ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 3 классов на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори‐
теты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении
во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство
познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает
значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно
таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных
сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский
язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности,
является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории
русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные
языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов,
мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение
русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и
духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе
речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения
младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной
культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами
являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование
ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов —
длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию
речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного
языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших
школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и
правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по
совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное
чтение».
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», в 3 классе — 170 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего
школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут
востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно‐
нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; пони‐
мание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной
и письменной речи как показателя общей культуры человека;
— овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием,
говорением, чтением, письмом;
— овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка,
их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
— развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка:
наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный
твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции
разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных
мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в
словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита
при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в
учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление).
Устаревшие слова (ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных
(родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая
часть слова (повторение изученного) Однокоренные слова и формы одного и того же слова Корень,
приставка, суффикс — значимые части слова Нулевое окончание (ознакомление)
Морфология
Части речи
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные
единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего
рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Имена
существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени
прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам,
числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование
личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее,
будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в
прошедшем времени.
Частица не, её значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между
словами в предложении. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Второстепенные
члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые.
Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической
ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в
слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и
применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
— разделительный твёрдый знак;
— непроизносимые согласные в корне слова;
— мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
— безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения);
— безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения);
— раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
— непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
—
раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность,
отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное
мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой
работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста,
основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и
абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в
тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных
текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Изучающее, ознакомительное чтение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе
через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в
процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); —
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать
основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак,
лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи,
предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой
ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой
информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и
дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии
с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные
учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
—
—
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
— объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации; —
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
— производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);
— определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать
соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с
разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
— различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова
и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и
синонимы;
— находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку,
суффикс;
— выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к
словам разных частей речи;
— распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
—
определять значение слова в тексте;
— распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён
существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с
ударными окончаниями;
— распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён
прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в
единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;
— распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что
сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем
времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени — по родам;
—
распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для
устранения неоправданных повторов в тексте;
— различать предлоги и приставки;
— определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
— находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
— распознавать распространённые и нераспространённые предложения; находить место
орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правопи‐
сания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак
после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со
словами;
— правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;
— писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил
правописания;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
— формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и
письменно (1—2 предложения);
— строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3—5 предложений на
определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
создавать небольшие устные и письменные тексты (2—4 предложения), содержащие приглашение,
просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
— определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов
и, а, но);
— определять ключевые слова в тексте;
— определять тему текста и основную мысль текста;
— выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их
смысловое содержание;
— составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
— писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному
плану;
— объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия; —
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
02.09.2022 Коллективное прочтение статьи 68 Конституции
Российской Федерации: «1. Государственным
языком Российской Федерации на всей её
территории является русский язык как язык
государствообразующего народа, входящего в
многонациональный союз равноправных народов
Российской Федерации»;
Рассказпояснение учителя на тему «Русский язык
как государственный язык Российской
Федерации»;
Учебный диалог, в ходе которого формулируются
суждения о многообразии языкового
пространства России и о значении русского языка
как государственного языка Российской
Федерации;
Работа в парах: придумать ситуацию применения
русского языка как государственного языка
Российской Федерации;
Обсуждение возможности использования
лингвистического мини-эксперимента как метода
изучения языка;
Учебный диалог «Как выбирать источник
информации при выполнении миниэксперимента?»;
Практические работы во всех разделах курса, в
ходе которых развивается умение анализировать
текстовую, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
05.09.2022 Упражнение: определить существенный признак
для классификации звуков;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
Раздел 1. Сведения о русском языке
1.1.
Русский язык как государственный язык Российской Федерации.
Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение,
анализ, лингвистический эксперимент
Итого по разделу:
1
0
0
1
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
Раздел 2. Фонетика и графика
2.1.
2.2.
Повторение: звуки русского языка: гласный/согласный, гласный
ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, парный/непарный,
согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции
разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на
письме разделительных мягкого и твёрдого знаков
0.5
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с
разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными
0.5
0
0
0
0
06.09.2022 Комментированное выполнение задания,
связанного с объяснением различий в звуко‐
буквенном составе слов с разделительными ь и ъ, в
словах с непроизносимыми согласными;
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
2.3.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками,
каталогами
Итого по разделу:
1
0
1
07.09.2022 Практическая работа при изучении всех разделов
курса, связанная с применением знания алфавита
при работе со словарями, справочниками;
Устный
https://resh.edu.ru
опрос;
Практическая https://uchi.ru/
работа;
https://education.yandex.ru
0
0
08.09.2022 Учебный диалог «Как можно узнать значение
09.09.2022 незнакомого слова?»;
Рассказ учителя «Способы толкования
лексического значения слова»;
Наблюдение за структурой словарной статьи;
Практическая работа с учебным толковым
словарём, поиск в словаре значений нескольких
слов, целью работы является освоение в процессе
практической деятельности принципа построения
толкового словаря;
Самостоятельная работа: выписывание значений
слов из толкового словаря в учебнике или из
толкового словаря на бумажном или электронном
носителе;
Творческое задание: составление словарных
статей, объясняющих слова, о значении которых
удалось догадаться по контексту, с последующим
сравнением составленного толкования со
словарной статьёй в учебном толковом словаре;
Практическая работа: ведение собственных
толковых словариков;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
12.09.2022 Комментированное выполнение заданий,
13.09.2022 направленных на развитие умения анализировать
употребление в тексте слов в прямом и
переносном значении;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
2
Раздел 3. Лексика
3.1.
