2 класс Музыка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 2 класса начального общего образования составлена на
основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с
учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от
02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания,
развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и
предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как
способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы
будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений
музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании
образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,
классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной
культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения
музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных
музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка,
понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов
музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,
специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.
Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и
осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям,
которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения
(В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при
составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества,
как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных
ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного
исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в
целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым
формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,
внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных
представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,

элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание
чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной
сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с
природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к
общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального
переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными
универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного
воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в
том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки,
основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других
стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего

образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и
основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных
действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» во 2 классе, составляет 34 часа (не
менее 1 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Музыкальные пейзажи
Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося
природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно
передать словами
Музыкальные портреты
Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты»,
выраженные в музыкальных интонациях
Танцы, игры и веселье
Музыка — игра звуками. Танец — искусство и радость движения. Примеры популярных танцев
Главный музыкальный символ
Гимн России — главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России.
Другие гимны
Искусство времени
Музыка — временно́е искусство. Погружение в поток музыкального звучания. Музыкальные образы
движения, изменения и развития
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Мелодия
Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический
рисунок.
Сопровождение
Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш.
Песня
Куплетная форма. Запев, припев.
Тональность. Гамма
Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2—3 знаков при
ключе)
Интервалы
Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста,
октава. Диссонансы: секунда, септима
Вариации
Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации.
Музыкальный язык
Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато,
акцент и др.)
Лад
Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор. Краска звучания. Ступеневый состав
Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Композиторы — детям.
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра.
Песня, танец, марш.
Музыкальные инструменты. Фортепиано.
Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте +
пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор)

Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель.
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную
музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.
Программная музыка.
Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф.
Симфоническая музыка
Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина.
Европейские композиторы-классики
Творчество выдающихся зарубежных композиторов.
Русские композиторы-классики
Творчество выдающихся отечественных композиторов.
Мастерство исполнителя
Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория,
филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского
Модуль «ДУХОВНАЯ МУЗЫКА»
Звучание храма
Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность
в музыке русских композиторов
Песни верующих
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторовклассиков
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Русский фольклор
Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые,
заклички, потешки, считалки, прибаутки)
Русские народные музыкальные инструменты
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).
Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии
Народные праздники
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных
праздников
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов
Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации
как основа для композиторского творчества
Модуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО»
Музыкальная сказка на сцене, на экране
Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль
Театр оперы и балета
Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в
музыкальном спектакле
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля
Ария, хор, сцена, увертюра — оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских
и зарубежных композиторов

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие,
смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов
России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в
творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и
других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины
мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность
в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкальноисполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика
умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,
настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в
сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать
основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты
(музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы
и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального
искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным
состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкальноисполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,
планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного
музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей
предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,
причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в
различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной
задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем
алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,
чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные
нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия,
исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при
решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия
и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ
музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в
регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как
важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,

умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные
произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных
смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по
учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни,
посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы,
выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые
жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением),
декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в
окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических
потребностей.
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному
фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые,
ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или
народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных
и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на
основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие,
высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия,
аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия
музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные
формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;

исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть
типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные
и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;
воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства,
вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального
восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства
настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её
жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской
православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).
Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта,
мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух
и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих
голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом
процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего

Репертуар

контрольные практические для слушания
работы
работы

для пения

для
музицирования

Дата
Виды
изучения деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Модуль 1. Музыка в жизни человека
1.1.

Музыкальные
пейзажи

1

0

0

М.Мусорский,
С.Прокофьев«Прогулка»

"Песня друзей"
(Ничего на свете
лучше нету)
(музыка:Ген.Гладков,
слова: Ю.Энтин)

Слушание
произведений
программной
музыки,
посвящённой
образам природы.
Подбор эпитетов
для описания
настроения,
характера музыки.
Сопоставление
музыки
с произведениями
изобразительного
искусства.;
Рисование
«услышанных»
пейзажей и/или
абстрактная
живопись —
передача
настроения цветом,
точками, линиями.;

Тестирование; РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v=0M0O3Mnbwzo

1.2.

