1 класс Музыка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на
основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с
учѐтом распределѐнных по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания (одобрено решением ФУМО от
02.06.2020). Программа разработана с учѐтом актуальных целей и задач обучения и воспитания,
развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и
предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как
способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы
будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений
музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании
образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,
классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной
культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения
музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных
музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка,
понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов
музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,
специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.
Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и
осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям,
которые несѐт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения
(В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребѐнка опосредованным недирективным путѐм. Поэтому ключевым моментом при
составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества,
как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных
ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного
исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в
целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым
формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приѐмов и методов,
внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных
представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,

элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание
чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной
сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребѐнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с
природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к
общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального
переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными
универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного
воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребѐнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в
том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки,
основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других
стран, культур, времѐн и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего

образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаѐтся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного
общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль
№ 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся,
участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованныхдействиях, в том числе
основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как
«Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведѐнных на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов (неменее
1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Музыка вокруг нас (16 часов)
И муза вечная со мной. Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка осени.
Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты.
«Садко». Народные инструменты. Звучащие картины. «Разыграй песню». «Пришло Рождество –
начинается торжество». Добрый праздник среди зимы.
Музыка и ты (17 часов)
Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные
портреты. «Разыграй сказку». «Музы не молчали…». Музыкальные инструменты. Мамин праздник.
Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Урок-концерт. Музыка в цирке. Дом, который
звучит.
«Ничего на
свете лучше
нету…».
Обобщающий
урок. Урокконцерт.
Основные
виды учебной
деятельности
школьников.
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию,
характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых
представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и
исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкальноисполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных
инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой
деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности.
Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные

формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные
импровизации. Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкальнотворческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации.
Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности
различных искусств.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
всего
программы

Количество часов

Репертуар

контрольны практически для
для
е работы
е работы
слушани пения
я

Дата
Виды
Виды,
Электронные
изучения деятельност формы
(цифровые)
для
и
контроля образовательны
музицировани
е ресурсы
я

0

0

Раздел 1. Музыка вокруг нас
И муза вечная
со мной

1

2

Хоровод муз

1

0

1

Песни и 0
танцы
разных
народов
мира

3

Повсюду
1
музыка слышна

0

1

К. Глюк З.
Т. 0
«Мелоди Потапен
я»
ко
«Сквору
шка
прощаетс
я»

16.09.2022

Разучивание Практиче http://www.muzисполнение ская
urok.ru/index.htm
красивой
работа
песни.

4

Душа музыки – 1
мелодия

0

1

«Детский 0
альбом»
П.И.
Чайковск

23.09.2022

Диалог
с Практиче http://www.muzучителем о ская
urok.ru/index.htm
значение
работа
красоты и

1

0

0
А.Шнитк
е
«Пастора
ль»

0

0

02.09.2022 Диалог
с
учителем о
значение
красоты и
вдохновени
и в жизни
человека.
09.09.2022 Слушание
музыки,
концентрац
ия на еѐ
восприятие,
своѐм
внутреннем
состоянии.

Устный
опрос

http://www.muzza
l.ru/index.htm

http://www.muzПрактиче urok.ru/index.htm
ская
работа

ий

вдохновени
и в жизни
человека.

5

Музыка осени

1

0

0

Г.
В. 0
Свиридов
«Осень»

0

30.09.2022

Разучивание Устный
исполнение опрос
красивой
песни.

6

Сочини
мелодию

1

0

1

Г.В.Пасто 0
раль

0

07.10.2022

Выстраиван Практиче http://www.muzие хорового ская
urok.ru/index.htm
унисона.
работа

7

Азбука , азбука 1
каждому нужна

0

0

Д.Б.
Кабалевс
кий
«Доброе
утро»

0

0

14.10.2022 Диалог
с Устный
учителем о опрос
значение
красоты и
вдохновени
и в жизни
человека.

8

Музыкальная
азбука

1

0

1

П.И.Чайк 0
овский
«Вальс»,
«Полька»

0

21.10.2022 Диалог
с Практиче http://www.muzучителем о ская
urok.ru/index.htm
значение
работа
красоты и
вдохновени
и в жизни
человека.

9

Музыкальные
инструменты

1

0

1

П.И.Чайк 0
овский
«Шарман
щик
поѐт»

0

28.10.2022 Двигательна Практиче http://www.muzя
ская
urok.ru/index.htm
импровизац работа
ия
под
музыку.