3.2.
Повторение: лексическое значение слова.
Прямое и переносное значение слова (ознакомление).
2
2
1
0
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
3.3.
Устаревшие слова (ознакомление)
Итого по разделу:
1
0
0
14.09.2022 Учебный диалог «По каким причинам слова
выходят из употребления?», высказывание
предположений с последующим сопоставлением
предположений с информацией в учебнике;
Работа в парах: соотнесение устаревших слов с
их современными синонимами;
Работа в группах: нахождение в тексте
устаревших слов и установление их значения;
Проектное задание: составление (в процессе
коллективной деятельности или самостоятельно)
словаря устаревших слов по материалам работы
со сказками на уроках «Литературного чтения»;
Творческое задание: придумать несколько
ситуаций, в которых возникает необходимость
использования дополнительных источников для
уточнения значения слова;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
15.09.2022 Учебный диалог «Чем похожи родственные
20.09.2022 слова, чем они различаются? Как найти корень
слова?»;
Наблюдение за группами родственных слов,
поиск для каждой группы слова, с помощью
которого можно объяснить значение родственных
слов;
Упражнение: выделение корня в предложенных
словах с опорой на алгоритм выделения корня;
Комментированный анализ текста: поиск в нём
родственных слов;
Работа в парах: обнаружение среди родственных
слов слова с омонимичным корнем;
Самостоятельная работа: объединение в группы
слов с одним и тем же корнем;
Творческое задание: составление собственного
словарика родственных слов;
Дифференцированное задание: контролировать
правильность объединения родственных слов в
группы при работе с группами слов с
омонимичными корнями;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
5
Раздел 4. Состав слова (морфемика)
4.1.
Повторение: корень как обязательная часть слова; однокоренные
(родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов;
различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и
слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые
случаи); окончание как изменяемая часть слова.
4
0
0
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
4.2.
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень,
приставка, суффикс — значимые части слова. Нулевое окончание
(ознакомление)
Итого по разделу:
4
1
0
21.09.2022 Работа в группах: анализ текста с установкой на
26.09.2022 поиск в нём слов с заданными
приставками/суффиксами;
Наблюдение за словами с нулевым окончанием;
Совместное построение алгоритма разбора слова
по составу;
Тренинг в разборе слов по составу в соответствии
с отрабатываемым алгоритмом, корректировка с
помощью учителя своих учебных действий для
преодоления ошибок при выделении в слове
корня, окончания, приставки, суффикса;
Комментированное выполнение анализа
заданных схем состава слова и подбор слов
заданного состава;
Дифференцированное задание: обнаружение
ошибок в установлении соответствия схем
состава слова и слов;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
27.09.2022 Учебный диалог «По каким признакам мы
28.09.2022 распределяем слова по частям речи?»;
Составление по результатам диалога
таблицы«Части речи», по горизонтали в строках
таблицы отражены следующие параметры:
«Значение»,«Вопросы», «Какие признаки не
изменяются»,«какие признаки изменяются»;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
29.09.2022 Наблюдение за грамматическими признаками
03.10.2022 имён существительных, соотнесение сделанных
выводов с информаци ей в учебнике;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
8
Раздел 5. Морфология
5.1.
5.2.
5.3.
Части речи.
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи.
Имена существительные единственного и множественного числа.
Имена существительные мужского, женского и среднего рода.
2
3
3
0
0
0
0
0
0
04.10.2022 Наблюдение за грамматическими признаками имён
06.10.2022 существительных, соотнесение сделанных выводов
с информаци ей в учебнике;
Работа в парах: нахождение у группы имён
существительных грамматического признака,
который объединяет эти имена существительные в
группу;
Практическая работа: изменение имён
существительных по указанному признаку;
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
5.4.
5.5.
5.6.
5.7.
5.8.
5.9.
Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором
употреблено имя существительное. Изменение имён существительных
по падежам и числам (склонение)
Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи.
Зависимость формы имени прилагательного от формы имени
существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам
и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин).
Склонение имён прилагательных.
