ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику
психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения во 2 классе
начальной школы. Содержание обучения во 2 классе завершатся перечнем универсальных учебных
действий (УДД) - познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно
формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных
особенностей младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень
формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения
только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на
интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление
терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность
вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их
перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за второй год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания
обучения 2 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика
деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 2 класса начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а
также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— Формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета.
— Развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения,
опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности.
— Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к
истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового
культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся.
— Развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии
с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления
культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей
всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности
предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса
«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и
познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе, составляет 68
часов (два часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Наша Родина — Россия, Российская Федерация Россия и её столица на карте. Государственные
символы России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России: Кремль, Красная
площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с
Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы
на карте. Города России. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции,
обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые
события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона.
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и
общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа,
истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность,
уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений
членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения
звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле.
Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон
горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам,
Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи
в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы,
птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в
природе. Годовой ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и
рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура,
закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в
школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на
пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира
наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне,
высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в
мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные универсальные учебные действия:
— ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение);
— на основе наблюдения определять состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное);
— различать символы РФ;
— различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного);
— группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах
изученного);
— различать прошлое, настоящее, будущее.
Работа с информацией:
— различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально;
— читать информацию, представленную в схеме, таблице;
— используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы;
— соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1. ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой:
— понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы
чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина,
столица, родной край, регион);
— понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество;
заповедник);
— понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим,
правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация);
2. описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной
системы;
3. создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают
профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес — природное сообщество» и др.);
4. создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как живого
существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы);
5. приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере
своей местности);
6. описывать современные события от имени их участника.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи;
— контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению
учебной задачи;
— оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников,
спокойно, без обид принимать советы и замечания.
Совместная деятельность:
— строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с
правилами поведения, принятыми в обществе;
— оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения,
проявления терпения и уважения к собеседнику;
— проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода,
молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее
дело;
— определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их
разрешения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 2 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему
и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в
пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам,
проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание)
и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия
при необходимости (с небольшой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
— находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;
— узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего
региона;
— проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме и на природе;
— распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
— приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края;
важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий
жителей родного края;
— проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с
природными объектами, измерения;
— приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, при меры, иллюстрирующие
значение природы в жизни человека;
— описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты
(достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
— описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты
и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
— группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
— сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
— ориентироваться на местности по местным природным при знакам, Солнцу, компасу;
— создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;
— использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
— соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры
положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи
людям, нуждающимся в ней;
— соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения
пассажира наземного транспорта и метро;
— соблюдать режим дня и питания;
— безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого доступа в
Интернет;
— безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя в
случае необходимости.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
всего
контрольные практические
работы
работы
Дата
Виды деятельности
изучения
Виды, формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и общество.
1.1.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её
столица на карте.
1
0
0
Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций,
чтение текстов о федеративном устройстве
России, о многонациональном составе населения
страны;
Устный опрос;
Учи.ру https://uchi.ru
Российская
электронная школа
https://resh.edu.ru
Российский
образовательный
портал
http://www.school.edu.ru
Портал «Российское
образование
http://www.edu.ru
1.2.
Государственные символы России, символика своего региона.
1
0
0
Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций,
чтение текстов о федеративном устройстве
России, о многонациональном составе населения
страны;
Практическая
работа;
Учи.ру https://uchi.ru
Российская
электронная школа
https://resh.edu.ru
Российский
образовательный
портал
http://www.school.edu.ru
Портал «Российское
образование
http://www.edu.ru
1.3.
Москва — столи ца. Достопримечательности Москвы. Страницы
истории Москвы.
1
0
0
Рассказ учителя по теме «История возникновения
Москвы»;
Работа с картой: Россия, Москва, СанктПетербург, наш регион на карте РФ;
Устный опрос;
Учи.ру https://uchi.ru
Российская
электронная школа
https://resh.edu.ru
Российский
образовательный
портал
http://www.school.edu.ru
Портал «Российское
образование
http://www.edu.ru
1.4.
Города России. Свой регион и его столица на карте РФ.
2
0
0
Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций,
чтение текстов о федеративном устройстве
России, о многонациональном составе населения
страны;
Работа с картой: Россия, Москва, СанктПетербург, наш регион на карте РФ;
Устный опрос;
Учи.ру https://uchi.ru
Российская
электронная школа
https://resh.edu.ru
Российский
образовательный
портал
http://www.school.edu.ru
Портал «Российское
образование
http://www.edu.ru
1.5.