10

«Садко». Из
русского
былинного
сказа

1

0

1

Н.А.Римс 0
кийКорсаков
«Садко»

0

11.11.2022

http://www.muzurok.ru/index.htm

http://www.muzurok.ru/index.htm

Диалог
с Практиче http://www.muzучителем о ская
urok.ru/index.htm
значение
работа
красоты и
вдохновени

и в жизни
человека.
11

Музыкальные
инструменты

1

0

0

И.С.Бах
0
«Волынка
»

0

18.11.2022

Двигательна Устный
я
опрос
импровизац
ия
под
музыку.

http://www.muzurok.ru/index.htm

12

Звучащие
картины

1

0

0

В.Гаврил 0
ин
«Вечерня
я
музыка»

0

25.11.2022

Диалог
с Устный
учителем о опрос
значение
красоты и
вдохновени
и в жизни
человека.

http://www.muzza
l.ru/index.htm

13

Разыграй
песню

1

0

0

«Солдату 0
шки,брав
ы
ребятушк
и»

0

02.12.2022

Разучивание Устный
исполнение опрос
красивой
песни.

http://www.muzza
l.ru/index.htm

14

Пришло
Рождество,
начинается
торжество

1

0

1

«Приходи 0
ла коляда
на кануне
Рождеств
а»

«Коляда ходя, 09.12.2022
бродя»

Разучивание Практиче http://www.muzza
исполнение ская
l.ru/index.htm
красивой
работа
песни.

15

Родной обычай 1
старины

0

0

П.И.Чайк 0
овский
«Утрення
я
молитва»

0

16.12.2022

Диалог
с Устный
учителем о опрос
значение
красоты и
вдохновени
и в жизни
человека.

16

Добрый
1
праздник среди
зимы

0

0

П.И.
0
Чайковск
ий

0

23.12.2022 Слушание
музыки,
концентрац

Устный
опрос

http://www.muzza
l.ru/index.htm

http://www.muzza
l.ru/index.htm

«Щелкун
чик»
3
фрагмент
а
Итого по разделу

ия на еѐ
восприятие,
своѐм
внутреннем
состоянии.

16

Раздел 2. Музыка и ты
17

18

19

20

Край, в
котором ты
живѐшь

1

Художник ,
поэт,
композитор

1

Музыка утра

1

0

0

0
М.И.Глин
ка
«Патриот
ическая
песня»

0

1

Г.Струве «Моя 13.01.2023
Россия»

0

0

0

0

20.01.2023

М.П.Мус
оргский
«Богатыр
ские
ворота»

Музыка вечера 1

0

0

0

0

Э.Григ
«Утро»
П.И.Чайк
овский
«Утро»

В.Салман 0
ов
«Вечер»

27.01.2023

0

Слушание
Устный
музыки,
опрос
концентрац
ия на еѐ
восприятие,
своѐм
внутреннем
состоянии.

http://www.muzza
l.ru/index.htm

Диалог с
учителем о Практиче http://www.muzza
значение
ская
l.ru/index.htm
красоты и работа
вдохновени
и в жизни
человека.
Слушание Устный
музыки,
опрос
концентрац
ия на еѐ
восприятие,
своѐм
внутреннем
состоянии.

03.02.2023 Слушание
Устный
музыки,
опрос
концентрац
ия на еѐ

http://www.muzza
l.ru/index.htm

http://www.muzza
l.ru/index.htm

восприятие,
своѐм
внутреннем
состоянии.
21

Музыкальные
портреты

1

0

1

С.С.Прок 0
офьев
«Петя и
волк»

0

10.02.2023 Двигательна Практиче http://www.muzza
я
ская
l.ru/index.htm
импровизац работа
ия
под
музыку.

22

Разыграй
сказку. «БабаЯга».Русская
народная
сказка

1

0

1

П.И.Чайк 0
овский
«БабаЯга»

0

23

У каждого свой 1
музыкальный
инструмент

0

0

0

0

03.03.2023 Двигательна
я
импровизац
ия
под
музыку.
10.03.2023 Слушание
музыки,
концентрац
ия на еѐ
восприятие,
своѐм
внутреннем
состоянии.

Музы
молчали…

0

24

25

не 1

Музыкальные
инструменты

П.И.Чайк
овский
«Концерт
№1 для
фортепиа
но»
0

0

0

А.П.Боро
дин
Симфони
я
№2
«Богатыр
ская»
1

0

1

Фортепиа 0
нная
пьеса
П.И.
Чайковск

0

17.03.2023

Практиче http://www.muzza
ская
l.ru/index.htm
работа

Устный
опрос

Слушание
Устный
музыки,
опрос
концентрац
ия на еѐ
восприятие,
своѐм
внутреннем
состоянии.

http://www.muzza
l.ru/index.htm

http://www.muzza
l.ru/index.htm

24.03.2023 Двигательна Практиче http://www.muzza
я
ская
l.ru/index.htm
импровизац работа
ия
под
музыку.

ого
«Волынка
»
26

Мамин
праздник

1

0

1

«Колыбел 0
ьные»

0

07.04.2023

Разучивание Практиче http://mosoblcultu
исполнение ская
re.ru/
красивой
работа
песни.

27

Музыкальные
инструменты

1

0

1

В.А.Моца 0
рт
«Соната
№11 для
фортепиа
но»

0

14.04.2023

Двигательна Практиче http://mosoblcultu
я
ская
re.ru/
импровизац работа
ия
под
музыку.