5
2
3
2
3
3
0
0
1
0
0
1
0
0
0
0
0
0
07.10.2022 Дифференцированное задание: нахождение в ряду
13.10.2022 имён существительных такого слова,
которое по какому-то грамматическому признаку
отличается от остальных слов в ряду;
Наблюдение за соотнесением формы имени
прилагательного с формой имени
существительного, формулирование вывода по
результатам наблюдения, соотнесение
собственных выводов с информацией в учебнике;
Комментированное выполнение задания на
нахождение грамматических признаков имён
прилагательных;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
14.10.2022 Работа в группах: объединение имён
17.10.2022 существительных в группы по определённому
признаку (например, род или число);
Дифференцированное задание: нахождение в ряду
имён существительных такого слова,
которое по какому-то грамматическому признаку
отличается от остальных слов в ряду;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
18.10.2022 Практическая работа: изменение имён
20.10.2022 существительных по указанному признаку;
Работа в группах: объединение имён
существительных в группы по определённому
признаку (например, род или число);
Дифференцированное задание: нахождение в ряду
имён существительных такого слова,
которое по какому-то грамматическому признаку
отличается от остальных слов в ряду;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
21.10.2022 Наблюдение за соотнесением формы имени
24.10.2022 прилагательного с формой имени
существительного, формулирование вывода по
результатам наблюдения, соотнесение
собственных выводов с информацией в учебнике;
Комментированное выполнение задания на
нахождение грамматических признаков имён
прилагательных;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
25.10.2022 Наблюдение за соотнесением формы имени
27.10.2022 прилагательного с формой имени
существительного, формулирование вывода по
результатам наблюдения, соотнесение
собственных выводов с информацией в учебнике;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
07.11.2022 Практическая работа: поиск ошибок на
09.11.2022 согласование имён существительных и имён
прилагательных, исправление найденных
ошибок;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
5.10. Местоимение (общее представление).
5.11. Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных
местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.
5.12. Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи.
5.13. Неопределённая форма глагола.
5.14. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов.
5.15. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем
времени.
5.16. Частица не, её значение
Итого по разделу:
Раздел 6. Синтаксис
2
3
2
2
3
3
2
43
0
1
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
10.11.2022 Наблюдение за ролью местоимений в тексте;
11.11.2022
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
14.11.2022 Практическая работа: корректировка текста,
16.11.2022 заключающаяся в замене повторяющихся в тексте
имён существительных соответствующими
местоимениями;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
17.11.2022 Наблюдение за грамматическими признаками
18.11.2022 глаголов (число, время, род в прошедшем
времени), формулирование выводов по
результатам наблюдений, соотнесение собствен‐
ных выводов с информацией в учебнике;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
21.11.2022 Наблюдение за грамматическими признаками
22.11.2022 глаголов (число, время, род в прошедшем
времени), формулирование выводов по
результатам наблюдений, соотнесение собствен‐
ных выводов с информацией в учебнике;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
23.11.2022 Творческая работа: трансформировать текст,
25.11.2022 изменяя время глагола;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
28.11.2022 Практическая работа: анализ текста на наличие в
30.11.2022 нём глаголов, грамматические характеристики
которых даны (из числа изученных);
01.12.2022 Проверочная работа: проверка умения
02.12.2022 ориентироваться в изученных понятиях: часть
речи, склонение, падеж, время, род; умения
соотносить понятие с его краткой характеристи‐
кой, объяснять своими словами значение
изученных понятий, определять изученные
грамматические признаки;
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
6.1.
6.2.
6.3.
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических)
вопросов связи между словами в предложении.
Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
2
3
2
0
1
0
0
0
0
05.12.2022 Комментированное выполнение задания:
06.12.2022 выписать из предложения пары слов, от одного из
которых к другому можно задать смысловой
(синтаксический) вопрос;
Самостоятельная работа: установление при
помощи смысловых (синтаксических) вопросов
связи между словами в предложении;
Учебный диалог, направленный на актуализацию
знаний о видах предложений по цели
высказывания и по эмоциональной окраске;
Дифференцированное задание: определение
признака классификации предложений;
Упражнение: нахождение в тексте предложений с
заданными характеристиками;
Работа с таблицей: по горизонтали в строках —вид
по эмоциональной окраске, по вертикали в
столбцах — вид по цели высказывания, подбор
примеров для ячеек таблицы;
Работа в группах: соотнесение предложений и их
характеристик (цель высказывания,
эмоциональная окраска);
Самостоятельная работа: выписывание из текста
повествовательных, побудительных,
вопросительных предложений;
07.12.2022 Совместное составление алгоритма нахождения
09.12.2022 главных членов предложения;
Упражнения на нахождение подлежащих и
сказуемых;
Наблюдение за предложениями с однородными
членами;
Объяснение выбора нужного союза в
предложении с однородными членами;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
12.12.2022 Комментированное выполнение задания:
13.12.2022 выписать из предложения пары слов, от одного из
которых к другому можно задать смысловой
(синтаксический) вопрос;
Самостоятельная работа: установление при
помощи смысловых (синтаксических) вопросов
связи между словами в предложении;
Учебный диалог, направленный на актуализацию
знаний о видах предложений по цели
высказывания и по эмоциональной окраске;
Дифференцированное задание: определение
признака классификации предложений;
Упражнение: нахождение в тексте предложений с
заданными характеристиками;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
6.4.
6.5.
Предложения распространённые и нераспространённые.
Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но
и без союзов
Итого по разделу:
3
3
0
1
0
0
14.12.2022 Работа с таблицей: по горизонтали в строках —вид
16.12.2022 по эмоциональной окраске, по вертикали в
столбцах — вид по цели высказывания, подбор
примеров для ячеек таблицы;
Работа в группах: соотнесение предложений и их
характеристик (цель высказывания,
эмоциональная окраска);
Самостоятельная работа: выписывание из текста
повествовательных, побудительных,
вопросительных предложений;
Работа в парах: классификация предложений;
Совместное составление алгоритма нахождения
главных членов предложения;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
19.12.2022 Упражнения на нахождение подлежащих и
21.12.2022 сказуемых;
Наблюдение за предложениями с однородными
членами;
Объяснение выбора нужного союза в
предложении с однородными членами;
Комментированное выполнение задания на
нахождение в тексте предложений с
однородными членами;
Работа в парах: продолжение ряда однородных
членов предложения;
Творческое задание: составление предложений с
однородными членами;
Проверочная работа, направленная на проверку
ориентации в изученных понятиях: подлежащее,
сказуемое, второстепенные члены предложения,
умения соотносить понятие с его краткой
характеристикой, объяснять своими словами
значение изученных понятий;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
22.12.2022 Учебный диалог «Как планировать свои действия
11.01.2023 по решению орфографической задачи?», по
результатам диалога актуализация
последовательности действий по проверке
изученных орфограмм;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
12.01.2023 Моделирование алгоритмов применения
30.01.2023 изучаемых в данном классе орфографических
правил, следование составленным алгоритмам;
Работа в парах: группировка слов по месту
орфограммы;
Работа в парах: группировка слов по типу
орфограммы;
Работа в группах: группировка слов, написание
которых можно объяснить изученными
правилами, и слов, написание которых
изученными правилами объяснить нельзя;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
13
Раздел 7. Орфография и пунктуация
7.1.
7.2.
Повторение правил правописания, изученных в 1 и 2 классах.
Формирование орфографической зоркости: осознание места
возможного возникновения орфографической ошибки, использование
различных способов решения орфографической задачи в зависимости
от места орфограммы в слове. .
10
13
0
0
0
0
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
7.3.
7.4.
Использование орфографического словаря для определения
(уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке
собственных и предложенных текстов
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- разделительный твёрдый знак;
- непроизносимые согласные в корне слова;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных
(на уровне наблюдения);
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника);
- раздельное написание частицы не с глаголами
Итого по разделу:
13
14
0
1
0
0
31.01.2023 Комментированное выполнение анализа текста на
16.02.2023 наличие в нём слов с определённой орфограммой;
Моделирование предложений, включая в них слова
с непроверяемыми орфограммами;
Упражнение на развитие контроля: нахождение
орфографических ошибок (с указанием на их
количество и без такого указания);
Оценивание собственного результата выполнения
орфографической задачи, корректировка с
помощью учителя своих действий для
преодоления ошибок при списывании текстов и
записи под диктовку;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
17.02.2023 Оценивание собственного результата выполнения
13.03.2023 орфографической задачи, корректировка с
помощью учителя своих действий для
преодоления ошибок при списывании текстов и
записи под диктовку;
Проектное задание: составление собственного
словарика трудных слов (тех, написание которых
не удаётся сразу запомнить, при написании
которых регулярно возникают сомнения и т. д.);
Создание ситуации выбора для оценки своих
возможностей при выборе упражнений на
закрепление орфографического материала;
Проблемная ситуация, требующая использования
дополнительных источников информации:
уточнение написания слов по орфографическому
словарю (в том числе на электронном носителе);
Проектное задание: создание собственных
текстов с максимальным количеством
включённых в них словарных слов;
Проектное задание: создание собственных
текстов с максимальным количеством
включённых в них слов с определённой
орфограммой;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
14.03.2023 Учебный диалог «Чем различаются тема текста и
16.03.2023 основная мысль текста? Как определить тему
текста? Как определить основную мысль
текста?»;
Комментированное выполнение задания на
определение темы и основной мысли
предложенных текстов;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
17.03.2023 Дифференцированное задание: нахождение
21.03.2023 ошибок в определении темы и основной мысли
текста;
Практическая работа: анализ и корректировка
текстов с нарушенным порядком предложений;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
50
Раздел 8. Развитие речи
8.1.
8.2.
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба,
извинение, благодарность, отказ и др.
Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях
учебного и бытового общения.
3
3
0
0
0
0
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
8.3.
8.4.
8.5.
8.6.
8.7.
8.8.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми,
плохо владеющими русским языком.
3
Формулировка и аргументирование собственного мнения в диалоге и
дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности. Умение контролировать (устно
координировать) действия при проведении парной и групповой работы.
3
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе:
признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок,
корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и
абзацев.
3
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному
плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений,
синонимов, союзов и, а, но.
3
Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и
создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с жанром письма, поздравительной открытки, объявления.
3
3
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
22.03.2023 Практическая работа: нахождение в тексте
24.03.2023 смысловых пропусков;
Совместное составление плана текста;
Работа в парах: составление плана
предложенного текста;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
03.04.2023 Практическая работа: воспроизведение текста в
05.04.2023 соответствии с заданием: подробно, выборочно;
Наблюдение за тремя текстами разного типа
(повествование, описание, рассуждение) на одну
тему, формулирование выводов об особенностях
каждого из трёх типов текстов;
Обобщение результатов проведённого
наблюдения при составлении таблицы «Три типа
текстов», в строках таблицы отражены
следующие параметры сравнения текстов: «Цель
создания текста», «Особенности построения
текста», «Особенности языковых средств»;
Работа в группах: выбор наиболее подходящего
для каждой из предложенных ситуаций типа текста
(с опорой на таблицу «Три типа текстов»);
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
06.04.2023 Работа в парах: составление плана
10.04.2023 предложенного текста;
Работа в группах: соотнесение текста и
нескольких вариантов плана этого текста,
обоснование выбора наиболее удачного плана;
Практическая работа: воспроизведение текста в
соответствии с заданием: подробно, выборочно;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
11.04.2023 Творческие задания: создавать устные и
13.04.2023 письменные тексты разных типов (описание,
рассуждение, повествование);
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
14.04.2023 Творческие задания: создавать устные и
18.04.2023 письменные тексты разных типов (описание,
рассуждение, повествование);
19.04.2023 Речевой тренинг: подготовка небольшого
21.04.2023 выступления о результатах групповой работы,
наблюдения, выполненного миниисследования,
проектного задания;
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
8.9.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному
плану.
