 Устный опрос;
1
152. Сочинение на тему «Мои
впечатления от картины
И.И.Шишкина «Рожь».
1
0
1
28.04.2023 Практическая
работа;
сочинение;
153. Состав слова.
1
0
0
02.05.2023 Устный опрос;
154. Состав слова.
1
0
0
03.05.2023 Тестирование;
155. Части речи.
1
0
0
04.05.2023 Устный опрос;
156. Части речи.
1
0
0
05.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
157. Части речи.
1
0
0
10.05.2023 Письменный
контроль;
158. Звуки и буквы. Фонетико- 1
графические упражнения.
0
0
11.05.2023 Устный опрос;
159. Звуки и буквы. Фонетико- 1
графические упражнения.
0
1
12.05.2023 Практическая
работа;
160. Работа с текстом:
1
интерпретация и
обобщение содержащейся
в тексте информации
0
0
15.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
161. Повторение изученного
материала.
1
0
0
16.05.2023 Устный опрос;
162. Повторение изученного
материала.
1
0
0
17.05.2023 Письменный
контроль;
163. Итоговое повторение.
1
0
0
18.05.2023 Устный опрос;
164. Итоговое повторение.
1
0
0
19.05.2023 Тестирование;
165. Итоговое повторение.
1
0
0
22.05.2023 Письменный
контроль;
166. Итоговый контрольный
диктант за год
1
1
0
23.05.2023 Диктант;
167. Итоговое повторение.
1
0
0
24.05.2023 Устный опрос;
168. Итоговое повторение.
1
0
0
25.05.2023 Письменный
контроль;
169. Итоговое повторение.
1
0
0
26.05.2023 Устный опрос;
170. Итоговое повторение.
1
0
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
170
16
23
29.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 4 класс. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Русский язык. Рабочие программы:. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4
классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий,
М. В. Бойкина и др. — М.: Просвещение, 2022
Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина,
В. Г. Горецкий. —
М.: Просвещение, 2017
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс : учеб. пособие для общеобразоват.
организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017
Канакина В. П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс: учеб.
пособие для общеобразоват.
организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017
Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3—4 классы : учеб. пособие для
общеобразоват.
организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017
Канакина В. П. Русский язык. Тетрадь учебных достижений.
4 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2018
Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс :
учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
2. Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok
3. Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com
4. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов
для общего образования http://www.ndce.edu.ru
5. Учи.ру — образовательная онлайн-платформа с интерактивными уроками по основным школьным
предметам https://uchi.ru/
6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Книгопечатная продукция:
Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.:
Просвещение,2011
Учебники:
Канакина, В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4класс. В 2ч. - М.: Просвещение,2014
Рабочие тетради:
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4класс. В 2 ч. - М.: Просвещение,2014
Методические пособия для учителя:
Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие. 4класс. - М.: Просвещение,2011
Печатные пособия:
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому
языку.
Словари по русскому языку.
Наборы сюжетных и предметных картинок.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства. Электронные учебные пособия:
Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 4 класс
Технические средства:
Магнитная доска.
Персональный компьютер.
Оборудование класса:
Ученические столы с комплектом стульев.
Стол учительский.
Стол компьютерный.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Опорные таблицы по русскому языку 4 класс
Набор звуковых схем (раздаточный)