ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на
основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с
учѐтом распределѐнных по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания (одобрено решением ФУМО от
02.06.2020). Программа разработана с учѐтом актуальных целей и задач обучения и воспитания,
развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и
предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как
способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы
будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений
музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании
образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,
классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной
культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения
музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных
музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка,
понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов
музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,
специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.
Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и
осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям,
которые несѐт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения
(В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребѐнка опосредованным недирективным путѐм. Поэтому ключевым моментом при
составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества,
как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных
ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного
исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в
целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым
формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приѐмов и методов,
внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных
представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,
элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание
чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной
сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребѐнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с
природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к
общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального
переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными
универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного
воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребѐнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в
том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки,
основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других
стран, культур, времѐн и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаѐтся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного
общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль
№ 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся,
участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованныхдействиях, в том числе
основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как
«Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведѐнных на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов (неменее
1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Музыка вокруг нас (16 часов)
И муза вечная со мной. Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка осени.
Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты.
«Садко». Народные инструменты. Звучащие картины. «Разыграй песню». «Пришло Рождество –
начинается торжество». Добрый праздник среди зимы.
Музыка и ты (17 часов)
Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные
портреты. «Разыграй сказку». «Музы не молчали…». Музыкальные инструменты. Мамин праздник.
Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Урок-концерт. Музыка в цирке. Дом, который
звучит.
«Ничего на
свете лучше
нету…».
Обобщающий
урок. Урокконцерт.
Основные
виды учебной
деятельности
школьников.
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию,
характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых
представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и
исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкальноисполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных
инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой
деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности.
Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные
формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные
импровизации. Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкальнотворческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации.
Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности
различных искусств.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
разделов и тем
всего
программы
Количество часов
Репертуар
контрольны практически для
для
е работы
е работы
слушани пения
я
Дата
Виды
Виды,
Электронные
изучения деятельност формы
(цифровые)
для
и
контроля образовательны
музицировани
е ресурсы
я
0
0
Раздел 1. Музыка вокруг нас
И муза вечная
со мной
1
2
Хоровод муз
1
0
1
Песни и 0
танцы
разных
народов
мира
3
Повсюду
1
музыка слышна
0
1
К. Глюк З.
Т. 0
«Мелоди Потапен
я»
ко
«Сквору
шка
прощаетс
я»
16.09.2022
Разучивание Практиче http://www.muzисполнение ская
urok.ru/index.htm
красивой
работа
песни.
4
Душа музыки – 1
мелодия
0
1
«Детский 0
альбом»
П.И.
Чайковск
23.09.2022
Диалог
с Практиче http://www.muzучителем о ская
urok.ru/index.htm
значение
работа
красоты и
1
0
0
А.Шнитк
е
«Пастора
ль»
0
0
02.09.2022 Диалог
с
учителем о
значение
красоты и
вдохновени
и в жизни
человека.
09.09.2022 Слушание
музыки,
концентрац
ия на еѐ
восприятие,
своѐм
внутреннем
состоянии.
Устный
опрос
http://www.muzza
l.ru/index.htm
http://www.muzПрактиче urok.ru/index.htm
ская
работа
ий
вдохновени
и в жизни
человека.
5
Музыка осени
1
0
0
Г.
В. 0
Свиридов
«Осень»
0
30.09.2022
Разучивание Устный
исполнение опрос
красивой
песни.
6
Сочини
мелодию
1
0
1
Г.В.Пасто 0
раль
0
07.10.2022
Выстраиван Практиче http://www.muzие хорового ская
urok.ru/index.htm
унисона.
работа
7
Азбука , азбука 1
каждому нужна
0
0
Д.Б.
Кабалевс
кий
«Доброе
утро»
0
0
14.10.2022 Диалог
с Устный
учителем о опрос
значение
красоты и
вдохновени
и в жизни
человека.
8
Музыкальная
азбука
1
0
1
П.И.Чайк 0
овский
«Вальс»,
«Полька»
0
21.10.2022 Диалог
с Практиче http://www.muzучителем о ская
urok.ru/index.htm
значение
работа
красоты и
вдохновени
и в жизни
человека.
9
Музыкальные
инструменты
1
0
1
П.И.Чайк 0
овский
«Шарман
щик
поѐт»
0
28.10.2022 Двигательна Практиче http://www.muzя
ская
urok.ru/index.htm
импровизац работа
ия
под
музыку.
10
«Садко». Из
русского
былинного
сказа
1
0
1
Н.А.Римс 0
кийКорсаков
«Садко»
0
11.11.2022
http://www.muzurok.ru/index.htm
http://www.muzurok.ru/index.htm
Диалог
с Практиче http://www.muzучителем о ская
urok.ru/index.htm
значение
работа
красоты и
вдохновени
и в жизни
человека.