8.10. Изучающее, ознакомительное чтение
3
3
Итого по разделу:
30
Резервное время
18
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
170
0
0
9
0
0
1
24.04.2023 Запись собственного выступления с
26.04.2023 последующим самоанализом;
27.04.2023 Ролевая игра «Наблюдатели», цель игры —
02.05.2023 оценка правильности выбора языковых и
неязыковых средств устного общения на уроке и
на переменах, в конце учебного дня подведение
итогов игры;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
1.
1
0
0
02.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
2.
Для чего нужен язык?
1
Красота и
выразительность русского
языка. Особенности
речевого этикета в
условиях общения с
людьми, плохо
владеющими русским
языком
0
0
05.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
3.
Повторение: лексическое
значение слова
1
0
0
06.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
4.
Слово в тексте:
синонимы, антонимы,
омонимы, устаревшие
слова (ознакомление)
1
0
0
07.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
5.
Слово в тексте: прямое и
переносное значение
слова (ознакомление)
1
0
0
08.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
6.
Фразеологизмы. Значение 1
и роль в речи
0
0
09.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
7.
Работаем со словарём.
Составляем толковый
словарик
1
0
0
12.09.2022 Практическая
работа;
Русский язык как
государственный язык
РФ. Язык и речь. Виды
речи и их назначение.
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
Виды, формы
изучения контроля
Знакомство с различными
методами познания языка:
наблюдение, анализ,
лингвистический
эксперимент
8.
9.
10.
Повторение: звуки
русского языка:
гласный— согласный,
гласный ударный —
безударный, согласный
твердый —мягкий,
парный —
непарный, согласный
глухой — звонкий,
парный — непарный (в
объеме изученного)
Слог. Гласные звуки и
буквы для их
обозначения
1
0
0
13.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;
1
0
0
14.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
Повторяем правила
обозначения гласных
после шипящих.
1
0
0
15.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
Использование алфавита
при работе со словарями,
справочниками,
каталогами
11.
Звукобуквенный разбор
слова
1
0
0
16.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
12.
Учимся выполнять
фонетический разбор
1
0
0
19.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
13.
Фонетический разбор
слова
1
0
0
20.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
14.
Обобщение знаний по
фонетике. Проверочный
диктант по теме "Звуки и
буквы"
1
0
0
21.09.2022 Письменный
контроль;
Диктант;
15.
Работаем со словарём.
Составляем
орфоэпический словарик.
1
0
0
22.09.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;
Использование
орфоэпического словаря
для решения
практических задач
16.
1
Повторение: корень как
обязательная часть слова.
Выделение в словах корня
(простые случаи)
0
0
23.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
17.
Однокоренные
(родственные) слова.
Признаки родственных
слов
1
0
0
26.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
18.
1
Однокоренные слова и
формы одного и того же
слова. Нулевое окончание
(ознакомление)
0
0
27.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
19.
1
Однокоренные слова и
синонимы. Однокоренные
слова и слова с
омонимичными корнями
0
0
28.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
20.
Корень, приставка,
суффикс – значимые
части слова. Выделение в
словах корня (простые
случаи)
1
0
0
29.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
21.
Образование слов с
помощью приставок и
суффиксов
1
0
0
30.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
22.
Повторяем
словообразование
1
0
0
03.10.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
23.
Учимся разбирать слово
по составу
1
0
0
04.10.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
24.
Разбор слова по составу и
словообразование.
1
0
0
05.10.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
1
0
0
06.10.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
Проверочный диктант по
теме "Состав слова"
25.
Повторение правил
правописание, изученных
в 1 и 2 классх:
правописании слов с
изученными
орфограммами в корне
26.
Работаем со словарем.
Составляем
орфографический
словарик. Использование
орфографического
словаря для определения
(уточнения написания
слова)
1
0
0
07.10.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
27.
Повторение и
продолжение работы с
текстом, начатой во 2
классе: признаки текста
1
0
0
10.10.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
28.
1
Повторение и
продолжение работы с
текстом, начатой во 2
классе: умение
контролировать (устно
координировать) действия
при проведении парной и
групповой работы
0
0
11.10.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
29.
Повторение и
продолжение работы с
текстом, начатой во 2
классе: заголовок и тема
текста
1
0
0
12.10.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
30.
Определение типов
текстов (повествование,
описание, рассуждение)
1
0
0
13.10.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
31.
Повторение и
продолжение работы с
текстом, начатой во 2
классе: план текста.
1
0
0
14.10.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
32.