Россия — многонациональное государство. Народы России, их
традиции, обычаи, праздники.
2
1
1
Чтение текстов учебника о народах России, об их
традициях, обычаях, праздниках;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Учи.ру https://uchi.ru
Российская
электронная школа
https://resh.edu.ru
Российский
образовательный
портал
http://www.school.edu.ru
Портал «Российское
образование
http://www.edu.ru
1.6.
Родной край, его природные и культурные
достопримечательности.
1
0
0
Составление сообщения об истории родного края
(при помощи взрослых, с использованием
дополнительных источников информации);
Устный опрос;
Учи.ру https://uchi.ru
Российская
электронная школа
https://resh.edu.ru
Российский
образовательный
портал
http://www.school.edu.ru
Портал «Российское
образование
http://www.edu.ru
1.7.
Значимые события истории родного края. Свой регион и его
главный город на карте.
1
0
0
Составление сообщения об истории родного края
(при помощи взрослых, с использованием
дополнительных источников информации);
Устный опрос;
Письменный
контроль;
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
1.8.
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края.
Значение труда в жизни человека и общества.
1
0
0
Учебный диалог по теме «Зачем чело век
трудится?»;
Дидактическая игра по теме «Профессии города и
села»;
Устный опрос;
Практическая
работа;
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
1.9.
Семья — коллектив. Семейное древо. Семейные ценности. и
традиции.
2
0
0
Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга,
расскажем о своей семье»;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
1.10.
Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи.
1
0
0
Обсуждение обязанностей в семье, семейных
традиций, совместный труд и отдых;
Устный опрос;
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
1.11.
Правила культурного поведения в общественных местах.
1
0
1
Анализ ситуаций, раскрывающих примеры
гуманного отношения к людям;
Работа в группе: работа с пословицами, сравнение
и группировка слов по противоположному
значению (добрый — жадный, смелый —
трусливый, правдивый — лживый и др.);
Устный опрос;
Практическая
работа;
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
1.12
Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению
и особенностям других людей — главные правила
взаимоотношений членов общества.
2
1
0
Работа в группе: работа с пословицами, сравнение
и группировка слов по противоположному
значению (добрый — жадный, смелый —
трусливый, правдивый — лживый и др.);
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
Итого по разделу
16
Раздел 2. Человек и природа.
2.1.
Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения
звёздного неба. Планеты.
3
0
0
Учебный диалог по теме «Чем Земля отличается
от других планет»;
Устный опрос;
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
2.2.
Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на
Земле.
3
0
0
Учебный диалог по теме «Чем Земля отличается
от других планет»;
Просмотр и обсуждение иллюстраций,
видеофрагментов и других материалов (по
выбору) на тему «Звёздное небо Созвездия»;
Устный опрос;
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
2.3.
Изображения Земли: глобус, карта, план.
3
1
1
Практическая работа с глобусом;
Устный опрос;
Практическая
работа;
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
2.4.
Карта мира. Материки, океаны.
3
1
0
Рассказ учителя, работа с текстом учебника:
описание и особенности океанов и материков на
Земле;
Практическая работа с картой: «Как показывать
объекты на настенной карте»;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
2.5.
Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его
устройство, ориентирование на местности.
3
1
1
Практическая работа с картой: «Как показывать
объекты на настенной карте»;
Практическая
работа;
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
2.6.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы.
3
0
0
Экскурсия в парк: сравнение деревьев,
кустарников, трав;
Игра-соревнование по теме «Кто больше
вспомнит названий деревьев»;
Коммуникативная деятельность: описание
растений по иллюстрациям и живым объектам;
Устный опрос;
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
2.7.
Дикорастущие и культурные растения.
3
0
0
Классификация растений (по иллюстрациям):
дикорастущие — культурные;
Практическая работа по теме «Рассматривание
растений, обсуждение условий благополучного
роста и развития растения»;
Устный опрос;
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
2.8.
Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растения.
3
0
0
Работа в группах с иллюстративным материалом:
составление коллективного рассказа по теме
«Каким бывает растение в разные сезоны»;
Устный опрос;
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
2.9.
Мир животных (фауна).
3
0
0
Дидактическая игра по теме «Угадай животное по
описанию»;
Логическая задача по теме «Найди ошибку —
какое животное попало в эту группу случайно»;
Учебный диалог с использованием
иллюстративного материала по теме «Как живут
животные в разные времена года»;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
2.10.
Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся:
общая характеристика (особенности внешнего вида, движений,
питания, размножения).
3
1
0
Ролевая игра по теме «Собрание в лесу — кто как
готовится к зиме»;
Устный опрос;
Тестирование;
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
2.11.