11
Музыкальные
инструменты
1
0
0
И.С.Бах
0
«Волынка
»
0
18.11.2022
Двигательна Устный
я
опрос
импровизац
ия
под
музыку.
http://www.muzurok.ru/index.htm
12
Звучащие
картины
1
0
0
В.Гаврил 0
ин
«Вечерня
я
музыка»
0
25.11.2022
Диалог
с Устный
учителем о опрос
значение
красоты и
вдохновени
и в жизни
человека.
http://www.muzza
l.ru/index.htm
13
Разыграй
песню
1
0
0
«Солдату 0
шки,брав
ы
ребятушк
и»
0
02.12.2022
Разучивание Устный
исполнение опрос
красивой
песни.
http://www.muzza
l.ru/index.htm
14
Пришло
Рождество,
начинается
торжество
1
0
1
«Приходи 0
ла коляда
на кануне
Рождеств
а»
«Коляда ходя, 09.12.2022
бродя»
Разучивание Практиче http://www.muzza
исполнение ская
l.ru/index.htm
красивой
работа
песни.
15
Родной обычай 1
старины
0
0
П.И.Чайк 0
овский
«Утрення
я
молитва»
0
16.12.2022
Диалог
с Устный
учителем о опрос
значение
красоты и
вдохновени
и в жизни
человека.
16
Добрый
1
праздник среди
зимы
0
0
П.И.
0
Чайковск
ий
0
23.12.2022 Слушание
музыки,
концентрац
Устный
опрос
http://www.muzza
l.ru/index.htm
http://www.muzza
l.ru/index.htm
«Щелкун
чик»
3
фрагмент
а
Итого по разделу
ия на еѐ
восприятие,
своѐм
внутреннем
состоянии.
16
Раздел 2. Музыка и ты
17
18
19
20
Край, в
котором ты
живѐшь
1
Художник ,
поэт,
композитор
1
Музыка утра
1
0
0
0
М.И.Глин
ка
«Патриот
ическая
песня»
0
1
Г.Струве «Моя 13.01.2023
Россия»
0
0
0
0
20.01.2023
М.П.Мус
оргский
«Богатыр
ские
ворота»
Музыка вечера 1
0
0
0
0
Э.Григ
«Утро»
П.И.Чайк
овский
«Утро»
В.Салман 0
ов
«Вечер»
27.01.2023
0
Слушание
Устный
музыки,
опрос
концентрац
ия на еѐ
восприятие,
своѐм
внутреннем
состоянии.
http://www.muzza
l.ru/index.htm
Диалог с
учителем о Практиче http://www.muzza
значение
ская
l.ru/index.htm
красоты и работа
вдохновени
и в жизни
человека.
Слушание Устный
музыки,
опрос
концентрац
ия на еѐ
восприятие,
своѐм
внутреннем
состоянии.
03.02.2023 Слушание
Устный
музыки,
опрос
концентрац
ия на еѐ
http://www.muzza
l.ru/index.htm
http://www.muzza
l.ru/index.htm
восприятие,
своѐм
внутреннем
состоянии.
21
Музыкальные
портреты
1
0
1
С.С.Прок 0
офьев
«Петя и
волк»
0
10.02.2023 Двигательна Практиче http://www.muzza
я
ская
l.ru/index.htm
импровизац работа
ия
под
музыку.
22
Разыграй
сказку. «БабаЯга».Русская
народная
сказка
1
0
1
П.И.Чайк 0
овский
«БабаЯга»
0
23
У каждого свой 1
музыкальный
инструмент
0
0
0
0
03.03.2023 Двигательна
я
импровизац
ия
под
музыку.
10.03.2023 Слушание
музыки,
концентрац
ия на еѐ
восприятие,
своѐм
внутреннем
состоянии.
Музы
молчали…
0
24
25
не 1
Музыкальные
инструменты
П.И.Чайк
овский
«Концерт
№1 для
фортепиа
но»
0
0
0
А.П.Боро
дин
Симфони
я
№2
«Богатыр
ская»
1
0
1
Фортепиа 0
нная
пьеса
П.И.
Чайковск
0
17.03.2023
Практиче http://www.muzza
ская
l.ru/index.htm
работа
Устный
опрос
Слушание
Устный
музыки,
опрос
концентрац
ия на еѐ
восприятие,
своѐм
внутреннем
состоянии.
http://www.muzza
l.ru/index.htm
http://www.muzza
l.ru/index.htm
24.03.2023 Двигательна Практиче http://www.muzza
я
ская
l.ru/index.htm
импровизац работа
ия
под
музыку.
ого
«Волынка
»
26
Мамин
праздник
1
0
1
«Колыбел 0
ьные»
0
07.04.2023
Разучивание Практиче http://mosoblcultu
исполнение ская
re.ru/
красивой
работа
песни.
27
Музыкальные
инструменты
1
0
1
В.А.Моца 0
рт
«Соната
№11 для
фортепиа
но»
0
14.04.2023
Двигательна Практиче http://mosoblcultu
я
ская
re.ru/
импровизац работа
ия
под
музыку.