Музыкальные
портреты

1

0

0.5

«Детский альбом» П.И.
Чайковского

песня «Смешной
человечек»

Слушание
Устный
произведений
опрос;
вокальной;
программной
инструментальной
музыки;
посвящённой
образам людей;
сказочных
персонажей. Подбор
эпитетов для
описания
настроения;
характера музыки.
Сопоставление
музыки с
произведениями
изобразительного
искусства.;
Разучивание;
харáктерное
исполнение песни
—портретной
зарисовки.;
Рисование;
лепка героя
музыкального
произведения.;;

http://www.youtube.com/watch?v=_VA-Yz1wW8w

1.3.

Танцы, игры и
веселье

1

0

0.5

фрагменты произведений
П.И.Чайковского «Камаринская»,
«Вальс», «Полька».

Проблемная
ситуация: зачем
люди танцуют?;
Вокальная,
инструментальная,
ритмическая
импровизация в
стиле
определённого
танцевального
жанра.;
Звуковая
комбинаторика —
эксперименты со
случайным
сочетанием
музыкальных
звуков, тембров,
ритмов;

http://www.youtube.com/watch?v=cIwAwQkYQIw

Практическая
работа;

1.4.

Главный
музыкальный
символ

Итого по модулю

1

0

0

«Гимн России» муз Александрова,
сл Михалкова

Патриотическая
песня «Глинки; «Моя
Россия» Струве;
«Осенняя песенка»

Разучивание,
исполнение Гимна
Российской
Федерации.
Знакомство с
историей создания,
правилами
исполнения.;
Просмотр
видеозаписей
парада, церемонии
награждения
спортсменов.
Чувство гордости,
понятия
достоинства и
чести. Обсуждение
этических вопросов,
связанных
с государственными
символами страны.;
Разучивание,
исполнение Гимна
своей республики,
города, школы;

Зачет;

http://www.youtube.com/watch?v=2xD54-1MHPc

Чунга-чанга” В.
Шаинский, “До
свиданья, осень!” А.
Кудряшов

Определение на
слух,
прослеживание по
нотной записи
мелодических
рисунков с
поступенным,
плавным
движением,
скачками,
остановками.;
Исполнение,
импровизация
(вокальная или на
звуковысотных
музыкальных
инструментах)
различных
мелодических
рисунков.;
Исполнение на
духовых,
клавишных
инструментах или
виртуальной
клавиатуре попевок,
кратких мелодий по
нотам;

Устный
опрос;

https://www.youtube.com/watch?v=lHEq_v-2T1M

Определение на
слух,
прослеживание по
нотной записи
главного голоса и
сопровождения.
Различение,
характеристика
мелодических и
ритмических
особенностей
главного голоса и
сопровождения.
Показ рукой линии
движения главного
голоса и
аккомпанемента.;

Устный
опрос;

https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2013/10/21/melodiya-i-soprovozhdenie-v-pesne

Знакомство со
строением
куплетной формы.
Составление
наглядной
буквенной или
графической схемы
куплетной формы.;

Практическая
работа;

http://www.youtube.com/watch?v=3jeQE8xJ3XQ

4

Модуль 2. Музыкальная грамота
2.1.

Мелодия

1

0

0.5

пьеса Э. Грига “Песня Сольвейг”

2.2.

Сопровождение

1

0

0

П.И.Чайковский пьесы из
«Детского альбома»:«Баба Яга»,
«Утренняя молитва», Марш
деревянных солдатиков», «Новая
кукла», «Болезнь куклы».

2.3.

Песня

1

0

0.75

Л. В. Бетховен «Сурок»

попевка«Дон-Дон»

2.4.

Тональность.
Гамма

Итого по модулю

1

0

0

Знакомство с русскими
народными инструментами и как
они звучат

песня – «Пойду ль я
выйду ль я да»

Определение на
слух устойчивых
звуков. Игра
«устой — неустой».
Пение
упражнений —
гамм с названием
нот, прослеживание
по нотам. Освоение
понятия «тоника».
Упражнение на
допевание неполной
музыкальной фразы
до тоники «Закончи
музыкальную
фразу».;
Импровизация в
заданной
тональности;

Устный
опрос;

http://www.youtube.com/watch?v=_2MPcsoQ_vI

4

Модуль 3. Классическая музыка
3.1.