28

«Чудесная
лютня»

1

0

0

0

0

21.04.2023

Слушание
Устный
музыки,
опрос
концентрац
ия на еѐ
восприятие,
своѐм
внутреннем
состоянии.

http://mosoblcultu
re.ru/

29

Звучащие
картины

1

0

0

С.С.Прок 0
офьев
«Шествие
кузнечик
ов»,
«Дождь и
радуга»

0

28.04.2023

Слушание
Устный
музыки,
опрос
концентрац
ия на еѐ
восприятие,
своѐм
внутреннем
состоянии.

http://mosoblcultu
re.ru/

30

Музыка
цирке

в 1

0

0

М.Дунаев 0
ский
«выходно
й марш»

0

05.05.2023

Двигательна
я
импровизац
ия
под
музыку.

http://mosoblcultu
re.ru/

31

Опера- сказка

1

0

0

«Волк и 0
семеро
козлят»
Ю.
Коваль

0

12.05.2023 Слушание
Устный
музыки,
опрос
концентрац
ия на еѐ
восприятие,
своѐм
внутреннем
состоянии.

http://mosoblcultu
re.ru/

32

«Ничего
на 1
свете
лучше
нету…»

0

0

Музыка
0
из
фильма
«Бременс
кие
музыкант
ы»

0

19.05.2023 Разучивание Устный
исполнение опрос
красивой
песни.

http://mosoblcultu
re.ru/

33

Заключительны 1
й
урокконцерт

0

1

М.Коваль 0
«Семеро
козлят»

0

26.05.2023 Исполнение
красивых
песен.

Итого по разделу
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПРОГРАММЕ

17
33
ПО

0

15

Практиче http://mosoblcultu
ская
re.ru/
работа

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

1.

И муза вечная со мной!

1

0

0

2.

Хоровод муз

1

0

0

09.09.2022

Устный
опрос;

3.

Повсюду музыка
слышна…

1

0

0

16.09.2022

Устный
опрос;

4.

Душа музыки-мелодия

1

0

0

23.09.2022

Устный
опрос;

5.

Музыка осени

1

0

0

30.09.2022

Устный
опрос;

6.

Сочини мелодию

1

0

1

07.10.2022

Практи
ческая
работа;

7.

Азбука, каждому нужна

1

0

0

14.10.2022 Устный
опрос;

8.

Музыкальная азбука

1

0

0

21.10.2022 Устный
опрос;

9.

Музыкальные
инструменты

1

0

0

28.10.2022 Устный
опрос;

10.

«Садко» Из русского
былинного сказа

1

0

0

11.11.2022

02.09.2022 Устный
опрос;

Устный
опрос;

11.

Музыкальные
инструменты

1

0

0

18.11.2022

Устный
опрос;

12.

Звучащие картины

1

0

0

25.11.2022

Устный
опрос;

13.

Разыграй песню

1

0

1

02.12.2022

Практи
ческая
работа;

14.

«Пришло Рождество,
начинается торжество »

1

0

0

09.12.2022

Устный
опрос;

15.

Родной обычай старины

1

0

0

16.12.2022

Устный
опрос;

16.

Добрый праздник среди
зимы

1

0

0

23.12.2022 Устный
опрос;

17.

Край, в котором ты
живѐшь

1

1

0

13.01.2023

Контрольная
работа;

18.

Поэт, художник,
композитор

1

0

0

20.01.2023

Устный
опрос;

19.

Музыка утра

1

0

0
27.01.2023

Устный
опрос;

20.

Музыка вечера

1

0

0

03.02.2023 Устный
опрос;

21.

Музыкальные портреты

1

0

0

10.02.2023

Устный
опрос;

22.

Разыграй сказку «БабаЯга»

1

0

1

03.03.2023

Практи
ческая
работа;

23.

У каждого свой
1
музыкальный инструмент

0

0

10.03.2023

Устный
опрос;

24.

«Музы не молчали…»

1

0

0

17.03.2023

Устный
опрос;

25.

Музыкальные
инструменты

1

0

0

24.03.2023

Устный
опрос;

26.

Мамин праздник

1

0

0

07.04.2023

Устный
опрос;

27.

Музыкальные
инструменты

1

0

0

14.04.2023

Устный
опрос;

28.

«Чудесная лютня»

1

0

0

21.04.2023

Устный
опрос;

29.

Звучащие картины

1

0

0

28.04.2023

Устный
опрос;

30.

Музыка в цирке

1

0

0

05.05.2023

Устный
опрос;

31.

Опера – сказка

1

0

0

12.05.2023

Устный
опрос;

32.

«Ничего на свете лучше
нету…»

1

0

0

19.05.2023

Устный
опрос;

33.

Урок - концерт

1

1

0

26.05.2023

Контрольная
работа;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

33

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка. 1 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Музыка. 1 класс:
Учебник
Музыка.Рабочие программы. 1-4 классы.
Хрестоматия музыкального материала.(mp3)
Пособие для учителя "Уроки музыки. 1-4 классы."
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.muz-urok.ru/index.htm
http://www.muzzal.ru/index.htm
http://www.kindermusic.ru/detskie_pesni.htm
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ноутбук, колонки, проектор, экран


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (35361) 26-2-35, 8 (35361) 26-2-36

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».