Составление плана
повествовательного
текста.
1
0
0
17.10.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
33.
Предложение и его смысл. 1
Установление при
помощи смысловых
(синтаксических)
вопросов связи между
словами в предложении.
0
0
18.10.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
34.
Виды предложений по
цели высказывания и
интонации.
1
0
0
19.10.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
35.
Повторение и
продолжение работы с
текстом, начатой во 2
классе: корректирование
текстов с нарушенным
порядком предложений и
абзацев.
1
0
0
20.10.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
36.
Деление текста на абзацы. 1
Формулирование и
аргументирование
собственного мнения в
диалоге и дискуссии.
0
0
21.10.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
37.
Главные члены
предложения.
1
0
0
24.10.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
38.
1
Повторение правил
правописания, изученных
в 1 и 2 классах: повторяем
правописание
разделительного твёрдого
и разделительного
мягкого знаков.
0
0
25.10.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
39.
1
Повторение правил
правописания, изученных
в 1 и 2 классах: учимся
находить орфограммы
разделительного твёрдого
и разделительного
мягкого знаков в слове.
0
0
26.10.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
40.
Грамматическая основа
предложения:
подлежащее и сказуемое.
1
0
0
27.10.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
41.
Грамматическая основа
предложения.
1
0
0
28.10.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
42.
Учимся находить
грамматическую основу
предложения.
1
0
0
07.11.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
Грамматическая основа.
43.
Подлежащее.
1
0
0
08.11.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
44.
Сказуемое.
1
0
0
09.11.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
45.
Учимся находить
подлежащее и сказуемое.
1
0
0
10.11.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
46.
Составляем план текста.
1
0
0
11.11.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
47.
Учимся писать письма.
Знакомство с жанром
письма: адресат.
1
0
0
14.11.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
48.
1
Второстепенные члены
предложения (без деления
на виды).
0
0
15.11.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
49.
Второстепенные члены
предложения.
1
0
0
16.11.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
Обстоятельство.
50.
Обстоятельство.
1
0
0
17.11.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
51.
Второстепенные члены
предложения.
Определение.
1
0
0
18.11.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
52.
Определение.
1
0
0
21.11.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
53.
Повторяем изученные
орфограммы.
1
0
0
22.11.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
54.
Закрепляем изученные
орфограммы.
1
0
0
23.11.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
55.
1
Формирование
орфографической
зоркости: осознание места
возникновения
орфографической
ошибки, использование
различных способов
решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове:
учимся писать слова с
двумя корнями.
0
0
24.11.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
56.
Написание текста по
заданному плану.
1
0
0
25.11.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
57.
Дополнение.
1
0
0
28.11.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
58.
Второстепенные члены
предложения.
Дополнение.
1
0
0
29.11.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
59.
1
Формирование
орфографической
зоркости: осознание места
возникновения
орфографической
ошибки, использование
различных способов
решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове:
правило написания букв о,
ё после шипящих в корне
слова.
0
0
30.11.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
60.
1
Формирование
орфографической
зоркости: осознание места
возникновения
орфографической
ошибки, использование
различных способов
решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове:
учимся писать буквы о, ё
после шипящих в корне
слова.
0
0
01.12.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
61.
Предложения
распространённые и
нераспространённые.
Диктант.
1
0
1
02.12.2022 Диктант;
62.
Наблюдение за
однородными членами
предложения.
1
0
0
05.12.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
63.
Предложения с
однородными членами с
союзами и, а, но и без
союзов
1
0
0
06.12.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
64.
Учимся писать письма.
Знакомство с жанром
письма: адрес
1
0
0
07.12.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
65.
Нормы речевого этикета: 1
устное и письменное
приглашение, просьба,
извинение, благодарность,
отказ и др.
0
0
08.12.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
66.
Создание собственных
текстов заданного типа.
1
0
0
09.12.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
67.
1
Учимся ставить знаки
препинания в
предложениях с
однородными членами, не
соединёнными союзами.
0
0
12.12.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
68.
Предложения с
однородными членами.
1
0
0
13.12.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
Значение и использование
в тексте.
69.
Предложения с
однородными членами в
тексте.
1
0
0
14.12.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
70.
Знаки препинания в
предложениях с
однородными членами,
соединёнными
повторяющимися
союзами И, ИЛИ.
1
0
0
15.12.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
71.
Учимся ставить знаки
препинания в
предложениях с
однородными членами.
1
0
0
16.12.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
72.
Обобщение знаний о
предложениях с
однородными членами.
1
0
0
19.12.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
73.
Закрепление знаний о
предложении. Диктант.
1
0
0
20.12.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
74.
Части речи.
Распознавание частей
речи по изученным
признакам.
1
0
0
21.12.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
75.
Самостоятельные части
речи.
1
0
0
22.12.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
76.
Служебные части речи.
1
0
0
26.12.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
77.
Самостоятельные части
речи. Имя
существительное: общее
значение, вопросы,
употребление в речи.
1
0
0
23.12.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
78.
Закрепляем написание
безударных гласных в
корне слова.
1
0
0
26.12.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
79.
Повторение и
продолжение работы с
текстом, начатой во 2
классе: основная мысль
текста.
1
0
0
27.12.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
80.
Учимся писать изложение 1
текста по коллективно
или самостоятельно
составленному плану.