Композиторы —
детям

2

0

0.5

Прокофьев С.С. « Пятнашки» из
цикла«Детская музыка»;
Прокофьев С.С. « Марш» из
оперы «Любовь к трем апельсина

Слушание музыки,
определение
основного
характера,
музыкальновыразительных
средств,
использованных
композитором.
Подбор эпитетов,
иллюстраций к
музыке.
Определение
жанра.;
Вокализация,
исполнение
мелодий
инструментальных
пьес со словами.
Разучивание,
исполнение песен.;

Тестирование; http://www.youtube.com/watch?v=1w9UMa3o9k4

3.2.

Музыкальные
инструменты.
Фортепиано.

1

0

0.5

«Марш Черномора» из оперы
«Руслан и Людмила» Н. А.
Римского- Корсакова, А.
Стариков, Фрагмент «Сонаты №
7» Л. В.
Бетховена

Знакомство с
многообразием
красок фортепиано.
Слушание
фортепианных пьес
в исполнении
известных
пианистов.;
«Я — пианист» —
игра — имитация
исполнительских
движений во время
звучания музыки.;
Слушание детских
пьес на фортепиано
в исполнении
учителя.
Демонстрация
возможностей
инструмента
(исполнение одной
и той же пьесы тихо
и громко, в разных
регистрах, разными
штрихами). Игра на
фортепиано в
ансамбле с
учителем2.;

Практическая
работа;

http://www.youtube.com/watch?v=pkwSJBItZ8Y

3.3.

Музыкальные
инструменты.
Скрипка,
виолончель

Итого по модулю

1

0

0.5

Знакомство с музыкальными
произведениями цикла «Времена
года»

Игра-имитация
исполнительских
движений во время
звучания музыки.;
Музыкальная
викторина на
знание конкретных
произведений и их
авторов,
определения
тембров звучащих
инструментов.;
Разучивание,
исполнение песен,
посвящённых
музыкальным
инструментам.;

Практическая
работа;

https://yandex.ru/video/preview/?
text=урок%20музыки%20по%20теме%20Музыкальные%20инструменты.%20Скрипка%2C%20виолончель%202%20класс%20школа%20россии&path=yandex_search&parentreqid=1654485994903514-

4

Модуль 4. Духовная музыка
4.1.

Звучание храма

1

0

0

«В церкви» П.И.Чайковский

Обобщение
жизненного опыта,
связанного со
звучанием
колоколов. Диалог с
учителем о
традициях
изготовления
колоколов,
значении
колокольного звона.
Знакомство
с видами
колокольных
звонов.;
Слушание музыки
русских
композиторов с
ярко выраженным
изобразительным
элементом
колокольности.
Выявление,
обсуждение
характера,
выразительных
средств,
использованных
композитором.;
Двигательная
импровизация —
имитация движений
звонаря на
колокольне.;

Устный
опрос;

http://www.youtube.com/watch?v=EP3je_G1pV0

4.2.

Песни верующих

1

0.25

0.25

Бах «Хорал»,
Чайковский»Утренняя молитва»,
«Дорога добра»

Слушание,
разучивание,
исполнение
вокальных
произведений
религиозного
содержания. Диалог
с учителем
о характере музыки,
манере исполнения,
выразительных
средствах.;
Просмотр
документального
фильма о значении
молитвы.;

Контрольная
работа;
Практическая
работа;

http://www.youtube.com/watch?v=xmifCEkfOvY

Итого по модулю

2

Модуль 5. Музыкальная грамота

5.1.

Интервалы

1

Итого по модулю

1

0

0.25

Видеофрагмент: песня кота
Леопольда из мультфильма «Лето
кота Леопольда

Освоение понятия
«интервал». Анализ
ступеневого состава
мажорной и
минорной гаммы
(тон-полутон).;
Разучивание,
исполнение попевок
и песен с ярко
выраженной
характерной
интерваликой в
мелодическом
движении.
Элементы
двухголосия.;
Досочинение к
простой мелодии
подголоска,
повторяющего
основной голос в
терцию, октаву.;

Устный
опрос;

http://www.youtube.com/watch?v=ceOetZogegM

Модуль 6. Народная музка России
6.1.