28
«Чудесная
лютня»
1
0
0
0
0
21.04.2023
Слушание
Устный
музыки,
опрос
концентрац
ия на еѐ
восприятие,
своѐм
внутреннем
состоянии.
http://mosoblcultu
re.ru/
29
Звучащие
картины
1
0
0
С.С.Прок 0
офьев
«Шествие
кузнечик
ов»,
«Дождь и
радуга»
0
28.04.2023
Слушание
Устный
музыки,
опрос
концентрац
ия на еѐ
восприятие,
своѐм
внутреннем
состоянии.
http://mosoblcultu
re.ru/
30
Музыка
цирке
в 1
0
0
М.Дунаев 0
ский
«выходно
й марш»
0
05.05.2023
Двигательна
я
импровизац
ия
под
музыку.
http://mosoblcultu
re.ru/
31
Опера- сказка
1
0
0
«Волк и 0
семеро
козлят»
Ю.
Коваль
0
12.05.2023 Слушание
Устный
музыки,
опрос
концентрац
ия на еѐ
восприятие,
своѐм
внутреннем
состоянии.
http://mosoblcultu
re.ru/
32
«Ничего
на 1
свете
лучше
нету…»
0
0
Музыка
0
из
фильма
«Бременс
кие
музыкант
ы»
0
19.05.2023 Разучивание Устный
исполнение опрос
красивой
песни.
http://mosoblcultu
re.ru/
33
Заключительны 1
й
урокконцерт
0
1
М.Коваль 0
«Семеро
козлят»
0
26.05.2023 Исполнение
красивых
песен.
Итого по разделу
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПРОГРАММЕ
17
33
ПО
0
15
Практиче http://mosoblcultu
ская
re.ru/
работа
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
изучения
Виды,
формы
контроля
1.
И муза вечная со мной!
1
0
0
2.
Хоровод муз
1
0
0
09.09.2022
Устный
опрос;
3.
Повсюду музыка
слышна…
1
0
0
16.09.2022
Устный
опрос;
4.
Душа музыки-мелодия
1
0
0
23.09.2022
Устный
опрос;
5.
Музыка осени
1
0
0
30.09.2022
Устный
опрос;
6.
Сочини мелодию
1
0
1
07.10.2022
Практи
ческая
работа;
7.
Азбука, каждому нужна
1
0
0
14.10.2022 Устный
опрос;
8.
Музыкальная азбука
1
0
0
21.10.2022 Устный
опрос;
9.
Музыкальные
инструменты
1
0
0
28.10.2022 Устный
опрос;
10.
«Садко» Из русского
былинного сказа
1
0
0
11.11.2022
02.09.2022 Устный
опрос;
Устный
опрос;
11.
Музыкальные
инструменты
1
0
0
18.11.2022
Устный
опрос;
12.
Звучащие картины
1
0
0
25.11.2022
Устный
опрос;
13.
Разыграй песню
1
0
1
02.12.2022
Практи
ческая
работа;
14.
«Пришло Рождество,
начинается торжество »
1
0
0
09.12.2022
Устный
опрос;
15.
Родной обычай старины
1
0
0
16.12.2022
Устный
опрос;
16.
Добрый праздник среди
зимы
1
0
0
23.12.2022 Устный
опрос;
17.
Край, в котором ты
живѐшь
1
1
0
13.01.2023
Контрольная
работа;
18.
Поэт, художник,
композитор
1
0
0
20.01.2023
Устный
опрос;
19.
Музыка утра
1
0
0
27.01.2023
Устный
опрос;
20.
Музыка вечера
1
0
0
03.02.2023 Устный
опрос;
21.
Музыкальные портреты
1
0
0
10.02.2023
Устный
опрос;
22.
Разыграй сказку «БабаЯга»
1
0
1
03.03.2023
Практи
ческая
работа;
23.
У каждого свой
1
музыкальный инструмент
0
0
10.03.2023
Устный
опрос;
24.
«Музы не молчали…»
1
0
0
17.03.2023
Устный
опрос;
25.
Музыкальные
инструменты
1
0
0
24.03.2023
Устный
опрос;
26.
Мамин праздник
1
0
0
07.04.2023
Устный
опрос;
27.
Музыкальные
инструменты
1
0
0
14.04.2023
Устный
опрос;
28.
«Чудесная лютня»
1
0
0
21.04.2023
Устный
опрос;
29.
Звучащие картины
1
0
0
28.04.2023
Устный
опрос;
30.
Музыка в цирке
1
0
0
05.05.2023
Устный
опрос;
31.
Опера – сказка
1
0
0
12.05.2023
Устный
опрос;
32.
«Ничего на свете лучше
нету…»
1
0
0
19.05.2023
Устный
опрос;
33.
Урок - концерт
1
1
0
26.05.2023
Контрольная
работа;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
33
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка. 1 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Музыка. 1 класс:
Учебник
Музыка.Рабочие программы. 1-4 классы.
Хрестоматия музыкального материала.(mp3)
Пособие для учителя "Уроки музыки. 1-4 классы."
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.muz-urok.ru/index.htm
http://www.muzzal.ru/index.htm
http://www.kindermusic.ru/detskie_pesni.htm
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ноутбук, колонки, проектор, экран