Сезонная жизнь животных.
1
1
0
Ролевая игра по теме «Собрание в лесу — кто как
готовится к зиме»;
Устный опрос;
Практическая
работа;
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
2.12
Красная книга России, её значение, отдельные представители
растений и животных Красной книги.
2
0
1
Учебный диалог по теме «Что такое Красная
книга?»;
Просмотр и обсуждение иллюстраций,
видеофрагментов и других материалов (по
выбору) на тему: «Растения и животные Красной
книги»;
Рассказ учителя: «Растения и животные нашего
края, занесённые в Красную книгу»;
Устный опрос;
Тестирование;
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
2.13
Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила
нравственного поведения на природе.
1
0
0
Коллективное составление памятки по теме
«Правила поведения в заповедных местах»;
Работа в группе: чтение текстов учебника и
использование полученной информации для
подготовки собственного рассказа о Красной
книге;
Коллективное составление плана рассказа о
редком растении и животном;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
Итого по разделу
34
Раздел 3. Правила безопасной жизни.
3.1.
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных
занятий, двигательной активности) и рациональное питание
(количество приёмов пищи и рацион питания).
3
0
0
Учебный диалог по теме «Зачем нужен режим
дня? Почему нужно правильно питаться?»;
Устный опрос;
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
3.2.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие
сохранения и укрепления здоровья.
2
0
0
Беседа по теме «Что может случиться на прогулке,
на игровой площадке, дома и в школе, если не
соблюдать правила безопасности»;
Устный опрос;
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
3.3.
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила
поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на
пришкольной территории).
2
0
0
Ролевая игра по теме «Мы — пешеходы»;
Анализ дорожных ситуаций.;
Работа в паре: соотнесение изображений и
названий дорожных знаков;
Практическая работа по теме «Учимся соблюдать
изученные правила безопасности под
руководством инструктора ГИБДД или учителя»;
Устный опрос;
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
3.4.
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта
и метро. Номера телефонов экстренной помощи.
2
0
0
Беседа по теме «Правила поведения в
общественном транспорте»;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
3.5.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность
в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных
группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
3
0
0
Практическая работа по теме «Правила
пользования компьютером»;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
7
5
Итого по разделу
12
Резервное время
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
1.
Родная страна.
1
0
0
02.09.2022 Устный опрос;
2.
Город и село.
1
0
0
06.09.2022 Устный опрос;
3.
Природа и рукотворный
мир.
1
0
0
09.09.2022 Устный опрос;
4.
Проверим себя и оценим
свои достижения по
разделу «Где мы живём?»
1
1
0
13.09.2022 Контрольная
работа;
5.
Неживая и живая природа
1
0
0
16.09.2022 Устный опрос;
6.
Явления природы
1
0
0
20.09.2022 Устный опрос;
7.
Что такое погода
1
0
0
23.09.2022 Устный опрос;
8.
Человек и природа.
Наблюдения, опыты,
измерения.
1
0
0
27.09.2022 Устный опрос;
9.
В гости к осени
1
0
0
30.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
10. В гости к осени
(экскурсия)
1
0
0
04.10.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;
11. Звёздное небо
1
0
0
07.10.2022 Устный опрос;
12. Заглянем в кладовые
земли
1
0
0
11.10.2022 Практическая
работа;
13. Про воздух и про воду
1
0
0
14.10.2022 Устный опрос;
14. Про воздух и про воду
1
0
0
18.10.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;
15. Какие бывают растения
1
0
0
21.10.2022 Устный опрос;
16. Какие бывают животные
1
0
0
25.10.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
Виды, формы
изучения контроля
17. Невидимые нити
1
0
0
28.10.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;
18. Дикорастущие и
культурные растения
1
0
0
08.11.2022 Устный опрос;
19. Дикие и домашние
животные
1
0
0
11.11.2022 Устный опрос;
20. Комнатные растения
1
0
0
15.11.2022 Устный опрос;
21. Животные живого уголка
1
0
0
18.11.2022 Устный опрос;
22. Про кошек и собак
1
0
0
22.11.2022 Устный опрос;
23. Красная книга
1
0
0
25.11.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;
24. Будь природе другом.
Проект «Красная книга,
или Возьмём под защиту»
1
0
1
29.11.2022 Устный опрос;
Проект;
25. Проверим себя и оценим
свои достижения по
разделу «Природа»
1
1
0
02.12.2022 Контрольная
работа;
26. Что такое экономика
1
0
0
06.12.2022 Устный опрос;
27. Из чего что сделано
1
1
0
09.12.2022 Практическая
работа;
28. Как построить дом
1
0
0
13.12.2022 Устный опрос;
Моделирование;
29. Какой бывает транспорт
1
0
0
16.12.2022 Устный опрос;
30. Культура и образование
1
0
0
20.12.2022 Устный опрос;
31. Все профессии важны.
