ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального
общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной
образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования.
Содержание программы распределено по модулям с учѐтом проверяемых требований к результатам
освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании
художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического
отношения к явлениям действительности путѐм освоения начальных основ художественных знаний,
умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование
активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства,
понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств
(собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративноприкладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию
эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию
зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся
начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества,
умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания,
художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем.
Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории
отечественной культуры, выраженной в еѐ архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще
всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при
сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения
окружающей действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и
технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественнотворческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на
восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется
прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения
художественно-творческих задач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при этом
содержание занятий может быть адаптировано с учѐтом индивидуальных качеств обучающихся, как
для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В
урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом
формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область
«Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное
искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4
классов программы начального общего образования в объѐме 1 ч одного учебного часа в
неделю. Изучение содержания всех модулей в 1 классе обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение
двух учебных часов в неделю за счѐт вариативной части учебного плана, определяемой
участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем
для изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это
способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и
личностных и метапредметных результатов обучения.
На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата
листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и
их особенности. Приѐмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения
частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка
видения целостности. Цельная форма и еѐ части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы
гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки
смешения красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие
навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времѐн года.
Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объѐме. Приѐмы работы с пластилином; дощечка, стек,
тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ѐжика, зайчика, птички и др.).
Приѐмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных
промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учѐтом
местных промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приѐмами над- резания, закручивания,
складывания. Объѐмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий).
Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление
с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические
и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение еѐ в природе. Последовательное ведение работы над
изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении
узора крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных
художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с
учѐтом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путѐм складывания бумаги и аппликации.
Оригами — создание игрушки для новогодней ѐлки. Приѐмы складывания бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям),
обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приѐмов конструирования из бумаги. Складывание объѐмных простых геометрических
тел. Овладение приѐмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приѐма
симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона
или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального
содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в
зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в
соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной,
написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору
учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих
практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка
эмоционального содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального
образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским
традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и
социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социальнозначимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и
гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и
других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций
отечественной культуры, выраженной в еѐ архитектуре, народном, декоративно-прикладном и
изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в
процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о
красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни
общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и
мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов
и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия
для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого
человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося,
приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск
человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и
воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают
школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует
росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых
отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и
низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников
в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье,
природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к
жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной
рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской
деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения
природы и еѐ образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует
активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по
освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического
продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива,
понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками,
работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определѐнным
заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;
обобщать форму составной конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном
образе) на установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тѐмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах;
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной
среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных
свойств различных художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения
художественных заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определѐнных учебных установок
в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского
художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния
природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметнопространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным
установкам по результатам проведѐнного наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных
композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни
людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента
анализа содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые
электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в
произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять еѐ в
различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные
художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов,
предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель),
между поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам,
сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои
позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учѐта интересов в
процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в
соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
признавать своѐ и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать
намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной
деятельности и строить действия по еѐ достижению, договариваться, выполнять поручения,
подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать своѐ рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в
окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения
содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному
стандарту начального общего образования, утверждѐнному приказом Министерства просвещения
Российской Федерации.
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной
творческой работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами
изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации
наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные
величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих
задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать еѐ в своей практической
художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций
соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и
графических средств его выражения (в рамках программного материала).
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает
каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своѐ мнение с опорой на опыт
жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения
нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные
педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объѐмных форм в
природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приѐмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме
в объѐмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объѐмных форм из бумаги путѐм еѐ
складывания, надрезания, закручивания и др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в
условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с
орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические,
анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной:
декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных
промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учѐтом местных
промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного
промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника.
Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в
условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых
зданий.