0
0
28.12.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
81.
Имена существительные
мужского, женского и
среднего рода.
1
0
0
29.12.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
82.
Род неизменяемых имён
существительных.
1
0
0
09.01.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
83.
Имена существительные
единственного и
множественного числа.
1
0
0
10.01.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
84.
Правило написания
мягкого знака после
шипящих на конце имён
существительных.
1
0
0
11.01.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
85.
Правописание мягкого
знака после шипящих на
конце имён
существительных.
1
0
0
12.01.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
86.
Закрепление
правописания
орфограммы "Мягкий
знак после шипящих на
конце имён
существительных".
1
0
0
13.01.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
87.
Имена существительные,
которые употребляются
только в форме
единственного числа или
множественного числа.
1
0
0
16.01.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
88.
Падеж имён
существительных.
1
0
0
17.01.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
89.
1
Определение падежа, в
котором употреблено имя
существительное:
именительный и
винительный падежи.
0
0
18.01.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
90.
Функция предлогов.
Образование падежных
форм имён
существительных.
1
0
0
19.01.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
91.
1
Формирование
орфографической
зоркости, осознание места
возможного
возникновения
орфографической
ошибки: учим слова с
удвоенными согласными в
корне.
0
0
20.01.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
92.
1
Определение падежа, в
котором употреблено имя
существительное:
родительный падеж имён
существительных.
0
0
23.01.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
93.
1
Формирование
орфографической
зоркости, осознание места
возможного
возникновения
орфографической
ошибки, использование
различных способов
решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове:
правило написания
суффикса -ок- в именах
существительных.
0
0
24.01.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
94.
1
Формирование
орфографической
зоркости, осознание места
возможного
возникновения
орфографической
ошибки, использование
различных способов
решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове:
учимся писать суффикс ок- в именах
существительных.
0
0
25.01.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
95.
1
Определение падежа, в
котором употреблено имя
существительное:
дательный падеж имён
существительных.
0
0
26.01.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
96.
1
Определение падежа, в
котором употреблено имя
существительное:
творительный падеж имён
существительных.
0
0
27.01.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
97.
1
Определение падежа, в
котором употреблено имя
существительное:
предложный падеж имён
существительных.
0
0
30.01.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
98.
Изменение имён
существительных по
падежам и числам.
1
0
0
02.02.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
Учимся определять
склонение имён
существительных.
1
0
0
03.02.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
100. 100. Правило написания
безударных
окончаний имён
существительных 1-
1
0
0
06.02.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
Склонение имён
существительных: 1, 2 и 3.
99.
101. Правописание безударных 1
окончаний имён
существительных 1-го
склонения.
0
0
07.02.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
102. Имена существительные
одушевлённые и
неодушевлённые.
1
0
0
08.02.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
103. Правописание безударных 1
окончаний имён
существительных 2-го
склонения.
0
0
09.02.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
104. 104. Учимся писать
безударные
окончания
имён
существительных 2
105. Имена существительные
собственные и
нарицательные.
1
0
0
10.02.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
1
0
0
13.02.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
106. 106. Способы
образования имён
существительных.
1
0
0
14.02.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
107. Безударные окончания
1
имён существительных 3го склонения.
0
0
15.02.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
108. 108. Учимся писать
1
безударные
окончания
имён
существительных 3
109. Правописание безударных 1
окончаний имён
существительных 1, 2 и 3го склонения.
0
0
16.02.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
0
0
17.02.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
110. Повторяем правописание
безударных окончаний
имён существительных 1,
2 и 3-го склонения.
1
0
0
20.02.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
111. 111. Правописание слов с
непроизносимыми
согласными в корне
1
0
0
21.02.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
112. 112. Учимся писать
1
слова с
непроизносимым
и
113. Закрепляем правописание 1
орфограммы
"Непроизносимые
согласные в корне слова".
0
0
22.02.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
0
0
24.02.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
114. Вспоминаем
правописание мягкого
знака после шипящих на
конце существительных.
1
0
0
27.02.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
115. Правописание окончаний
имён существительных
множественного числа.
1
0
0
28.02.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
116. 116. Обобщение знаний
об имени
существительном.
Диктант
117. Самостоятельные части
речи. Имя
прилагательное: общее
значение, вопросы,
употребление в речи.
1
0
1
01.03.2023 Диктант;
1
0
0
02.03.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
118. Повторяем правописание
безударных окончаний
имён существительных.
1
0
0
03.03.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
119. 119. Различение имён
1
прилагательных
женского, мужского,
среднего рода
120. Изменение
1
прилагательного по родам
и числам.
0
0
06.03.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
0
0
07.03.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
121. 121. Зависимость формы
1
имени
прилагательного от
формы имени
существительного
122. Правописание окончаний 1
имён прилагательных на ий, -ия, -ие.
0
0
09.03.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
0
0
10.03.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
123. 123. Изменение имён
1
прилагательных по
родам, числам и
падежам (кроме имён
прилагательных на ий ов ин)
124. Учимся писать изложение 1
с элементами сочинения.
0
0
13.03.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
0
0
14.03.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
125. Правило правописания
безударных гласных в
падежных окончаниях
имён прилагательных
(на уровне наблюдений).
1
0
0
15.03.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
126. Изложение с элементами
сочинения.