Русский фольклор

1

0

0.75

«На горе-то калина», «Светит
месяц», Плясовой наигрыш

Р.н.п. «На горе-то
калина», р.н.п.
«Светит месяц»

Разучивание,
исполнение русских
народных песен
разных жанров.;
Участие в
коллективной
традиционной
музыкальной игре.;
Сочинение
мелодий, вокальная
импровизация на
основе текстов
игрового детского
фольклора.;

Устный
опрос;
Практическая
работа;

http://www.youtube.com/watch?v=Ply6KLYSWng

6.2.

Русские народные
музыкальные
инструменты

2

0

0.5

Песня Садко из оперы "Садко"
А.Римского-Корсакова; Былинные
наигрыши

"Березка»-русская
народная хороводная
песня; «Полянка»
русская народная
песня

Двигательная
игра —
импровизацияподражание игре на
музыкальных
инструментах.;
Освоение
простейших
навыков игры на
свирели, ложках;

Практическая
работа;

http://www.youtube.com/watch?v=brCwPDSf2dQ

6.3.

Народные
праздники

1

0

0.75

РНП “Блины”.

РНП “Блины”

Знакомство с
праздничными
обычаями,
обрядами,
бытовавшими ранее
и сохранившимися
сегодня у
различных
народностей
Российской
Федерации.;

Зачет;

http://www.youtube.com/watch?v=M9jveADN3Uw

6.4.

Фольклор в
2
творчестве
профессиональных
музыкантов

0

0

русские народные наигрыши,
«Светит месяц», «Бояре, а мы к
вам пришли»; поэтический
фольклор

«Светит месяц»,
«Бояре, а мы к вам
пришли»

Слушание музыки,
созданной
композиторами на
основе народных
жанров и
интонаций.
Определение
приёмов обработки,
развития народных
мелодий.;

Практическая
работа;

http://www.youtube.com/watch?v=Nvdb2k7HQJQ

Итого по модулю

6

Модуль 7. Музыкальная грамота

7.1.

Вариации

1

Итого по модулю

1

0

1

Э. Григ «В пещере горного
короля», музыка М. Красевой
слова З.
Александровой «Маленькой
елочке», «Репка».

Постановка
музыкальной сказки
«Репка»

Слушание
произведений,
сочинённых в
форме вариаций.
Наблюдение за
развитием,
изменением
основной темы.
Составление
наглядной
буквенной или
графической
схемы.;
Исполнение
ритмической
партитуры,
построенной по
принципу
вариаций.;
Коллективная
импровизация в
форме вариаций;

Практическая
работа;

http://www.youtube.com/watch?v=Nvdb2k7HQJQ

Модуль 8. Музыка театра и кино
8.1.

Музыкальная
сказка на сцене, на
экране

1

0

0.75

Видеопросмотр музыкальной
сказки

Видеопросмотр
музыкальной
сказки. Обсуждение
музыкальновыразительных
средств;
передающих
повороты сюжета;
характеры героев.
Игра-викторина
«Угадай по
голосу».;
Разучивание;
исполнение
отдельных номеров
из детской оперы;
музыкальной
сказки.; Творческий
проект «Озвучиваем
мультфильм»;;

Практическая
работа;

http://www.youtube.com/watch?v=A1NbcMaVlck

8.2.

Театр оперы
и балета

1

0

0.5

«Марш» из балета«Щелкунчик»
Марш» из оперы«Любовь к трем
апельсинам»
Прокофьев.

Знакомство со
знаменитыми
музыкальными
театрами. Просмотр
фрагментов
музыкальных
спектаклей с
комментариями
учителя.;«Игра в
дирижёра» —
двигательная
импровизация во
время слушания
оркестрового
фрагмента
музыкального
спектакля.;
Виртуальная
экскурсия по
Большому театру;

Практическая
работа;

https://www.youtube.com/watch?v=DsZqGffBF6E

8.3.

Опера. Главные
герои и номера
оперного
спектакля

1

0.5

0

Опера Черномора» из оперы
«Руслан и Людмила» М.И.Глинки

Слушание
фрагментов опер.
Определение
характера музыки
сольной партии;
роли и
выразительных
средств
оркестрового
сопровождения.;
Рисование героев;
сцен из опер.;
Просмотр фильмаоперы.;

Контрольная
работа;

https://www.youtube.com/watch?v=m3TIgJvFLTI

Итого по модулю

3

Модуль 9. Классическая музыка

9.1.