Осваивать приѐмы конструирования из бумаги, складывания объѐмных простых геометрических
тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной
игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки
анализа его строения.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и
сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной
задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с
учѐтом учебных задач и визуальной установки учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости
от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки).
Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек.
Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение
зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным
сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также
произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога
или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к
ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения
природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок,
насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
всего
контрольные
работы
практические
работы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Модуль 1. Восприятие произведений искусства
1.1.
Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия произведений детского
творчества и формирование зрительских умений.
0.5
0
0
05.09.2022
Наблюдать, рассматривать, анализировать
детские рисунки с позиций их содержания и
сюжета, настроения.;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
1.2.
Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия.
Представление о различных художественных материалах.
0.5
0
0
06.09.2022
Объяснять расположение изображения на листе
и выбор вертикального или горизонтального
формата.;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
1.3.
Обсуждение содержания рисунка.
1
0
0
12.09.2022
Наблюдать, рассматривать, анализировать
детские рисунки с позиций их содержания и
сюжета, настроения.;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
Итого по модулю 1
2
Модуль 2. Графика
2.1.
Линейный рисунок.
0.5
0
0
19.09.2022
Создавать линейный рисунок — упражнение на
разный характер линий.;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
2.2.
Разные виды линий.
0.5
0
0
20.09.2022
Наблюдать и анализировать характер линий
в природе. ;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
2.3.
Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие — толстые,
порывистые, угловатые, плавные и др.
0.5
0
0
26.09.2022
Создавать линейный рисунок — упражнение на
разный характер линий.;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
2.4.
Графические материалы и их особенности. Приѐмы рисования линией.
0.5
0
0
27.09.2022
Создавать линейный рисунок — упражнение на
разный характер линий.;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
2.5.
Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый,
овальный, длинный).
1
0
1
03.10.2022
Выполнять с натуры рисунок листа дерева.;
Практическая
работа ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
2.6.
Последовательность рисунка.
1
0
0
10.10.2022
Осваивать последовательность выполнения
рисунка.;
Практическая
работа ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
2.7.
Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. От
одного пятна — «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки
разных животных.
1
0
0
17.10.2022
Создавать изображения на основе пятна путѐм
добавления к нему деталей, подсказанных
воображением.;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
2.8.
Линейный тематический рисунок (линия-рассказчица) на сюжет
стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др.) с
простым и весѐлым повествовательным сюжетом.
1
0
1
24.10.2022
Выполнить линейный рисунок на темы стихов
С. Я. Маршака, А. Л. Барто, Д. Хармса, С. В.
Михалкова и др. (по выбору учителя)
с простым весѐлым, озорным развитием
сюжета.;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
2.9.
Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение зверушки
или фантастического зверя. Развитие образного видения и способности
целостного, обобщѐнного видения. Пятно как основа графического
изображения.
0.5
0
0
07.11.2022
Приобрести знания о пятне и линии как основе
изображения на плоскости.;
Практическая
работа ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
2.10.
Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт.
0.5
0
0
08.11.2022
Приобрести знания о пятне и линии как основе
изображения на плоскости.;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
2.11.
Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим
рабочим местом.
1
0
0
14.11.2022
Учиться работать на уроке с жидкой краской.;
Практическая
работа ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
2.12.
Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в
иллюстрациях художников к детским книгам.
1
0
0
21.11.2022
Выполнить линейный рисунок на темы стихов
С. Я. Маршака, А. Л. Барто, Д. Хармса, С. В.
Михалкова и др. (по выбору учителя)
с простым весѐлым, озорным развитием
сюжета.;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
Итого по модулю 2
9
Модуль 3. Живопись
3.1.
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном
искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока.
0.5
0
0
28.11.2022
Обсуждать ассоциативные представления,
связанные с каждым цветом.;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
3.2.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым
из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета.
0.5
0
0
29.11.2022
Знать три основных цвета.;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
3.3.
Эмоциональная выразительность цвета.
0.5
0
0
05.12.2022
Осознавать эмоциональное звучание цвета, то,
что разный цвет «рассказывает» о разном
настроении — весѐлом, задумчивом, грустном
и др. ;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
3.4.