Проект «Профессии»
1
0
1
23.12.2022 Практическая
работа;
Проект;
32. В гости к зиме (экскурсия) 1
0
0
27.12.2022 Устный опрос;
33. Проверим себя и оценим
свои достижения по
разделу «Жизнь города и
села»
1
0
0
10.01.2023 Контрольная
работа;
34. Презентация проектов
1
«Родной город», «Красная
книга, или Возьмём под
защиту», «Профессии»
0
0
13.01.2023 Устный опрос;
35. Строение тела человека
1
0
0
17.01.2023 Тестирование;
36. Если хочешь быть здоров
1
0
0
20.01.2023 Устный опрос;
37. Берегись автомобиля!
1
0
0
24.01.2023 Устный опрос;
38. Школа пешехода
1
0
0
27.01.2023 Устный опрос;
39. Домашние опасности
1
0
0
31.01.2023 Устный опрос;
40. Пожар
1
0
0
03.02.2023 Устный опрос;
41. На воде и в лесу
1
0
0
07.02.2023 Устный опрос;
42. Опасные незнакомцы
1
0
0
10.02.2023 Устный опрос;
43. Проверим себя и оценим
свои достижения по
разделу «Здоровье и
безопасность»
1
1
0
14.02.2023 Контрольная
работа;
44. Наша дружная семья
1
0
0
17.02.2023 Устный опрос;
45. Проект «Родословная»
1
0
1
21.02.2023 Устный опрос;
Проект;
46. В школе
1
0
0
28.02.2023 Тестирование;
47. Правила вежливости
1
0
0
03.03.2023 Устный опрос;
48. Ты и твои друзья
1
0
0
07.03.2023 Устный опрос;
49. Мы – зрители и
пассажиры
1
1
0
10.03.2023 Тестирование;
50. Проверим себя и оценим
свои достижения по
разделу «Общение»
1
1
0
14.03.2023 Устный опрос;
51. Посмотри вокруг
1
0
0
17.03.2023 Устный опрос;
52. Ориентирование на
местности
1
0
0
21.03.2023 Практическая
работа;
53. Ориентирование на
местности
1
0
0
24.03.2023 Практическая
работа;
54. Формы земной
поверхности
1
0
0
04.04.2023 Устный опрос;
Моделирование;
55. Водные богатства
1
0
0
07.04.2023 Письменный
контроль;
56. В гости к весне
(экскурсия)
1
0
0
11.04.2023 Экскурсия;
57. В гости к весне
1
0
0
14.04.2023 Устный опрос;
58. Россия на карте
1
0
0
18.04.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;
59. Проект «Города России»
1
0
1
21.04.2023 Проект;
60. Путешествие по Москве
1
0
0
25.04.2023 Устный опрос;
61. Московский Кремль
1
0
0
28.04.2023 Устный опрос;
62. Город на Неве
1
0
0
02.05.2023 Устный опрос;
63. Путешествие по планете
1
0
0
05.05.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;
п;
64. Путешествие по
материкам
1
0
0
12.05.2023 Устный опрос;
65. Страны мира. Проект
«Страны мира»
1
0
1
16.05.2023 Устный опрос;
Проект;
66. Проверим себя и оценим
свои достижения по
разделу «Путешествия»
1
1
0
19.05.2023 Контрольная
работа;
67. Презентация проектов
«Родословная», «Города
России», «Страны мира»
1
0
0
23.05.2023 Устный опрос;
Презентация
проектов;
68. Впереди лето
1
0
0
26.05.2023 Устный опрос;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
7
5
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс (к УМК А.А. Плешакова («Школа
России»),автор: Максимова Татьяна Николаевна
2.Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. ФГОС
Логинова, Яковлева
3.Культурные ценности России. Начальная школа. ФГОС
Вако: Школьный словарик
4. Беседы о космосе. Методическое пособие
Паникова, Инкина
5. Окружающий мир. 1-2 классы. Учебные фильмы. УМК "Школа России" (CD). ФГОС
Карышева Елена Николаевна
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Учи.ру
https://uchi.ru
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru
Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
Портал «Российское образование http://www.edu.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1.Учебные плакаты в соответствии с тематикой курса
2.Мультимедийный компьютер
3.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
1. Классная магнитная доска.
2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
3. Колонки
4. Компьютер
5.Термометр
6.Компас
7.Гербарий