Программная
музыка

1

0

0

пьеса из фортеп. цикла
Чайковского «Детский альбом»

9.2.

Симфоническая
музыка

1

0

0

«Четвертая симфония»П.
Чайковского.«Симфония№ 40»
Моцарта

Итого по модулю

«песенки
мамонтёнка» В.
Шаинского

Слушание
Зачет;
произведений
программной
музыки.Обсуждение
музыкального
образа;
музыкальных
средств;
использованных
композитором.;
Рисование образов
программной
музыки;

http://www.youtube.com/watch?v=0SxguCf6D7E

Знакомство с
составом
симфонического
оркестра;
группами
инструментов.
Определение на
слух тембров
инструментов
симфонического
оркестра.;
Слушание
фрагментов
симфонической
музыки.
«Дирижирование»
оркестром.;
Музыкальная
викторина;
Просмотр фильма
об устройстве
оркестра;

Устный
опрос;

https://www.youtube.com/watch?v=v0LtZ1TehIc

2

Модуль 10. Музыкальная грамота
10.1.

Музыкальный
язык

1

0

0.25

отрывок «Тема Пети» из
музыкальной сказки С.С.
Прокофьева «Петя и волк"

песня «До, ре, ми, фа,
соль»

Знакомство с
элементами
музыкального
языка,
специальными
терминами, их
обозначением в
нотной записи.;
Определение
изученных
элементов на слух
при восприятии
музыкальных
произведений.;

Практическая
работа;

http://vk.com/video69660554_456239050

10.2.

Лад

1

0

1

Свиридов «Весна.
Осень»«Резвушка»Д.Кабалевского
«Плакса» Д.Кабалевского

песня В. Шаинского
“Улыбка”

Исполнение песен с
ярко выраженной
ладовой окраской.;
Импровизация,
сочинение в
заданном ладу.;

Зачет;
Практическая
работа;

https://www.youtube.com/watch?v=uG7dS12YoNU

Итого по модулю

2

0

1

Н.А. Римский – Корсаков. «Полет
шмеля» из оперы «Сказка о царе
Салтане»П.И. Чайковскогопьеса
из цикла «Ноябрь»

Песня "Мама"

Слушание музыки,
определение
основного
характера,
музыкальновыразительных
средств,
использованных
композитором.
Подбор эпитетов,
иллюстраций к
музыке.
Определение
жанра.;

Практическая
работа;

http://www.youtube.com/watch?v=1w9UMa3o9k4

Модуль 11. Классическая музыка
11.1.

Композиторы —
детям

1

11.2.

Европейские
композиторыклассики

1

0

1

«Полет шмеля» из оперы«Сказка о
царе Салтане»

Знакомство с
творчеством
выдающихся
композиторов,
отдельными
фактами из их
биографии.
Слушание музыки.
Фрагменты
вокальных,
инструментальных,
симфонических
сочинений. Круг
характерных
образов (картины
природы, народной
жизни, истории
и т. д.).
Характеристика
музыкальных
образов,
музыкальновыразительных
средств.
Наблюдение за
развитием музыки.
Определение жанра,
формы.;
Чтение учебных
текстов и
художественной
литературы
биографического
характера.;
Вокализация тем
инструментальных
сочинений.;

Устный
опрос;

http://www.youtube.com/watch?v=Iw6-aSX3u_M

11.3.

Русские
композиторыклассики

1

0

1

«Сладкая греза» Чайковского и
«Вечер»Прокофьева.

Знакомство с
творчеством
выдающихся
композиторов,
отдельными
фактами из их
биографии.
Слушание музыки.
Фрагменты
вокальных,
инструментальных,
симфонических
сочинений. Круг
характерных
образов (картины
природы, народной
жизни, истории
и т. д.).
Характеристика
музыкальных
образов,
музыкальновыразительных
средств.
Наблюдение за
развитием музыки.
Определение жанра,
формы.;
Разучивание,
исполнение
доступных
вокальных
сочинений.;

Практическая
работа;

http://www.youtube.com/watch?v=ebaUT5xcwIE

11.4.

Мастерство
исполнителя

1

0

1

Сюита «Шутка» Бах, Симфония
№40 Моцарт,«Патетическая
соната»Бетховен, «Утро» Григ.