Цвет как выражение настроения, душевного состояния.
0.5
0
0
06.12.2022
Выполнить красками рисунок с весѐлым или
грустным настроением.;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
3.5.
Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению и
восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие навыков работы
гуашью и навыков наблюдения.
1
0
0
12.12.2022
Выполнить гуашью рисунок цветка или цветов
на основе демонстрируемых фотографий или
по представлению.;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
3.6.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые
состояния времѐн года. Работа гуашью, в технике аппликации или в
смешанной технике.
1
0
1
19.12.2022
Рассуждать и объяснять, какого цвета каждое
время года и почему, как догадаться по цвету
изображений, какое это время года.;
Практическая
работа ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
3.7.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие
ассоциативного воображения.
1
0
1
26.12.2022
Осваивать технику монотипии для развития
живописных умений и воображения.;
Практическая
работа ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
Итого по модулю 3
5
Модуль 4. Скульптура
4.1.
Изображение в объѐме. Приѐмы работы с пластилином; дощечка, стек,
тряпочка.
0.5
0
0
09.01.2023
Осваивать первичные навыки лепки —
изображения в объѐме.;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
4.2.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ѐжика, зайчика и т. д.).
Приѐмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
0.5
0
0
10.01.2023
Лепить из целого куска пластилина мелких
зверушек путѐм вытягивания, вдавливания.;
Практическая
работа ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
4.3.
Бумажная пластика. Овладение первичными приѐмами надрезания,
закручивания, складывания в работе над объѐмной аппликацией.
1
0
0
16.01.2023
Осваивать приѐмы создания объѐмных
изображений из бумаги.;
Практическая
работа ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
4.4.
Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народных
художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по
выбору учителя с учѐтом местных промыслов).
1
0
1
23.01.2023
Выполнить лепку игрушки по мотивам
выбранного народного промысла.;
Практическая
работа ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
4.5.
Объѐмная аппликация из бумаги и картона.
1
0
1
30.01.2023
Осваивать приѐмы создания объѐмных
изображений из бумаги.;
Практическая
работа ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
0
0
06.02.2023
Рассматривать и эстетически характеризовать
различные примеры узоров в природе (на
основе фотографий).;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
Итого по модулю 4
4
Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство
5.1.
Узоры в природе.
0.5
5.2.
Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе
фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов
действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в
предметах декоративно-прикладного искусства.
0.5
0
0
07.02.2023
Приводить примеры и делать ассоциативные
сопоставления с орнаментами в предметах
декоративно-прикладного искусства.;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
5.3.
Представления о симметрии и наблюдение еѐ в природе. Последовательное
ведение работы над изображением бабочки по представлению,
использование линии симметрии при составлении узора крыльев.
1
0
0
20.02.2023
Приобретать опыт использования правил
симметрии при выполнении рисунка.;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
5.4.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов.
Орнаменты геометрические и растительные.
0.5
0
0
21.02.2023
Определять в предложенных орнаментах
мотивы изображения: растительные,
геометрические, анималистические. ;
Практическая
работа ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
5.5.
Декоративная композиция в круге или полосе.
1
0
1
27.02.2023
Рассматривать орнаменты в круге, полосе,
квадрате в соответствии с оформляемой
предметной поверхностью.;
Практическая
работа ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
5.6.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных
народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская
игрушка или по выбору учителя с учѐтом местных промыслов.
1
0
1
06.03.2023
Рассматривать и характеризовать орнамент,
украшающий игрушку выбранного промысла.;
Практическая
работа ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
5.7.
Оригами — создание игрушки для новогодней ѐлки. Приѐмы складывания
бумаги.
1
0
1
13.03.2023
Осваивать технику оригами, сложение
несложных фигурок.;
Практическая
работа ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
5.8.
Форма и украшение бытовых предметов.
1
0
0
20.03.2023
Узнавать о работе художника по изготовлению
бытовых вещей. ;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
5.9.
Приѐмы бумагопластики. Сумка или упаковка и еѐ декор.