1
0
0
16.03.2023 Практическая
работа;
127. Правописание окончаний
имён прилагательных.
1
0
0
17.03.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
128. 128. Склонение
1
имён
прилагатель
ных
129. Учимся писать окончания 1
имён прилагательных.
0
0
20.03.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
0
0
21.03.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
130. Учимся писать сочинение. 1
0
0
22.03.2023 Практическая
работа;
131. 131. Учимся писать
безударные
окончания имён
прилагательных
132. Виды прилагательных.
1
0
0
23.03.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
1
0
0
24.03.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
133. 133. Как
образуются
прилагатель
ные
134. 134. Знакомство с
жанром
поздравительной
1
0
0
03.04.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
1
0
0
04.04.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
135. 135. Соблюдение норм
речевого этикета
и
орфоэпических
норм в ситуациях
учебного и
136. Создание с
использованием норм
речевого этикета
небольших устных и
письменных текстов.
1
0
0
05.04.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
1
0
0
06.04.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
137. 137. Обобщение знаний
об имени
прилагательном.
1
0
0
07.04.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
138. Закрепление знаний об
имени прилагательном.
Диктант.
1
0
1
10.04.2023 Диктант;
139. Самостоятельные части
речи. Местоимение
(общее представление).
1
0
0
11.04.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
140. 140. Работаем с текстом:
ключевые слова в
тексте.
1
0
0
12.04.2023 Практическая
работа;
1
0
0
13.04.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
1
0
0
14.04.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
143. 143. Род местоимений
1
3-го лица
единственного
числа
144. 144. Как
1
изменяется
местоимен
ие
145. 145. Связь предложений в 1
тексте с помощью
личных местоимений,
синонимов , союзов и,
0
0
17.04.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
0
0
18.04.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
0
0
19.04.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
Изучающее,
ознакомительное чтение
141. Личные местоимения, их
употребление в речи.
142. 142. Лицо и число
личных
местоимений.
146. Использование личных
местоимений для
устранения
неоправданных
повторов в тексте.
1
0
0
20.04.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
147. 147. Раздельное
написание
предлогов с
личными
148. 148. Жанр письма.
1
0
1
21.04.2023 Диктант;
1
0
0
24.04.2023 Практическая
работа;
149. Учимся писать письма.
Умение договариваться
и приходить к общему
решению в совместной
деятельности.
1
0
0
25.04.2023 Практическая
работа;
150. Самостоятельные части
речи. Глагол: общее
значение, вопросы,
употребление в речи.
1
0
0
26.04.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
151. 151. Учимся
подбирать к
глаголам
синонимы и
152. Неопределённая форма
глагола.
1
0
0
27.04.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
1
0
0
28.04.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
153. 153. Единственное и
множественное
число глаголов.
1
0
0
02.05.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
154. Изменение глаголов по
числам.
1
0
0
03.05.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
155. 155. Времена глаголов.
1
0
0
04.05.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
156. Настоящее время глагола. 1
0
0
05.05.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
157. 157. Прошедшее
время глагола.
0
0
10.05.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
1
158. Будущее время глагола.
1
0
0
11.05.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
159. Написание окончаний ишь, -ешь глаголов (на
уровне наблюдений).
1
0
0
12.05.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
160. Правописание окончаний
-ишь, -ешь глаголов.
1
0
0
15.05.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
161. Создание собственных
1
текстов заданного типа
(повествование, описание,
рассуждение).
0
0
16.05.2023 Практическая
работа;
162. Изменение глаголов по
временам, числам.
1
0
0
17.05.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
163. 163. Род глаголов в
прошедшем
времени.
1
0
0
18.05.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
164. Время и число глаголов.
Диктант.
1
0
1
19.05.2023 Диктант;
165. Частица не, её значение.
1
0
0
22.05.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
166. 166. Раздельное
написание
частицы не
с глаголами.
1
0
0
23.05.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
167. Ролевая игра
"Наблюдатели": оценка
выбора языковых и
неязыковых средств
устного общения.
1
0
0
24.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
168. 168. Творческая работа:
создание
собственного
текста с
использование
169. Контроль и самоконтроль
при проверке
собственных и
предложенных текстов.
Диктант.
1
0
0
25.05.2023 Практическая
работа;
1
0
0
26.05.2023 Контрольная
работа;
Диктант;
170. Повторение орфограмм,
изученных в 3 классе.
1
0
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
170
0
5
29.05.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 3 класс. Акционерное
общество«Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Русский язык (учебник с приложением на электронном носителе (СД) в 2 частях), В.П.Канакина,
Москва «Просвещение», 2013г
Русский язык. Методические рекомендации. В.П.Канакина, Москва «Просвещение», 2012г.
Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ
1- 4 классы. В.П.Канакина, Москва «Просвещение», 2014г.
Технологические карты уроков «Русский язык» 3 класс Москва «Просвещение» 2013г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php
Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com
Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net
Учитель портал: http://www.uchportal.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Ноутбук.
Мультимедийный проектор.
Магнитная доска.
Экран.
Музыкальные колонки.
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).
Касса букв и сочетаний.
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального
образования по русскому языку.
Словари по русскому языку
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Мультимедийный проектор
Персональный компьютер с принтером
Ксерокс
Интерактивная доска