Сравнение
нескольких
интерпретаций
одного и того же
произведения в
исполнении разных
музыкантов.;
Дискуссия на тему
«Композитор —
исполнитель —
слушатель».;

Практическая
работа;

РЭШ

Итого по модулю

4

Модуль 12. Музыка в жизни человека

Песня "Катюша"

12.1.

Искусство
времени

1

Итого по модулю

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

0

1.75

13.75

фрагменты из произведений:
“Эгмонт”, Симфония

Наблюдение за
своими телесными
реакциями
(дыхание, пульс,
мышечный тонус)
при восприятии
музыки.;
Проблемная
ситуация: как
музыка
воздействует на
человека?;

Контрольная
работа;

РЭШ

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

1.

Мелодия

1

2.

Здравствуй, Родина моя!
Моя Россия.

1

0.5

15.09.2022 Практическая
работа;

3.

Гимн России

1

0.5

22.09.2022 Практическая
работа;

4.

Музыкальные инструменты. 1

0.5

29.09.2022 Практическая
работа;

5.

Природа и музыка.
Прогулка.1

1

6.

Танцы, танцы, танцы...

1

7.

Эти разные марши.
Звучащие картины.

1

20.10.2022 Устный
опрос;

8.

Расскажи сказку.

1

27.10.2022 Устный
опрос;

9.

Колыбельные. Мама.

1

0.5

10.11.2022 Практическая
работа;

10. Великий колокольный звон

1

0.5

17.11.2022 Практическая
работа;

11. Звучащие картины.

1

0.5

24.11.2022 Практическая
работа;

12. Святые земли Русской.

1

0.25

01.12.2022 Контрольная
работа;

13. Молитва. С Рождеством
Христовым!

1

0.25

08.12.2022 Практическая
работа;

14. Рождество Христово.
Рождественское чудо.

1

0.75

15.12.2022 Практическая
работа;

15. Русские народные
инструменты.

1

16. Плясовые наигрыши.
Разыграй песню.

1

08.09.2022 Устный
опрос;

06.10.2022 Зачет;
0.75

0.25

13.10.2022 Практическая
работа;

22.12.2022 Зачет;
0.5

29.12.2022 Практическая
работа;

17. Музыка в народном стиле.
Сочини песенку.

1

0.75

12.01.2023 Практическая
работа;

18. Проводы зимы. Встреча
весны.

1

1

19.01.2023 Практическая
работа;

19. Сказка будет впереди.
Волшебная палочка.

1

0.75

26.01.2023 Практическая
работа;

0.5

02.02.2023 Практическая
работа;

20. Детский музыкальный театр. 1
21. Театр оперы и балета.

1

0.5

09.02.2023 Контрольная
работа;

22. Опера "Руслан и Людмила".

1

16.02.2023 Устный
опрос;

23. Симфоническая сказка
"Петя и волк".

1

02.03.2023 Устный
опрос;

24. Картинки с
выставки.Музыкальное
впечатление.

1

0.25

09.03.2023 Практическая
работа;

25. Звучит нестареющий
Моцарт!

1

1

16.03.2023 Практическая
работа;

26. Симфония №40. Увертюра.

1

1

23.03.2023 Практическая
работа;

27. Волшебный цветиксемицветик. Музыкальные
инструменты. И всё это Бах.

1

28. Всё в движении. Тройка.

1

29. Попутная песня.

1

20.04.2023 Устный
опрос;

30. Музыка учит людей
понимать друг друга. Два
лада.

1

27.04.2023 Устный
опрос;

31. Природа и музыка.

1

1

04.05.2023 Практическая
работа;

32. Печаль моя светла.
Первый.1

1

1

11.05.2023 Практическая
работа;

33. Мир композитора.

1

06.04.2023 Зачет;

1

1

13.04.2023 Практическая
работа;

18.05.2023 Контрольная
работа;

34. Могут ли иссякнуть
мелодии?

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

0
1.75

13.75

25.05.2023 Тестирование;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка, 2 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Программа начального общего образования по музыке.
2. Сборники песен и хоров.
3. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).
4. Книги о музыке и музыкантах.
5. Научно-популярная литература по искусству
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ПК
Интерактивная доска
Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах. Фотографии и репродукции картин
крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Компьютер. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (35361) 26-2-35, 8 (35361) 26-2-36

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».