0.5
0
0
21.03.2023
Осваивать навыки работы с бумагой,
ножницами, клеем, подручными материалами;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
Итого по модулю 5
7
Модуль 6. Архитектура
6.1.
Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мире по
фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей зданий.
0.5
0
0
03.04.2023
Рассматривать и сравнивать различные здания в
окружающем мире (по фотографиям).;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
6.2.
Освоение приѐмов конструирования из бумаги. Складывание объѐмных
простых геометрических тел. Овладение приѐмами склеивания деталей,
надрезания, вырезания деталей, использование приѐмов симметрии.
0.5
0
0
04.04.2023
Осваивать приѐмы складывания объѐмных
простых геометрических тел из бумаги
(параллелепипед, конус, пирамида) в качестве
основы для домиков.;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
6.3.
Макетирование (или создание аппликации) пространственной среды
сказочного города из бумаги, картона или пластилина.
Итого по модулю 6
1
1
0
10.04.2023
Макетировать в игровой форме пространство
сказочного городка (или построить городок в
виде объѐмной аппликации);
Контрольная
работа ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
2
Модуль 7. Восприятие произведений искусства
7.1.
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного
и эмоционального содержания детских работ.
0.5
0
0
17.04.2023
Наблюдать, разглядывать, анализировать
детские работы с позиций их содержания и
сюжета, настроения, расположения на листе,
цветового содержания, соответствия учебной
задаче, поставленной учителем.;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
7.2.
Художественное наблюдение окружающего мира (мира природы) и
предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной
аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
0.5
0
0
18.04.2023
Приобретать опыт эстетического наблюдения
природы на основе эмоциональных
впечатлений и с учѐтом визуальной установки
учителя.;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
7.3.
Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе содержательных
установок учителя в соответствии с изучаемой темой.
0.5
0
0
24.04.2023
Осваивать опыт восприятия художественных
иллюстраций в детских книгах в соответствии
с учебной установкой.;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
7.4.
Знакомство с живописной картиной.
0.5
0
0
25.04.2023
Приобретать опыт художественного
наблюдения предметной среды жизни человека
в зависимости от поставленной аналитической
и эстетической задачи (установки).;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
7.5.
Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным
настроением или со сказочным сюжетом. Произведения В. М. Васнецова,
М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя).
0.25
0
0
08.05.2023
Знать основные произведения изучаемых
художников;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
7.6.
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых
знаний и творческих установок наблюдения.
0.25
0
0
10.05.2023
Приобретать опыт зрительских умений,
включающих необходимые знания, внимание к
позиции автора и соотнесение с личным
жизненным опытом зрителя.;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
7.7.
Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального
содержания произведений.
0.25
0
0
15.05.2023
Наблюдать, разглядывать, анализировать
детские работы с позиций их содержания и
сюжета, настроения, расположения на листе,
цветового содержания, соответствия учебной
задаче, поставленной учителем.;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
7.8.
Произведения И. И. Левитана, А. Г. Венецианова И. И. Шишкина, А. А.
Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя)
по теме «Времена года»
0.25
0
0
16.05.2023
Знать основные произведения изучаемых
художников;
Устный
опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
Итого по модулю 7
Модуль 8. Азбука цифровой графики
3
8.1.
Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на фотографиях
ярких зрительных впечатлений.
0.5
0
0
22.05.2023
Приобретать опыт фотографирования с целью
эстетического и целенаправленного
наблюдения природы.;
Практическая
работа ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
8.2.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих
изучаемой теме.
0.5
0
0
23.05.2023
Приобретать опыт обсуждения фотографий
с точки зрения цели сделанного снимка,
значимости его содержания, его композиции;
Практическая
работа ;
Электронное
приложение к
учебнику "ИЗО" 1
класс
1
9
Итого по модулю 8
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
1.
Изображения всюду вокруг
нас
1
0
1
05.09.2022
Практическая
работа;
2.
Первые представления о
композиции
1
0
1
12.09.2022
Практическая
работа;
3.
Изображать можно линией.
1
0
1
19.09.2022
Практическая
работа;
4.
Красота и разнообразие
окружающего мира природы.
Рисунок с натуры
1
0
1
26.09.2022
Практическая
работа;
5.
Линейный тематический
рисунок.
1
0
1
03.10.2022
Практическая
работа;
6.
Пятно-силуэт.
1
0
1
10.10.2022
Практическая
работа;
7.
Тень как пример пятна
1
0
1
17.10.2022
Практическая
работа;
8.
Цвет как одно из главных
средств выражения в
изобразительном искусстве.
1
0
1
24.10.2022
Практическая
работа;
9.
Разноцветные краски.
1
0
1
07.11.2022
Практическая
работа;
10. Цвет как выражение
настроения, душевного
состояния.
1
0
1
14.11.2022
Практическая
работа;
11. Наш мир украшают цветы.
1
0
1
21.11.2022
Практическая
работа;
12. Изображения разных времѐн
года.
1
0
1
28.11.2022
Практическая
работа;
13. Техника монотипии
1
0
1
05.12.2022
Практическая
работа;
14. Изображение в объѐме.
1
0
1
12.12.2022
Практическая
работа;
15. Объѐмная аппликация и
коллаж.
1
0
1
19.12.2022
Практическая
работа;
16. Глиняные игрушки известных 1
народных художественных
промыслов.
0
1
26.12.2022
Практическая
работа;
17. Объѐмные изображения из
бумаги.
1
0
1
09.01.2023
Практическая
работа;
18. Узоры в природе.
1
0
1
16.01.2023
Практическая
работа;
19. Узоры и орнаменты,
создаваемые людьми, и
разнообразие их видов.
1
0
1
23.01.2023
Практическая
работа;
20. Орнамент игрушек известных 1
народных художественных
промыслов.
0
1
30.01.2023
Практическая
работа;
21. Форма и украшение бытовых
предметов.
1
0
1
06.02.2023
Практическая
работа;
22. Разнообразие архитектурных
построек в окружающем
мире.
1
0
1
20.02.2023
Практическая
работа;
23. Дома бывают разными.
1
0
1
27.02.2023
Практическая
работа;
24. Дом снаружи и внутри.
1
0
1
06.03.2023
Практическая
работа;
Объѐмная
аппликация«Сказочнй
городок»
1
0
1
26. Восприятие произведений
детского творчества.
1
0
1
27. Художественное наблюдение 1
окружающего мира (мира
природы) и предметной среды
жизни человека.
0
1
28. Восприятие художественных
иллюстраций в детских
книгах.
1
0
1
29. Знакомство с живописной
картиной.
1
0
1
30. Художник и зритель.
1
0
1
31. Произведения художников
по теме «Времена года».
1
0
1
25.
13.03.2023
Практическая
работа;
20.03.2023
Практическая
работа;
03.04.2023
Практическая
работа;
10.04.2023
Практическая
работа;
17.04.2023
Практическая
работа;
24.04.2023
Практическая
работа;
15.05.2023
Практическая
работа;
32. Яркие зрительные
впечатления на фотографиях.
1
0
1
33. Итоговый урок
1
0
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
33
0
33
22.05.2023
Практическая
работа;
29.05.2023
Практическая
работа;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М.,
Акционерноеобщество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А., Питерских А. С. Изобразительное искусство.
Рабочие программы. Предметная линия учебников 1-4 классы: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений. – М.: Просвящение, 2019
2. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.:
методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2018
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Виртуальный музей живописи, скульптуры, архитектуры. Энциклопедия мифологии. Библиотека.
(http://smallbay.ru/)
-"Государственный Русский музей" Санкт-Петербург История. Выставки. Коллекции. Реставрация.
(http://www.rusmuseum.ru/)
Интернет-галерея живописи – картины, живопись, репродукции. (http://gallerix.ru/)
Лучшие музеи Европы и мира(http://www.kontorakuka.ru)
Презентации поэтапной росписи. Фрагменты народной музыки. Видеоролики о народной игрушке
(http://www.1-kvazar.ru/)
Сайт музеев России и 100 музеев мира (http://museum.ru)
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Краски акварельные, альбомы, карандаши.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийный проектор, картины и репродукции